Новости Искусства@ARTINFO

  Все выпуски  

Новости Искусства@ARTINFO http://www.artinfo.ru/ru/news


Новости Искусства@ARTINFO
http://www.artinfo.ru/ru/news
в Сети, в Мире, в России, в Москве, в Питере, Веб навигатор (музеи, ярмарки, фестивали, периодика etc), периодика, фото и аудио репортажи,  МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой, "Арт Puzzle Анастасии Полозовой, АРТФон с Оксаной Саркисян, Арт Лондон с Еленой Зайцевой, Венские заметки Лены Лапшиной, репортажи Михаила Молочникова из Берлина и другие специальные авторские проекты>
Выпускающий редактор - Юрий Пластинин


01.10.2017
N 298:

Рассылка НовостейИскусства@ARTINFO, точнее, и постоянные наши читатели знают об этом, - текстов авторских рубрик.
2264 подписчика. Выходит 16 лет.

В этом выпуске:
МАН с Людмилой Новиковой. Выпуск #173.
Основной проект 7-й Московской международной биеннале современного искусства, Александр Яковлев, Александр Лабас>
Об остальных событиях и выставках  - на сайте.
Редактор Юрий Пластинин>


МАН с Людмилой Новиковой. Выпуск #173. Основной проект 7-й Московской международной биеннале современного искусства, Александр Яковлев, Александр Лабас>

◄В Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу – «Заоблачные леса», Основной проект 7-й Московской международной биеннале современного искусства.
Куратором Основного проекта, который показывают в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу, является Юко Хасегава, директор Музея современного искусства Токио. Звезда современного арт-сообщества, Юко Хасегава хорошо известна своими кураторскими проектами в Шардже, Стамбуле, Барселоне, Сан-Паулу, Венеции, Сеуле. Её новая московская работа «Заоблачные леса» (звучит очень романтически!) изыскана и проста как икебана. На вопрос, почему, всё-таки, «Заоблачные леса», Юко Хасегава отвечает: «В последние 5 лет в мире наблюдается тенденция, так называемого взаимообмена, происходящего между двумя поколениями, старшим и младшим. Условно я назвала их «лесным» и «облачным». Облачное поколение родилось после изобретения Интернета, лесное – до изобретения, оно старше и традиционнее, и более укоренённое. Тем не менее, две культуры связаны. Облачное поколение пытается найти корни леса, а лесное, соответственно, ищет и находит новые возможности коммуникаций. Лес является метафорой обыденной, повседневной жизни, облако - символ виртуального пространства, в котором в прямом смысле, нынче живёт молодое поколение. Между лесным и облачным поколениями я хочу восстановить связь, и лучше всего это сделать с помощью искусства».
В процессе подготовки от российских художников поступило более 600 заявок, отобрали девять. Всего же в Основной проект входит 155 арт-проектов. Художники (их 51) из разных стран (их 24) соответственно, представляют, как облачное, так и лесное поколение. Есть в Москве и настоящие звёзды. Это и Бьорк (шесть её VR-инсталляций созданы в рамках проекта Bjork Digital), и Мэтью Барни (специально сделанная для биеннале серия из меди «Космическая охота»), и Олафур Элиасон (световая инсталляция «Пространство резонирует от нашего присутствия», также сделанная специально для 7-й Московской биеннале), и Пьер Юиг (фильм о Фукусиме после катастрофы - Human Mask), и самый модный британский дизайнер Хуссейн Чалаян, ну и так далее. Всего много, смотреть обязательно! Попытка найти общее объединяющее начало реальности и виртуальности, леса и облаков, молодого и зрелого удалась. Букет собран.

До 18 января.
Адрес: Крымский Вал, 10.

◄В галерее «Наши художники» - Александр Яковлев, «Чёрный рейд».
Художник Александр Яковлев до недавнего времени был не слишком известен в России, тем более, в Советском Союзе. Потому как его эмиграция стала для него не крахом, а триумфом. Ещё накануне революции, летом 1917 года, Александр Яковлев вместе с этнографической экспедицией отправляется в Китай и Монголию. Затем была Япония, и только потом – Франция, где сразу оценили его работы, привезённые из путешествий, превратившие его не только в знаменитого, но и богатого художника. В 1924 году Андре Ситроен, с которым был дружен Александр Яковлев, задумал «Чёрный рейд», автопробег длиною от Алжира до Судана и далее до Мадагаскара. Автомобили Citroen, участвовавшие в этой рекламной акции стали первыми внедорожниками. Получивший приглашение от Андре Ситроена художник Александр Яковлев, должен был рисовать, писать, фотографировать. Всё это он делал с блеском. К тому же, он имел опыт путешественника, что немаловажно, и был модным художником, что для рекламной акции тоже было очень хорошо. Звёзды эпохи ар деко счастливо сошлись и на этот раз, что собственно, видно по выставке, впервые показывающей творчество Александра Яковлева в такой полноте.
«Этого замечательного художника просто нельзя игнорировать, - говорит Наталья Курникова, владелица галереи и одна из кураторов выставки. Он обязательно должен быть известен широкой публике. Понятно, что его знают и ценят специалисты, но он должен быть открыт для всех. Это лишь небольшой кусочек из его жизни, но яркий и мощный, иллюстрирующий, насколько он значительный художник». В экспозиции представлено 22 произведения: живопись, графика, плакаты. Включены также предметы африканского искусства различных этносов, так как во время путешествия, Александр Яковлев отвечал и за этнографическую коллекцию. Эта замечательная выставка, составленная из сплошных шедевров, (всё – из частных собраний), приурочена также к выходу книги «Александр Яковлев. Черный рейд. Путевой дневник путешествия по Африке в экспедиции автомобильного общества «Ситроен», подготовленной издательством «Искусство–XXI век» совместно с Российским государственным архивом литературы и искусства.

По 22 декабря
Адрес: Сеченовский пер., 2.

◄В Институте русского реалистического искусства – Александр Лабас, «Октябрь».
Александр Лабас, советский художник-авангардист, выпускник ВХУТЕМАСа и один из основателей группы ОСТ (Общества станковистов), прежде всего известен любителям станковой живописи, как певец дирижаблей, аэропланов, парашютов. Нынче же ИРРИ (Институт русского реалистического искусства) показывает графику и живопись этого замечательного живописца совсем на другую тему.
Его цикл «Октябрь» полностью посвящён революции 1917 года. Сама же выставка приурочена к её столетию. Надо отметить, что многие произведения представлены широкой публике впервые. Отличную экспозицию дополняют документальные фото, что всегда интересно. Архивные фотографии 1917-1923 годов происходят из коллекции Мультимедиа Арт Музея. Есть также документы, в том числе, личное дело Александра Лабаса из Государственного военного архива. В середине 1930-х годов он был обвинен в формализме. Осуждались не только его живописные приёмы, осуждались и его политические взгляды, в том числе на революцию. Александр Лабас категорически не желал делить соотечественников на красных и белых. В 20-х - начале 30-х годов Лабас - активный участник международных выставок (XVII Международная выставка искусств в Венеции, ХХХ Международная выставка живописи в Питсбург, Балтиморе. Выставки в Голландии, Германии, Швеции, Латвии, Швейцарии, Англии, Южной Африке, Франции, Японии, Испании). После же 1936 года его произведения не принимаются на выставки, не покупаются музеями. Чтобы заработать на жизнь, Александр Лабас работает как театральный художник.
Возрождение и возвращение художника началось в 1960-е, в «эпоху оттепели». Несколько позже, в 1976 году, уже в «эпоху застоя» состоялась его первая прижизненная персональная выставка. И только с 1991 года художника будут регулярно показывать разные институции. Персональная выставка «Лабас. Октябрь» в Институт русского реалистического искусства предлагает зрителям не только произведения из собраний Третьяковской галереи, Русского музея, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Костромского музея-заповедника и частных собраний, но и новое прочтение творчества художника.

До 10 декабря.
Адрес: Дербеневская ул. 7, стр. 31.

◄В ГМИИ им. А.С.Пушкина - «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968».
Выставка «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968». открылась в рамках межмузейного фестиваля «Оттепель: лицом к будущему». Как известно, в фестивале уже участвуют Государственная Третьяковская галере и Музей Москвы. Организованная ГМИИ им. А.С.Пушкина совместно с Центром изящных искусств BOZAR (Брюссель), Центром искусства и медиа ZKM (Карлсруэ) и при поддержке Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», выставка показывает почти двести произведений послевоенного искусства Западной и Восточной Европы, 150 художников из 18 стран, включая Россию. Среди художников - Марк Шагал, Александр Дейнека, Пабло Пикассо, Ив Кляйн, Лучо Фонтана, Жан Дюбюффе, Люсьен Фрейд, Герхард Рихтер, Фернан Леже, Франциско Инфантэ-Арана, Жан Фотрие, Отто Дикс, Алина Шапошников, Вадим Сидур, Армандо, Отто Мюль, Георг Базелиц, Тадеуш Кантор, Генри Мур, ну и так далее. Имена звёздные, проект масштабный. С некоторыми изменениями его уже видели в Брюсселе и Карлсруэ. Список музеев, откуда пришли произведения, также весьма внушителен: лондонский Тейт Модерн, парижский Национальный музей современного искусства и культуры Жоржа Помпиду, берлинская Национальная галерея, амстердамский Стеделейк, парижский Музей Пикассо, мадридский Музей Тиссена-Борнемисы, дюссельдорфский Фонд «Zero», Фонд Бейлер (Риен / Базель), венский Музей современного искусства, варшавский Музей независимости, базельский Музей Тэнгли, будапештская Национальная галерея, краковский Национальный музей, чешская Национальная галерея в Оломоуце, Кунстхалле города Эмден в Германии и др. Временные рамки 1945 – 1968, определённые кураторами проекта, доктором Экхартом Гилленом, (Берлин), профессор Петером Вайбелем, председатель ZKM / Центра искусства и медиа (Карлсруэ) и Данилой Булатовым (ГМИИ им. А.С. Пушкина) весьма символичны. 1945 год – окончание Второй мировой войны. 1968 год – известные события в Чехословакии, майские студенческий волнения во Франции, студенческое движение в ФРГ и Западном Берлине, в Югославии и Бельгии, протесты против войны во Вьетнаме в Соединённых Штатах, появление новых левых, всеобщая борьба за права человека, феминизм и экологию… Всё это в какой-то мере отражено в экспозиции.
Выставка делится на темы-разделы. Есть раздел скорби (Белый зал), где представлены самые скорбные произведения: «Распятый» Альфреда Хрдлички, «Падший воин» Генри Мура, «Треблинка» Вадима Сидура и пр. Есть раздел «Борьба за мир», есть разделы, посвященные поп-арту, кинетизму, новому реализму. Выставка, по сути своей, социальная и пацифистская, соединила дадаистов, соцреалистов, экспрессионистов и венских акционистов. Она включает практически все виды и жанры. Экспозиция дополнена фотографиями, плакатами, документами и отличнейшей экспликацией. Художники из социалистического лагеря, то есть, ГДР, Польши, Чехословакии, Венгрии также присутствуют. Культурное единство Европы, Восточной и Западной – неделимо, такова главная мысль кураторов, а социализм и абстракционизм имеют общие черты, не только эмоциональные, но и стилистические.
Но может ли Европа быть едина? Вот в чём вопрос…

До 21 мая.
Адрес: ул. Волхонка, 12.

◄В Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА» - «Синий суп XXI»

Почему Даниил Лебедев, Алексей Добров и Александр Лобанов называют себя «Синим супом»? Да потому, что когда-то, на занятиях живописи, им очень приглянулся стакан с синей водой, где мылись грязные акварельные кисточки… Всё это акварельное и текучее, смелое и проворное, так навсегда и осталось в компьютерной анимации и видеоарте «Синего супа», что нынче можно с удовольствием видеть в Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА», потому как Фонд cовместно с XL Projects показывает публике ретроспективу «Синего супа», куратор - Елена Селина.
В экспозиции практически все работы группы: 13 больших видеоинсталляций и 15 маленьких фильмов. Первая работа датирована 1996 годом, последняя – 2017. Зрелище, надо сказать, завораживающее! Здесь есть и «Выход» 2005 года, (экспонировался на 1й Московской биеннале современного искусства), и «Эшелон» 2006 года, (впервые показали в фонде «Современный город»), и «Озеро», и «Оборона», оба - 2007 года, и «Муть» 2014 года, и «Каскад» 2016 года (все они впервые были представлены в XL Галерее).
Конструкция экспозиции проста: снизу вверх, в хронологической последовательности. Длительность каждой видеоинсталляции всегда разная, но самая короткая, «Вестибюль» занимает 30 секунд! «Эти образы, близкие всем нам троим, мы рождаем совместно, - говорят художники, и мы специально занимаемся их интерпретацией». Нежные и глумливые, они – последние романтики от contemporary art, во всяком случае, «супы» так себя позиционируют. Они не дрейфуют в сторону безобразного мира (то есть мира без образов), что так модно нынче, и до сих пор не могут отказаться себе в удовольствие использовать сюжет, у них всё время что-то происходит. А ещё, у них нет программы, стратегически нет. Нет идеи и цели. А куда бы они хотели идти, - не представляют. И что будут делать дальше, когда заканчивают последнюю работу – тоже не знают! Лукавят, конечно, но концептуально лукавят…

До 28 мая.
Адрес: ул. Кузнецкий мост, 21/5, подъезд N8
◄23 марта 2017 года в резиденции Посла Франции состоялась торжественная церемония, во время которой Ольга Свиблова, Владимир Потанин и Владимир Семенихин были возведены в ранг Офицеров французского национального ордена Почетного легиона, а Игорь Цуканов - в ранг Кавалера французского национального ордена Почетного легиона.

Вступление в члены ордена Французского легиона - это высший знак отличия, почета и официального признания особых заслуг перед Францией, которого Ольга Свиблова, Владимир Потанин, Владимир Семенихин и Игорь Цуканов удостоились за укрепление и развитие российско-французских связей в области культуры. 13 сентября 2016 года в Центре Помпиду открылась выставка «Коллекция! Современное искусство из СССР и России 1950-2000 гг.» - уникальный дар Центру Помпиду более 200 произведений русского современного искусства 65 российских художников, таких как: Илья Кабаков, Эрик Булатов, Владимир Янкилевский, Эдуард Штейнберг, Франциско Инфанте, Юрий Злотников, Борис Орлов, Виталий Комар и Александр Меламид, Валерий и Римма Герловины, Юрий Альберт, Вадим Захаров и другие. Проект «Коллекция!», инициированный Благотворительным фондом Владимира Потанина, с российской стороны был реализован куратором Ольгой Свибловой, директором Мультимедиа Арт Музея, Москва в тесном сотрудничестве с командой Центра Помпиду. Этот дар стал возможен благодаря объединению усилий Благотворительного фонда Владимира Потанина, а также коллекционеров: Владимира и Екатерины Семенихиных, Игоря Цуканова, Николаса Ильина, Иветы и Тамаза Манашеровых, Инны Баженовой и многих других, включая наследников художников и художников.
Проект в Центре Помпиду сопровождается обширной образовательной программой, в рамках которой проходят лекции и дискуссии с участием российских художников, российских и международных теоретиков в области современного российского искусства, а также проходит показ документальных фильмов о русском современном искусстве.
26 февраля выставка «Коллекция!» была дополнена новыми поступлениями («Коллекция+») – дарами художников, наследников и коллекционеров.

Выставка открыта в Центре Помпиду до 2 апреля 2017 года.

Данный проект задуман как развивающийся во времени и строится на новых формах сотрудничества и взаимодействия между Фондом Потанина, Центром Помпиду, российскими специалистами в области современного искусства, российским, французским и интернациональным художественными сообществами. Постоянная коллекция одного из крупнейших музеев мира – Центра Помпиду, обладающего одним из важнейших собраний русского искусства 1-й половины ХХ века, становится мировым музеем, в котором с наибольшей полнотой представлены и российское искусство 2-й половины ХХ века, а также начала XXI века. Российское современное искусство включается в мировой художественный контекст, что безусловно способствует его собственному развитию, а также делает доступным для Франции и всего мира достижения российской визуальной культуры 2-й половины ХХ века.

◄В Stella Art Foundation - «Такеда. Боль и Воля».
В рамках социально-культурной акции фармацевтической компании «Такеда» в Stella Art Foundation проходит выставка современных художников: «Такеда. Боль и Воля». Куратор проекта Михаил Сидлин представляет в залах Фонда группу МишМаш (Миша Лейкин и Маша Сумнина), Лизу Морозову, Яну Сметанину, Хаима Сокола, Олега и Ольгу Татаринцевых и Аристарха Чернышева. В экспозиции представлено 6 художников и 7 работ. Хаим Сокол показывает две. (Одна была сделана ещё до выставки и называется «Лестница в небо», вторая – специально для выставки, под названием «Мне не дано почувствовать чью-то боль, но, возможно, я могу её не испытывать вместо кого-то»). Не для выставки, а значительно раньше, в 2004 году, был сделан объект дуэта МишМаш, это их первая совместная работа. Все остальные произведения относятся к 2016 – 2017 годам, все были сделаны специально для выставки.
Эта вторая акция компании «Такеда». Первая прошла в Петербурге, в начале декабря прошлого года, в залах Академии Художеств. В Петербурге свои работы показывали студенты, в Москве – художники известные, с именем. «Выбор пал на тех художников, которые уже работали с темой боли, - говорит Михаил Сидлин. В принципе, найти таких художников в России было не слишком просто. Проникновения в эту тему, сопереживание, сочувствие, соучастие показывает определенный этап собственного развития художника, его человеческую зрелость. Речь здесь идёт не только о физической боли, но о боли, если хотите, в её культурном, и даже поэтическом значении. Мы очень плотно общались, встречались, что-то менялось в процессе. Например, Лиза Морозова, работающая вживую с живым перформансом, на этот раз представила видеоперформанс. И это тоже открытие!»
В экспозиции представлены разные жанры: живопись - Яна Сметанина, графика – Хаим Сокол, объекты у Аристарха Чернышёва, Татаринцевых, группы МишМаш. Так что никакого единообразия, но полная гармония!

По 30 марта.
Адрес: Скарятинский переулок, 7

◄В ГМИИ им. А.С.Пушкина - «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968».
Выставка «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968». открылась в рамках межмузейного фестиваля «Оттепель: лицом к будущему». Как известно, в фестивале уже участвуют Государственная Третьяковская галере и Музей Москвы. Организованная ГМИИ им. А.С.Пушкина совместно с Центром изящных искусств BOZAR (Брюссель), Центром искусства и медиа ZKM (Карлсруэ) и при поддержке Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», выставка показывает почти двести произведений послевоенного искусства Западной и Восточной Европы, 150 художников из 18 стран, включая Россию. Среди художников - Марк Шагал, Александр Дейнека, Пабло Пикассо, Ив Кляйн, Лучо Фонтана, Жан Дюбюффе, Люсьен Фрейд, Герхард Рихтер, Фернан Леже, Франциско Инфантэ-Арана, Жан Фотрие, Отто Дикс, Алина Шапошников, Вадим Сидур, Армандо, Отто Мюль, Георг Базелиц, Тадеуш Кантор, Генри Мур, ну и так далее. Имена звёздные, проект масштабный. С некоторыми изменениями его уже видели в Брюсселе и Карлсруэ. Список музеев, откуда пришли произведения, также весьма внушителен: лондонский Тейт Модерн, парижский Национальный музей современного искусства и культуры Жоржа Помпиду, берлинская Национальная галерея, амстердамский Стеделейк, парижский Музей Пикассо, мадридский Музей Тиссена-Борнемисы, дюссельдорфский Фонд «Zero», Фонд Бейлер (Риен / Базель), венский Музей современного искусства, варшавский Музей независимости, базельский Музей Тэнгли, будапештская Национальная галерея, краковский Национальный музей, чешская Национальная галерея в Оломоуце, Кунстхалле города Эмден в Германии и др. Временные рамки 1945 – 1968, определённые кураторами проекта, доктором Экхартом Гилленом, (Берлин), профессор Петером Вайбелем, председатель ZKM / Центра искусства и медиа (Карлсруэ) и Данилой Булатовым (ГМИИ им. А.С. Пушкина) весьма символичны. 1945 год – окончание Второй мировой войны. 1968 год – известные события в Чехословакии, майские студенческий волнения во Франции, студенческое движение в ФРГ и Западном Берлине, в Югославии и Бельгии, протесты против войны во Вьетнаме в Соединённых Штатах, появление новых левых, всеобщая борьба за права человека, феминизм и экологию… Всё это в какой-то мере отражено в экспозиции.
Выставка делится на темы-разделы. Есть раздел скорби (Белый зал), где представлены самые скорбные произведения: «Распятый» Альфреда Хрдлички, «Падший воин» Генри Мура, «Треблинка» Вадима Сидура и пр. Есть раздел «Борьба за мир», есть разделы, посвященные поп-арту, кинетизму, новому реализму. Выставка, по сути своей, социальная и пацифистская, соединила дадаистов, соцреалистов, экспрессионистов и венских акционистов. Она включает практически все виды и жанры. Экспозиция дополнена фотографиями, плакатами, документами и отличнейшей экспликацией. Художники из социалистического лагеря, то есть, ГДР, Польши, Чехословакии, Венгрии также присутствуют. Культурное единство Европы, Восточной и Западной – неделимо, такова главная мысль кураторов, а социализм и абстракционизм имеют общие черты, не только эмоциональные, но и стилистические.
Но может ли Европа быть едина? Вот в чём вопрос…

До 21 мая.
Адрес: ул. Волхонка, 12.

◄В Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу - «Оттепель».
Еще раз хочется отметить, что выставка «Оттепель» (кураторы экспозиции Кирилл Светляков, Анастасия Курляндцева и Юлия Воротынцева) в Третьяковской галерее открылась в рамках межмузейного фестиваля «Оттепель: лицом к будущему» (см. выше). В экспозицию выставки-блокбастера есть и живопись, и графика, и скульптура, и плакат. Есть кино и театр, предметы быта, например, модель ледокола «Ленин», пылесос, весёленькие образцчики ситца, радиоприемники. Есть документы, вроде текстов о диссидентах, стенограммы по «делу Пастернака» или фотографий с похорон Ахматовой. То есть, всего много.
Выставочное пространство поделено на следующие зоны-темы: «Разговор с отцом», «Лучший город Земли», «Международные отношения», «Новый быт», «Освоение», «Атом – космос», «В коммунизм!». «Оттепель» неожиданно объединила самых разных художников - от Виктора Попкова, Таира Салахова, Юрия Пименова, до Эрнста Неизвестного, Эрика Булатова, Анатолия Зверева, Владимира Янкилевского, Оскара Рабина, Владимира Немухина, Лидии Мастерковой, Михаила Рогинскиого, Бориса Турецкого. Проект сложился из полтысячи предметов из 23 музеев и 11 частных собраний. Саму же экспозицию выставки (одинаковые дома-стенды, ставшие аллюзией панельных хрущёвских пятиэтажек и свободная планировка) выстроил архитектор Владимир Плоткин, мастер очень больших городских объектов! Над видеорядом поработал режиссёр Алексей Попогребский, автор «Коктебеля» и «Оптимистов».

По 16 июня.
Адрес, Крымский Вал, 10.

◄В галерее «Наши художники» - «Гельцер. Коллекция».
В галерее «Наши художники», которая славится своими музейными проектами, новая выставка: «Гельцер. Коллекция». Прима-балерина Большого театра Екатерина Васильевна Гельцер (1876–1962) собирала коллекцию со вкусом. Среди абсолютных шедевров - Исаак Левитан (её любимый художник, у Гельцер было почти пол сотни его работ), представленный пейзажами «На Волге», «Бурный день», «Осень. Солнечный день», Константин Коровин с «Хозяйкой» и портретами Т. С. Любатович, «Гензель и Гретель» Михаила Врубеля, «Обнаженная с распущенными волосами» Валентина Серова, «Летняя мелодия» Виктора Борисова-Мусатова, «Голубые гортензии» Николая Сапунова, «Павильон Армиды» Александра Бенуа, «На высоком берегу Волги» Бориса Кустодиева, ну и так далее.
Одна из лучших московских коллекций, с великолепным провенансом, к сожалению, не сохранилась и рассеялась. Как считают кураторы, «истинная ценность коллекции, и её первоначальные размеры, — тайна». Ну а всё показанное в галерее «Наши художники», как всегда стало большим подарком московской публике.

До 27 апреля.
Адрес: Сеченовский переулок, дом 2.

◄Джеско Озер «Талашкино. Деревянные изделия мастерской кн. М. Кл. Тенишевой».

Презентация издания Джеско Озера «Талашкино. Деревянные изделия мастерской кн. М.Кл.Тенишевой» во Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
Презентация внушительного двухтомника Джеско Озера «Талашкино. Деревянные изделия мастерской кн. М. Кл. Тенишевой» во Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства стало событием, и не только музейного масштаба. Талашкино – местечко под Смоленском, нынче практически пригород, в котором когда-то Мария Клавдиевна вела некоммерческую культуртрегерскую деятельность. Теперь здесь музей. Правда он находится не в самом селе Талашкино, где ничего нет, кроме пыльных палисадников, а рядом, в местечке Флёново, где можно провести отличный летний денёк! После тотального уничтожения и немцам, и нашими, аутентичным архитектурным сооружением во Флёново остались только два здания. Это «Теремок», выстроенный Сергеем Васильевичем Малютиным в 1901 году в неорусском стиле, где у княгини были мастерские и храм Святого Духа. В «Теремок» не только надо заходить, но и обходить его вокруг, со тщанием рассматривая все детали , все фасады, все окна и двери. Кстати в экспозиции «Теремка» можно видеть (раньше точно были, теперь не знаю) эскизы церкви Святого Духа, сделанные Михаилом Врубелем. Храм, построенная за три года с 1902 по 1905, Сергеем Васильевичем Малютиным, Иваном Фёдоровичем Барщевским (патриархом российской архитектурной фотографии) и княгиней Тенишевой в хорошей сохранности. Церковь не была освящена (раньше точно не была, теперь не знаю) и служила усыпальницей. В 1903 году в церкви похоронили Вячеслава Николаевича Тенишева, мужа княгини. Она и сама хотела там упокоиться. В 1918 году, благодарные крестьяне, которых так опекали Тенишевы, вытащили князя из гроба, ну и сделали с трупом всё, что положено… Церковь расписал Николай Константинович Рерих, наш великий эзотерик, в 1908- 1914 годах. Фрески не уцелели, но осталась чудная мозаика «Спас Нерукотворный» над западным входом, выполненная петербуржским мозаичистом Фроловым по эскизу Рериха. Так что, посмотреть тут есть на что.
Автор двухтомника «Талашкино. Деревянные изделия мастерской кн. М. Кл. Тенишевой» Джеско Озер, впервые приехал в Талашкино в 1996 году. Был очарован. Стал заниматься изучением жизни и творчества М.К. Тенишевой. Работал в российских и европейских архивах, музеях, искал и находил новые документы, фотографии, факты из жизни княгини. Результат двадцатилетней работы – эта книга, мощное двухтомное издание «Талашкино. Деревянные изделия мастерской кн. М.Кл. Тенишевой» «Издательского дома Руденцовых». Развёрнутые тексты дополнены подробным и полным каталогом, всевозможной документацией, рисунками, эскизами, фотографиями. И всё это изобилие и роскошь посвящена только одной истории (а их у Тенишевой было много), то есть, столярным и резным мастерским княгини, располагавшихся в её имении Талашкино, где изготавливалась церковная утварь, мебель, музыкальные инструменты, декоративные изделия. Эскизы делали великие художники: Михаил Врубель, Сергей Малютин, Николай Рерих, ну и так далее. Мария Клавдиевна и Вячеслав Николаевич были большими меценатами!
На сегодняшний же день русская книга немецкого автора Джеско Озера - лучшая из всего, что было когда-либо написано на тему.


Еще больше нового и интересного в ЕЖЕДневных Новостях Искусства@ARTINFO - http://artinfo.ru/ru/news  
Пополнение 3-4 раза в день.

Юрий Пластинин


В избранное