Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Искусства@ARTINFO

  Все выпуски  

Новости Искусства@ARTINFO http://www.iCKYCCTBO.ru 13.12.2007 N 213:


Новости Искусства@ARTINFO
http://www.iCKYCCTBO.ru
в Сети, в Мире, в России, в Москве, в Питере, Веб навигатор (музеи, ярмарки, фестивали, периодика etc), периодика, фото и аудио репортажи,  "Theory is Sexy"  с Александром Соколовым, "АРТФон с Оксаной Саркисян", Арт-Лондон с Еленой Зайцевой, Венские заметки Лены Лапшиной, репортажи Михаила Молочникова из Берлина, SUPREMUS Zurich, "АРТикуляция" с Дмитрием Барабановым, Московский дневник Михаила Сидлина и другие специальные авторские проекты>
Выпускающий редактор - Юрий Пластинин


13.12.2007
N 213:

<<Органайзер Андрея Ковалёва 2007 #2. 12 декабря 2007. Бабло побеждает зло!   <здесь>
Органайзер Андрея Ковалёва 2007 #1. 30 ноября 2007. Утепление утопистов. Предыдущий Органайзер Андрея Ковалёва #46 вышел 8 июня 2005, то есть 29 месяцев назад.  Однако, предыдущий  #45 был 2 февраля 2004 года, так что плюсуем ещё 15 месяцев. Итого, 3 года и 8 месяцев мы обозревали "искусственную жизнь" без участия мастера интеллектуальной подножки, эстетического хука и социального препарирования.  АРТикуляция с Дмитрием Барабановым с  2004 по 2007 год в некотором роде замещала Органайзер. В другом формате, своим авторским взглядом Дмитрий Барабанов успешно обозревал происходящее на московской арт сцене. Но обстоятельства выше нас, и у него образовался перерыв> 

<<Акция - Перформанс - Спектакль. Марина Перчихина (Mouse). В контексте недавнего опыта работы в абсолютно интернациональной  группе из девяти человек (от Аргентины до Норвегии), участники которой до того ничего не знали о друг друге,  и принадлежали как к визуальной, так и к театральной линии перформанса, и должны были, после месяца электронной переписки, в течение недели создать общее действо в рамках фестиваля в немецком городе Гиссен, мне пришлось попытаться сформулировать изначальные, строго формальные признаки трех типов действа. Это показалось небесполезным и для понимания происходящего на местной почве> <здесь>

Дедлайны:
 

<<До 1 января 2008 года можно подать заявку на премию ARCO/ BEEP NEW MEDIA. Из названия понятно, что лауреаты будут представлены на ярмарке ARCO в Мадриде 13-18 февраля 2008. Плюс победитель получит 15000 евро.  Так же название подсказывает, что в конкурсе участвуют работы, представляющие так называемый медиа-арт, да еще с указанием, что медии эти должны быть новыми. В 2007 победителем стал проект Fascinum хкдожника Christophe Bruno (галерея Sollerits)>

<<7 января 2008 дедлайн Cartier Award, премии, которая учреждена по инициативе Frieze Project, кураторской программы Frieze Art Fair, London, которая пройдет 16 - 19 октября 2008 года. Заявляемые проекты, в случае их выбора эксперами (Neville Wakefield, куратор, Frieze Projects; Hervé Chandès, Cartier Foundation for Contemporary Art; Mia Jankowicz, куратор; Richard Wentworth, художник), должны быть представлены в кураторской программе Frieze Art Fair инсталляциями, перформансами, фильмами, видео и принтами.
Премия включает: 3-х месячную резиденцию в сентябре-декабре; 10 тысяч фунтов на реализацию проекта; наличные художнику - 1000 фунтов. Детали на сайте http://www.frieze.com>

<<15 января 2008 года дедлайн третьего ежегодный всероссийский конкурс в области современного искусства «ИННОВАЦИЯ».

<<До 20 января 2008 от от музеев, художников и кураторов принимаются заявки на конкурс идей для участия в очередном фестивале института ПроАрте "Современное искусство в традиционном музее 2008". 2 этап конкурса пройдет до 15 февраля и только для проектов, упешно прошедших 1 этап конкурса. На конкурс принимаются не выставлявшиеся ранее в Санкт-Петербурге проекты, подготовленные российскими и зарубежными художниками в сотрудничестве с музеями Санкт-Петербурга, имеющие тесную контекстуальную связь с экспозицией и фондами музея. Фестиваль пройдет с 27 сентября по 19 октября 2008 года>

Продолжение следует>

<<Ежедневно пополняемая информация о важнейших событиях на мировой, московской, российской, питерской, берлинской арт сцене <здесь>


1. <<Органайзер Андрея Ковалёва 2007 #2. 12 декабря 2007. Бабло побеждает зло!

Признаюсь честно - несколько лет назад, по заказу знакомых пиарщиков, я уже разрабатывал проект некой худпремии. Дело дальше бизнесплана не пошло, однако теперь я могу громко сказать: "Все у меня списали!!!!". Правда, "Винзавода" тогда не было. И называлась премия - "Татлин". Да и Бреуса тогда звали как-то по-другому. Не знаю, почему тогда все сошло на нет - наверное, потому что я сам испугался возможного результата. Результаты тоже как-то скучно обсуждать, равно как и сопутствующие интриги. Кстати, все сложилось очень политкорректно. Перед людьми не стыдно: одна женщина, один гей. "К гей-культуре отношусь, иногда. Иногда меня к ней относят. Почти все ценное и интересное, что сейчас есть в мире общей культуры и искусства, корнями уходит - это всем известно - в гей-культуру".
Но более всего важно, как отметило большинство обозревателей, не результат, а само шоу. Брэнд, то есть совриск, распропагандировали. Борис Юхананов все устроил отлично, свел все к шутке. Менты поцеловались публично, всем понравилось. Шоу может продолжаться. В этом смысле даже неврозы Владика Монро, не позволившие ему явиться на церемонию, выглядят как хорошо продуманный автопиар.
Главное, что нос фашикам, наезжающим на современное искусство, утерли, а они у нас пугливые, наезжают только на слабых, что очень верно отметил Ерофеев: "Ультраправые хорошо ориентируются в системе социальных иерархий и не выбирают проекты, имеющие мощную властную поддержку". Кстати, кажется впервые эти мифологические "общественные организации" названы своим настоящим именем - фашисты. КоммерсантЪ - смелое издание, однако. Дело с поц-артом все развивается, посему смотрите вот эту ленту в моем блокноте, я ее регулярно дополняю.  Кстати,  отметим, что прокуратора немного назад откатила - сначала шили опасную статью  282.1  - "Организация экстремистского сообщества", теперь вроде сбили все на безобидное разжигание.
Однако, при этом проявилось очень неприятное обстоятельство, на которое обратила внимание Жанна Васильева - "У нас актуальное искусство борется пока не только с индустрией развлечений, но вынуждено отстаивать сам факт своего существования. Защищать свою территорию свободы - от отеческой министерской заботы и судебных исков". Скажу больше - все художественные силы уходят на самозащиту, на общественную работу сил не остается.
Уморительная, конечно, получилась борьба бобра с козлом, которую устроил Осмоловский, официальным СМИ очень по вкусу пришлось высказывание Осмоловского "Сегодня победило добро, как всегда в русских сказках." "Последнее восстание" группы "АЕС+Ф" он охарактеризовал как "зло". То есть нам нужно такое искусство, которое обрезано по самое никуда. Как в танках Осмоловского.
Остается только, как сказал все тот же Осмоловский, искать деньги. "В современном искусстве, как и вообще в изобразительном искусстве, деньги, конечно, играют большую роль. Я в данном случае имею в виду не цены на работы. Чтобы создать хорошее произведение искусства, нужны деньги". Кстати говоря, все почему-то говорили только о наградном фонде, а вот о стоимости самой затеи даже никто и не заикнулся. А штука явно дорогущая - я так думаю, что никак не меньше поллимона будет. Но именно бабки у нас и выступают в качестве ретраншементов супротив мракобесия. Кому скажешь - не поверят.
Кстати говоря, есть еще одно забавное обстоятельство. И за добром, то есть Осмоловским, и за злом (АЕС+Ф), и даже за промежуточным вариантом, то есть Альбертом, стоят весьма внушительные финансовые силы. 
Кстати, о Кандинском. Штука в том, что его  в свое время просто выставили  из  ИНХУКА - вовсе не кровавый большевистский режим, а свои же братки авангардисты. Русский европеец не видел дальше собственного носа - и не подписал декларацию о  переходе к производственному искусству, в новый мир не вошел, остался в старом. Поэтому и стоит так дорого, много больше Татлина.

То есть движение у нас происходит в сторону фундированной хорошими деньгами благородной тоски. Налаженный Анатолием Журавлевым эстетический проект GMGallery на Биеннале смотрелся весьма причудливо.  А теперь, когда  открылось  роскошное помещение в роскошном месте, все стало на свои места. Хочу сказать комплимент - ОЧЕНЬ СКУЧНО!. Серьезно, нам этого сильно не хватало. Однако, я опять-таки как-то не верю в то, что это и в самом деле "галерея". То есть торговое предприятие, владельцы которого живут за счет доходов от торговли. Даже на первый взгляд бросается в глаза, что простые трудовые маршанские прибыли вряд ли что изменят в структуре доходов того благородного семейства, к которому принадлежит Марина Гончаренко, по словам Маркина, "приятная блондинка, гораздо интереснее Стеллы Кей и Марианны (RUARTS)". Я лично политнекорректностей его не разделяю, более того, как марксист-прагматик осуждаю разжигание классовой вражды на пустом месте. К социальным революциям нужно относится серьезней.

Одно можно  отметить  - все еще остаются люди, которые обладают мужеством, чтобы погружать свои персты в дурно пахнущие дискурсы и строить инсталляции из подгнивших парадигм. Например, в "Русскую идею", как то сделали Макаревич и Елагина, не убоявшись того, что от нее "веет чем-то неприятно черносотенным". Тонкость вся в том, что им было совершенно нечего делать в куликовском "Проекте художественного оптимизма".

Точно так же, как и Павлу Пепперштейну, который в своем "Городе Россия" бесстрашно эксплицировал все  прелести хроношовинизма, по его словам – "это негативное свойство нашего времени, которое невероятно сильно зациклено на настоящем, на себе. И ужасной дискриминации подвергается прошлое и будущее".

Странненькая конструкция получается, однако. Осмоловский с Куликом оказываются в компании хроношовинистов. Еще более интересно, что едва ли не единственной силой, которая сохраняет способность  аналитического подхода к актуальным общественным языкам, оказываются те самые мракобесы -концептуалисты, с которыми  в прошлое десятилетие так звонко воевали радикалы. Бывшие, удалившиеся в высокодуховные эмпиреи. 

Кстати сказать, на племя младое тож надежды мало. Кирилл Маркушин (выставка в XL) и Яша Каждан, несомненно,  профессионалы очень высокого уровня.  Но  этот  профессионализм они обрели в индустрии развлечений  и консумеризма -  их попытка выхода  в сферу социального критицизма выглядит как-то неловко. Впрочем, кто знает, что из этого всего получится...

На сем заканчиваю. Синсирельно Ваш, АК.
ЗЫ - Все линки с цитатками см. в моем гуглевском блокнотике.

2. <<Акция - Перформанс - Спектакль. Марина Перчихина (Mouse).

 
<Экспансия и апроприация

С середины 1960-х до конца 90-х продолжалась начатая еще в начале 20-го века экспансия современного искусства на территорию жизни. Эта единая волна, (с короткими всплесками и откатами), вместившая три поколения художников и постепенно смывавшая границы  искусства и политики, искусства и улицы, материалов искусства и  персонального тела(тел).
Искусство подписывало «все»  И ВСЕ СТАНОВИЛОСЬ ИСКУССТВОМ.
Территория его казалась уже всемирной. Шествие Абрамович и Улая по Китайской стене и Упакованный Рейхстаг - плоды этой глобальной экспансии.
Последние мощные высказывания, уже накачанные деньгами и профессиональной «раскруткой», были слышны в Лондоне конца 90-х. 
Очевидно, что где-то на грани миллениума наступил штиль, а потом и глянец  со смутным тенями «сталинского ампира».
«Реставрация», «Новый консерватизм», как это ни называй, это общее явление, ярче проступающее на пост-тоталитарных фонах и мягче на европейских. И это тоже очевидно.
Но невидимым оказалось стремительное сужение завоеванных территорий - не смотря на внешний рост количества событий и мест.

С 2001 года, как шагреневая кожа, сжимается территория искусства. Со всех сторон идет апроприация его языка: политиками и террористами, дизайнерами и архитекторами, рынком и в первую очередь масс медиа и «медийными телами».

Сегодня положение современного художника ощущается как катастрофическое.
Возможен ли экстремальный перформанс после 11 сентября и после Норд Оста?
Возможно ли конкурировать с реалити шоу и  со  звездой телеэкрана (Ксюшей Собчак) исполняющей цирковой номер под куполом и без страховки?
Возможна ли инсталляция, когда любой элитный ресторан уже инсталляция, а все фактуры и материалы «антиэстетики», т.е. современного искусства - давно стали элементами витрин?
Наработки концептуализма давно использованы на рекламных щитах.
А сам художник стал тюбиком краски в руках кураторов и галеристов, ведущих большую игру.
Остается еще одна иллюзия «искусство - народу», Балаган Синих Носов, на краткий миг удачно сомкнувший уровни высокого и низкого. Но это мгновенная радость. Балаган теряет почву под ногами, когда исчезает мистериальный уровень - материал для профанации.
Как никогда радикально, острее чем в 60-е, встает вопрос о художнике.
Кто он?
Последнего аргумента - персонального тела, как инструмента радикального жеста, уже не осталось, и оно отнято шоу-бизнесом.
Обратная апроприация, то есть механизм поп-арта выглядит совсем вяло, создает зеркальный коридор, из которого выйти некуда, кроме как улететь в другое измерение, где всякий разговор обрывается.
По-видимому, художник должен опять сжаться до самой скромной и безмерно ответственной позиции инструмента языка, сообщающего опыт, недоступный всем другим практикам.
Замкнутое сообщество с активной внутренней коммуникацией  - это шанс разработки языковой системы, которая единственно и остается областью компетенции искусства.
Стоит заметить что все, чем пользуется сегодня российское искусство - это языковые системы московского концептуализма и соцарта, как бы далеко не уходили от них ответвления новых генераций. И это системы, выработанные в вынужденном затворничестве советского андеграунда.

<Акция - перформанс - спектакль

В западном мире слово перформанс определяет как перформанс художника, так и различные современные формы театрального действа. В нашем языковом пространстве понятия перформанса и акции жестко привязаны к площадке визуального искусства, а театр придерживается термина спектакль.
Но определения этих видов действенной активности весьма расплывчаты, а часто и противоположны. (К примеру, только что вышедший «Российский акционизм» Андрея Ковалева объединяет и акции и перформансы в единый, сугубо календарный каталог).
Более того, акция и перформанс художника до сих пор воспринимаются многими участниками  российского художественного процесса как трансгрессия, а не как имеющий свою традицию и историю художественный язык.
Впрочем, точного определения границ между акцией и перформансом не удается обнаружить и в англоязычных текстах.
В контексте недавнего опыта работы в абсолютно интернациональной  группе из девяти человек (от Аргентины до Норвегии), участники которой до того ничего не знали о друг друге,  и принадлежали как к визуальной, так и к театральной линии перформанса, и должны были, после месяца электронной переписки, в течение недели создать общее действо в рамках фестиваля в немецком городе Гиссен, мне пришлось попытаться сформулировать изначальные, строго формальные признаки трех типов действа. Это показалось небесполезным и для понимания происходящего на местной почве.

Спектакль.

Время, пространство и содержание (пьеса, сценарий),  как и поведение исполнителей, - все заведомо определено. Язык действия задан драматургией и режиссурой. Реальное пространство и время  зрителя иные, чем пространство и время действия. Исполнитель - герой пьесы, его реальное тело и сознание заменено ролевым. Рисунок роли выработан в процессе репетиций и воспроизводится. 

Перформанс.

Рамки времени, пространства и сценария определяются самим перформером и  сконструированы столь жестким образом, что поведение реально.. Перформер, используя свое персональное сознание и тело, создает новое событие и новый язык в течение реального существования в едином со зрителем времени и пространстве.

Акция. 

Рамки события сконструированы таким образом, что поведение авторов-исполнителей нейтрально, функционально, сродни действиям строительных рабочих... Перформансистом становится зритель. Язык задан заранее, но становится видимым и понятным только по окончании действия. Задача этой рамки - получение специального опыта и переживания зрителем-участником и его последующая интерпретация.
Для акции, в отличие от перформанса и спектакля, где важен различный тип переживания «здесь и сейчас», ключевым моментом становится интерпретация, часто разрастающаяся по мере временного удаления от события.

Сформулировав эти рабочие определения, показалось важным попробовать, исходя из многолетнего как театрального, так и перформансного опыта, развить оппозицию спектакля и перформанса.
Если театр преодолевает раму портала, впускает зрителей на сцену, или же выбрасывает действие в зал, а то и вовсе отказывается от традиционного зала и сцены, работает в реальной среде, а театр давно уже это делает, - становится ли его действо перформансом? Нет. Думаю, что нет.
Потому что возможность повторения,  как и извне  (драматургом и режиссером) простроенная событийность (вне воли исполнителя и вне реального существования здесь и сейчас) – это и есть коренное отличие театра от перформанса, в котором осуществляется сама необратимая реальность.
Театр возможен вне сценической коробки, но возможен ли он в помещении закрытом для зрителя? Нет. Тут он кончается. А перформанс в удаленном замкнутом помещении, имеющий только звук или видеотрансляцию – одно из самых сильных ощущений. Реальность его остается.
А продолжение перформанса в серии, - не перерождение ли в театр? Определенно нет, если серия продолжается до тех пор, пока в ней происходит смена мотиваций, остаются неисследованные зоны, или реальность физических ощущений в ней настолько сильна, что даже прямое повторение не становится театром.  Здесь если и грозит перерождением жанра – то, скорее в зону циркового номера с высоким уровнем риска. Именно в перформансе и в цирке, в отличие от театра, реальность риска входит в состав самого произведения.

Попробую подвести итог оппозиции театр – перформанс:

Театр.

Сценарий: пьеса драматурга, интерпретация режиссера.
Пространство: разделение на зоны действия и восприятия (даже при отказе от локализованной сцены).
Время: сжатие и растяжение времени внутри действа не равного реальному времени зрителя.
Действие: направленные действия актера-персонажа и пассивное погружение абстрактного «зрителя»

Перформанс.

Авторский сценарий перформера.
Единство пространства перформера и зрителя (даже при трансляции из удаленного замкнутого помещения).
Единство реального времени перформера и зрителя.
Включение конкретного зрителя в реальность действий перформера.

Далее можно всмотреться в различия перформанса и акции.

В перформансе создается специфическая зона напряжения, в которой даже обыденные действия воспринимаются как ритуальные. Эта зона имеет выраженный центр, самого перформера, чьи спонтанные действия считываются как художественные, и случайное периферийное событие может оказаться  в этой ситуации деструктивным.
В акции случайное вмешательство жизненных обстоятельств будет восприниматься органичной частью происходящего, включенной в состав действия, его дополняющей, не нарушая при этом внутреннего смысла и общего развития. Так появление рабочих заливающих битумом крышу зала на Каширке никак не входило в предварительный сценарий моей акции 92 года «Чтение Белой Стены», но стало важным исходным событием.
Появление четырех конных милиционеров на 107-ой акции КД в день тридцатилетия деятельности группы тоже никак не могло быть запрограммировано, но стало ее смысловым финалом.
Конструкция акции предполагает создание пространства где всякое проявление реальности начинает восприниматься как подлежащий осмыслению знак, часто, как в опыте КД эта неразличимость спонтанного проявления жизни и художественной конструкции и становится содержанием.
Переживания перформеров включены в состав произведения, их физическое и психическое состояние со-проживается присутствующими.
В акции главное - концентрация внимания на определенной зоне пространства и происходящих в ней событиях, создание  специфического состояния у основных действующих лиц, которыми являются вступившие в зону акции зрители. Переживания акционистов относятся к  их внутренней практике (или прорабатываются в комментарии).
Проблема интерпретации первична для акции, для перформанса она вторична, или вообще незначима. Это сближает его с ритуалом, где интерпретация извне отсутствует, а есть однозначный действенный результат.
Дефиниции жанров становятся как никогда актуальны, чтобы определить позиции, как действующих лиц, так и наблюдателей, - не только перформанса и акции, но и той апроприации их языка, которая разворачивается на наших глазах.

По известным моделям последних веков, революция - тотальный перформанс, реставрация - тотальный театр.
Но сегодня восстановление режима, исторически всегда предпочитавшего сначала ритуал, а потом - спектакль, выливается в странную паратеатральную форму,  и мы наблюдаем смещение жанров, вернее совмещение.
Несмотря на все прокламируемые привязанности к «классическим традициям», власть работает как современный художник.
Спектакль настолько примитивен по языку, настолько недостоверен, демонстративно недостоверен, что наводит на мысль о пародийном «капустнике». (Или рассчитан на совсем неискушенного зрителя? Или демонстрирует полное пренебрежение к этому зрителю, как актер играющий  детский утренник в конце новогодней декады и уже получивший весь гонорар?) Одновременно выстраиваются явные акции и хеппенинги, с активным использованием постмодернистских стратегий смещения контекстов. Например, использование бомжей в качестве демонстрантов от оппозиции - явный прием акционизма. По описанию выглядит так, лично увидеть не довелось.
Зато довелось наблюдать три года назад жанр  тотального перформанса в исполнении православных фундаменталистов, долго, вблизи, и поверьте  моему свидетельству видео оператора, профессионально привычного к документации перформанса, что это был перформанс, экспроприированный у сидящего на скамье подсудимых современного искусства. И это были первые опыты новоявленного современного художника в освоении новых языков. В то же время все судебное действо, если включать в поле рассмотрения случайных посетителей, работников суда, защиту и подсудимых, было более похоже на акцию с известным авторам сценарием и непредсказуемостью событий для зрителя-участника.
Сегодня соц-арт не способен конкурировать с художественными действиями власти на территории реальности,  и именно потому, что соц-арт требует четкого, длительно укорененного идеологического знака как предмета осмысления, а знак размыт, распылен, подвижен. Старые схемы, известные с 30-х годов совмещаются как с новейшими жанрами самого современного искусства  - экстремальным перформансом  и акцией, так и с технологиями рекламы. Создается сугубо постмодернистская ситуация бесконечного комментирования загадочных знаков и жестов.
Боюсь, что, находя причиной агрессии против современного искусства его способность к смеховому разрушению идеологии, Андрей Ерофеев чересчур оптимистичен.
Есть еще один неучтенный компонент - ритуал. Его потенциал, используемый художественными перформерами в мирных персональных целях, восстанавливает свою реальную и опасную силу воздействия при переходе в руки новоявленного современного художника - власти. Ритуал уже полностью снимает границу художник - зритель, структура становится трехчастной: «духовный лидер», племя и жертва. Танцуют все.
Современно искусство может стать первой жертвой,  что очень точно повторяет известную ситуацию, когда Культура -2 репрессировала авторов, но аккумулировала в свой лексикон их идеи. Художник воспринимался как главный конкурент. Следующим на очереди пока процветающий «гламур».

PS.
Три года назад, подробно описывая инсталляцию «Ад» братьев Чапменов в связи с проблемой перформанса в коридорах Таганского суда и контекстов прочтения современного искусства, и невозможно было представить, что она появится в Москве. Появилась. Но не сама инсталляция, а, судя по сообщению на сайте, эскизы к ней, сильно уступающие инсталляции по силе воздействия и, как видится из анонса, превратившиеся сегодня в очередной дорогой товар. Инсталляция три года назад сгорела. Возможно, потом была восстановлена. Мой текст 2004 года заканчивался риторическим вопросом: «Ад сгорел. Не его ли искры рассыпаются вокруг нас..» Сегодня придется закончить рекламным слоганом: «Ад приехал в галерею Триумф!».                                                                             

Mouse


Еще больше нового и интересного в ЕЖЕДневных Новостях Искусства@ARTINFO - http://www.iCKYCCTBO.ru
Пополнение 3-4 раза в день.

Юрий Пластинин


В избранное