Все выпуски  

Как стать мастером фотографии?


Основы композиции

Здравствуйте, уважаемые подписчики! В этом письме Вы узнаете, почему фотографию можно отнести к видам изобразительного искусства. Познакомитесь с понятием «композиция» и ролью основных композиционных элементов. Выясните, как правильно компоновать кадр с учетом Вашей творческой идеи.

Во времена зарождения фотографии в мире искусства существовало стойкое убеждение, что эстетической ценностью обладают лишь произведения, сделанные вручную: живопись, графика, скульптура. Тем не менее, уже первые фотографы стремились в своих работах не просто фиксировать действительность, но и привносить в ее изображение творческий элемент. На заре фотографии автор тратил много сил и времени на то, чтобы сделать один единственный снимок. Развитие фотографической техники, появление компактных и доступных высокочувствительных пленочных, а затем и цифровых камер сделали фотографию воистину массовым увлечением, однако массовость не способствовала развитию эстетической составляющей. Задача же художника – передать реальность так, чтобы зритель увидел и воспринял обыденные вещи и события совершенно по-новому.

  Понятие композиции в фотографии ничем не отличается от трактовки этого термина в других видах изобразительного искусства. Само слово «композиция» буквально означает «сочинение» (лат. – составление, расположение).

  Композиция – объединение отдельных элементов произведения в единое художественное целое, в котором наиболее ярко раскрывается содержание сюжета и замысел художника. Любое художественное произведение строится так, чтобы все элементы построения находились в смысловом подчинении главному сюжетно-тематическому центру, на котором и основывается композиция.

  Основные элементы, влияющие на визуальное восприятие снимка: размер, форма, расположение объекта на плоскости, объемность, линии и точки внимания, цвета и оттенки. Все составляющие нашего снимка должны быть использованы таким образом, чтобы удерживать внимание зрителя, вести его взгляд через основные элементы композиции к главному объекту кадра. Именно осознанное построение композиции кадра позволяет художнику формировать собственный неповторимый стиль.

 Работа с границами кадра - отрезка кадром сюжета, объекта съемки 
 

 Если плоскость изображения разделить прямыми линиями на равные части по горизонтали, по вертикали и по диагонали, то пересекающиеся линии создадут условный структурный план плоскости. Размещение главного объекта съемки на плоскости играет значительную роль в его восприятии зрителем. Чем ближе находится главный предмет композиции к центру вертикальной осевой линии, тем легче он воспринимается. Все, что расположено в верхней части снимка, нам кажется более легким, а все, что находится внизу кадра, зрительно обладает большей массой. 

 Отражение в реке и небольшая дымка придает эффект легкости пейзажу Движущийся объект остается резким, а фон не сфокусирован
  

 Рассматривать снимок слева направо и сверху вниз для нас является привычным. В связи с этим композиционный центр, расположенный в левом верхнем углу, делает всю композицию наиболее легкой и комфортной для восприятия. Поэтому портрет с разворотом головы вправо воспринимается как повернутый к зрителю и наоборот. Стоит отметить важное значение линий в композиции. Прямые линии выражают движение, действие, динамику. Горизонтальные формируют ощущение умиротворенности и покоя. Усиливает это ощущение волнистость горизонтальных линий. Сильную напряженность и динамику кадру всегда сообщают скрученные и спиралеобразные линии.

   Создавая композицию снимка, фотограф решает, какой план использовать для него. Планом принято называть соотношение размера главного объекта съемки с размерами кадра. Принято выделять следующие планы: общий, средний, крупный, деталь (сверхкрупный). Чтобы лишние предметы не разрушили композицию кадра, стоит поискать такую точку съемки, при которой объектив Вашего фотоаппарата будет видеть все объекты в таком взаимном расположении, при котором они не только не мешают восприятию главного объекта, но и, наоборот, привлекают внимание. Нередко поимки такой точки приводят к весьма интересным ракурсам. 

 Две машины на заднем фоне усиливают эффект движения мальчика и кошки по направлению к голубям Повторяющиеся элементы, композиционный прием "ритм"
  
 

На нашем курсе «Искусство фотографии» Вы найдете подробные описания приемов композиции, а также полную информацию обо всех видах съемки. Обязательно скачайте бесплатный пробный урок, и воспользуйтесь возможностью выиграть Apple iPhone.

 А знаете ли Вы, что первыми воздушными фотографами были птицы. В 1903 г. Юлиус Нойброннер соединил камеру и таймер и прикрепил ее к шее голубя. Это изобретение взяли на заметку в немецкой армии и использовали для военной разведки.

 
 

В следующей рассылке Вы познакомитесь с основами колористики – науки о цвете и научитесь применять полученные знания в фотографии. Выясните, как цвета взаимодействуют между собой и как формируются оттенки цвета. Получите представление о психологическом воздействии разных цветов.


В избранное