Все выпуски  

Как стать мастером фотографии?


Как правильно поставить свет

Добрый день, уважаемые подписчики! В этом письме Вы узнаете, чем отличаются с точки зрения фотографии искусственное и естественное освещение. Познакомитесь с основными типами приборов искусственного света и характеристиками их направленности, а также с процессом создания светотеневой картины с использованием нескольких источников света.

   Снимая портрет человека, фотограф использует освещение не только для того, чтобы передать форму и фактуру. Распределяя световые пятна по плоскости фона, он может придать композиции статичность или динамику. Характер освещения в значительной мере зависит от того, под каким углом относительно точки расположения объектива фотоаппарата падает свет на объект. Чем ближе источник света находится к фотографу, тем большее количество света отражается от объекта. Расположение источника света позади предмета съемки даст на снимке освещенный контур – абрис, целиком заполненный тенью. Источников света может быть несколько.

   Естественное освещение - в фотографической терминологии принято называть такое освещение, источником которого являются природные источники света. В качестве первичного источника рассматривается солнечный свет – прямой, рассеянный атмосферой или отраженный от облаков и объектов, находящихся на земной поверхности. Главная особенность естественного освещения – его непостоянство по интенсивности, контрасту и спектру излучения. Многие опытные фотографы используют при съемке в качестве основного источника освещения обыкновенное окно. При правильном использовании света от окна можно получить действительно превосходные кадры.

  Съемка при искусственном освещении – более дорогое удовольствие. В то же время съемка  с искусственными источниками света дает фотографу большую творческую свободу и облегчает решение многих технических задач. Современный фотохудожник имеет в своем распоряжении множество различных по принципу действия и характеру создаваемого освещения приборов. Все осветительные приборы можно разделить на две основных группы: источники постоянного света и импульсные источники.

 

    К первой группе относятся все виды электрических ламп. В буквальном смысле «ярким» представителем второй можно назвать газоразрядную вспышку – источник кратковременного, но очень мощного светового импульса. Электрические лампы различаются по мощности, то есть по силе создаваемого светового потока. Кроме того, на характер освещения влияет тип баллона лампы – прозрачный или матовый, дающий более мягкое, рассеянное освещение.

  Импульсные источники света по своей цветовой температуре наиболее близки к естественному солнечному свету. Преимущества импульсных ламп – компактность, большая яркость, высокая экономичность и постоянство светового потока. Главный недостаток – невозможность визуально контролировать светотеневой рисунок, создаваемый таким источником на объекте съемки. Стоит помнить, что искусственные источники освещения в любом случае обладают заметно более низкой мощностью в сравнении с естественным природным освещением. Кроме того, цветовая температура искусственного света отличается от дневного света.

  При съемке в искусственном освещении очень важное значение имеет расстояние от источника света до модели. Чаще всего в студии оно составляет от одного до нескольких метров. Даже незначительное изменение расстояния заметно меняет характер светового потока.  Изменение освещенности пропорционально квадрату изменения расстояния. Так, если расстояние между осветителем и фотографируемым объектом увеличить вдвое, то освещенность объекта уменьшится вчетверо. Это обстоятельство необходимо учитывать при съемке.

 

   При портретной съемке, как правило, задействует несколько источников освещения, каждый из которых выполняет свою функцию: рисующий свет, заполняющий свет, моделирующий свет, контровой свет. Источник света, создающий основной свето- теневой рисунок на лице, называют источником рисующего света. Съемка при одном источнике света производится весьма редко. Это связано с повышенной контрастностью светотеневой картины. Обычно вместе источником рисующего света участвует как минимум еще один – заполняющий. Источник такого света может излучать как направленный, так и рассеянный свет. Это зависит от места его размещения. Как правило, его размещают в непосредственной близости к объективу фотоаппарата.

  Более подробную информацию о моделирующем и контровом свете, а также об использовании техники высокой и низкой тональности, Вы узнаете не нашем курсе «Искусство фотографии». Много полезной информации находится в бесплатном пробном уроке, не забудьте скачать его.

  Одним из самых известных портретов в мире, стала фотография Уинстона Черчилля. Как известно, Черчилль никогда не расставался со своей сигарой. Пред тем как сделать снимок, фотограф Юсуф Карш деликатно поставил перед премьер-министром пепельницу, но тот ее проигнорировал. Тогда Карш подошел к Черчиллю и, пробормотав «Простите, сэр», выдернул сигару из губ не ожидающего такой наглости премьера. «Когда я вернулся к камере, — вспоминал Карш. - Он смотрел так, будто хотел меня сожрать». В этот момент он и нажал на кнопку затвора.

 
 

   В следующей рассылке Вы узнаете о том, какая аппаратура и аксессуары должны оказаться в кофре фотографа, снимающего торжественные мероприятия. Познакомитесь с основными этапами свадебной церемонии, функциями и особенностями поведения фотографа. Получите представление о некоторых тонкостях практической работы во время съемок основных торжественных сюжетов. 


В избранное