Все выпуски  

Как стать мастером фотографии?


Особенности съемки пейзажа

Добрый день, уважаемые подписчики! В этом письме Вы познакомитесь с техническими и эстетическими особенностями пейзажной съемки. Научитесь творчески работать с ближним, средним и дальним планами при компоновке кадра в процессе фотографирования. Узнаете, как находить наиболее удачную точку съемки для реализации Вашего творческого замысла.

  Вам наверняка случалось снимать удивительный по красоте пейзаж, а в результате получалась совершенно невыразительная фотография. Почему же не всегда удается передать на снимке наше чувство восхищения природой? Попробуем разобраться.

  Изображение на фотографии можно проанализировать с точки зрения сюжетно-тематического центра (изобразительного акцента), композиции, светотени, цвета (колорита), перспективы, точки и момента съемки, плана и ракурса, контрастов и ритма, статики/динамики, симметрии и т.д. Именно эти параметры во многом определяют воздействие снимка на зрителя.

  И все же мало знать наизусть и использовать все приемы, самое трудное – это осознанное их применение, направленное на реализацию идеи снимка, которая является «душой» любой фотографии. К идее пейзажа, мотиву можно отнести игру света, ритм, живописность, краски, идею присутствия/отсутствия, предчувствие, определенную перспективу, различные состояния фотографа и окружающего мира (одиночество, тишину, и так далее). Как видите, суть пейзажа – это скорее чувство, чем мысль. Именно грамотно выполненный акцент, подчеркивающий идею снимка, и создает разницу между профессиональным фототворчеством и простым любительским «снимком на память».

  Удачное композиционное построение Вашего пейзажа способно акцентировать внимание зрителя на том, что Вы хотите ему показать. У каждой композиции своя мелодия, создаваемая складывающимися в рисунки и линии частями изображений или цветовыми пятнами.

 

   Композиционные планы – это пространственные зоны различной отдаленности, обычно соответствующие наиболее существенным или заметным частям изображения и имеющие значение основных опорных пунктов при передаче впечатления глубины пространства. Различают первый (передний), второй (средний) и задний (дальний) планы. Они передаются в основном через пропорции предметов и их перспективных сокращений, а также различиями в градациях светотени и в оттенках цветов.

 При создании многопланового кадра следует помнить о том, что светлые и яркие по цвету объекты привлекают повышенное внимание, кажутся больше и значительнее, поэтому они могут стать опорными точками на полотне. В большинстве случаев пейзажный снимок должен быть многоплановым, воспроизводящим глубину пространства. Многоплановая композиция непроста для построения, но гораздо выигрышнее.

   Очень важен самый ближний (передний) план, особенно при низких точках съемки. Передним планом может быть не только единичный объект, но и линия (край поля, водоема). Все лишнее стоит убрать из кадра. Фотография без переднего плана может выглядеть плоской, скучной, в ней нет объема, даже если снят многомерный объект. Она не дает ощущение масштаба и соотнесения размеров объектов – т.е. глубины изображения. Для лучшего включения в композицию кадра переднего плана может потребоваться изменить точку съемки – расположится ниже. Но при этом нужно всегда держать в памяти, что является главным объектом в кадре, и смещать акцент соответствующим образом.

  Наличие диагоналей в пейзаже делает картину живой, динамичной. Горные цепи, реки, дороги выгоднее располагать по диагонали. К примеру, дорога, расположенная по восходящей диагонали, произведет впечатление предстоящего похода и будет манить зрителя, в то время как идущая по нисходящей может создать ощущение завершенного пути. Диагонали, пересекающиеся с боковыми сторонами снимка, создают более объемную композицию по сравнению с теми, что проходят через нижний обрез фотографии.

  Подчеркнуть идею кадра помогают различные ракурсы, или точки съемки. Ракурс (франц. – укорачивать, сокращать) – перспективное сокращение формы предмета, приводящее к изменению его привычных очертаний.  Ощущение трехмерности фотоснимка создается в основном за счет линейной и воздушной (тональной) перспективы.

 

  Закономерные изменения масштабов предметов, связанные с их удалением от глаза наблюдателя, называются линейной перспективой. Фигуры и предметы кажутся тем меньшими, чем дальше они находятся. Параллельные линии, уходящие вдаль, обнаруживают стремление сойтись в одной точке. Грани предметов, направленные по лучу зрения глаза, кажутся короче, чем в действительности. Чем резче схождение линий, тем сильнее впечатление трехмерности. Иногда точки пересечения попадают в кадр, но чаще они оказываются в воображаемом пространстве за кадром.

  Изменение цветов и тонов предметов, обусловленное расстоянием между объектом и наблюдателем (толщиной воздушного слоя), называется тональной перспективной. Четкость и ясность очертаний предметов теряются по мере их удаления от глаз, предметы, находящиеся в отдалении, утрачивают свою яркость, контрасты светотеней в глубине смягчаются, постепенно угасают блики, дальний план кажется более светлым, чем передний.

  Советуем включать в пейзаж какие-то элементы или даже детали, свидетельствующие о виртуальном присутствии человека, признаках его деятельности. Это могут быть просто уходящие вдаль следы на песке или на снегу, деревянная лодка, привязанная к колышку, пасущаяся на лугу корова, заботливо подвязанное молодое деревце, скамейка, прислоненный к дереву велосипед, изба, частокол и так далее.

   Более полную информацию о технических и творческих особенностях съемки пейзажей, формате кадра и режимах камеры Вы найдете на нашем курсе «Искусство фотографии». Специально для тех, кто еще не скачал бесплатный пробный урок – обязательно сделайте это! Вы автоматически получите возможность приобрести ценный подарок от ЕШКО – iPad mini.

   А знаете ли Вы, что фотография «Мать-мигрантка» стала «мадонной» эпохи, символом Великой Депрессии. Ни один другой снимок того времени не произвел такого эффекта как этот. В марте 1936 года женщина по имени Флоренс Томпсон с детьми сидела под навесом у дороги. Внезапно перед навесом остановилась машина, из которой вышла хорошо одетая женщина. «Здравствуйте, Я Доротея Ланг», — представилась она, — «Я хочу сфотографировать Вас». Она сделала шесть снимков, каждый раз подходя все ближе и ближе. Сделав последнюю фотографию в вертикальном формате с совсем близкого расстояния, она спросила возраст Флоренс — оказалось ей всего 32 года. Фотограф собрала камеру и уехала, пообещав, что фотографии «никогда не появится в прессе». На следующий день фото напечатали во всех газетах.

 

  В следующем письме Вы узнаете об особенностях композиционной компоновки кадра при съемке архитектуры и интерьера. Научитесь выбирать удачный ракурс и место съемки при фотографировании в помещении и на улице. Познакомитесь с наиболее адекватным выбором плана формирования изображения и освещения.


В избранное