Все выпуски  

Как стать мастером фотографии?


Особенности съемки архитектуры и интерьера

Здравствуйте, уважаемые подписчики! В этом письме Вы узнаете об особенностях композиционной компоновки кадра при съемке архитектуры и интерьера. Научитесь выбирать удачный ракурс и место съемки при фотографировании в помещении и на улице. Познакомитесь с наиболее адекватным выбором плана формирования изображения и освещения.

  Съемку интерьера и архитектуры относят сразу к нескольким разным жанрам: с одной стороны – это одна из тем рекламной фотографии, с другой – разновидности пейзажа. Соответственно к такой съемке можно подходить с учетом специфики создания как постановочных кадров, так и репортажных.

  В ряде случаев главной задачей является документальное воспроизведение с помощью фотографической техники внешнего вида здания или внутреннего убранства помещения, необходимых как документ или памятное изображение. В этом случае от фотографа требуется, прежде всего, точность.

  Фотосъемка интерьера не столько сложна, сколько трудоемка, часто требует установки мощного осветительного оборудования. Освещение интерьера необходимо организовать так, чтобы не было глубоких теней, которые портят изображение. Нужны нормальная по высоте точка съемки, достаточно широкий общий план, раскрывающий перспективу. Основное требование такой съемки – строго вертикальное положение светочувствительного слоя. Несоблюдение этого правила приводит к искажению изображения – здания начинают казаться падающими или разваливающимися.  

  Если цель автора не техническая, а художественная составляющая, то задача снимка – создать волнующий зрителя образ, передать свое впечатление от созерцания архитектурного сооружения. Работа с интерьером напоминает в данном случае составление художественного натюрморта. Здесь протокольно точное воспроизведение каждой детали становится вовсе не обязательным. Теперь перед фотографом задача создания живописного изображения, и он использует при съемке самые разнообразные средства и приемы, свободно оперируя ракурсами, вариантами освещения, планами.

 

   В работе над художественными, образными кадрами фотограф не ограничен в выборе изобразительных средств. Он может кадрировать изображение так, как ему кажется нужным, обрезая части входящих в кадр зданий и тем самым как бы раздвигая границы кадра, давая возможность зрителю мысленно самому дорисовывать то, что в кадр не вошло. При съемке интерьера и архитектуры из композиционных приемов обычно используются ритм, равновесие и контрастность. Подбирается такая точка съемки, чтобы изображение на снимке было уравновешено за счет использования правила третей, диагонали, перспективы и т. д.

  Построение кадра при фотографировании архитектуры и интерьера начинается с выбора точки съемки. Ее место будет подсказано характером объекта и его пространственных форм, а также изобразительным замыслом фотографа. При данном виде съемки мы имеем дело с весьма статичным и постоянным объектом. В отличие от других жанров, тут, за редким исключением, нельзя делать ставку на уникальность момента: архитектурные сооружения и интерьеры статичны, как неизменно в большинстве случаев их окружение, а значит, можно и нужно тщательно продумать все нюансы Вашей будущей съемки.

  В зависимости от положения по вертикали различают нормальную, нижнюю и верхнюю точки съемки. Нормальной считается съемка приблизительно с высоты человеческого роста. Она позволяет передать вид на здание или помещение таким, как мы его обычно видим. Точку съемки надо выбирать от здания на расстоянии, не меньшем трехкратной его высоты. Чем больше это расстояние, тем правильнее будет передана перспектива.

 

  При использовании нижней точки съемки фоном для здания часто оказывается  небо. Более гармоничного обрамление для любого архитектурного сооружения трудно подобрать, однако следует помнить, что у неба есть свое, весьма изменчивое настроение, и облака – важнейший его показатель. Пушистые белые облака на голубом, цветовые переходы на восходе и закате необыкновенно украшают фотографии. Верхняя точка съемки подчеркивает масштабность изображаемых пространств, показывает воздух простор. Съемка сверху раскрывает общие планы изображения и приуменьшает значимость и выразительность отдельных строений, однако при этом показывает неповторимый рисунок улиц, кварталов, дорог и рек, дает представление о грандиозном замысле, лежащем в основе архитектурного ансамбля. Еще интереснее снимать сельские участки: разноцветные поля напоминают лоскутное одеяло, сады и огороды – аккуратные клеточки, а крошечные домики превращаются в символы покоя и уюта.

  Скрасить впечатление от изображения поможет присутствие переднего плана съемки: деревьев, людей, малых архитектурных форм, а также умелое использование тональной перспективы и особенностей освещения. Свет становится главным инструментом правильной передачи объемных форм самого здания и его декора, особенностей интерьера. При выборе точки съемки архитектуры необходимо учитывать положение солнца и прочих источников света. Солнце должно находится под углом 25-35 градусов к плоскости здания, чтобы изображение получилось наилучшим образом. Такое освещение бывает в утренние и вечерние часы. Оно дает мягкие тени, хорошо подчеркивает рельеф.

  Более подробную информацию о типах фотокамер и специфических аксессуарах для съемки архитектуры и интерьера  можно будет найти на нашем курсе «Искусство фотографии». Если Вы по каким-то причинам еще не скачали бесплатный пробный урок, то обязательно сделайте это. Тем более что тогда у Вас появится возможность получить ценный подарок от ЕШКО.

   А знаете ли Вы, что  фотография «Подожди меня, папа» получила широчайшую известность в свое время. Она висела в каждой школе Британской Колумбии во время войны и была использована в выпусках военных облигаций.  Это снимок марша Полка Британской Колумбии. Пятилетний Уайти Бернард убежал от своей матери к отцу, рядовому Джеку Бернару, с криком «Подожди меня, папа».

 

  В следующем письме Вы познакомитесь с профессиональными приемами спортивной фотосъемки. Пополните свои знания о принципах фотографирования быстродвижущихся объектов. Рассмотрите особенности съемки некоторых видов спорта.


В избранное