Все выпуски  

Я не буду проще, не надо ко мне тянуться!


Что будет, если пропустить некоторые стадии развития в детстве? Психологические последствия во взрослой жизни

В описании стадий развития я буду опираться на труды Эрика Эриксона - постфрейдиста, который впервые стал рассматривать весь период жизни человека, а не отдельные фрагменты, как его предшественники.

Стадии развития личности

Младенчество (от 0 до 1 года) - первая стадия формирования идентичности. Здесь важна безусловная любовь и забота матери, опыт защищенности. На этом этапе формируется базовое доверие к миру. Если стадия не пройдена, то в дальнейшем ребенок не сможет заботиться о других, т.к. не научился этому. А еще у него сформируется в той или иной степени базовое недоверие миру.

Таких людей можно узнать по пессимизму, боязни людей и мира, недоверию и подозрительности.

Автономия (от 1 до 3 лет). Ребенок начинает ходить, у него появляется чувство самостоятельности, он уже может контролировать свои физиологические процессы, начинает формироваться воля. Ребенку важно изучать окружающий мир, свойства предметов.

На этой стадии родителям очень важно поддерживать автономию. Если они не делают этого, то формируется стыд и сомнения. Ребенку кажется, что мир смотрит на него с осуждением. Появляется желание стать невидимым и страх потерять лицо.

Таких людей отличает нерешительность, неуверенность в своих способностях, стыдливость, зависимость от других.

Локомоторно-генитальная (3-6 лет). Очень интересный и важный период. В это время ребенок активно общается со сверстниками, моделирует поведение взрослых. Жадно и с удовольствием учится новому. В том числе контролировать и планировать. Проявляет инициативу. Активно использует воображение, придумывает игры, обсуждает правила.

У маленького человека появляется уверенность, что он может получить отклик от мира. В этот период родителям важно поддерживать интерес к обучению, а ребенку - радоваться своим достижениям.

Если родители не отвечают на интерес ребенка, то у него формируется токсическая вина, безынициативность, выученная беспомощность.
Такие люди отличаются пассивностью, скованностью и неспособностью к продуктивному труду.

Латентная (от 6 до 11-13 лет). Это стадия формирования трудолюбия или неполноценности. Именно здесь закладываются основы трудового опыта, чувства собственной компетентности. Ребенок сталкивается со словом "надо", давлением, знакомится с работой.

Поэтому в этот период для ребенка очень важно признание. Если этот этап пройден как надо, то формируется ощущение мастерства, гордость и радость от того, что он может. Если старшие радуются его достижениям, то во взрослой жизни проблем с трудолюбием не будет.

Если на достижения ребенка реагируют плохо, то он чувствует себя обреченным, посредственным, неполноценным, не уверенным в себе. Появляется желание уклоняться от действий, может просить делать за него. Если это поощрять, то чувство некомпетентности будет укрепляться, а вместе с ним и инфантильность.

Такие люди чувствуют себя неполноценными, неуверенными, некомпетентными.

Юность (12-19 лет). Переход от детства к взрослости. В это время остро переживается конфликт стремления к независимости и зависимости от родителей. Родители - либо враги, либо идолы.

Подросток задается вопросом "кто я? каким я буду?" Вступает в группировки, кланы, ему важна принадлежность. Проверяет свои идеалы. Для него "построить в сознании = воплотить в жизнь".

На этом этапе развития формируется социальная ответственность. Подросток пока не может взять ответственность, но предпринимает попытки автономии. На этой стадии важен протест, опровержение устоев.

Этап характеризуется кризисом выхода из семьи. Родители могут поддержать ребенка в этом или пытаться удержать.

Если стадия пройдена хорошо, то человек понимает кто он и куда идет. Если не очень хорошо, то не понимает кто он и самооценка у него низкая. Подросток либо остается в протесте, либо подстраивается под семью. Не может соотнести социальные нормы со своим поведением. Что может привести к преступлению закона.

Такие люди стыдливы, чувствуют вину, недоверчивы и неуверенны, считают себя неполноценными.

Далее идут стадии, касающиеся взрослости, зрелости и старости. Они зависят от того, как были пройдены вышеперечисленные этапы развития. Но я пока остановлюсь на этом.

Чем это стадии развития, собственно, интересны.
- Во-первых, мы видим, что послужило формированию нашей личности, самоощущения, где есть пробелы. Их мы можем восполнить уже будучи взрослыми. Можно заметить, что важные для нас аспекты формируются в очень раннем возрасте.
- Во-вторых, мы можем понять, какие "недопройденные" стадии влияют на выбор нами партнера для отношений.
- В-третьих, мы можем опираться на эту периодизацию при воспитании собственных детей и знать, на чем акцентировать родительское внимание в том или ином возрасте ребенка.


В избранное