Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новинки кино, и не только

  Все выпуски  

Новинки кино, и не только - 'Опасный метод'


Драма о том, как Фрейд с Юнгом все испортили

В 1904 году в швейцарскую клинику, где работает молодой Карл Юнг (Фассбендер), привозят страшно вопящую еврейскую девушку приятной наружности (Найтли). Сабина Шпильрейн двигает челюстью, играет с едой и бросается в пруд, пока Юнг в ходе вдумчивых бесед не обнаруживает источник ее истерии — в детстве Сабину отшлепал отец, и ей это понравилось. Со временем Шпильрейн вылечится и сама будет учиться на психиатра, а шлепать ее станет уже Юнг. Иногда швейцарец будет ездить за советом к своему венскому гуру Зигмунду Фрейду (Мортенсен) — помешанному на сексе, но только теоретически.

Это, на первый взгляд, самая «нормальная» и оттого самая странная картина Кроненберга за долгие (если не за все) годы — изящная, почти академическая, снятая по пьесе и сценарию Кристофера Хемптона, главного британского специалиста по костюмным мелодрамам с богатым сексуальным подтекстом («Опасные связи», «Полное затмение», «Искупление» и др.). Фильм на девяносто процентов скроен из эпизодов, в которых два человека сидят в комнате и разговаривают — и лишь из­редка приспускают штаны. И по большей части это скорее забавно, чем как-то еще: Найтли словно изображает злую карикатуру на Киру Найтли, Фрейд не вынимает изо рта сигару, в какой-то момент ненадолго появляется Венсан Кассель, который принципиально покрывает все, что движется. При этом все герои, за исключением несчастной жены Юнга, которая вечно беременна, — психоаналитики и без конца пытаются, соответственно, проанализировать собственные и чужие безумные желания и поступки — сюжет, достойный то ли Хармса, то ли «Монти Пайтона».

Но Кроненберг отнюдь не в маразме и не на английском дневном телевидении. «Метод» — лишь в малой степени «история зарождения психоанализа» или хроника дружбы, перешедшей в соперничество, между рациональным Фрейдом и склонным к мистицизму Юнгом. Главный герой тут, конечно, Шпильрейн; если на то пошло, «Сабина Шпильрейн — это я». Мазохистка, фактически прошедшая путь от ревущего животного до члена Венского психоаналитического общества, а по сути — именно что путь самопознания (в отличие в итоге от Юнга), она и есть демон, освобожденный учеными мужами. В некотором смысле — Европа, впервые заглянувшая по ту сторону принципа удовольствия и обнаружившая там холодок смерти. Мужа Сабины (далеко за пределами фильма) убьет Сталин, ее саму и ее детей — Гитлер. Опасность метода, сформулированного в процессе вежливых бесед в хорошо обставленных кабинетах, — и ровно об этом все без исключения фильмы Кроненберга, — оказалась несравненно, несоизмеримо больше, чем риск отшлепать или быть отшлепанным.


В избранное