Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости литературы

  Все выпуски  

Новости литературы


Приветствуем Вас, уважаемый читатель!


Портал «Новости литературы» http://novostiliteratury.ru/ продолжает знакомить Вас с последними событиями мира книг и чтения.

 

Основные события с 23 февраля по 1 марта 2015 года:

 

Что нового

 

Обнаружен считавшийся пропавшим рассказ о Шерлоке Холмсе

 

Рассказ под названием »Sherlock Holmes: Discovering the Border Burghs and, by deduction, the Brig Bazaar» опубликовали впервые более века назад, однако затем произведение было утеряно.

 

http://novostiliteratury.ru/2015/02/novosti/obnaruzhen-schitavshijsya-propavshim-rasskaz-o-sherloke-xolmse/

 

Роспечать считает недопустимым повышение цен на книги

 

Осложнившуюся ситуацию на рынке печатной продукции, связанную с ростом цен на товары, производимые российскими целлюлозно-бумажными комбинатами, обсудили на днях на совещании в Министерстве промышленности и торговли.

 

http://novostiliteratury.ru/2015/02/novosti/rospechat-schitaet-nedopustimym-povyshenie-cen-na-knigi/

 

В России продажи «50 оттенков серого» выросли втрое

 

Издатели отмечают, что роман позиционировался как книга для женщин старше 30 лет, однако сегодня «50 оттенков серого» читают и мужчины, и подростки.

 

http://novostiliteratury.ru/2015/02/novosti/v-rossii-prodazhi-50-ottenkov-serogo-vyrosli-vtroe/

 

Обнародована переписка Агаты Кристи с читателями

 

Переписку великой писательницы обнародовал её внук Мэттью Причард. Такое решение он принял, чтобы привлечь внимание к 125-летию со дня рождения Агаты Кристи.

 

http://novostiliteratury.ru/2015/02/novosti/obnarodovana-perepiska-agaty-kristi-s-chitatelyami/

 

«Майн кампф» опубликуют в Германии

 

Запрещенную в России и ряде других стран мира книгу Адольфа Гитлера «Моя борьба» решил опубликовать в Германии Мюнхенский институт новейшей истории. Издание будет снабжено примечаниями и комментарии.

 

http://novostiliteratury.ru/2015/02/novosti/majn-kampf-opublikuyut-v-germanii/

 

Ник Вуйчич представит новую книгу в России

 

Известность Вуйчичу принесло издание «Жизнь без границ» — в этом издании мужчина, страдающий тетраамелией (отсутствием всех четырех конечностей), ломает стереотипы о людях с ограниченными возможностями и утверждает, что стать счастливым под силу каждому.

 

http://novostiliteratury.ru/2015/02/novosti/nik-vujchich-predstavit-novuyu-knigu-v-rossii/

 

Британские школьники перестали читать Толкиена

 

По итогам ежегодного исследования «Что читают дети?», проведенного в школах Великобритании, книги Толкиена не попали даже в первую двадцатку.

 

http://novostiliteratury.ru/2015/02/novosti/britanskie-shkolniki-perestali-chitat-tolkiena/

 

«Библионочь» в этом году посвятят дневникам

 

Традиционная книжная акция «Библионочь» пройдет по всей России в ночь с 24 на 25 апреля. В этом году она включена в программу Года литературы-2015.

 

http://novostiliteratury.ru/2015/02/novosti/biblionoch-v-etom-godu-posvyatyat-dnevnikam/

 

Древнюю книгу обнаружили на Марсе

 

На портале Ufo Sightings Daily появились снимки с изображением древней книги, которая якобы была обнаружена на поверхности Марса.

 

http://novostiliteratury.ru/2015/02/novosti/drevnyuyu-knigu-obnaruzhili-na-marse/

 

Эти и другие новости можно прочитать в разделе http://novostiliteratury.ru/category/novosti/

 

Анонсы книг

 

Линн и Тим Мартин «Везде как дома. Как мы продали жилье, изменили свою жизнь и увидели мир»

 

70-летние супруги из Калифорнии Линн и Тим Мартин на собственном опыте доказали, что выйти из зоны комфорта не поздно никогда.

 

http://novostiliteratury.ru/2015/02/anonsy-knig/linn-i-tim-martin-vezde-kak-doma-kak-my-prodali-zhile-izmenili-svoyu-zhizn-i-uvideli-mir/

 

Джим Лоэр и Тони Шварц «Жизнь на полной мощности!»

 

В книге «Жизнь на полной мощности!» предлагается альтернативный подход, который авторы почерпнули из большого спорта. Победители, как правило, умеют мгновенно расслабляться между двумя заходами, и именно в этом — секрет их успеха.

 

http://novostiliteratury.ru/2015/02/anonsy-knig/dzhim-loer-i-toni-shvarc-zhizn-na-polnoj-moshhnosti/

 

Иэн Стюарт «Величайшие математические задачи»

 

Гипотеза Пуанкаре, теорема Ферма, бином Ньютона, хаос и интегрируемость в небесной механике  - названия, которые вы наверняка слышали, но вряд ли понимаете, в чем состоит суть той или иной задачи и зачем человечеству было необходимо её решать.

 

http://novostiliteratury.ru/2015/02/anonsy-knig/ien-styuart-velichajshie-matematicheskie-zadachi/

 

Алексей Ковальков «Минус размер. Новая безопасная экспресс-диета»

 

Доктор Ковальков новую экспресс-диету разработал специально для молодых женщин, которые хотят быстро похудеть на 3-10 килограммов.

 

http://novostiliteratury.ru/2015/02/anonsy-knig/aleksej-kovalkov-minus-razmer-novaya-bezopasnaya-ekspress-dieta/

 

Крис Хэдфилд «Руководство астронавта по жизни на Земле. Чему научили меня 4000 часов на орбите»

 

Автор провел в космосе около 4000 часов, поэтому считается не только одним из самых популярных, но и одним из наиболее опытных астронавтов на планете.

 

http://novostiliteratury.ru/2015/02/anonsy-knig/kris-xedfild-rukovodstvo-astronavta-po-zhizni-na-zemle-chemu-nauchili-menya-4000-chasov-na-orbite/

 

Роман Сенчин «Зона затопления»

 

Новая книга лауреата литературной премии «Ясная Поляна» — о жителях старинных сибирских деревень, которых по распоряжению правительства спешно переселяют в города, ведь государству нужна постройка Богучанской ГЭС, а на судьбы и желания людей никто не обращает внимания.

 

http://novostiliteratury.ru/2015/02/anonsy-knig/roman-senchin-zona-zatopleniya/

 

Рой Якобсен «Чудо-ребенок»

 

Книга читается на одном дыхании, перенося в 60-е годы — время женщин-домохозяек и полных семей, первых нефтяных денег, панельных пятиэтажек и скромной роскоши — мебельных стенок, свежих обоев и телевизоров.

 

http://novostiliteratury.ru/2015/03/anonsy-knig/roj-yakobsen-chudo-rebenok/

 

 

Эти и другие АНОНСЫ читайте на сайте:

http://novostiliteratury.ru/category/anonsy-knig/

 

Книги для детей

 

Антон Соя «Маша и Аркаша-таракаша»

 

Он — сирота, который бродил по свету, месяц прожил на атомной электростанции, стал невидимым и обрел другие суперспособности. Маше с ним скучать уж точно не придется!

 

http://novostiliteratury.ru/2015/02/knigi-dlya-detej/anton-soya-masha-i-arkasha-tarakasha/

 

Бонус читателю!

 

10 лучших книг о необычных семьях

 

Каждый из нас нередко замечал, что семьи друзей, знакомых или просто людей, о которых узнаешь со страниц книг, газет, Интернета, обладают определенными странностями. О самых необычных семьях в литературе расскажут книги из сегодняшней подборки сайта «Новости литературы».

 

Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом...»

 

В списке семей со странностями герои этой книги определенно занимают первое место. Отношения матери и дочери, матери и сына, бабушки и внука, отца и сына – в этих экстрактах состояний воплощены крайности, которые порой переходят границы здравого смысла и психического здоровья. Действительно страшная книга, наполненная страхами и переживаниями, занимает достойное место в ряду произведений, ставших современной классикой.

 

Дж. К. Ролинг «Гарри Поттер и философский камень»

 

В этой книге – целая галерея семеек со странностями. В доме Уизли всегда бушует позитивный хаос, Дурсли, напротив, чопорны и всеми силами избегают магии, Мраксы и Блэки одержимы чистотой крови, у Дамблдоров отец в тюрьме, сестра сошла с ума, мать сурова, да и Альбус – гений, которому непросто в жизни приходится. Ну а о Лавгудах и говорить не приходится – даже по меркам волшебников они определенно сумасшедшие!

 

Габриэль Гарсиа Маркес «Сто лет одиночества»

 

Семейная летопись, пропитанная магическим реализмом, роман-притча, охватывающий жизнь нескольких поколений семьи не просто странной – самобытной, своеобразной, порой кажущейся нереальной… Легендарная сага, в ткань которой вплетаются сказки, предания, легенды и небылицы – роман, показывающий жизнь семьи с самых разных сторон.

 

Алан Брэдли «Сладость на корочке пирога»

 

Эксцентричный полковник де Люс и его три дочери – та ещё семейка! Казалось бы, недалеко от их поместья, в глуши, произошло убийство, и всё указывает на то, что это сделал отец… Но пока старшие дочери рыдают в платочки, младшая, 11-летняя Флавия, пребывает в полном восторге: наконец-то хоть что-то нарушило привычный скучный порядок вещей. Обладая отличными познаниями в химии, страстью к ядам, аналитическим складом ума и талантом в решении головоломок, девочка начинает собственное расследование, которое приведет её к английскому королю!

 

Диана Сеттерфилд «Тринадцатая сказка»

 

Эта книга, пополнившая сокровищницу современной английской классики, познакомила многих читателей с жанром неоготики. Маргарет Ли работает в лавке отца; отношения в этой семье странноватые, но вписываются в привычные рамки. А вот семейные тайны мисс Винтер, известной писательницы, биографом которой становится Маргарет, куда интереснее. Странностей здесь предостаточно!

 

Стефани Майер «Сумерки»

 

Книгу о семье вампиров-вегетарианцев мы просто не могли не включить в сегодняшнюю подборку. И как бы искушенный читатель не относился к произведению Стефани Майер, «Сумерки» - книга, ставшая культовой для подростков из разных стран мира, поэтому родителям определенно стоит её прочитать.

 

Туве Янссон «Все о муми-троллях»

 

Ох, уж эта семейка! Муми-тролли – добрые, отзывчивые, любящие, внимательные и заботливые, вместе с хемулями, хатифнаттами и другими придуманными скандинавской писательницей существами образуют одну большую семью. Странная она? Определенно! Хотели бы вы стать одним из них? Наверняка!

 

Наринэ Абгарян «Манюня. Все приключения Манюни, смешные и невероятные!»

 

И семья Шац, и семья Абгарян многим по-настоящему сумасшедшим семействам готовы дать 100 очков вперед. Забавные приключения Манюни и её подружки Нарки, описание грозной, но очень обаятельной бабушки Ба и многочисленных родственников, удивительно трогательные воспоминания автора о собственном детстве – книга получилась очень доброй и искренней.

 

Эдуард Успенский «Дядя Федор, пес и кот»

 

Странно-сумасшедшая семейка, знакомая нам с детства. В большом городе такие «маленькие трагедии» происходят каждый день, но кто обращает на них внимание? Вот, к примеру, дядя Федор: он пригласил к себе жить кота, а родители были против. Что делать? Выгнать усатого-полосатого? Нет, дядя Федор друзей не бросает. Взял, да и переехал жить в деревню. Вместе с котом, да и собаку Шарика по дороге нашли. А хорошие собаки, как известно, на дороге не валяются. Такая вот семейка…

 

Иэн Макьюэн «Цементный сад»

 

Столь безумное семейство редко встретишь на страницах книги! Здесь, кажется, у каждого героя – свой огромный «букет» странностей, и как они уживаются вместе, совершенно непонятно. Что может случиться с детьми, если их навсегда оставить без присмотра? Думаете, что детство – самая веселая часть жизни? Уверены, что после прочтения этой книги ваше мнение по данному вопросу будет совершенно другим…

 

Литература в Сети. Лучшее за неделю

 

Казанцы читают в метро про даму Железного человека и приключения иностранцев в России

 

ProKazan.ru узнал, какую литературу предпочитают пассажиры подземного общественного транспорта

 

Многие считают, что сейчас люди совсем перестали читать книги. ProKazan.ru решил убедиться в обратном и опросил казанцев с книжками в метро.

 

Олег Рой "Вдали от рая"

 

Елена увлекается психологией, поэтому книги Олега Роя показались ей особенно занимальными. Кроме того, они легко читаются. Корреспондент портала быстро нашел с женщиной общий язык. Собеседница даже посоветовала прочитать лучшую, на ее взгляд, книгу Роя - "Старьевщица".

Елена также рассказала, что читать в общественном транспорте любит все: будь то утренняя газета или любимая книга. К слову, газету пассажирка прочитывает за несколько станций метро, а вот на книгу уходит гораздо больше времени.

 

 

Татьяна Луганцева "Голливудская мечта или Дама сердца Железного человека"

 

По словам Зульфии, она читает в общественном транспорте "что попало, главное, чтобы формат книги был небольшим".

- Обычно я читаю электронную книжку, но если забываю ее на работе - приходится довольствоваться этим.

 

Виталий Бодров "Кровь титанов"

 

Михаил читает как электронные книжки, так и бумажные. Правда, по его словам, электронная удобнее в использовании.

Среди литературных жанров молодой человек отдает предпочтение фантастике.

- Если книга интересная - за время поездки в метро успеваю прочитыватб несколько глав. А если нет - то домучиваю ее по одной-две страницы.

 

Агата Кристи. Сочинения

 

Елене Васильевне абсолютно не важно, большая книга или маленькая - она готова носить с собой чтиво любого формата. Среди литературных предпочтений женщины - в первую очередь классика. Читает Елена Васильевна быстро, поэтому на одну книгу у нее уходит примерно две недели чтения в метро.

 

Патрик Карман "Черный круг"

 

Кто бы что не говорил, но книги читают даже совсем маленькие жители Казани. Рината за одну поездку успевает прочесть 5-10 страниц. При этом девочка не отрывается от книги даже в ожидании метро. к слову, ее старшая сестренка все это время бдительно наблюдает за своей маленькй умницей.

Кстати, самое забавное, что и сам корреспондент, опрашивающий пассажиров метрополитена, не остался не замеченным. В один момент, со словами "Вы что, собираете информацию для Америки?! В Агента Сноудена играете?!" к нему подошел строгий мужчина и пообещал, что "мы еще встретимся":)

 

"Про Казань"

 

Бесконечная многогранность Алексея Толстого

 

Бесконечная многогранность Алексея Толстого25.02.2015 г. в 00:19Александр Карпец, Фраза.ua

23 февраля 2015 года исполнилось 70 лет с тех пор, как покинул этот мир замечательный русский (советский?) писатель Алексей Николаевич Толстой. Фигура Алексея Толстого, мягко говоря, несколько спорна, но какие бы ярлыки теперь на него не лепили, наследие «пролетарского графа», несмотря на заангажированность, часто даже сервильность к сталинскому режиму, остаётся Творчеством, особенно на фоне нынешнего окончательно деградировавшего «сучлита» — «сучасної літератури», как импортной, включая российскую, так и отечественной.

 

Книги Толстого часто имеют авантюрные и фантастические сюжеты, но писатель строит их на реальных событиях своего времени — страшного и переломного. Впрочем, с началом московской агрессии в Украине все более складывается впечатление, что возвращаются трагические события без малого 100-летней давности, о которых писал Толстой. Писателю удавалось двумя-тремя фразами передать такую философскую глубину, которая весит больше, нежели тонны псевдонаучной писанины.

 

Личность Алексея Толстого и его творчество бесконечно многогранны, пусть часто даже и противоречивы. Будучи отпрыском знатного дворянского рода, он получил образование инженера-механика, но стал писателем. Будучи по-европейски воспитанным представителем российской знати, он после революции ожидаемо отправился в эмиграцию в Европу, но быстро разочаровался и в белоэмиграции, и в так называемых европейских ценностях, Толстой спустя непродолжительное время вернулся в Советскую Россию, где достаточно быстро вошел в число новой советской знати, которую кровавый сталинский режим прикармливал в своих целях, и в результате писатель получил прозвище «пролетарского графа» не только из-за графского происхождения, но также в следствие своей тяги к гедонизму и сибаритству. В творческом же наследии Толстого наличествует практически все возможное от исторических произведений («Петр Первый»), эпических полотен современной ему эпохи («Хождение по мукам», эмигрантский цикл) до фантастических и футурологических антиутопий («Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»), в которых и сейчас, по прошествии 80-90 лет после их написания при внимательном чтении можно найти поражающей остроты откровения. Гениальный советский писатель-фантаст и настоящий коммунист, автор знаменитой коммунистической утопии «Туманность Андромеды» Иван Ефремов, встречавшийся с Толстым незадолго до смерти последнего, считал писателя своим учителем, и это много значит в устах Ефремова, бывшего на тот момент уже далеко не юношей, — хотя и делающим лишь первые шаги на литературном поприще, но уже состоявшимся ученым — геологом и палеонтологом.

 

И кое-что личное: из беллетристики, наряду с некоторыми другими писателями, именно Алексей Толстой оказал на автора этих строк как на публициста огромное влияние от тематики и взгляда на мир до стилистики и манеры изложения…

 

В свете кровавой агрессии путинской Москвы в Украине творческое наследие «пролетарского графа» Алексей Толстого неожиданно зазвучало по-новому. Еще год назад, во время аннексии Крыма и начала войны на Донбассе на свет Божий была извлечена цитата, которую приписывают Алексею Толстому: «Есть две Руси. Первая Киевская имеет свой корень в мировой, а по меньшей мере в европейской культуре. Идеи добра, чести, свободы, справедливости, понимала эта Русь так, как понимал ее весь западный мир. А есть еще вторая Русь — Московская. Это Русь Тайги, монгольская, дикая, звериная. Эта Русь сделала своим национальным идеалом кровавую деспотию и дикую ожесточенность. Эта Московская Русь, из давних времен была, есть, и будет полным отрицанием всего европейского и ожесточенным врагом Европы». Цитату Толстому именно приписывают, поскольку подтверждений тому, что это именно его слова, вроде бы как и нет. Но здесь важно другое: мог ли Толстой сказать такие слова в принципе? Ответ будет таким же противоречивым, как и сама личность писателя: и да, и нет!

 

Несмотря на то, что Толстой по глубинной сути своей был, что называется, «исконно русским» и свою писательскую стезю начинал в качестве так называемого «почвенника», он одновременно был все же слишком европейским человеком, чтобы млеть от кондового рассейского скотства, коим и по сей день полна Россия, как и во времена жизни писателя. Это хорошо видно в историческом романе «Петр Первый», который справедливо считают едва ли не «заказухой» Сталина, но, вместе с тем, «заказухой», выполненной очень и очень талантливо. Толстой весьма положительно относится к вестернизации России Петром, равно как и к модернизации на западный технологический манер Советского Союза Сталиным. При этом писатель, как и большинство советской интеллигенции того времени, делал вид, что не замечает массовых репрессий, террора и, по сути, фашистского режима, которые стали важнейшими причинами дискредитации коммунистической идеи и трагического провала коммунистического эксперимента как такового, причем последствия этого провала мы сейчас и пожинаем, и неизвестно, чем все это еще окончится.

 

С другой стороны, будучи, повторим, по своей сути человеком европейским, Толстой слишком хорошо знал и ощущал торгашескую натуру, лицемерие Европы, чтобы считать ее воплощением «добра, чести, свободы и справедливости». Он справедливо замечает, что именно Европа, западная цивилизация породила Первую мировую войну — первое глобальное военное столкновение. Он активно то полемизирует, то соглашается с идеями о «закате Европы», вошедшими в моду в 1920-х годах после публикации знаменитого одноименного двухтомника Освальда Шпенглера.

 

Словом, любой, кто сколько-нибудь серьезно интересовался творчеством писателя, должен прийти к выводу, что приведенная цитата может как принадлежать ему, так и не принадлежать — примерно с одинаковой вероятностью.

 

Но обратимся к происхождению и биографии писателя…

 

Все известные Толстые, в том числе писатели Алексей Константинович, Лев Николаевич и собственно Алексей Николаевич, вели родословную от Петра Андреевича Толстого, который наградил своих потомков графским титулом. Легенда гласит, что он получил его за выполнение щекотливого задания Петра Первого: Толстой уговорил царевича Алексея вернуться в Россию, обещав ему неприкосновенность. Будучи по приказу Петра I распятым на дыбе, царевич проклял Толстых до двадцать пятого колена, после чего в их роду рождались либо гении, либо негодяи, либо юродивые, но люди сплошь одержимые. Словом, чисто русский сюжет!..

 

Алексей Толстой родился 10 января 1883 года в городе Николаевске, ныне Пугачевск, Самарской губернии. Отец Толстого — Николай Александрович — был человеком буйного нрава, посему мать Александра Леонтьевна, урожденная Тургенева, ушла к либеральному земскому деятелю Алексею Апполоновичу Бострому, оставив на руках у отца троих детей и уже будучи беременной Алексеем. Граф Толстой стрелялся с Бостромом и ранил его.

 

Детство писателя прошло в имении отчима, на степном хуторе. Несмотря на «благородное» происхождение, товарищами Алексея были крестьянские дети. Верховая езда ковыльными степями среди курганов, мечтательность, космический круговорот времен года — вот истоки фантастической струи в творчестве писателя. Тринадцати лет он был отдан в учебу, но не в классическую гимназию, как барские дети, а в Сызранское реальное училище. Затем был Петербургский Технологический институт, специальность механика — еще один исток любви к фантастике. Во время революции 1905 года он изучает в Дрезденской Политехнике механику и немецкий. К началу войны и революции инженер-механик граф Толстой (забавно, правда?!) известен как писатель-«почвенник», автор произведений о жизни помещичьего Заволжья. Его талант привечают Бунин, Соллогуб, Блок, Горький.

 

Интеллигенты «серебряного века» уходили от социальных катаклизмов в свой мирок: Николай Бердяев интересно пишет о том, что во время революции 1905 года в квартире поэта-символиста Вячеслава Иванова происходили утончённейшие беседы на эстетико-мистические темы. Толстой же, по выражению Ленина, «пошёл другим путём» Он работает фронтовым корреспондентом. Его проза приобретает оттенок обличительного сарказма. Интеллигентский восторг по поводу Февральской революции у него быстро сменяется характерными для русского нигилизма сомнениями в цивилизации как таковой. Этот мотив присущ всем великим русским — Герцену, Достоевскому, Леонтьеву, Бердяеву… Осенью 1918 года Москва задыхается от голода, и писатель вынужден бежать в Украину.

 

В повести «Похождения Невзорова, или Ибикус» есть любопытный взгляд Толстого на Украину времен «ясновельможного пана гетьмана Павла Скоропадського». Гетьманат держался на небольшой прослойке украинской интеллигенции и знати, а главным образом — на германских войсках. В Украину бежал не только цвет Российской империи, но и голодные массы ленивого и спесивого русского барства, аферистов, певичек, офицерства, политиканов рухнувшей империи. Их первое впечатление на вокзале в Харькове: «Боже! Белые булочки!!!». Гетьманат давал им поместья с землей — хоть и великорусские шовинисты, но классово близкие, из «благородий»; некоторые, кривляясь, даже брались за изучение украинского языка. По Харькову ходят вразвалку немецкие вояки, презрительно смотря на аборигенов. Носятся на лихачах потомки украинской шляхты в папахах с малиновым верхом. Дельцы гоняют по Украине вагоны с аспирином и касторкой. Кофейни и кабаре забиты декадентами, жуликами, проходимцами и извращенцами. Эту ораву должны были кормить украинские селяне, которых немецкими штыками заставляли вернуть новым хозяевам поделенную панскую землю. Село взбунтовалось, тем более, что кайзер пал, в Германии началась революция, и немцы ушли, прихватив с собой гетьмана.

 

Началась «атаманщина», которую теперь относят к «національно-визвольним змаганням». Но если, например, идеалистически настроенные юноши под Крутами, галицкие сечевики Евгена Коновальца или дивизия полковника Безручко действительно геройски боролись за независимость Украины, то многочисленные «батьки-атаманы» со своими бандами по большей части занимались грабежом и террором мирного населения, особенно евреев. Это был типичный всплеск массового разрушительного психоза, где главным действующим лицом были столь любимые нашими интеллигентами селяне! Юг Украины погрузился в кровавый хаос и «войну всех со всеми»…

 

В это время с севера ударили большевики. Российская империя сжалась до маленького пятачка вокруг Одессы, где причудливо уживались белогвардейцы, остатки гетманской «варты», греческий корпус и французские зуавы. Но «красная зараза» поражает и оккупантов. Греки кричат противнику: «Давай мириться! Ленин — карашо!».

 

Кстати, Антанту из Одессы тогда «выкурили» даже не большевики, а банда атамана Матвея Григорьева численостью около шести тысяч штыков. Сначала Григорьев входил в войско Украинской Народной Республики под командованием «головного атамана» Симона Петлюры. Затем Григорьев предал УНР, перешёл на сторону большевиков и помог им в завоевании юга Украины. За это Григорьева и прочих «атаманов» от большого ума теперь причисляют к «героям визвольних змагань»…

 

В частях французского экспедиционного корпуса начинается брожение, возникают советы солдатских (зуавских?) депутатов, а на кораблях Антанты появляются красные флаги. Командование во главе с французским генералом д'Ансельмом решает убраться восвояси. В этом бедламе Толстой пишет знаменитую повесть «Калиостро».

 

Начинается исход в эмиграцию. В марте 1919 г. писатель уходит на пароходе в Константинополь. Впечатления об этом путешествии находим в том же «Ибикусе».

 

На корабле бывшая «элита» опускается все ниже. Генералы, политики и дамы в мехах выясняют отношения из-за очереди в нужник. Выжившие из ума монархисты ловят на борту каких-то мифических революционеров. Губернатор руководит двумя чемоданами, которые остались от его губернии. Штабы несуществующих армий издают приказы и вывешивают их для ознакомления. Тучный, багровый член Высшего монархического совета Щеглов прячется под брезентом со своей женой — опереточной актриской. За всем этим с верхней палубы наблюдает бывший «пламенный революционер» и думает мрачную думу о том, что «русский народ в сущности не любит свободу».

 

Теперь модно вовсю ругать подлых большевиков, которые разогнали Учредительное собрание, а благородных демократов «пустили в расход». На эту тему в «Ибикусе» есть забавнейшее место. Потрёпанного вида военный врач везёт в Европу любопытный документ — записную книжку, каковая должна показать союзникам «подлую сущность» демократов и либералов российских. Впрочем, скоро эмигранты поймут, что «облико морале» Европы ничем не лучше… «Эта книжка принадлежала весьма небезызвестному либералу, герою, члену Государственной думы и Учредительного собрания… Чем же она наполнена? Благороднейшими мыслями? Бессмертными лозунгами? Конспектами знаменитых речей? Нет, к сожалению, — нет. Реестрики — сколько у кого взято взаймы. Так! Адреса врачей и рецепты средств на предмет лечения триппера. Всё-с. Это у либерала и борца с самодержавием». Цитата напомнила о пламенных борцах с советским строем. Сколько визгу и праведного гнева было от них на рубеже 1980-1990 гг., как самозабвенно они «рушили» империю, которая на самом деле рушилась сама по себе! О том, какой уродец возник на обломках «совдепии», сейчас разводиться не будем, но вскоре многие «герои» оказались банальными хуторянами или вовсе хапугами, приспособленцами, торгашами и моральными отбросами! А теперь все и вовсе окончилось войной…

 

По прибытии в Константинополь эмигранты перебиваются кто чем. Дамы занимаются проституцией, офицеры промышляют сутенерством и мелкой комиссией в трущобах Галата — беднейшего района Константинополя. Герой повести Невзоров делает деньги на тараканьих бегах с тотализатором и мечтает устроить в престижном районе Пера бордель с русскими девицами благородного происхождения — «сераль принцес московит».

 

Из Константинополя Толстой плывет в Марсель. Этому путешествию посвящен его великолепный рассказ «Древний путь». Кроме социального морализаторства, здесь имеет место глубокий историософский подтекст. Смертельно раненый французский офицер, ницшеанец Поль Торен идет на пароходе «Карковадо», как и сам Толстой в реальности, путем агронавтов, только в обратном направлении. Позади, в Гиперборее, пылает революция. Геллеспонт, берега Фракии и Анатолии, Дарданеллы, Троя, Эгейский архипелаг, Пелопоннес, курящаяся Этна… Колыбель европейской цивилизации. Тысячи лет высочайшего напряжения физических и ментальных сил. Толстой замечает, что история Западной Европы около 3000 лет назад началась кровопролитнейшей по тем временам Троянской войной — первой мировой войной между Западом и Востоком. В финале — опять мировая война, древние камни смешаны с кровью, железом, трупами и экскрементами. Война временно прервана, народу разрешено веселиться, и вот на руинах вырастает жалкий продукт цивилизации — мещанское стадо. Толстой отчаянно полемизирует с идеями Освальда Шпенглера о круговороте и гибели цивилизаций, пытаясь найти высшее начало в «гомо сапиенсе», но здесь же, фактически соглашаясь со Шпенглером, говорит, что ход цивилизации нужно «перезапустить»…

 

Годы эмиграции были очень тяжелыми, но писатель упорно работает. В 1919 году, живя под Парижем, он начинает трилогию «Хождение по мукам» об извечных метаниях русских интеллигентов. Кстати, сильнейшее произведение! В советское время его изучали в школе и на гуманитарных факультетах вузов. Толстого справедливо обвиняют в великодержавности и сервильности по отношению к режиму Сталина, хотя, например, Михаил Булгаков был ничем не лучше. Но с Булгаковым, его «Белой гвардией», «мастерами и маргаритами»носятся, как с писаной торбой, а Толстого предали анафеме, хотя «Хождение по мукам» посильнее «Белой гвардии» будет, а эмигрантский цикл Толстого и по сей день является актуальнейшим руководством на тему о том, что такое Запад, и почему им не нужно очаровываться!

 

«Россия-мать» вышвырнула блудных детей-эмигрантов, Европа же оказалась мачехой. Еще Герцен и Достоевский предупреждали русских интеллигентов, что Запад — это не только наследие античности, рыцарства и Просвещения. Это царство в меру сытого, довольного и спесивого торгаша, который отбросил рвение к свободе и познанию, а жаждет сильной власти или обывательского стада, каковое считается проявлением свободы, демократии и даже социального прогресса. Мещанство подражает аристократии в роскоши и тщеславии, что выглядит грубо и пошло. Остатки аристократии тоже «омещанились» и давно забросили собственно аристократизм. Все это есть в «эмигрантском цикле» Толстого: «мерзость запустения» в жутковатом романе «Эмигранты», уничтожающий сарказм в адрес деградировавшего русского дворянства в «Рукописи, найденной под кроватью», гримасы западной цивилизации в ее парижской («Убийство Антуана Риво») и берлинской («Черная пятница») редакциях, наконец, апокалиптическая фантасмагория «Гиперболоида инженера Гарина». Все это видят наши нынешние «заробітчани»: остатки наших разума и благородства Западу не нужны, а нужны ему чистильщики нужников; в крайнем случае, там могут «прикормить» грантами наш псевдо-интеллектуальный хлам, вроде какого-нибудь «полевого украинского секса»...

 

Империализм ХХ века, мировая война и апокалиптическая революция в России придали всему этому новые черты. Прошло время буржуа, мнящего себя «пупом земли». Герой рассказа «Убийство Антуана Риво» говорит: «Идёт новая сила: это концерны тяжёлой промышленности. Они захватывают жизнь по вертикали. Но это пахнет социализмом наизнанку. Здесь нам, последним индивидуалистам… делать нечего». Настало время винтика огромной социальной машины, которым управляют при помощи масс-культа и масс-медиа. Не все винтики хотят быть благонамеренными: дураки гибли и калечились в мировой войне за «идеалы демократии и гуманизма», а теперь ежедневно на рассвете идут в брезентовой робе к унылым заводским корпусам; умные не теряли времени в тылу, и теперь на рассвете едут из ночных заведений домой в лимузинах, с измятыми за бурную ночь смокингами. В Венгрии и Германии революции. Бурлят рабочие окраины Парижа — его «красный пояс», в его центре гастролируют банды анархистов. В Лондоне бастуют транспортники, и дабы не парализовывать жизнь, на их место стали штрейкбрехеры из числа… аристократов — «сознательные» лорды и баронеты работают носильщиками и таксистами, развозя клиентов на личных роллс-ройсах. Это такая английская революция — времена Кромвеля ведь давно минули!

 

Толстой даёт картину общества после первой мировой войны в победившей Франции и побеждённой Германии. На верху социальной пирамиды удобно устроилась элита — политики, промышленники и финансисты, остатки родовой знати. Кстати, на крови и страданиях нынешней войны в Украине наша так называемая элита тоже неплохо устроилась… Будучи «пролетарским графом», писатель симпатизирует рабочему классу. По Толстому, это основа, движущая сила, создатель всех общественных ценностей, носитель нравственности и культуры, который выйдет из заводских корпусов, преодолеет эксплуататоров, установит справедливость и «светлое будущее». История показала, что эта формула Маркса, мягко говоря, не совсем верна, о чём его предупреждал Александр Герцен, кстати, еще один русский интеллигент-западник, зело разочаровавшийся в Западе и его «ценностях», прожив долгие годы в вынужденной эмиграции.

 

Видимо, так Толстой отдавал дань пропаганде большевиков, которые под лозунгом «государства рабочих и крестьян» создали фашистско-бюрократическую диктатуру, подавлявшую рабочих и уничтожавшую крестьян. Но возможно, Толстой «честно заблуждался»: традицией русского интеллигенчества всегда было умиление по поводу глубокой духовности и благородства простого рабоче-крестьянского народа — часто в силу элементарного отсутствия опыта пребывания в толпе. Забавно, но такое «народничество» наблюдается и в ХХI веке среди украинской «хуторян-интеллигенции» из соображений политической конъюнктуры. Впрочем, все это было до 2014 года, до войны на Донбассе, которая очень многое изменила в мировоззрении и мироощущении. В этом плане весьма любопытен «великий пролетарский писатель Америки» Джек Лондон, который в молодости на себе ощутил все «прелести пролетарствования», и относился к пролетариату весьма скептически, о чём захватывающе писал в романах «Мартин Иден», «Лунная долина» и «Железная пята».

 

Но и в творчестве Алексея Толстого разрушается плакатный образ пролетариата. Рабочий класс поверженной Германии со впалыми от голода щеками всё более проникается национал-реваншизмом. Рабочие победившей Франции разделились на две категории. Высокооплачиваемая «рабочая аристократия» готова бороться с буржуями только за свои шкурные интересы или, как нынче модно говорить, «социальный пакет». Плохо устроенная молодёжь из бывших фронтовиков ещё недавно наравне с буржуйскими сынками проливала кровь и кормила в окопах вшей. Теперь оказалось, что это была война не за «идеалы свободы и демократии», а по Ленину — «за рынки сбыта и сферы влияния». Пролетария после окончания войны принуждают стать благонамеренным тружеником и покорно протягивать руку за скудным жалованьем от тех же буржуйских сынков. В романе «Эмигранты» Толстой пишет: «Дурак же ты, Жак!» Но фронтовики привыкли за годы войны убивать, а некоторые, побывав с оккупационными войсками в Одессе, познакомились с русским большевизмом и украинской «атаманщиной», посему в ответ на несправедливость они поднимают бунты, часто «безбашенные», «бессмысленные и беспощадные».

 

Кроме того, есть «средний класс», сиречь мелкий буржуа, на который одно время было модно молиться как на «двигатель социального прогресса». Верхи среднего класса (so-called «upper middle class») — торговцы, рантье, мелкие держатели акций — пытаются, как и до войны, изображать из себя респектабельную публику, но их сильно «подкосила» революция в России — французские буржуа держали капитал в акциях русских компаний, в том числе в Донбассе и Криворожье, а также в царских ценных бумагах. Буржуа очень обеспокоены «русским вопросом»: им глубоко наплевать на попрание элементарной человечности «красными» и «белыми», они шкурно заинтересованы в воссоздании «единой и неделимой», они согласны даже признать большевиков в ответ на признание ими царских долгов, лишь бы вернуть капиталы.

 

Кстати, нечто подобное, с поправкой на современные реалии, наблюдается и сейчас. Среднестатистическому европейскому буржуа в Европе глубоко наплевать на то, что Донбасс лежит в руинах, что там льется кровь, что там уже тысячи убитых и раненых. Очень многие в Европе настаивают, чтобы как можно скорее отменить санкции против путинской России, поскольку санкции эти ведут к экономическим проблемам и ухудшают уровень жизни европейского обывателя. Но вернемся во времена Толстого…

 

Беспринципные дельцы из распухшей за время войны Америки скупают Старый Свет, и вот в «Гиперболоиде инженера Гарина» из-за океана прибывает «акула империализма» мистер Роллинг, чтобы «взять к ногтю» всю европейскую промышленность, иначе он лопнет в Штатах со своими капиталами. Буржуа из последних сил держатся за акции, некоторые истерично играют на бирже, но против крупных монополий не попрёшь — и они разоряются и отправляются «на дно».

 

Низы среднего класса («low middle class») — конторские служащие, гарсоны, артистки кабаре, продавщицы магазинов, анархические молодые люди без определённых занятий — балансируют на грани и сползают «на дно». Они истерично мечутся по бульварам и дешёвым распродажам Парижа, вожделея развлечений, деградируя и погружаясь в разврат. «Нельзя.. в наши дни мечтательно гулять по бульвару… с томиком Мюссе… Нынче — всё на скорости, всё на бензине. «Алло, малютка, в нашем распоряжении час двадцать минут! Нужно успеть в кино, скушать обед и полежать в кровати. Ничего не поделаешь, Ми-Ми, это — цивилизация».

 

Алексей Толстой высказывает гениальнейшую мысль, страшная значимость которой ныне ещё более возросла: «Страшная вещь — человеческая масса, не руководимая большой идеей. Людей нельзя оставлять без вожаков. Их тянет стать на четвереньки».

 

На полях войны в отравленной горчичным и нарывным газами земле вместе с высшими достижениями европейского духа гниют миллионы трупов, на улицах просят милостыню миллионы инвалидов с обрубками вместо ног и рук. Кажется, даже убитые принимают участие во всеобщем шабаше в виде стрептококковой пыли, доносимой ветрами с полей сражений. Для отвлечения от всего этого — бесконечные праздники, гуляния, фейерверки, истерия газетных сенсаций, танцы и стриптиз. Мир еще не заключен, Германия блокирована, немцы питаются сырой брюквой и тысячами мрут от истощения. С наступлением темноты по берлинской Фридрихшрассе батальонами идут проститутки, приставая к прохожим. Рядовой житель Берлина с ненавистью смотрит на шикующих спекулянтов и на свиную котлету в витрине мясного магазина, которую он не в силах купить своим детям. Скоро эта несъеденная бюргером котлета «отрыгнётся» творцам «Версальского мира» в виде гитлеровского Ordnung'a!..

 

У этого клинического механизма есть рулевые. Глава распухшей за время войны от золота Америки Вудро Вильсон, похожий на пастора, разводит демагогию о братстве народов в лоне Лиги Наций в своих речах, «бесплодных, как англо-саксонское утро». Европа, лицемерно рассуждая о «ценностях», отбросила «право наций на самоопределение» из-за шкурных интересов. Франция была заинтересована в «единой и неделимой», а потому препятствовала независимости Украины, но согласилась отдать полякам Галичину и Волынь, чтобы иметь форпост на восток от своего извечного врага — Германии. (Кстати, эта позиция Франции такой же и осталось, что наглядно проявилось в отношении конфликта на Донбассе, хотя теперь Париж и Берлин ходят в друзьях). Эта затея вскоре провалилась, тем более что пугать Германию Польшей — это полная глупость! Британия заинтересована в нефтеносных районах Галичины и Азербайджана, а потому стремится к разделу России, но, поддерживая «белых», вместе с Америкой считает Украину частью «единой и неделимой» и отказывается помочь Украине в борьбе за независимость. (Сейчас Украине все «типа помогают», но больше на словах). От этой суеты выиграли большевики: «вождь мирового пролетариата» товарищ Ленин, мастерски играя на противоречиях, «развёл» мировых империалистов и в безнадёжных условиях сумел заложить основы большевистской державы.

 

Антанта и сателлиты хотят урвать от побежденной Германии. Отбросив «план Вильсона», Франция (в лице Клемансо), Англия (Ллойд Джордж), Италия (барон Сонино) и Япония (барон Макино) навязывают Германии грабительский Версальский мир. Больше всех звереет Франция, которая хочет отомстить немцам за давние обиды, например за поражение под Седаном аж в 1870 году. Именно Франция инициировала миллиардные контрибуции с Германии, но французы заплатят за это, когда позорно капитулирует Гитлеру на фоне патриотического профиля де Голля и истошных воплей Эдит Пиаф. Толстой пишет: «Шестьдесят миллионов немцев упали на колени. Из-за Рейна во Францию…потянулись тоскливо длинные поезда с углем, сырьем, пушками, машинами. Тощие, с землистыми щеками немцы, костлявые немки, дети, покрытые болячками, глядели вслед этим поездам, вслед улетающей на долгие годы надежде поесть, отдохнуть»…Теперь у нас некоторые «умники», усвоив поразительную «глубину импортной мысли», рассказывают байки о том, как кровожадные большевики потрясли нравственность и гуманизм Запада. Мировые войны и коричневую чуму в Германии выдумали отнюдь не Ленин со товарищи! Если фашизм Сталина — это чисто русский продукт, то германский фашизм — это порождение «просвещённого и гуманного» Запада! «Немецкий фашизм свиреп, мстителен и… не будет знать пощады… Немцам, настроенным фашистски, нечего больше терять», — пишет Толстой уже в 1923 году. Более того, «просвещенные западные демократы», когда есть шкурный интерес, обнаруживают удивительнейшую способность входить в сговор с авторитарными режимами, как это сейчас наблюдается в отношении режима Путина.

 

Русская эмиграция окончательно опускается. Немногие богачи, сумевшие вывезти капиталы, просаживают их в кутежах и на бирже. Монархисты истерично спорят о том, кто из великих князей станет будущим «императором Великой, Малой и Белой». Эмигрантские газеты вопят: «Осиновый кол вам, большевики»! Белогвардейские интенданты наживаются на поставках тухлых консервов и гнилого нижнего белья. «Демократы» Временного правительства торгуют неподвластной им страной. Московские купчихи сидят на чемоданах и ждут — когда же в «первопрестольную» с колокольным звоном. Офицерье пускается во все тяжкие, а княжны и графини зарабатывают проституцией. Не желая окунаться в мутное болото и окончательно деградировать, многие русские интеллигенты вынуждены возвращаться в «совдепию» — деваться больше некуда! Кстати, именно поэтому вернулся и Михайло Грушевский, а не просто поддался на уговоры большевиков, как сейчас это пытается кое-кто истолковать. Устоял над схваткой Бердяев и прожил до конца жизни во Франции в бедности. Заявляет о возвращении и Толстой, за что подвергается обструкции со стороны «дедушки русской революции» Чайковского. В знаменитом ответе Чайковскому Толстой пишет, что сам ненавидел большевиков, считая их причиной всех бед, гибели двух родных братьев, расстрела дядей, смерти восьми человек родни от голода и болезней, но именно русская «элита» толкнула империю в хаос. С конца 1921 г. Толстой живет в Берлине, а в августе 1923 г. возвращается в СССР.

 

Еще в эмиграции Толстой пишет «Аэлиту»: гениальный, «не от мира сего» изобретатель космической ракеты инженер Лось, похожий на Циолковского; принцесса Аэлита и любовь по-марсиански; планетой управляет фашистская клика, которую пытается свергнуть «марсианская пролетарская революция» во главе с плакатным вождём — красноармейцем Гусевым (что-то вроде товарища Сухова в фильме «Белое солнце пустыни»). Толстой ведёт давний спор со Шпенглером о расцветах и закатах цивилизаций — вторым названием «Аэлиты» было «Закат Марса», по аналогии со шпенглеровским «Закатом Запада». Но главная идея Толстого всё же иная: человек обязан вырваться из созданного им же самим социального болота и проложить путь в мироздание.

 

Наконец, книга «Гиперболоид инженера Гарина», написанная в 1926-1927 гг., переработанная в 1937 г. (Неуклюжие экранизации этого необычного произведения оканчивались лишь искажением как сюжета, так и смысла). В анонсе Толстой писал, что действие романа происходит накануне новой мировой войны, – и как в воду глядел! Америка в лице плакатной «акулы империализма» мистера Роллинга прибирает Европу к рукам. Убежавший от революции русский инженер и мерзавец Пётр Гарин создает сверх-оружие — гиперболоид. Кстати, гениальная догадка: лазеры концентрируют электро-магнитную энергию, только на принципах не геометрической, как у Толстого, а более глубокой, квантово-волновой оптики. Ценой массового убийства людей Гарин овладевает миллиардами Роллинга для реализации маниакальной идеи. На океанском острове Гарин строит сверхглубокую шахту, добывает оттуда огромные запасы золота и становится «диктатором всего цивилизованного мира». Мировая «элита» преподносит Гарину титулы царей, королей, султанов всех стран и континентов. «Демократическая» Америка, где титулы не положены, присуждает звание «business-man of God» — что-то вроде «купчина божьей милостью». Обесценив золото, Гарин хочет перераспределить мировое богатство в свою пользу, а затем вернуть золоту настоящую цену. Цель — утоление патологической жажды абсолютной власти в мировом масштабе. Кстати, путь Гарин избрал весьма грамотно: социум — система экономических отношений, разрушив их, можно дестабилизировать мир, а то и завладеть им, особенно, если мировые финансы монополизированы в одном центре; когда бен Ладен разрушил всего два небоскреба с Нью-Йоркской биржей, глобальную экономику «трясло» долго.

 

Планы Гарина суть следующие. На Земле формируется каста «патрициев», которые наслаждаются жизнью. Их обслуживают послушные «трудовики», безмолвно работающие за миску похлёбки. Последних получают из обычных особей вида Homo sapiens путём «мозговой кастрации». (Кстати, нынешние массовая культура и масс-медиа и есть инструменты такой «мозговой кастрации»). Остальных уничтожат за ненадобностью. Во главе этой паранойи — «его божественность» инженер Гарин, а также его любовница, она же «владычица мира» Зоя Монроз, она же мадам Ламоль.

 

Образ Зои — это злая карикатура на столь модных нынче «сильных и стильных», «креативных», «бизнес-леди» и прочую «клинико-эмансипированную патологию» в том же духе. Начав свою карьеру в балетной школе Петербурга, пройдя панели и бордели Парижа, Зоя Монроз добилась вершины — заключила «брачный контракт» с самим миллиардером Роллингом. Но оказалось, что сей, как теперь модно говорить, «олигарх» обладает примитивной психологией обывателя, и она увлеклась «манией мирового господства» параноика Гарина. Превратившись во «владычицу Всей Земли», мадам мечтает купить с душой и потрохами лучших поэтов, художников, учёных мира и окружить ими свою никчёмную фигуру. Она формирует свою свиту из профессоров и принцев крови, разрабатывает церемониалы и ритуалы двора «божественной Зои». Словом, давно известное «из хама — в паны», и вместе с тем гениальная образная находка Толстого!..

 

Вся эта история заканчивается «с треском» — началась «мировая пролетарская революция», а Гарин с Зоей попадают на необитаемый остров, где обретают первобытную жизнь. Словом, конец истории по Шпенглеру…

 

Казалось бы, боевик с элементами «курса марксизма-ленинизма»… Но у Толстого звучит глубочайшая экзистенциальная идея о космическом содержании жизни человека: «Что же такое человек?.. Ничтожнейший микроорганизм, вцепившийся в несказуемом ужасе смерти в глиняный шарик земли и летящий с нею в ледяной тьме? Или это — мозг, божественный аппарат для выработки особой, таинственной материи, один микрон которой вмещает в себя всю вселенную»!!!

 

В поисках этого смысла Толстой вернулся в СССР, где была предпринята попытка устройства мира под лозунгами о свободе во имя высшего созидания. Лишь потом стало ясно, что избыток ура-революционности толпы при самых благородных лозунгах продуцирует хаос, а затем ведёт к тоталитарии, которая постепенно вырождается в застойный маразм с последующей деградацией. Безалаберность и цинизм Толстого в конце жизни говорят о том, что его разочаровали и «коммунизм», и «коммунисты», которые более всех повинны в дискредитации коммунизма. Ценой интриг и великодержавного, но талантливого романа «Петр Первый» белоэмигрант Алексей Толстой не пострадал от репрессий и умер своей смертью в 1945 году.

 

Повторим, что незадолго до смерти он при личной встрече благословил на творческий путь Ивана Ефремова — начинающего на тот момент писателя, но уже маститого учёного, доктора биологии, бывалого изыскателя, прошедшего с геологическими и палеонтологическими экспедициями Евразию от Балтики до Монголии. Кстати, несмотря на коренное различие в сюжете, стиле и мироощущении, у ефремовского «Часа Быка» и толстовского «Гиперболоида…» на удивление много общего…

 

А история повторяется. Когда в конце ХХ века развалилась «система коммунизма», все страшно обрадовались — дескать, рухнуло «мировое зло», на планете грядёт чуть ли не рай, «в человецех мир и в воздусях благорастворение»! Ага, как бы не так! Сейчас, в начале ХХІ-го века перспективы цивилизации, похоже, ещё более тревожны, чем в начале ХХ-го, и самая мрачная антиутопия может стать реальностью. Кровопролитие в Украине является тому подтверждением тем более ярким, что мы испытываем это подтверждение на собственной шкуре. История ничему не учит...

 

Александр Карпец, "Фраза"

 

Семь общественных инициатив к Году литературы 2015

 

Давно ли вы держали в руках читательский билет? А селфи с книгой делали когда-нибудь? Бывало ли так, что библиотека сама приходила к вам домой? Приходилось ли вам читать «живые» книги? Если нет, стоит попробовать — на дворе Год литературы! АСИ представляет подборку общественных инициатив, направленных на популяризацию книги и чтения.

 

Бампер

 

«Бампер» — это передвижная детская книжная студия, автобус  с книгами, который колесит по всей стране. Вместо сидений – разноцветные книжные полки и ящики с книгами. Сюда можно прийти купить или почитать книгу, поговорить о ней или повстречаться с автором, сочинить свою собственную книгу и нарисовать к ней иллюстрации.

 

Проект помогает детям полюбить чтение. Команда «Бампера» ездит по школам, библиотекам, детским домам, ежегодно она проводит книжные мотивационные программы более чем для 10 тыс. детей всех возрастов. В Год литературы «Бампер» готовит большую программу — его книжные фестивали пройдут в Москве, Туле, Вологде, Мурманской области.

 

Главное не просто привезти книги, а рассказать о них так, чтобы вдохновить детей читать, подчеркивают создатели проекта. «Мы выдерживаем определенный уровень качества книг, которые мы предлагаем своим читателям. Наша аудитория – это люди, которые ценят хорошую литературу. С помощью консультаций мы подбираем то, что нужно конкретно этому ребенку. Людям приятно к нам приходить», — рассказывает Анна Тихомирова, руководитель проекта.

 

Проект «Бампер» — это социальное предпринимательство. Все доходы от продажи книг, идут на реализацию социальных программ, направленных на развитие детского чтения.

Проект некоммерческий, еле-еле выходит на самоокупаемость. У «Бампера» есть постоянные покупатели, которые приходят подержать проект, люди оставляют в Бампере «подвешенные книги», которые затем отвозят в детские дома. Один из важнейших ресурсов проекта — эмоции. «Когда дети и взрослые заходят в автобус, они ахают от удивления и говорят, какой интересный проект… Выживаем мы за счет такой реакции людей, благодарности, которую нам выражают. Мы понимаем, что нас любят и не бросаем это дело», — говорит Тихомирова.

 

Буккроссинг

 

Движение буккроссинг (круговорот книг), зародившееся в начале 2000-х годов, в последние годы существенно преобразилось. Люди по-прежнему, прочитав книгу, оставляют («освобождают») ее в общественном месте (парке, кафе, поезде, метро), чтобы она нашла нового читателя. Но разновидностей буккроссинга стало больше.

 

Так, в Екатеринбурге возле Библиотечного информационного центра на улице Антона Валека, д. 12 установлен стенд «Большая книга», где можно взять или оставить книги. По словам сотрудников центра, возле арт-объекта уже с самого раннего утра есть прохожие, которые листают книги или смотрят обложки.

 

Общественный книжный шкаф

 

В Москве в экоцентре «Кузьминки-Люблино» в октябре 2014 года открылась лесная библиотека. Большой деревянный книжный шкаф, стилизованный под старину, вмещает более 500 книг: художественная литература, книги по искусству, справочники и т.д. Любую книгу здесь можно взять почитать бесплатно и забрать домой. А взамен москвичи могут принести в лесную библиотеку свою, уже прочитанную ими книгу.

 

Прогуляться по парку с книгой в руках – прекрасная возможность совместить полезное с приятным. Можно почувствовать себя поэтом, ищущим вдохновения под сенью вековых лип и перелистнуть для себя страницу книги под названием «Кузьминский парк», — говорят сотрудники дирекции природной территории «Кузьминки-Люблино». Весной они планируют выпустить специальную карту природных зон с указанием «мест вдохновения и прилива творческих сил» для художников, фотографов, музыкантов и поэтов.

 

Креативно подошли к оформлению книжного шкафа в Красноярске. Чтобы напомнить жителям о лете, группа энтузиастов установила осенью 2014 года на набережной холодильник, в котором вместо продуктов хранятся книги. Этим летом книжный шкаф вновь появится в центре города.

 

Библиотека на колесах

 

Суть этой разновидности буккроссинга — организация бесплатных библиотек в электричках.

 

Например, в Год литературы Библиотека им. В. Г. Белинского и Свердловская пригородная компания приглашают всех желающих принять участие в акции «Вагон и маленькая тележка книг». Отправить книгу в путешествие теперь может каждый желающий – в библиотеке открывается пункт по приему книг для вагонов скорых пригородных поездов сообщением Екатеринбург – Каменск-Уральский и Екатеринбург – Нижний Тагил.

 

«Размеренный стук колес располагает ко сну, к неспешному разговору, к размышлению о вечном и насущном. Ну, а чтобы сны были вещими, разговоры интересными, а размышления конструктивными, предлагается взять в дорогу книгу. Причем взять ее прямо в вагоне!» — объясняют суть идеи организаторы акции. Уже третий год Свердловская пригородная компания устанавливает в вагонах поездов стойки с книгами. Услуга оказалась настолько востребованной, что за два года фонд передвижной библиотеки был исчерпан и его необходимо пополнить. Предпочтение отдается популярным книжным новинкам, романам известных писателей, русской и зарубежной классике, книгам с захватывающим сюжетом и поэтическим сборникам.

 

Подобная «библиотека на колесах» действует и в Омской области, где организаторы также не успевают пополнять библиотечные полки, поскольку не все книги, к сожалению, возвращаются пассажирами.

 

Мобильная библиотека

 

Теперь не обязательно брать с собой в поездку или в отпуск любимые книги. Достаточно достать из кармана мобильный телефон или планшет и считать QR-код. Книга будет доступна в вашем мобильном устройстве всего за пару секунд. Именно такую возможность дает проект компании МТС «Мобильная библиотека», предоставляющий бесплатный доступ к чтению электронных книг.

 

В рамках этой инициативы на остановках, в больницах, метро, учреждениях культуры, общественных местах появляются «виртуальные книжные полки».

 

Например, дети, находящиеся на лечении в больницах Москвы, могут получить бесплатный доступ к персональным устройствам, на каждом из которых предустановлено более 600 книг, в том числе произведения школьной программы по литературе.

 

В настоящее время проект действует более чем в 20 регионах страны, среди которых Свердловская, Челябинская, Курганская, Брянская, Волгоградская, Кировская, Ростовская, Саратовская и Ульяновская области, Ставропольский, Красноярский и Алтайский края, республики Татарстан и Башкортостан.

 

В 2014 году компания МТС запустила в городах Центрального федерального округа более 140 мобильных библиотек, пользователи которых скачали более 10 тыс. книг.

Самыми читающими в 2014 году стали жители Белгородской и Брянской областей. 80% скачанных книг составили произведения русских классиков, а также книги из школьной программы, а 20% – зарубежная литература. В топ-5 скачивания, по данным оператора, вошли «Бесприданница» А.Н. Островского, «Идиот» Ф.М. Достоевского; «Вий» Н.В. Гоголя; «Всадник без головы» Майна Рида; «Собачье сердце» М.А. Булгакова.

 

Кроме классических произведений русской и зарубежной литературы в мобильных библиотеках МТС читатели могут познакомиться с книгами местных региональных авторов.

 

#читательскийбилет2015

 

Стартовавшая в Новосибирске интернет-эстафета «Читательский билет» — способ привлечь внимание к книгам писателей Сибири. При выборе литературного источника для участия в эстафете жанры и темы не имеют значения – это может быть проза, поэзия, краеведение, non-fiction, что угодно – главное, чтобы основная творческая деятельность автора была связана с городом, районом или регионом, а также наличие этого источника в местной библиотеке.

 

Суть акции проста – участникам предлагается взять в библиотеке книгу и записать чтениепонравившегося отрывка. Итоговое видео необходимо разместить в социальных сетях «ВКонтакте» или Facebook, маркировав запись хештегом #читательскийбилет2015. Далее эстафету следует передать любому активному пользователю или сообществу в социальных сетях, указав в текстовом сообщение адресата. Отказ от участия в эстафете грозит строгими санкциями – в случае отказа участник должен передать в фонд любой библиотеки от одной до трех книг. Факт передачи необходимо подкрепить фотоматериалами.

 

Литературный след

 

Проект «Литературный след» предлагает всем россиянам отметить на карте страны литературные достопримечательности, связанные с именами известных писателей и поэтов. Идею реализуют Фонд «Живая классика», Клуб кураторов литературных фестивалей и компания «Норильский никель».

 

Любой человек вне зависимости от возраста, образования и места жительства, до 1 апреля 2015 года может предложить свой проект литературной достопримечательности, которая должна появиться на карте России.

 

Студенты и преподаватели Рязанского филиала Московского государственного института культуры выступили с инициативой создать «Рязанскую Италию» Константина Паустовского. В небольшой поселок Солотча в Рязанской области писатель любил приезжать работать и отдыхать. Солотчу с ее величественными соснами, теплым солнцем, полями и лесами Паустовский и называл «Рязанской Италией». «Солотча связывает прошлое, настоящее и будущее русской земли, рассказывая и о далеких годах первого освоения русских земель вятичами, и о борьбе с ордынским игом, и о княжеских междоусобицах, и о годах величия и процветания России. Кроме того, это настоящий природный памятник, с необыкновенным ландшафтом и уникальными климатическими условиями. Здесь по праву живет та самая «синеокая Русь», которую воспел в своих стихах Сергей Есенин», — говорит руководитель проекта Людмила Грицай.

 

Среди уже поступивших предложений – памятник Степану Разину в Тольятти, восстановление усадьбы князей Голицыных в Калужской области, создание литературный беседки в Бурятии, посвященной писателю Исаю Калашникову. Есть идея создать интерактивную сказочную деревню недалеко от Санкт-Петербурга, где каждый ребенок и взрослый может поучаствовать в сказочной жизни: вытащить репку, сразиться со Змеем Горынычем, обмануть Бабу-Ягу, приготовить кашу для трех медведей, испечь колобка, построить теремок, поймать щуку. И даже размещение стихов екатеринбургских современных поэтов на зданиях и домах.

 

Команда конкурса уверена, что это всероссийское начинание не только позволит силами граждан сохранять и популяризировать литературное наследие России, но и благотворно скажется на развитии внутреннего туризма, создаст новые «точки притяжения» в регионах.

 

Писательские маршруты

 

Филологи и журналисты Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ) разработали литературные экскурсионные маршруты. Уральские ландшафты представлены такими, какими их видели 100-150 лет назад русские писатели и публицисты, путешествовавшие по Прикамью. Все карты выложены в интернете.

Материалом для их создания стали путевые очерки П.И. Мельникова-Печерского, А.И. Герцена, Д.Н. Мамина-Сибиряка, В.И. Немировича-Данченко и др. На данный момент разработаны четыре интерактивные карты: «Старая Пермь (Вверх по Вишере)», «По Чусовой с Маминым-Сибиряком», «По Каме на пароходе» и «Сибирский тракт». «Точками на этих маршрутах послужили наиболее упоминаемые в публицистике XIX века реки и горы Урала, а также связанные с ними антропогенные реалии», – отмечает ведущий сотрудник проекта, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Елена Власова.

 

Разработчики постарались совместить на современной интерактивной платформе описания городов, природы и ландшафта, которые датируются концом XIX – началом XX века, с современными картами и фотографиями.

 

«Технология работы с картой для пользователей интуитивно проста. Каждый сможет исследовать один из предлагаемых маршрутов полностью или изучить точки недалеко от Перми или другого города», – говорит доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций ПГНИУ Иван Печищев.

 

«Литературные путешествия делают очевидным, что природные ландшафты России – это также и часть нашей культуры. Они лежат как в области природы, так и в краях нашего воображения, воспитанного литературой», – убежден Владимир Абашев, руководитель проекта, завкафедрой журналистики и массовых коммуникаций ПГНИУ.

Основная цель проекта – показать, как литературное произведение формирует окружающий ландшафт, его восприятие. Оригинальные экскурсионные маршруты позволяют продемонстрировать современные подходы к прочтению и изучению литературного произведения – в его проекции на пространство, говорит Абашев.

 

Живая библиотека

 

Читать можно не только книги, но и людей. Следуя этому принципу, в начале 2000-х годов в скандинавских странах придумали технологию Human Library. Идея в том, что в качестве книг выступают люди – представители разных конфессий, национальностей, социальных слоев. «Книгой» в такой «библиотеке» может стать ВИЧ-положительный человек, бездомный, путешественник, бывший наркозависимый, суррогатная мать, цыган, феминистка…Одним словом, люди, которые нас окружают, но пообщаться с которыми часто возможности нет. Это можно сделать в «Живой библиотеке». Она показывает, что люди бывают разными, помогает людям независимо от их профессий и статуса, вероисповедания, сексуальной ориентации найти общий язык с окружающими и получить ответы на вопросы, которых нет ни в одной из написанных книг.

 

«Живая библиотека» работает так же, как обычная: приходят читатели, выбирают «книгу» и читают ее в течение определенного времени. После чего возвращают «книгу» в библиотеку и, если захотят, берут другую. Чтение – это разговор.

Люди, выступающие в роли «живых книг» стараются искренне отвечать на все вопросы. Они готовы поделиться своим жизненным опытом и спокойно обсудить с «читателями» стереотипы и предрассудки, касающиеся группы, к которой «книги» относятся.

 

Познакомиться с «людьми-книгами» в Год литературы можно, например, в Ульяновской области, где проект апробировали во время открытого съезда волонтеров Ульяновского регионального молодежного движения «Равный – равному». «Живая библиотека» поможет нам преодолеть царящие в обществе предрассудки, преодолеть стигматизацию и дискриминацию определенных слоев населения, показать «читателям» пути самореализации», — объясняют свой замысел организаторы.

 

Команду для некоммерческого проекта «Живая библиотека» собирают в Хабаровске, где первая встреча читателей с «живыми книгами» запланирована на апрель. Организаторам нужны добровольцы, готовые искать и выбирать «книги», готовить их к участию в «Живой библиотеке», общаться со СМИ, создавать рекламу, искать партнеров и спонсоров.

 

«Живые библиотеки» есть в Воронеже, Москве, Новосибирске, Омске, Перми, Мурманске, в Санкт-Петербурге и во многих других городах РФ.

 

В Санкт-Петербурге «Живая библиотека» пройдет 7 марта и 21 марта в арт-пространстве «XII+». Организаторы приглашают поддержать проект всех, кто неравнодушен к особенностям и проблемам других людей, кто хочет дать другим возможность говорить и быть услышанным, кто хочет лично поучаствовать в создании площадки, где могли бы встретиться, поговорить и по-настоящему узнать друг друга люди из разных сфер жизни с разными возможностями. Сделать свой вклад в проект можно по ссылке.

 

Юлия Вяткина, "Агентство социальной информации"

 

Семинары и конференции издательского дома «ИМИДЖ-МЕДИА»

 

18 марта – семинар Тимура Асланова «Как удерживать клиентов»

19-20 марта – общероссийская практическая конференция «УПРАВЛЕНИЕ СБЫТОМ-2015»

25 марта – семинар Тимура Асланова «Как поднять продажи в магазине»

15 апреля – семинар Тимура Асланова «Сектеры и техники написания эффективных PR-текстов»

16-17 апреля – общерпоссийская практическая конференция «Эффективная пресс-служба-2015»

Подробности на сайте: http://conference.image-media.ru


В избранное