Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Музеон Бейт ха-Шоа Бат-Ям

  Все выпуски  

Музеон Бейт ха-Шоа Бат-Ям // Серия: 'Холокост и демократия '


Уроки Холокоста и демократия

Юрий Ляховицкий

    Принято считать, что Государство Израиль – это ответ на попытку германского нацизма уничтожить европейское еврейство. Поскольку одним из причинных факторов Катастрофы была его безгосударственность и беззащитность, усугубленные всеобщим ущемлением прав человека в условиях тоталитарных и недемократических режимов. Ведь именно с нарушения прав человека – принудительной этинической идентификации граждан и создания группового этнического «браза врага» – еще задолго до газовых камер и печей в лагерях смерти и началась Катастрофа.

    Можно было думать, что существование народа в независимом (и демократическом) государстве – гарантия его благополучия и процветания. Особенно, когда речь идет о евреях, которые, по распространенному мнению, являются высокодаренным, инициативным и предприимчивым этносом. Ведь единственное, в чем  они нуждались – это государство.

    Однако, как оказалось, жизнь евреев-израильтян в собственном доме – едва ли не более опасна и неустроенна, чем евреев диаспоры. Что вряд ли можно объяснить только существующим в мире антисемитизмом (даже если зачислять в него глобализм, антиизраилизм и здравый эгоцентризм «антисемитской Европы». Если, конечно, в умопомрачении, согласиться с этим эпитетом). Причина, видимо, и в степени соответствия «природы» Государства Израиль и израильской демократии вызовам Катастрофы.

    Как известно,  из множества разноплановых  «уроков Катастрофы» (материально-документальных, морально-нравственных, конфессиональных, социальных, политологических и др.) именно политологические позволяют оценить резистентность общества к возобладанию в нем ксенофобии, шовинизма, террористичесного мышления. Поэтому небезынтерсно проанализировать связанные с ними  специфические общественно-политические факторы в сегодняшних демократических государствах.

     К таковым факторам, по нашему мнению, могут быть отнесены следующие (см. также таблицу):

     * юридическое признание Катастрофы (актуально для стран бывшего СССР);

     * включение объективной истории Холокоста в государственные образовательные стандарты (бывший СССР и Израиль);

     * приоритет независимого государственного существования  в качестве «политической нации» перед  национально – общинным (еврейская диаспора);

     *  демократическое устройство государства, в том числе: 

      а) отсутствие во всех видах государственного учета населения расового  института «национальности» и использование общепринятой этатической трактовки политической нации как совокупности этносов, проживающих на территории государства (актуально для стран бывшего СССР и Израиля);

      б)  наличие комбинированной партийно-мажоритарной избирательной системы (Израиль);

   в)  разделение государственных и религиозных институтов во всех сферах жизнедеятельности общества (Израиль);

      г) разделение законодательной и исполнительной властей, исключающее совмещение парламентских и министерских постов (Израиль);

      д) формальное равенство граждан на основе обшепризнаваемых прав человека (Израиль);

      е) наличие Конституционного суда (Израиль);

      ж) наличие полнопакетного Основного закона - Конституции (Израиль);

      3) приоритет в качестве внешне-политической доктрины принципа обязательности действующих решений ООН, междуна-родных соглашений, принципов взаимоотношений государств, примат общеполагающих и гуманитарных ценностей международного сообщества (страны бывшего СССР и Израиль).

    Как видим, эти «уроки Катастрофы» в наибольшей степени усвоены США, в наименьшей – Израилем. Что же касается стран б. СССР, то пока в его бывших республиках остается юридически не признанным сам факт Катастрофы, все попытки тамошних энтузиастов внедрить историю Холокоста в национальные образовательные стандарты (не говоря уже, об общественном сознании), наивны и бесперспективны. Ни к чему другому, кроме разного рода пресловутых «банкетов в честь Холокоста» это, конечно,  привести не может.

    Другими словами, многие из тех общественно-политических факторов, которые в

свое время создали благоприятную почву для  Катастрофы, к сожалению,  и сегодня имеют место в странах  б. СССР  и в Израиле.  Этим, собственно, и определяются различие путей дальнейшего развития и становления гражданских обществ в странах «галута»  и в Израиле.

    США усвоили «уроки Холокоста» и спроектировли их на свое политическое устройство  и повседневное общественное сознание.  И теперь они могут позволить себе роскошь  создавать «индустрию Холокоста» (по определению Норманна Финекельштейна). То есть зарабатывать на трагедии деньги.  (Что, в общем-то, неэтично, но допустимо).

    Странам бывшего СССР такая роскошь пока непозволительна. Им еще только предстоит процедура юридического признания Катастрофы (с таким его малоприятным последствием, как открытие запоздалого судебного преследования многочисленных нацистских пособников из числа коренного населения.. Ведь, как утверждают, в коллаборационистских формированиях на территории бывшего СССР - типа «Перконкрустс», «Омокайтсе», ДНАС, Украинской вспомогательной полици и проч.  - состоял один процент населения страны).

    У Израиля же работы и того больше: радикальная политическая и законодательная модернизация общества.  Ведь, напомним, ООН, учредив в ноябре 1947 года два новых государства в подмандатной Палестине, одновременно взяла на себя обязанность контролировать и содействовать процессу их конституционно-законодательного и демократического строительства. Этот процесс, как известно, был прерван арабо-израильскими войнами и для палестинцев не был начат вообще. Другим же результатом этой печальной ситуации явилось доморощенное расово-общинное израильское законодательство, беспрецедентное для демократических стран.

    Между тем, уместно здесь вспомнить слова проф. Мордехая Карминцера: «Права человека – это целый мир. Я пришел в него от Катастрофы. С моей точки зрения, теория прав человека и ее усвоение – главный урок Катастрофы и, возможно, единственный      путь для обществ и государств удерживаться от их самого незначительного и контролируемого ущемления, с которого может начаться серьезная и тяжелая деградация. Я думаю, что права человека – это единственно ценностное сооружение, вокруг которого могут объединиться люди с самыми разными политическими, общественными и идеологическими взглядами. И они отвечают самым насущным потребностям, которые свойственны всем людям».

    Поэтому политическое преобразование самодельных законодательств государств «частичной демократии» (включая Израиль) в полноценный  конституционно-законодательный пакет, основанный на основополагающих документах международной хартии прав человека и апробированный американо-европейской демократией (лучше которой, как известно, несмотря на все ее несовершенства, в мире пока ничего не существует) и является сутью сегодняшней «цивилизации Холокоста». Соответственно, обоснование этого и составляет методологическую основу  «изучения Катастрофы будущими поколениями

Приложение (списком)

Сопоставление «количества демократии» по странам:

Запада (З), б. СССР (С) и Израиля (И)

(в соответствии с приведенным пакетом критериев:   «+»- имеет место; «- « - не имеет места)

 

1.       Право на проживание в национальном государстве («политическая нация»)

З +; С +; И +

2.       Демократическое устройство государства (в минимальном пакете):

а)   отсутствие этнического учета и основанного на нем законодательства

       З +; С -;  И -

б)    наличие комбинированной, партийно-мажоритарной, избирательной системы

       З +; С -; И - (* С переходом на партийно-пропорциональную систему выборов)

в)    наличие разделенных религиозных и государственных институтов

       З +; С +; И -

г)    наличие разделенных законодательной и исполнительной властей

       З +; С +; И -

д     наличие Конституционного суда

       З +; С +; И -

е)    равенство личных прав  граждан

       З +; С +; И -

  ж)   наличие Основного закона (Конституции)

           З +;  С +; И -

   З)   признание общеполагающих и гуманитарных ценностей международногосообщества

          З +; С +; И - 

Итого: (из 9 критериев): имеют место  (+) / не имеют место (-)

           Запад +9 / 0

           б. СССР +7 / -2

           Израиль +1 /-8

-    - - - -

Вариант

Приложение (таблицей)

 

(УРОКИ КАТАСТРОФЫ И ДЕМОКРАТИЯ)

 

Израиль

Д и а с п о р а

Ф а к т о р ы 

 

Сфера

б.СССР

Запад

 

 

+

-

-

Проживание в национальном государстве («политическая нация»)

1

П о л и т о л о г и я

 

 

 

Демократическое устройство государства:       

2

-

-

+

отсутствие национальной регистрации и основанного на ней законодательства

а)

-

-*

+

наличие комбинированной, партийно-мажоритарной, избираиельной системы

б)

-

+

+

наличие разделенных религиозных и государственных ин- ститутов

в)

-

+

+

наличие разделенных законодательной и исполнительной властей

г)

-

+

+

наличие Конституционного суда

д)

-

     +(?)

+

равенство личных прав  граждан

е)

-

+

+

наличие Основного закона

(Конституции)

ж)

 

 

 

Признание Катастрофы:

3

История, юстиция, образование

 

+

+

+

фактологическое

а)

+

+--

+

этническое

б)

+

-

+

юридическое

в)

     +(?)  

-

+

изучение  в образовательных стандартах

г)

+

+

+

Мемориальное

 

д)

6

 7

7

6

12

1

Итого (из 13 факторов): имеют место (+)

  не имеют место  (-)

 

(Автор – директор Израильского мемориально-просветительского института Катастрофы и национальной истории «Музеон Бейт ха-Шоа Бат-Ям», действительный член отделения новейшей истории Нью-Йоркской академии наук)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант

Приложение (таблицей)

 

 

(УРОКИ КАТАСТРОФЫ И ДЕМОКРАТИЯ)

 

 


В избранное