Все выпуски  

Энергия музыки: разговоры о прекрасном (выпуск 4)


Информационный Канал Subscribe.Ru

Энергия музыки: разговоры о прекрасном
Выпуск 4

 

 
 

Для понимания механизма воздействия музыки необходимо некоторое углубление в биологию. В этом нам поможет познавательная статья Антона Юрьевича Вуйма «Основные принципы воздействия музыки на человека», в которой говорится об одном из отделов мозга – гипоталамусе. Статья приводится без изменений, единственное – это то, что я убрал из нее раздел о рекламе на радио, т.к. он выходит за рамки этой рассылки.

 

Основные принципы воздействия музыки на человека

Музыка способна порождать в нас эмоции и чувства. Это её свойство признаётся всеми исследователями. Физиологи обнаружили в ходе многочисленных экспериментов, что эмоции у людей и животных порождаются центральными областями мозга. Важнейшая роль в этом процессе принадлежит гипоталамусу. Отсутствие этого участка мозга или его сильное повреждение могут привести к полному исчезновению эмоциональных переживаний, что также подтверждено многочисленными фактами. Люди с поврежденным гипоталамусом становятся жестокими, теряют брезгливость к еде, моральные принципы и не могут получать удовольствие от чего-либо. Воздействуя на гипоталамус, музыка вызывает эмоции.

Этот процесс может протекать двумя путями: внутренним и внешним. Первый предполагает, что человек вспоминает какую-либо музыку и в результате этого у него возникают эмоции. Так же он может, услышав знакомую музыку, вспомнить события своей жизни, порождающие в нём эмоциональные переживания. Второй путь предполагает, что человек слушает музыку в конкретный момент времени и в нем образуются эмоциональные переживания. Внешнее воздействие музыки происходит вне коры головного мозга. Звуковой сигнал принимается ушными раковинами, затем преобразуется в нервный импульс и по нервным путям приходит в гипоталамус. Гипоталамус воспринимает этот импульс и преобразует в эмоциональные переживания. Кора головного мозга получает импульсы от гипоталамуса, информирующие её о возникновении эмоциональных состояний. Так же от затылочных участков мозга она получает информацию об уловленном органами слуха звуковом сигнале. Корой головного мозга эта информация объединяется в ассоциации.

Гипоталамус обладает ещё одной важной функцией - он синхронизирует биоритмы. «Эта синхронизация зависит от равномерного и нормального функционирования отдельных процессов в теле, информация о которых постоянно поступает в гипоталамус через вегетативную нервную систему. Если некоторые органы чрезмерно загружены, а другие наоборот, недогружены, то синхронизация сбивается. Длительности периодов и их соотношения смещаются. В результате возникают нарушения сердечного ритма, ритмов кровообращения, дыхания и колебания кровяного давления». Гипоталамус получает информацию об этих нарушениях и восстанавливает первоначальную ритмику. Например, когда человек бежит, его мышцы сокращаются чаще, чем при ходьбе. Ритмы сердца и дыхания начинают отставать, кровь поступает в мышцы не с той частотой, с какой должна поступать во время бега. Гипоталамус получает информацию о нарушении синхронности ритмов организма и увеличивает частоту дыхания и сердечного ритма. Благодаря этому образуется скорость обмена веществ, которая необходима для бега. Кровь начинает равномерно поступать в мышцы, что обеспечивает их нормальное функционирование.

Музыка содержит в себе огромное количество разнообразных периодических структур. Импульсы, получаемые гипоталамусом от органов слуха, мало чем отличаются от других, получаемых им импульсов. Поэтому он обрабатывает их теми же методами. Однако, он не сможет восстановить синхронность музыкальных ритмов. Он лишь создаст у человека неприятное состояние. Этим объясняются неприятные эмоции, возникающие у многих людей под влиянием полиритмичной и политональной музыки. Гипоталамус по-разному функционирует во сне и в процессе бодрствования. Он управляет всеми фазами сна и засыпания. Так, например, для засыпания человеку необходимы определённые ферменты, а гипоталамус активизирует железы, выделяющие эти ферменты. Если он не сделает этого, то человек не сможет заснуть или проснуться. В гипоталамусе находится и так называемый «центр удовольствия». Многочисленными экспериментами была доказана способность этого участка гипоталамуса вызывать состояние удовольствия. Этот же центр присутствует и в организмах животных . Гипоталамус реагирует на музыкальные импульсы так же, как и на все другие, к нему поступающие. Из-за этого он создаёт у людей приятные ощущения в том случае, когда музыка соответствуют следующим параметрам:

 1. Она должна состоять из многочисленных периодически повторяющихся звуковых элементов.
 2. Эти звуковые периоды должны быть синхронизированы между собой.
 3. Помимо них в музыке должны присутствовать постоянно изменяющиеся элементы, зависящие от основных периодов.

Обязательным необходимым условием для работы этих четырех принципов является определённое состояние памяти гипоталамуса. Гипоталамус обладает небольшим объёмом собственной локальной памяти, где он размещает необходимую ему информацию. Содержание этой памяти во многом определяет реакцию человека на музыку. От информации, там содержащейся, зависит, получит или нет человек удовольствие от звучания музыки.

Воспринимая музыку как особый вид биоритмов, гипоталамус хранит в своей памяти наиболее правильные комбинации музыкальных циклов. Информация о том, что именно считать правильным, формируется в течение всей жизни человека, но её общие элементы являются врождёнными. Как уже говорилось, этими элементами является желательная синхронизация и определённые соотношения звуковых периодов.

Многие биоритмы человека имеют аналогичную музыке структуру, то есть музыкальные волновые колебания похожи на биоритмические. Это подтверждает серия экспериментов, проведенных российскими специалистами. Сердечный ритм записывался цифровым осциллографом. В результате была получена синусоида, аналогичная цифровой записи музыки. Затем данная цифровая информация была воспроизведена компьютером, но уже как звуковой сигнал. Специалисты услышали нечто, напоминающее музыкальное произведение. В статье, посвященной этому эксперименту, они пишут, что в полученном «звучании можно было различить элементы мелодии и музыкальные периоды». Они даже предприняли попытку записать это звучание нотами, примеры которых приводят в своей статье.

Звуки воспринимаются человеком в качестве музыки, только в том случае, если в них присутствуют периодически повторяющиеся элементы. Когда человек слушает танцевальную музыку, его конечности могут начать непроизвольно двигаться. Это явление может быть объяснено свойствами гипоталамуса, но лишь в редких случаях. Обычно в танцевальной музыке используются шумовые и ударные инструменты (незвуковысотные ударные инструменты могут так же быть причислены к шумовым). Физиологам удалось обнаружить, что некоторые виды шумов вызывают сокращения мышц. Многочисленные эксперименты подтвердили это. Им удалось также обнаружить, что сами мышцы, сокращаясь, способны генерировать очень тихие акустические колебания. Вызвать эти колебания могут концентрации определенных веществ (ионы кальция, натрия), изменения температуры тела. Ударные инструменты вызывают шумовые эффекты, генерирующие сокращения мышц. Этим объясняются непроизвольные движения и мышечная активность, вызываемая у нас танцевальной музыкой. Однако воздействие данной музыки не всегда одинаково и зависит от многих факторов: температура тела и обмен веществ, что объясняет некоторое падение танцевальной активности в зрелом возрасте и в состоянии болезни.

Подтверждение трем выше описанным свойствам музыки мы находим в саундтреках фильмов ужасов. Основная цель музыки для этих фильмов - вызывать страх, неприятные эмоции и создавать напряженность. Для достижения этой цели в данной музыке должны быть нарушены периодические структуры и их синхронизация.

Фильмы ужасов способны породить у многих людей страх и тревогу. Во многом их воздействие основано на музыке, а не на изображении, так как последнее часто выглядит смешным. Можно отключить звук, и тогда фильм ужасов потеряет устрашающий эффект. Странно если бы во общем-то сказочные сюжеты вызывали бы у взрослых людей страх. Музыка же позволяет создавать у человека любые эмоции, поэтому во многих подобных фильмах эффект страха базируется на ней. Прослушивание звуковых дорожек фильмов ужасов позволяет осознать методы их создания. Обычно в этих фильмах используются искаженные специальными эффектами традиционные музыкальные произведения или мелодии. Наиболее распространены следующие искажения:

 1. Какое-либо музыкальное произведение исполняется на инструменте, который имеет изменяющийся строй. При этом его звучание не является фальшивым, а лишь изменяется по высоте.
 2. На запись традиционного музыкального произведения накладываются диссонирующие созвучия.
 3. На запись какого-либо произведения накладывается другое не совпадающее с ним по тональности и темпу.

Данные три метода разрушают музыкальные гармонические связи и ритм. С точки зрения теории биоритмов такая музыка должна быть неприятна, она может вызвать тревогу и испортить самочувствие, то есть она способна ввести человека именно в то состояние, которое и требуется режиссеру фильма ужасов.

А. Ю. Вуйма,
руководитель агентства «Духовное Наследие»
http://gazet.narod.ru/

  Комментарии Антона Юрьевича Вуйма

«… Музыку никто почти не исследует. А зря. Так как на сколько я понимаю в музыке зашито нечто больше, чем просто приятные звуки. В музыке зашит закон гармонии мира. В музыке находится описание системы организации человеческого организма. Я понимаю воздействие музыки так. У человека есть некий шаблон организации биоритмов. Есть отделы мозга, ответственные за эту организацию. Музыка это некая ритмическая структура, напоминающая (надо заметить очень сильно), систему организации биоритмов человека. Музыка попадает в уши, которые являются своеобразным саундбластером, который декодирует музыку и превращает ее в нервные импульсы. Эти нервные импульсы воспринимаются центральными отделами мозга (теми, которые занимаются биоритмами) и если музыка соответствует шаблону организации биоритмов человеческого организма, то у него возникают приятные эмоции. Если нет, то не приятные. Так вот, чтобы музыка была приятной она должна имитировать систему организации биоритмов организма. Следовательно, музыка это звуковая модель организации организма в целом. И это же модель организации вселенной. Так как мир состоит из волновых явлений и эти явления пропорциональны и их система полностью аналогична музыкальным ритмам. Древние считали музыку точной наукой. И изучали ее наравне с физикой и математикой. У нас сейчас музыка имеет развлекательный характер и не относится к точным наукам, а зря.»

 
  Мои комментарии

Отрывок статьи о гипоталамусе из Биологического энциклопедического словаря: «Филогенетически Г. – древний отдел головного мозга, существующий у всех хордовых и достигающий наивысшего развития у млекопитающих».

Я не стал отмечать какие-то ключевые места в тексте – это ни к чему. Почти вся статья представляет большой интерес с точки зрения изучения воздействия музыки на живые организмы, раз у всех млекопитающих хорошо развит гипоталамус, который помимо влияния на эмоциональную сферу, осуществляет «регуляцию обмена веществ, в частности водно-солевого, темп-ры тела, кровяного давления и дыхания, сна, голода и сытости»… (из той же словарной статьи) Собаки начинают подвывать, когда играет музыка, кошки приходят послушать игру на фортепиано. Наверняка музыку ВСЕ ощущают, но выразить это понятным нам, то есть людям, образом могут далеко не все.

Скажу, что эта статья стала для меня открытием и, читая ее, могу только согласно кивать головой. Но процесс пошел: уже нашлись очень милые картинки с изображением человеческого мозга, изображающие лимбическую систему (с которой связывают возникновение эмоций и в которую входит много отделов головного мозга). А эта система очень тесно связана с восприятием музыки.

О фильмах ужасов. На ум приходит сцена из известного фильма Альфреда Хичкока (название фильма не помню), когда моющуюся в душе женщину зверски кромсают ножом. При этом несколько скрипок издают повторяющиеся дисгармоничные звуки, которые очень режут слух, от чего картина убийства приобретает мистическую и зловещую окраску. Скрипки для этого подходят как нельзя лучше, потому что звуки, издаваемые скрипкой в руках новичка, просто невыносимы. Многие слышали эти звуки.

Во многих фильмах для нагнетания атмосферы используется как раз тревожная музыка, и зритель уже наперед знает, что сейчас произойдет нечто ужасное. В кульминационный момент мелодии на героя сваливается куча хлама или, обернувшись, он сталкивается лицом к лицу с какой-нибудь нечистью. Музыка специально пишется так, чтобы шокировать зрителя. Именно музыка создает у него эмоциональный фон, чтобы он начал чувствовать примерно то, что он бы чувствовал, будь он на месте того несчастного, который в тот момент пробирается по темным закоулкам старого особняка, зная о возможности встретить какую-нибудь опасную для здоровья бяку, натыкаясь на всевозможные предметы и все больше давая волю своим страхам. (Толковый словарь Ушакова определяет страх как «состояние крайней тревоги и беспокойства от испуга, от грозящей или ожидаемой опасности, боязнь, ужас») Человек, сидящий у экрана телевизора в удобной позе, вряд ли ни с того ни с сего начнет испытывать страх – чего ему бояться? А так он уже наполовину участвует в фильме, включается в действо. Мысленно он уже там. Особенно если он пристально смотрит фильм и ничем больше не занят – музыка «полностью усваивается», гипоталамус, видимо расценивает поступившую информацию как потенциально опасную и организм человека реагирует на опасную ситуацию: увеличивается содержание адреналина в крови, повышается артериальное давление. То есть музыка в этом случае преобразуется в эмоции страха, легкой паники. А что бы чувствовали герои фильмов ужасов, если бы во время похождений по всяким опасным местам они сами слышали такую тревожную музыку?

Я считаю, что музыка должна быть приятной, и после увлекательного фильма ужасов стоит послушать что-нибудь красивое и мелодичное.

 До встречи.

 

Александр Филяев   
muzyka@inbox.ru   

 
   Расскажите об этой рассылке друзьям, знакомым, коллегам
 


Энергия музыки: разговоры о прекрасном  

Мало кто равнодушен к музыке. Имена выдающихся композиторов известны во всем мире. Почему, когда мы слышим музыку, нам хочется петь и танцевать? За что мы так ее любим? Потому что музыка - это жизнь. Это разговоры о музыке, это разговоры о жизни.
Рассылки Subscribe.Ru
Энергия музыки: разговоры о прекрасном


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.energy
Отписаться

В избранное