Все выпуски  

Энергия музыки: разговоры о прекрасном (выпуск 6)


Информационный Канал Subscribe.Ru

Энергия музыки: разговоры о прекрасном
Выпуск 6

 

 
 

Здравствуйте, дорогие любители музыки!

В прошлый раз речь шла о дозировании. Сначала этот выпуск я хотел посвятить громкости музыки как одному из аспектов ее дозирования. Однако сложно говорить о громкости, не определившись с тем, что же это такое. А вещь громкость – это характеристика не только музыки, но и звука вообще. Сегодняшним выпуском я начинаю цикл выпусков о влиянии громкости звука на человека, а точнее, о влиянии чрезмерно громкого звука на слух.

Как слышимость? - Часть I
«Громкость звука»

Начну с определений. Следующие понятия, наверняка, знакомы большинству читателей. И все же считаю нужным привести их определения из Большого энциклопедического словаря (словарь на все случаи жизни – четкие, в меру научные определения).

Звук – это упругие волны, распространяющиеся в газах, жидкостях и твердых телах и воспринимаемые ухом человека и животных.

Музыкальный з вук характеризуется определенной высотой (от до субконтроктавы до до ре пятой октавы, или от 16 Гц до 4 – 4,5 кГц), громкостью, длительностью и тембром.

Громкость звука – это величина слухового ощущения, зависящая от интенсивности звука и его частоты. При неизменной частоте громкость звука растет с увеличением интенсивности. При одинаковой интенсивности наибольшей громкостью обладают звуки в диапазоне частот 700 – 6000 Гц. Нулевой уровень громкости звука соответствует звуковому давлению 20 мкПа и силе звука 10 -12 Вт/м 2 при частоте 1 кГц.

Интенсивность звука (от лат. intensio – напряжение, усиление) – это средняя по времени энергия, которую звуковая волна переносит в единицу времени через единицу площади поверхности, расположенной перпендикулярно к направлению распространения волны.

Количество колебаний в 1 секунду определяет частоту, которая измеряется в герцах (Гц).

Диапазоны звуков:

инфразвук : до 16 Гц
слышимый звук : от 16 Гц до 20 кГц
ультразвук : от 20 кГц до 1 ГГц
гиперзвук : более 1 ГГц

Звуки человеческого голоса делят на несколько диапазонов:
бас – 80–350 Гц (английский певец Норман Аллин даже брал частоту 44 Гц)
баритон – 110–149 Гц
тенор – 130–520 Гц
дискант – 260–1000 Гц
сопрано – 260–1050 Гц
колоратурное сопрано – до 1400 Гц (француженка Мадо Робен брала ре четвертой октавы – 2300 Гц)

Громкость звука выражается звуковым давлением, измеряемом в децибелах (дБ). Если вам кажется, что звук стал громче в 2 раза, то это значит, что звуковое давление повысилось на 10дБ.
Громкость различных звуков:

Дыхание - 10 дБ
Шепот - 20 дБ
Разговор - 60 дБ
Транспорт в час пик - 80 дБ
Миксер - 90 дБ
Проходящий поезд - 100 дБ
Ленточная пила - 110 дБ
Реактивный самолет - 120 дБ
Выстрел из ружья - 140 дБ

Немного подробнее:

Порог слышимости - 0 дБ
Шелест листвы и слабого ветра - 10-20 дБ
Тихий шепот - 20-30 дБ
Шепот на расстоянии 1 м - 30-40 дБ
Шум на тихой деревенской улице - 30-40 дБ
Очень тихая музыка (по радио) - 40-50 дБ
Шум в комнате с окнами к улице - 40-50 дБ
Тихая речь - 50-60 дБ
Шум в небольшом торговом предприятии - 50-60 дБ
Речь на расстоянии нескольких метров - 60-70 дБ
Шум в учреждении с пишущими машинками - 70-80 дБ
Музыка (через громкоговорители) - 70-80 дБ
Шум на улице - 70-80 дБ
Громкая музыка (через громкоговорители) - 80-90 дБ
Шум в небольшой мастерской - 80-90 дБ
Шум в большой мастерской (цехе) - 90-100 дБ
Оркестровая музыка (фортиссимо) - 100-110 дБ
Шум клепки котлов - 110-120 дБ
Шум в 3 м от самолетного пропеллера - 120-130 дБ
Верхний порог слуха (болевой предел) - 120-130 дБ

Порогом болевого ощущения называется интенсивность звука, вызывающего болевые ощущения. Порог слышимости и порог болевого ощущения зависят от частоты. Эти зависимости, которые часто называются кривыми чувствительности уха, показаны на этом рисунке (загрузите его для того, чтобы следующий абзац было легче понять).
По оси абсцисс (горизонтальная ось) отложены частоты звуковых колебаний, по оси ординат (вертикальная ось) - звуковое давление. Как видно из кривой порога слышимости, на нижних и верхних частотах звуковое давление, воспринимаемое слухом, значительно больше, чем на средних частотах. На частотах 3000 - 3500 Гц порог слышимости имеет минимальные значения, значит, чувствительность уха максимальна. В области максимальной чувствительности слух воспринимает звуковые давления порядка 10 мкПа. Для кривой болевого порога справедливо, что на нижних и самых высоких частотах болевые ощущения наступают при меньших звуковых давлениях, чем на средних частотах (на этих частотах боль вызывают звуковые давления 150 - 200 Па). Таким образом, при средних частотах диапазон слышимости наибольший. За пределами звукового диапазона частот кривые порога слышимости и болевого порога должны пересекаться. Это значит, что большие звуковые давления в области инфразвука и ультразвука вызывают болевые ощущения, не создавая слухового восприятия.

 
  Интересные факты

В.И. Коробко в книге «Золотая пропорция и проблемы гармонии систем» (1998 г.) приводит следующие данные.
Максимальная громкость звука, которая вызывает болевые ощущения, равна 130 дБ. Если разделить этот интервал «золотым сечением» («золотой пропорцией»), равной 1,618, то получим 80 дБ, которые характерны для громкости человеческого крика. Если теперь 80 дБ разделить «золотым сечением», то получим 50 дБ, что соответствует громкости человеческой речи. Наконец, если разделить 50 дБ квадратом «золотого сечения» 2,618, то получим 20 децибел, что соответствует шепоту человека.
То есть, число 1,618 имеет отношение и к звуку тоже.
Более подробно о «золотом сечении» можно на сайте Музея Гармонии и Золотого Сечения http://www.goldenmuseum.com/.

 

Цифры из сегодняшнего справочного выпуска понадобятся нам позже, когда мы будем рассматривать источники чрезмерно громкого звука, среди которых не последнее место занимают источники громкой музыки, что для нас весьма актуально.

 До скорой встречи!

 

Александр Филяев   
muzyka@inbox.ru   

 
   Расскажите об этой рассылке друзьям, знакомым, коллегам
 


Энергия музыки: разговоры о прекрасном  

Мало кто равнодушен к музыке. Имена выдающихся композиторов известны во всем мире. Почему, когда мы слышим музыку, нам хочется петь и танцевать? За что мы так ее любим? Потому что музыка - это жизнь. Это разговоры о музыке, это разговоры о жизни.
Рассылки Subscribe.Ru
Энергия музыки: разговоры о прекрасном


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.energy
Отписаться

В избранное