Все выпуски  

Энергия музыки: разговоры о прекрасном (выпуск 11)


Информационный Канал Subscribe.Ru

Энергия музыки: разговоры о прекрасном
Выпуск 11

 

 
 

Обратная связь работает

После предыдущего выпуска за день пришло целых 5 писем! Значит, заработала обратная связь. Как закричал Кот Матроскин: «Заработало!!!» Мне нравятся активные люди.

Что ж, надо отвечать.
Текст писем - таким текстом в рамочке, мои комментарии - обычным текстом.

Здравствуйте, Александр.

Когда Вы пишете "Дорогие читатели! Убедительно прошу вас прочитать архив рассылки", лучше бы сделать слова "архив рассылки" ссылкой на этот самый архив. А еще лучше -- поставьте ссылки собственно на предыдущие выпуски.

Теперь о том, ради чего я здесь. Лично мне интересно то, что на стыке сугубо позитивных наук, таких как физика, математика, теория информации, нейрофизиология и гуманитарной области, начиная с психологии и до эстетики. Каким образом происходит взаимодействие материального и человеческого сознания, души? Как эмоция связана с информацией? Ведь музыка -- важнейший канал передачи информации.

Вот, скажем, феномен рейва. Известно, что такая музыка воздействует на некие подсознательные структуры, подобно африканским ритуальным ритмам. А кто-нибудь исследовал этот вопрос подробно? Можно ли использовать это явление для конструктивных целей, в том числе для чисто эстетических?

Хотелось бы также получить какие-нибудь знания по теории музыки: музыкального образования, увы, не имею, а интересно.

Между прочим, а каковы Ваши музыкальные предпочтения? Нет, я, конечно, понимаю, и сам готов подписаться, что музыка бывает хорошей и плохой, а остальное вторично. Но все же?

С уважением,

Станислав Цаплев

Здравствуйте, Станислав!

Насчет архива и моих предпочтений – это можно. :) Тем более, что это дельное предложение: ведь люди подписываются ежедневно и им нужно знать, куда они попали. Надеюсь, что они попали по адресу. Покажите мне человека, который вообще не слушает музыку.

1-й выпуск: «Вступление» - зачем мне эта рассылка.

2-й выпуск: «Моя краткая музыкальная автобиография» - часть I.

3-й выпуск: «Моя краткая музыкальная автобиография» - часть II.

4-й выпуск: Статья «Основные принципы воздействия музыки на человека» - введение в принципы механизма восприятия музыки мозгом, комментарии автора статьи автора рассылки.

5-й выпуск: «Дозирование музыки» - наблюдения о «количестве» музыки.

6-й выпуск: «Громкость звука» - кое-какие сведения о громкости звука вообще.

7-й выпуск: «Про аудиоплейер» - рассуждения об использовании плейера в городе.

8-й выпуск: «Про дискотеки» - почему это не так хорошо, как кажется.

9-й выпуск: «Про дискотеки-2» + статья о судьбе музыкантов.

10-й выпуск: «Итоги обсуждения громкости».

Во 2-м и 3-м выпусках можно получить некоторое представление о моих предпочтениях. Хотя там я совершенно не писал об этнической музыке, а она для меня очень много значит. Автобиографический очерк написан не с целью демонстрации своего музыкального кругозора. Цель моего рассказа – побудить других рассказать о себе. Главное – не что слушаешь, а как слушаешь и зачем, чем музыка является для человека.

Рассказ во 2-м и 3-м выпусках был, собственно, об этом.

Станислав, вы правильно подметили – музыка связана со всеми этими областями: физика – это звуковые волны, коими и является музыка, математика – это способы построения мелодий (об писали многие мыслители древности, эта тема еще будет затронута), теория информации – это кодирование информации с помощью музыки, нейрофизиология – то, как мозг воспринимает все это чудо, психология – то, как человек реагирует на музыку в эмоциональном плане, эстетика – это получение удовольствия от музыки.

Музыка связана с ними самым прямым образом. Как именно? Над этим сейчас и работаю. :) В действительности, сложно ответить на этот вопрос. Пока сложно. Там все очень хитро переплетено… :) Но от этого изучение музыки становится еще более интересным.

Насчет рейва. Музыка с четким ритмом воздействует на внутренние органы. Все органы внутри тела колеблются с определенной частотой. В том числе и сердце. При прослушивании ритмичной музыки сердце, видимо, настраивается на этот ритм – изменяется пульс, давление, количество кислорода, поступающего к органам. (сейчас по памяти вспоминаю, что прочитал за время выпуска рассылки, материала масса: по нему легко пробежать, просмотреть, но вот осмыслить…) Дальше. В определенный момент человек может впасть в транс (почему-то, надо исходить из того, как человек может впасть в транс - этого пока не знаю) Есть даже такое направление музыки – «транс». Что-то подсказывает, что под эту музыку впасть в него проще.

К сожалению, на данный момент до рейва и транса я пока не дошел. Чтобы вникнуть в суть, надо изучить материалы исследований подобной музыки (а они наверняка есть, раз есть понятие феномена рейва).

Если кто-то близко знаком с рейвом, подскажите названия основных альбомов, где звучит как раз самый натуральный рейв. И если можно, напишите, пожалуйста, что вы ощущаете при прослушивании подобной музыки.

А до теории музыки обязательно доберусь – это интересно.

Если прямо сказать, то вообще многого не знаю. Рассылка как раз и призвана закрывать пробелы в знаниях. И выстраивать цепочки взаимосвязей.

В идеале это будет примерно так: «Дамы и господа! Человек берет в руки ударный инструмент и начинает отбивать ритм – “пам, пам-пам, пам” (продемонстрировать это). Ритм может быть такой, а может быть и несколько другой (показать, какой ритм). А теперь вслушайтесь в этот ритм: чувствуете, как тело начинает откликаться на него (следует подробное описание биологических процессов в теле, касательно основных органов – что с ними происходит, какие вещества выделяют, зачем выделяют, на что эти вещества идут дальше). В данный момент это происходит в вашем теле. Прислушайтесь к нему (описываются типичные ощущения от данного типа музыки, люди начинают «включаться»). Чувствуете? Мозг все это дело обрабатывает и дает команды нервной системе (сказать, какие команды, чем нервная система начинает заниматься). В итоге эта музыка оказывает … [некое] воздействие, что вы и чувствуете в данный момент.»

Примерно так будет звучать объяснение воздействия музыки. Это если звучит один инструмент. А если их несколько (группа) или вообще симфонический оркестр? Тогда задача усложняется. :)

Еще одно письмо:

Здравствуйте свысокоУважаемый, Александр.

> Кстати, раз уж пошла об этом речь, ради чего вы здесь собрались?
> Что вы ждете / не ждете?
> Что вам интересно?
> О чем бы вам хотелось узнать с точки зрения воздействия музыки?
>   Объявление

    Извините, не знаю из каких критериев выбирается тема для разговора
(я подписался совсем недавно), но мне бы было интересно узнать не сколько
о самом воздействии музыки - он бесспорно положительное, а сколько об аппаратуре
(характеристики и т.п.), благодаря которой можно воспроизвести музыку,
музыкальных инструментах и естественно о музыкантах и их
произведениях (где найти в сети, новинки и т.д.).

P.S. Большое СПАСИБО за интересную рассылку, коих очень мало!

--
 Иванов

Здравствуйте, Антон!
(имя было в поле письма «От кого»)

Хорошо, что вы сразу взяли да и написали.

Да, рассылок о музыке действительно мало… Много рассылок с новостями, обзорами, рассказами, слухами… Об этом можно почитать у них, новинками и анонсами заниматься не буду – их и без меня хватает. Данная рассылка носит аналитический характер – это исследование музыки с целью определения ее сущности.

А вот порекомендовать ресурс с музыкой – это можно.

www.3mp3.ru – бездонный колодец живительной музыкальной энергии. Он еще и в глубину растет день ото дня! Пока что все качается бесплатно. Сколько это продлится, не знаю… Поэтому поторопимся. :)

У них есть всё или почти всё.

О произведениях – будет по мере написания мною материала. Или не мною. Как получится. Я бы рад опубликовать чей-нибудь рассказ о своей любимой группе, но желающих пока нет.

Кое-что об аппаратуре было в 8-м выпуске. Кое-что к тому, что было сказано тогда, может добавить Вячеслав Грисюк, автор дружественной рассылки «Музыкантом стать легко» (+10 других рассылок, так или иначе связанных с музыкой) и автор курса обучению игры на гитаре. Его страничка: http://easymusician.nm.ru.

Цитирую Вячеслава:

Хорошо бы знать не только частотный, а и динамический диапазон и уровень шумов. Именно в нём и "подвох", верхний частотный край здесь совершенно ни при чём.

Музыкальные звуки, как ни крути, не живут выше 6кГц. Обертона и негармонические шумы - другой вопрос, но они не существуют сами по себе, без основного тона и всегда с ним связаны, т.е. не могут самостоятельно нести, скажем, мелодические функции.

Причина того, что человек слышал на Ригонде, скорее всего, в том, что вследствие более широкого динамического (а не частотного) диапазона не происходила маскировка тех звуков, которые и слышал автор письма. Опять же, возможно, вследствие характерных только для этого аппарата резонансов могли подчёркиваться, выделяться отдельные группы частот, что делало более заметным то, что автор субъективно воспринял как "мелодии на высоких частотах".

Ограничения не в аппаратуре, а в человеческом ухе, точнее, в способности различать музыкальные звуки. Человек воспринимает частоты и в 30, и в 40кГц - за счёт резонансов в тканях, однако ухом их не слышно и музыкальной информации эти частоты не несут - да и зачем это нужно?

Технически частотный диапазон аппаратуры можно сделать и до мегагерц - но какой смысл?

Пинк Флойд, конечно, мастера по части всяких штучек и фокусов, но зачем музыкантам тратить время на прописывание того, что не несёт полезной смысловой нагрузки и просто далеко не всегда слышно ?

По поводу CD. Насколько мне известно, при записи компакт-дисков обрезным фильтром убирают всё, что ниже 20 и выше 20000Гц для того, чтобы не загружать вычислительные ресурсы рассчётами, которыми можно пренебречь. По этой же причине просто экономически не целесообразно было бы делать аппаратуру, рассчитаную на бОльший диапазон - откуда ему взяться-то при массовом производстве? Буржуйский винил - другой вопрос, но аппаратура для него стоит на порядок дороже, да и - опять же - какой смысл пускать через усилитель с верхним краем 25кГц запись с CD, на котором по определению выше 20кГц звуков нет?

Проверить эти сведения пока не могу (точнее, не хочу), так как техническая сторона дела меня в меньшей степени интересует, чем физиологическая, эстетическая, эмоциональная. Но в большой части откликов читателей (если это можно назвать большой частью) говорится о технических сторонах. Видимо, потому, что первое опубликованное письмо было об этом. Оно было опубликовано по следующим причинам:

1) по теме (тогда обсуждалась громкость);
2) интересное;
3) самый первый отклик.

Сейчас пока сложно что-либо добавить по теме громкости – она себя исчерпала, видимо. А технические вопросы я, вроде бы, не поднимал… Децибелы просто остаются децибелами.

А теперь публикую переписку с одним из музыкантов, который участвует в проекте RealMusic.ru, Владимиром Миловановым.

Здравствуй, Александр!

Я являюсь компьютерным музыкантом - автором песен (стихов и музыки), аранжировщиком и исполнителем. Я не говорю о музыке, я её делаю как могу, как чувствую. На сайте RealMusic есть моя страничка http://www.realmusic.ru/vladimir_milovanov. Аранжировкой с помощью компьютерных технологий (секвенсоров, аудиоредакторов и т.д. и т.п.) я занимаюсь всего-лишь второй год. Хотелось бы услышать твоё мнение о моих песнях и композициях и если, тебе понравится, то можешь сообщить адрес моей музыкальной странички своим знакомым и подписчикам.

Пока, с уважением, Владимир Милованов!

Мой ответ:

Приветствую, Владимир!

И музыканты читают рассылку тоже. :) Это хорошо. Рад твоему письму!

В понедельник скачаю твои композиции (сейчас пока не сподручно).

У меня есть несколько вопросов касательно этого проекта - RealMusic.

Зачем он создан? (в прошлом выпуске я высказал лишь свои предположения) Что получают руководители проекта, какая им польза? (если это известно) Кто они?

На первый взгляд, там 200-300, а то и больше, групп и исполнителей. Есть ли у них шансы заключить контракт со звукозаписывающими компаниями?

Какое вообще состояние индустрии музыки? (твой сугубо личный взгляд, а может, какие-нибудь интересные факты)

Есть ли у тебя своя страничка в интернете? (ведь это дополнительное продвижения своего дела)

И очень важный вопрос: Как ты пришел к созданию музыки? Зачем тебе это?

Надеюсь, ответить на вопросы будет несложно.

Александр.

И вот что ответил Владимир:
(мои комментарии по ходу письма)

Здравствуй, Александр!

Спасибо за оперативный ответ - приятно иметь дело с отзывчивыми и обязательными людьми. Что касается твоих вопросов, начну по порядку.

RealMusic. Зачем он создан? (в прошлом выпуске я высказал лишь свои предположения) Что получают руководители проекта, какая им польза? (если это известно) Кто они?
Создан, как я думаю, перечисляю в порядке приоритетности - что бы отыскивать свежие таланты и раскручивать их с обоюдной пользой, чтобы дать возможность творческим людям заявить о себе и показать на что они способны. О ведущих проекта лучше прочитать на самом сайте. там всё подробно изложено.

На первый взгляд, там 200-300, а то и больше, групп и исполнителей. Есть ли у них шансы заключить контракт со звукозаписывающими компаниями?
Да, там выставляются много музыкантов и поэтов. Шансы вполне реальны, хотя не мало зависит и от личных вкусовых пристрастий руководителей проекта. Но, тем не менее, если твои песни понравятся большому количеству аудитории, то ты обязательно будешь замечен. Суть любого бизнеса в том, что бы дать людям то, в чём они нуждаются, за что готовы платить.

Какое вообще состояние индустрии музыки? (твой сугубо личный взгляд, а может, какие-нибудь интересные факты)
Состояние разнообразнейшее - много  по настоящему хорошего, хватает и откровенной пошлятины и примитивщины, плюс к тому у всех свои музыкальные пристрастия и они имеют право быть. Как говорится, люди были, есть и будут есть.

Это точно. Музыка всегда востребована…

Есть ли у тебя своя страничка в Интернете? (ведь это дополнительное продвижения своего дела)
Своей странички в Инете пока нет, хотя планы такие есть. Я, даже являюсь подписчиком рассылки Свой сайт - это просто, пособие для чайников! с очаровательной ведущей Ольгой Морозовой, адрес сайта, если кому-то интересно такой http://websuper.by.ru/svoisait.htm .

И очень важный вопрос: Как ты пришел к созданию музыки? Зачем тебе это?
Я не приходил, я таким родился. Для меня это так же естественно, как дышать. Зачем люди дышат? Потому что, не дышать не могут. Это, наверное, и дар, и крест одновременно. Кстати, в одной из песен выставленных на RealMusic? об этом упоминается. Я, вообще, думаю что, люди тогда начинают проявляться, когда не могут держать что-то в себе. Дар Божий не спрячешь - он найдёт способ о себе заявить и проявиться. Это я на своём опыте испытал - пробовал с музыкой завязать, получился Фигвам - индейская хижина! Ты ведь тоже не от скуки организовал рассылку, какая-то внутренняя потребность тебя к этому подтолкнула? Или я не прав?

Конечно, ты прав, Владимир. Музыка – это жизнь.

Против опубликования нашей переписки ничего против не имею, очень даже ЗА! Как сказал один юморист, скромность - это путь в неизвестность. А творческому человеку очень важно знать, что его дар востребован, это как раз, та самая обратная связь, о которой ты спрашиваешь.

Ну, всё, пока! С уважением, Владимир!

В первый раз это письмо пришло ко мне в обрезанном виде и я заодно спросил о том, можно ли публиковать.

И сделаю объявление (чтобы потом не было недоразумений):

Если вы не хотите, чтобы ваше письмо было опубликовано, скажите об этом (мне кажется, что в большинстве случаев люди не против опубликования их писем и спрашивать каждый раз об этом не имеет смысла). Обратный адрес отправителя публикую в том случае, если он присутствует в теле письма.

А насчет творчества – мне интересно общаться о музыке, рассылка дает возможность найти интересных собеседников.

Коль уж Владимир хотел услышать мое мнение, то здесь скажу вот что:
(подробно свое мнение высказал ему в частном порядке)

Владимир! Найди вокалиста с хорошим голосом! Твои песни зазвучат по-другому. В голосовой партии прощупывается мелодия, но слабый голос не дает ей расцвести.
А клавишные у тебя звучат очень даже ничего! (как в композиции «Гимн»)

Следующий выпуск будет посвящен античной музыке.

Всего доброго.

 

Александр Филяев   
muzyka@inbox.ru   

 
   Расскажите об этой рассылке друзьям, знакомым, коллегам
 


Энергия музыки: разговоры о прекрасном  

Мало кто равнодушен к музыке. Имена выдающихся композиторов известны во всем мире. Почему, когда мы слышим музыку, нам хочется петь и танцевать? За что мы так ее любим? Потому что музыка - это жизнь. Это разговоры о музыке, это разговоры о жизни.
Рассылки Subscribe.Ru
Энергия музыки: разговоры о прекрасном


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.energy
Отписаться

В избранное