Все выпуски  

Энергия музыки: разговоры о прекрасном (выпуск №14)


Информационный Канал Subscribe.Ru

Энергия музыки: разговоры о прекрасном
Выпуск 14

 

 
 

Привет всем!

Сегодняшний выпуск состоит из 3 частей:

1. Заметка из журнала «Наука и жизнь» (спасибо Максу Кокшарову, который прислал несколько довольно интересных заметок из этого журнала – все они вскоре появятся в рассылке)

2. «Музыкальная культура античности» - о музыке в Греции.

3. На десерт – письмо, которое потребовало четкого ответа. Четкий ответ прилагается.

Итак,

 

ЗАНЯТИЯ МУЗЫКОЙ ИЗМЕНЯЮТ МОЗГ

Современные методы физиологических исследований позволяют видеть на экране прибора, какая часть мозга занята решением той или иной задачи. Используя такой метод, группа немецких и канадских ученых показала, что в мозге музыкантов увеличена область, которая обрабатывает музыкальные звуки.

Группе студентов Мюнстерской консерватории давали слушать ноты, взятые на фортепиано в случайном порядке. Контрольной группой служили никогда не занимавшиеся музыкой студенты такого же возраста из других учебных заведений. Оказалось, что у музыкантов площадь участка коры головного мозга, откликающегося на музыкальные звуки, почти на четверть больше, чем у немузыкантов. Причем величина этого участка зависит от того, когда началось обучение музыке. Эффект особенно выражен у тех, кто начал занятия до девятилетнего возраста, причем неважно, на каком инструменте.

Несколько раньше эта же группа физиологов показала, что у скрипачей значительно увеличена зона мозга, отвечающая за движения пальцев, причем, если обучение игре на инструменте начато позже 10 лет, такого увеличения уже не происходит.

Nature
№ 6678, 1998.

  Музыкальная культура античности

Предлагаю вашему вниманию главу из книги Т. Ливановой "История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник" (в 2-х тт. Т. 1. М., 1983, С. 5-24).

Текст довольно сильно мною переработан. В некоторых местах я оставляю, как было, а в некоторых пересказываю в сжатой форме суть. Оригинал несколько тяжеловеснее, как мне кажется.
Однако ни один факт не был искажен. И ни одно переработанное мною предложение не изменило свой смысл.
Выделения в тексте мои.
Глава довольно большая (даже после ее укорачивания), поэтому я разделил ее на несколько частей.

Об авторе: Ливанова (по мужу Ферман) Тамара Николаевна, (1909 – 1986). Музыковед. В 1939-1946 и 1948-1954 профессор Московской консерватории. Написала труды по русской и западноевропейской музыке 17-19 вв. в ее исторических связях с другими областями художественной культуры.

 

Музыкальная культура античности

Музыкальная культура Древней Греции образует первый исторический этап в развитии музыкальной культуры Европы, представляя таким образом как бы ее детство. Вместе с тем она является высшим выражением культуры Древнего мира и обнаруживает несомненные связи с более древними культурами Ближнего Востока - Египта, Сирии, Палестины.

В отличие от других видов искусства музыка античного мира не оставила в истории сколько-нибудь равноценного им творческого наследия. На огромном историческом протяжении в восемь веков - от V века до н. э. по III век н. э. - рассеяны всего одиннадцать образцов (частью во фрагментах) древнегреческой музыки, которые сохранились в нотации того времени. Правда, это первые в Европе записи мелодий, которые дошли до нас.

В то же время - сколь это ни парадоксально - ни об одном искусстве так много не писали, так охотно не рассуждали, как о музыке, о ее воспитательном назначении, о ее теоретических основах. Античные высказывания о музыкальном искусстве носили по преимуществу либо этико-прикладной, либо формально-теоретический характер. Из многочисленных свидетельств литературы и изобразительных искусств можно заключить, что музыка занимала очень большое место в жизни древних греков, и они рассматривали музыку как важное средство воспитания гармоничного человека, как точную науку.

В Древней Греции музыка существовала в неразрывной связи с поэзией (отсюда - лирика), была непременной участницей трагедии и танца.

Судя по материалам, добытым при археологических раскопках, на территории Древней Греции существовала достаточно развитая музыкальная культура в крито-микенский период (II тыс. до н.э.). Вполне конкретных сведений сохранилось об этом очень мало. Однако изображения таких инструментов, как систр, духовые, лира в руках музыкантов (иногда при выполнении обрядов), позволяют думать о значительном опыте музицирования.

Важные сведения о ранней музыкальной культуре в Греции дает нам гомеровский эпос, сам по себе связанный с музыкальным исполнением (напевный сказ) . Поскольку в "Илиаде" и "Одиссее" заметен как бы ряд разновременных пластов (от XII-XI до VIII века), их сведения трудно отнести к узкому историческому периоду. Однако установлено, что они характеризуют более всего начало нового тысячелетия: последние процессы внутри родового строя и зарождение в нем новых социальных тенденций. Так, в "Илиаде" говорится еще лишь о бытовых песнях (рабочих, свадебных, похоронных), а герои этой поэмы сами поют, пляшут и играют на форминксе (щипковый инструмент типа лиры). «Одиссея» же повествует о певцах-сказителях, аэдах, выделившихся из среды народных музыкантов. Такие певцы - слагатели эпоса - пользовались, как гласит поэма, большим почетом в обществе. Когда Одиссей пировал у феакийцев в царском дворце, слепой певец Демодок тут же слагал песни о его странствиях, а Одиссей, слушая их, закрывал голову мантией, дабы никто не видел его слез. Отблагодарив затем певца, Одиссей сказал:

Всем на обильной земле обитающим людям полезны,
Всеми высоко честимы певцы; их сама научила
Пению муза, ей мило певцов благородное племя.

Наряду с пением и танцами под форминкс в "Илиаде" упоминается и авлос, ставший вместе с лирой излюбленным в Древней Греции. Сами греки, судя по их мифам, выводили авлос и искусство авлетов из Азии. Именно легендарному авлету Олимпу из Фригии приписывалось создание древнейших номов, то есть традиционных, образцовых мелодий на определенные случаи.
(Странное дело, но информации ни о каком авлете Олимпе я не нашел. Олимп везде упоминается только как название горы, где обитали боги. - А.Ф.)

Более точные, исторические данные о поэтах-певцах, об определенных поэтико-музыкальных направлениях в Древней Греции относятся к VII-VI векам. Самая ранняя из известных нам творческих школ связана с островом Лесбосом: из нее вышел поэт и певец Терпандр (конец VII века), прославившийся своей победой на поэтических состязаниях в Спарте. От него легенда ведет происхождение так называемой кифародии, то есть пения под кифару. В отличие от более древнего эпического искусства аэдов кифареды, по-видимому, исполняли свои произведения несколько иначе: сказ-речитация перешел у них в мелодическое изложение, появились инструментальные вступления, вообще возросла роль музыкального начала.

Параллельно кифародии шло и развитие авлодии, как называли греки пение под авлос. Известно, что особые песни-плачи исполнялись в VII веке с сопровождением авлоса. Вместе с тем уже в VI столетии прославился и такой род музыки, как авлистика, - в отличие от авлодии, чисто инструментальный жанр. В 586 году авлет Саккад из Аргоса одержал победу на пифийских играх в Дельфах, где он исполнил на авлосе "программный" ном - пьесу о борьбе Аполлона с пифоном.

Наряду с сольным исполнением эпических произведений в VII-VI веках известны также и особые хоровые жанры. Так, хоровые песни на острове Крите соединялись с пластическими движениями, с пляской (гипорхема); некоторым из них, например пеану (целительная песня-танец), придавалось магическое значение. Легенда связывает Крит со Спартой, повествуя о том, что критянин Фалес перенес местные традиции в Спарту. Действительно, хоровые жанры с VII века широко культивировались в Спарте. Известнейшим представителем спартанской школы был создатель военных хоровых песен Тиртей. Известно, что спартанцы придавали музыке большое государственное, воспитательное значение. Обучение музыкальному искусству не носило у них профессионального характера, а просто входило в систему общего воспитания юношества. Отсюда выросла в итоге теория этоса, обоснованная позднее греческими мыслителями.
(обратите внимание, что в Спарте обучение музыке считалось обязательным - А.Ф.)

Лирическая поэзия VI века представлена несколькими жанровыми разновидностями: элегиями, гимнами, свадебными песнями. Они были музыкально-поэтическими: поэт и музыкант все еще соединялись в одном лице. К сожалению, сохранились лишь поэтические тексты, а записи мелодий отсутствуют. Не исключено, что поэты сплошь и рядом не записывали свои мелодии, полагаясь при собственном исполнении на память, на естественное для них следование за стихом. Поэзия VI века отнюдь не ограничивалась, однако, любовной лирикой, хотя она занимала большое место, например, в творчестве Анакреонта (середина VI века). Среди поэтических жанров того времени известны и сколии (застольные песни), и партении (культовые песнопения), и эпиникии (песни в честь победителей на состязаниях). Особенно прославился своими эпиникиями фиванский поэт Пиндар (522-448). Его произведения были вдохновлены большими празднествами-состязаниями VI-V веков, широчайшими из которых стали олимпийские игры. В этих состязаниях участвовали и поэты-музыканты, и целые коллективы исполнителей. Всей организации придавалось высокое общественное значение, и победителям оказывались почести, Представители эпического искусства, кифареды, авлоды и авлеты, хоры с авлетами исполняли целую программу, составленную из древних, новых и новейших поэтических произведений с музыкой. Народ выделял достойных поэтов-музыкантов, и торжественные эпиникии прославляли победителей.

От этого времени сохранился всего лишь один уникальный музыкальный памятник - вступление к пифийской оде Пиндара. Поэтический текст состоит из пяти строф. Первая из них такова:

О кифара золотая, ты - Аполлона и муз
Темнокудрых равный удел.
Мере струнной пляска, начало веселий, внемлет,
Вторят лики сладкогласные...

В процессе развития от VI к V веку греческая трагедия впитала в себя многообразные музыкально-поэтические и музыкально-пластические истоки: в сущности и эпос, и хоровая песня-пляска, и сольная лирика нашли свое претворение в трагическом театре. Можно сказать даже, что трагедия представляет высокий синтез искусств, которые ранее существовали, каждое, еще в первоначальном синкретическом единстве (поэзия-музыка, пластика-музыка и т. д.)

Классическим веком трагедии стал V век до н. э.: творчество величайших трагиков Эсхила (ок. 525-456), Софокла (ок. 496- 406) и Еврипида (ок. 480-406) приходится главным образом на две последние трети его. В 472 году был торжественно открыт огромный театр Диониса в Афинах, в котором и происходили представления трагедий. Подобно другим греческим театрам, он образовал обширный амфитеатр (на естественных склонах местности) под открытым небом и вмещал огромную аудиторию (около 30 тыс. человек). Круглая орхестра не была ничем отделена от зрителей, занавес отсутствовал. Весь театр как бы сливался с пейзажем. Постановки трагедий рассматривались как общественные празднества и носили, в границах рабовладельческого общества, относительно широкий демократический характер: театр посещался всеми гражданами, которые даже получали для этого государственное пособие. Хор - выразитель общей морали - представлял народ на трагической сцене и выступал от его имени.
(людей стимулировали посещать театр! - А.Ф.)

Продолжение следует…

  Занятное письмо

Дабы разнообразить этот выпуск, придать ему жизни, публикую одно очень интересное письмо. Сейчас вы увидите, чем же оно так интересно.

Здравствуйте, Александр!

Получил Вашу свежую рассылку. Вы пишете о сильных эмоциональных переживаниях при прослушивании музыки, до слез. У меня тоже такое бывает, но, как правило, если она сопровождается стихами, и музыка и слова сливаются друг с другом неразделимо.

Но почему Вы обходите вниманием классическую музыку? По отношению к ней Ваши эпитеты были бы более уместны.

А еще такая просьба: Вы часто даете ссылки на интересную музыку в формате MP3. К сожалению, у меня очень дорогой Интернет, и я не могу позволить себе скачать ее, а вот Wave-синтез у меня имеется. Не могли бы Вы иногда давать ссылки и на музыку в формате MIDI?

Кстати, вот и новая мысль: рассказать немного о MIDI, коль уж многим интересны технические аспекты.

Всего хорошего,
Станислав Цаплев

Здравствуйте, Станислав!

Ваше письмо очень интересно. В нем есть целых два ключевых момента.

Теперь ВНИМАНИЕ, поясняю.

Сначала риторический вопрос: что такое «классическая музыка»? Например, Stephen Collins (Стивен Коллинз или Стефан Коллинз, как написано в официальном переводе) в своей книге Classical music («Классическая музыка», которая в переводе получила довесок в виде «от и до», и стала называться «Классическая музыка от и до») предлагает относить к классике музыку «в европейском стиле со средневековья до наших дней». Вот есть такая современная группа, Rondo Veneziano. Разве их музыку нельзя отнести к классике? (если кто-то ее впервые услышит и не будет знать, когда она написана, то он может запросто заявить, что это классика)

Момент первый. Вот вы говорите, что по отношению к классической музыке мои эпитеты были более уместны. Про какое произведение вы говорите? Какого композитора? Классику писали, пишут и будут писать. И все это будет разная музыка. Разная объективно (композиторы пишут разную музыку) и субъективно (люди по-разному воспринимают отдельно взятое произведение). Потому что у каждого человека свое видение. Если на вас классика оказывает сильнейшее воздействие – ТО ЭТО ПРЕКРАСНО!! Это здорово. На меня известные мне классические произведения не оказывают такого же сильного воздействия, как Royal Hunt, к примеру, раз уж писал об этой группе. Восприятие музыки довольно субъективно. И классической, и любой другой. Кто-то видит в ней одно, кто-то другое. Так что я не согласен с вашим категоричным утверждением. Каждый сам выбирает, что ему слушать.

Вы расскажите поподробнее, что это за произведения и почему они вызывают у вас так много эмоций. В порыве чувств я, к сожалению, не нашел нужных слов для описания красоты музыки (а дописывать впечатления после было бы неправильно, стиль только подправил).

Момент второй. Технические аспекты многим интересны, а многим и не интересны… Ко второй группе относится и автор этой рассылки. Если это не интересно мне, то зачем мне об этом писать? Я уже говорил об этом: прочитайте еще раз 11-й выпуск. Может, я невнятно сказал?

Повторяю еще раз: технические моменты меня в гораздо меньшей степени интересуют, чем сама музыка в целом.

А рассеивать свое внимание на отвлеченные темы (технические вопросы) мне не интересно.

В рассылке время от времени будут проскальзывать физические и математические аспекты музыки. Но техника и физика с математикой – это разные вещи. Вся музыка завязана на физике и математике (раз это звуковые волны). Техника – это всякие устройства и т.п. … И они к природе музыки не имеют никакого отношения. Музыка и без них может прекрасно существовать. И существует.

В интернете разве нет других источников информации о MIDI? А эта рассылка для разговоров о прекрасном… Слово «прекрасное» здесь является синонимом слова «музыка». Вы можете отнести MIDI к прекрасному, к самому естеству музыки, к ее сущности? Это все лишь стандарт файлов…

 До встречи.

 

Александр Филяев   
muzyka@inbox.ru   

 
   Расскажите об этой рассылке друзьям, знакомым, коллегам
 


Энергия музыки: разговоры о прекрасном  

Мало кто равнодушен к музыке. Имена выдающихся композиторов известны во всем мире. Почему, когда мы слышим музыку, нам хочется петь и танцевать? За что мы так ее любим? Потому что музыка - это жизнь. Это разговоры о музыке, это разговоры о жизни.
Рассылки Subscribe.Ru
Энергия музыки: разговоры о прекрасном


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.energy
Отписаться

В избранное