Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Энергия музыки: разговоры о прекрасном (выпуск 60)


   
Энергия музыки: разговоры о прекрасном
Выпуск 60

 

 
 

Мы едем, едем, едем, в далекие края…

Сегодняшний выпуск, как уже повелось, получился спонтанным. Хотя уже очень давно подумывал что-нибудь в таком роде написать. Оно что-то там внутри планировалось, формировалось, созревало, дозревало и, наконец, получило внешний энергетический импульс в виде программы на телеканале «Культура» под названием «Большие» - собрали молодых, смышленых, энергичных людей, посидел, послушал их и понял – пора! Пора позаниматься писаниной.

Вряд ли тем, кто давно уже читает «Энергию музыки», надо напоминать, какую роль играет в обществе музыка (за время регулярного выхода рассылки и так столько всего уже было сказано…) Недаром ведь в таких развитых государствах как Китай и Древняя Греция (да и не только в них) музыку включали в образовательный курс. И относились к ней со всем вниманием.

Что же получается? Есть город с населением за миллион человек. В городе есть телевидение, радио – все как у людей. Свои каналы и станции тоже имеются. Включив радиоящичек, можно быстро выяснить (что я недавно и сделал), что в городе обалденный выбор – аж 15 радиостанций! Но если учесть, что на сайте компании COMCON перечислено 39 московских радиостанций, то 15 не кажется уж какой-то огромной цифрой. Хотя все равно как-то не по себе. Из этих 15 – 1 политическая, 2 татарских, остальные 13 похожи друг на друга даже не как близнецы – как клоны. Марс атакует! Дело даже не в том, какую там крутят музыку (в народе такую музыку величают попсой). Вопрос в другом – что делать людям, которые предпочитают другую музыку? Куда бедняжкам податься? Может, на телевидение? Куда уж там!.. Там их ждет та же самая катавасия: что представляют из себя федеральные СМИ, вы и так хорошо знаете (или можете узнать), а из местных каналов музыкой озабочен только один, да и то как-то однобоко озабочен – там те же клоны, только татарские (то же и с татарскими радиостанциями). Все на одно лицо, как на подбор. С ними дядька Черномор… Телевизионный конкурс караоке. Состряпали быстренько музычку, слепили слова…

«Зрители были довольны и кричали: “Довольно!”»

Собственно, этот канал и пробудил мой спортивный интерес: раз от раза, с завидной регулярностью я натыкался на нем на одну и ту же музыку… Менялись лица, декорации, но в остальном все было как при дэжа вю. «Где-то я уже это видел…» Потом стало просто весело на них на всех смотреть, как они с умным видом друг друга копировали. Вот есть некий документ, оригинал. Сделали с него копию, потом копию с копии, потом копию копии копии, и так далее… Плохим ксероксом. До бесконечности. Что в конце получится, нетрудно догадаться. И в один прекрасный день мне все это хозяйство надоело и задал я себе вопрос: «Неужели это все, чем может похвастаться татарская музыка?!» Как стало потом выясняться, и да, и нет. «Да» - это про татарскую эстраду.

(Любопытные могут прочитать четыре грамотные статьи, написанные не последними людьми – №1, №2, №3, №4, причем две из них напечатаны в непоследнем журнале «Татарстан» и потом еще опубликованы на «Официальном сайте Татарстана». Других статей на тему татарской музыки мне не встречалось почему-то. Может, потому, что их просто нет?).

«Нет» - это про татарскую музыку в целом. Куда же, спросите вы, делись все остальные? Никуда не делись, все здесь, только вот их не видно и не слышно. Чтобы их послушать, надо специально ходить, интересоваться, искать. А это, как мне кажется, делают далеко не многие. Да и искать надо тоже с усердием, потому что диски с записями других коллективов, места и даты их выступлений, даже просто их названия на дороге не валяются.

Тут надо сделать лирическое отступление. А то что я все про телевидение да про радио. Больше нигде музыки нет что ли? Вот, захотел, к примеру человек новых ощущений музыкальных. Куда пойдет? На концерт сходит, в магазин зайдет, телевизор/радио включит. Все это совершенно разные вещи для разных целей. Везде своя специфика. После магазина на руках остается диск с записью, после концерта – впечатления. А ТВ с радио – так, для баловства, между делом… К тому же они бесплатные и под рукой. Взял да включил. И слушай себе. Слушай, что дают. Вот! Они гнут свою линию. Четко, настойчиво, упорно. Дают то, что по их мнению должны слушать. И вряд ли все просто упирается во вкусы.

Сколько человек покупает диски, сколько ходит на концерты? В местных музыкальных магазинах что-то я не видел никогда очередей. А концертные залы не могут вместить значительное количество людей, даже если те захотят. Это же не автобус, где можно упаковываться и упаковываться... Вот и получается, что радиослушателей и телезрителей гораздо больше. Хотя, разумеется, все варианты сложно перечислить в такой небольшой заметке – она не для таких сложных изысканий.

Справедливости ради надо отметить, что на том канале, о котором шла речь, иногда проскальзывают трансляции концертов всякой разной музыки (классическая, джазовая… даже один раз концерт « Scorpions » показывали, когда их угораздило заехать в Казань…), программа про джаз есть своя. Но они вчистую проигрывают армии клонов по времени пребывания на экране. Мало их.

И то что звучит с экранов и радиоприемников – это всего-навсего узенькая-узенькая, крошечная полосочка из того поистине широчайшего спектра музыки, которую к настоящему моменту умудрились насочинять. И человек, с его врожденным любопытством, с жаждой познания, оказывается в неведении. Ему не показывают всего. Ему показывают ма-аленький такой кусочек. Как было в мультфильме «Крылья, ноги и хвосты»:
«Перед вами знойная пустыня. Почти голая, почти безжизненная. Но в ней встречаются ящерицы, насекомые. Встречаются в пустыне и страусы.
А однажды… Однажды встретились страус и гриф. Гриф:
- Эй ты, птичка, летим со мной – там столько вкусного.
Страус:
- Сколько?» (Показывает руками много. Гриф уменьшает количество вкусного до нуля и оттопыривает вверх большой палец, дескать, класс! Страус радостно запрыгал на месте.)

Прыгать на месте, хлопая в ладоши – вряд ли, но вот поставить радио в качестве фона или уставиться в экран телевизора – запросто. А ведь если раскрыть глаза, то можно столько великолепнейших, ярчайших шедевров отыскать на свой вкус, о которых и не помышлял никогда… Такое великолепие звуков открывается… Это бесценное богатство, которое уже нельзя потерять – музыка, найдя уголок в душе, останется там.

В фильме «Побег из Шоушенка» был такой эпизод: однажды главный герой, Энди Дюфрейн, заперся в комнате начальника тюрьмы, запустил пластинку – там кто-то очень красиво пел, на его лице растеклась блаженная улыбка, а потом он включил громкоговорители, и все заключенные услышали это божественное пение… и что-то с ними произошло, они замерли в изумлении, вслушиваясь в звуки… Среди всей этой пустоты и потерянности вдруг появился лучик света и все стояли как завороженные…
Дюфрейна посадили в карцер на огромное время, но когда он вышел оттуда, он был свеж и бодр, и когда спросили «почему?», он ответил, что музыка была в его сердце… (кажется, это был Моцарт)

А то едешь в транспорте, радио себе работает (иначе водитель с тоски свихнется от такой однообразной работы), потом замечаешь: то мотивчик начинаешь в голове крутить, то слова повторять. Потом они выветриваются, но ведь временами перед этим могут повертеться в голове даже тогда, когда вся эта музыка не вызывает никакого уважения из-за своей никчемности. Она просто жестко таранит голову.

…Огромное множество сверкающих как драгоценные камни произведений, которыми можно наслаждаться многие годы, рассматривая их блеск, вглядываясь в них, проникая в них, тысячи ярчайших композиторов, творцов, кудесников… И все это проходит мимо. Оно есть, но где-то в стороне, за кадром, за ширмочкой, за дверкой, за гранитной стенкой. Вот что странно.
Разве сегодня, если кто-то, живший в стороне от музыки, вдруг услышит прекрасное произведение, разве у него ничего не всколыхнется, не затрепещет внутри? Совсем ничего?

 

Александр Филяев  
muzyka@inbox.ru  

   Друзья

  Музыкальный мир Александра Софикса
  Исследования ритмического пространства, школа игры на барабанах, музыкальные сочинения  

 

  

«Что заставляет нас чувствовать влечение к музыке, так это тот факт, что все наше существо есть музыка; наш ум и наше тело, природа, в которой мы живем, природа, которая создала нас, все, что находится вокруг и рядом с нами, все это музыка; и мы близки всей этой музыке, мы живем, движемся и пребываем в музыке.
Следовательно, музыка интересует нас, привлекает наше внимание и доставляет нам удовольствие, потому что она соответствует ритму и тону, которые удерживают механизм всего нашего существа в целости.»

(Хазрат Инайят Хан, «Мистицизм звука»)



В избранное