Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Энергия музыки: разговоры о прекрасном (выпуск 8)


Информационный Канал Subscribe.Ru

Энергия музыки: разговоры о прекрасном
Выпуск 8

 

 
 

После вводного выпуска о громкости звука пришло интересное письмо от Анатолия Витальевича Чусова, у нас завязалась беседа и Анатолий Витальевич дал согласие на публикацию его писем.

Письма Анатолия Витальевича - в рамочках таким шрифтом, мои письма - в рамочках обычным текстом, мои более поздние комментарии – обычный текст без рамок, а комментарии по ходу письма - таким текстом. Письма в хронологическом порядке.

Здравствуйте, Александр

Хочу поделиться собственным опытом, который заставляет меня скептически относиться к ограничению порога слышимости уровнем 20 тыс. Гц. В юности (в 70-е гг.) я слышал/слушал диск Pink Floyd “Wish You Were Here” многократно на разной аппаратуре у разных друзей. Аппаратура была, в частности, с техническими характеристиками до 20 тысяч, до 22 тысяч и до 24 тысяч. На аппаратуре с шириной полосы воспроизведения от 6 до 24 тысяч Гц я в этом диске слышал мелодии на высоких частотах, каковых мелодий не слышал на аппаратуре иной. Конкретно, была Rigonda Intermezzo, которая не продавалась в Союзе, а вся уходила на экспорт. Другие виды аппаратуры были более распространенными, и я просто не помню их названий, но их было в целом по нескольку видов на каждый порог.

С уважением, А.В.

Уже сам факт производства таких аудиосистем наводит на мысль, что люди различают, в каком диапазоне звучит мелодия: до 20 кГц или до 24. А это интересно. Ведь, куда ни глянь в интернете – везде 20 кГц, 20 000 Гц, 20 тыс. Гц. А тут вдруг 24! Нестыковка. А снизу тоже другая цифра – всего 6 Гц. Еще одна нестыковка.
Сплошные нестыковки.

Здравствуйте, Анатолий!

Вообще, я тоже где-то раньше читал, что цифра в 20 кГц не совсем точна. Но послушать музыку на такой аппаратуре не мне не посчастливилось. А сейчас подобные аудио-системы выпускают?
А какие были ощущения при прослушивании? Может быть, помните?

Александр.



Александр, извините, что ссылаюсь на свой личный опыт, который в той части, что касается указанной системы, совершенно не мог быть общим.

Что касается моего личного ощущения, то совершенно явно было чувство очень полного и совершенного звука. По сравнению с другими системами явно ощущалось и воспринималось наличие большего количества мелодий.

Сейчас я слушаю музыку в основном в цифровом формате и, более того, покупаю CD-диски и записываю для своих надобностей в формате mp3. Насчет современных аудиосистем, полагаю, что какие-нибудь варианты Pioneer или чего-нибудь столь же дорогого и навороченного теоретически могут поддержать такой порог.

С уважением, А.В.

P.S. И еще. Коль скоро Вы заинтересовались моим письмом, самонадеянно полагаю, что для Вас могут быть интересными некоторые мои личные соображения о не слишком стандартной музыке, Вами не упомянутой.

Если говорить о Progressive, то полагаю, нельзя не сказать, например, о Dream Theater, Ephel Duath, Spoke's Beard, Andy West, Arena, Tool, и, в первую очередь, (как я мог не начать с них?!) King Crimson и еще много.

Если говорить о самом тяжелом металле (рубилово + месилово), то в направлении DEATH хотел бы отметить Behemoth, Blood Red Throne, Extol и еще много.

Если говорить о просто тяжелом Death, то, по-моему, очень хороши Craddle of Filth, Cryptopsy, Decapitated и еще много.

Если иметь в виду современный Folk, то нельзя не упоминать Skyclad и Cruachan, а из русских - Butterfly Temple.

Если интересоваться Alternative, то мои любимые - Korn, Limp Bizkit, Guano Apes, Gravity Kills, Die Apokalyptischen Reiter и еще много.

Если говорить о не имеющем особого выделения у современных критиков стиле, который, на мой взгляд, начинается с Devin Townsend и близких к нему групп, то это, естественно, сам Devin Townsend (его часто/иногда считают производным от Steven Vai, но я лично полагаю, что такого звука последний никогда не мог свести), а также Soilwork и Young Strapping Lad.

Если иметь в виду (относительно) современный авангард, то тут уж совсем широкий выбор, от NeBelNest до U Totem.

А если брать рок-авангард более ранний, то совершенно нельзя оставить без упоминания Peter Hammill (и его Van Der Graaf Generator).

Если говорить о более легких вещах, то это диапазон от Saga до Banco di Gaia и Radiohead.

P.P.S. Если говорить о моих критериях к музыке, то я полагаю, что музыкальное произведение должно быть пережито как ЖИВОЕ. Чувство жизни в нем постоянно (при любом просмотре ощущается, независимо от настроения = не всегда хочется слушать, но уважение присутствует).

Во втором постскриптуме – золотые слова: «музыкальное произведение должно быть пережито как ЖИВОЕ». Да, в произведениях, в которые композитор вложил душу, которое идет из его сердца, всегда есть жизнь. В нем ощущается жизненная энергия. И то, что «чувство жизни в нем постоянно», означает, что эта энергия неисчерпаема, неиссякаема. Она бесконечна.

И мало просто послушать произведение, его надо именно пережить, пропустить через себя, чтобы эта энергия прошла через все жизненные центры. Надо вЖИТЬся в произведение, прочувствовать его.

Ну а говоря о музыкальных группах, лучше при этом сказать, ЧТО эта музыка вам дает. ЗАЧЕМ вы ее слушаете, КОГДА, С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ.

Здравствуйте, Анатолий!

Подобные системы существуют и сейчас: http://www.rigonda.com/rigonda.htm.
Эта система берет 25(!) кГц!!!

И, судя по графику кривых порога слышимости и болевого порога, их пересечение должно случиться уже после 25 кГц и прослушивание музыки на такой аппаратуре будет очень приятным и безболезненным.

Насчет перечисленных Вами групп скажу, что для меня все эти названия - темный лес, к сожалению. То есть о большинстве о них я ничего не могу сказать... Слышал только Limp Bizkit и Guano Apes. И несколько песен Dream Theater, из которых могу отметить "As I Am" (напоминает Металлику, особенно в припеве - очень похоже на манеру пения вокалиста Металлики)

Про жизнь - совершенно с Вами согласен. Музыка - это жизнь!

Александр.



Здравствуйте, Александр

Спасибо за ссылку. Я сам не люблю лазать по Интернету, и, скорее всего, ее и искать бы не стал.

В музыкальных системах я понимаю плохо. К примеру, не знаю: полоса частот зависит только от динамиков, или внутри считывающего устройства тоже есть ограничения? Мне кажется (точно не знаю), что практически все современные системы воспроизведения, имеющиеся в широкой продаже, изначально ориентированы на верхний порог в 20000, и сравнительно редко - 22000. По моему мнению, на такие системы просто не имеет смысла ставить колонки с более широкой полосой. Или я не прав?

Я тоже мало разбираюсь в аудиосистемах. А может ли кто-нибудь из читателей прояснить эти вопросы?

И еще одно замечание. В списке колонок Ригонды я заметил, что снизу ограничение 30 Гц. Я отлично помню свои ощущения от прослушивания на указанной мной системе, где нижним порогом было 8 (восемь) Гц. Опять-таки ощущение полноты звука, т.е. в случае данного диапазона частот - чувство обволакивающего меня глубинного рокота. (Замечу, что в случае низких частот мне вообще труднее говорить о мелодии. Думаю, что низкие частоты при суперпозиции вообще в меньшей мере могут быть отличены друг от друга.) И расширенные ощущения были у меня не только на ней. Другие системы (не помню названий, но они были сравнительно распространенными в советские времена) давали нижний порог 10, 16, 18 Гц и ощущения от их прослушивания были в области низких частот гораздо лучшими, нежели в более стандартных случаях.

Дааа, это стоит послушать…

О Dream Theater: "As I Am" - с последнего альбома Train of Thought, который, в моем понимании, выглядит гораздо более жестким, чем предыдущие. Я собрал не все их диски, а то, что есть, выглядит как рок-симфонии и рок-оперы. И мне в целом нравятся вещи, которые играют Джон Петруччи, Майк Портной и Джон Рудесс, даже в других составах исполнителей.

Это вселяет надежду. :) А то после прослушивания этого альбома впечатление было не самым лучшим. Тем более, что знающие люди уже много раз рекомендовали эту группу.

Прошу извинить за сравнительно долгие замечания, возможно, отнимающие время попусту.

С уважением, А.В.

Анатолий Витальевич и все читатели рассылки!

Обращаюсь ко всем вам.

Попусту отнимает время игра в компьютерные игры, просмотр развлекательных передач по телевизору… Рассылка как раз и создана для того, чтобы общаться с людьми, которые интересуются музыкой. Ни одно ваше письмо не останется без внимания.
Реакция на письмо не «а-а-а, кто опять чего-то там написал, скуууууука [позевывая], наверное опять что-то дурное» (как такие мысли могут мне в голову прийти, вообще сложно представить), а совсем наоборот: «О! Письмо от читателя. Интересно!» Я еще много чего не знаю: к примеру, рассказ Анатолия Витальевича показал, что я ничего не знаю об аудиосистемах. :) А как слушать музыку через дурацкие колонки?? Надо через настоящую акустику!

Это словно указание для меня: «Товарищ, ты еще не знаешь этого, этого и еще того! Давай-ка!» Или: «А еще и такое есть. А ты не знал?» И понеслась… Поиски, копания информации…

Да и просто интересно узнать ваше мнение о тех вещах, о которых пишу. В сегодняшнем выпуске прозвучат несколько вопросов. Обратите на них внимание. Если вы напишете по этому поводу, я буду очень рад. Обратная связь от людей всегда придает внутренние силы.

  

Ну а теперь продолжение темы громкости и заботы о наших ушах. Хоть человек и получает основную часть информации через визуальный канал (не помню, сколько процентов), но глазами мы ведь музыку не послушаем…

Предисловие

Сегодня речь пойдет о таком явлении, как дискотеки. Для слухового аппарата это не самое желанное место. Если бы спросили мнение слухового аппарата (какая-нибудь шустрая цветущая девушка с микрофоном подскочила бы к нему и очень участливо спросила: «А скажите, пожалуйста, как вы относитесь к дискотеке?»), то, в лучшем случае, его бы просто перекорежило всего, а в худшем – он бы, видя движения ее рта, переспросил: «Ась? Что вы сказали?» Бедный слуховой аппарат.

Иногда энергия музыки направляется не на создание, а на разрушение. И прекрасное вдруг становится ужасным и противным.

  

Как слышимость? - Часть III
«Диско-удар»

Мы вышли из ДК,
Оглушены слегка –
Мы слушали с тобой панк-рок.
(Сектор Газа, «Носки»)

Современную молодежь непреодолимо тянет «потусоваться, оттянуться, покобаситься». Не всех, конечно, не буду обобщать. Но многих. И вот они стекаются на дискотеки. А там их ждет диско-удар.
Прямо по голове, а точнее, по ушам. Ну и по всем внутренним органам, до кучи. Самая важная (для нас сейчас) отличительная особенность дискотек - убийственно громкая музыка. На мероприятиях, где собирается компания людей, включают просто бешенный звук. Тут можно задать вопрос «Зачем??» Если кто-нибудь знает, ответьте. Моих умственных способностей для этого не хватает. Когда музыка звучит на запредельном уровне звука, то она не просто заглушает все остальное, она подавляет. Посещение всяческих клубов и дискотек у меня исчисляется двумя. Громкость звука в одном из наших городских ночных клубов, куда меня нечаянно занесло год назад, не поддается описанию. Когда зашел на танцпол (для разнообразия ощущений), грудную клетку начали сотрясать эти неимоверные басы, все внутри затряслось и заколыхалось. Голоса своего не слышишь, даже если закричишь...

Это атака на уши. Чтобы их спасти, надо побыстрее покинуть это враждебное для собственного слухового аппарата место. И, сколько себя помню, такие дискотеки были всегда и везде. Они, конечно, отличались репертуаром, атмосферой, громкостью. Но на всех дискотеках музыку включали и включают с недопустимой, опасной громкостью. И я их обходил стороной, заслышав вдали знакомые ритмы (на них еще и крутят одно и то же). Военные придумали штуку такую - шумовое оружие. Они вообще мастаки по части нанесения вреда организму. Существуют специальные оглушающие несмертельные гранаты, чтобы на время вывести из строя живую силу противника. Складывается ощущение, что дискотека - это полигон для испытания такого шумового оружия. Приходит такая живая сила на дискотеку и на время выводится из строя… Чем больше проводишь там времени, тем больше это самое «на время».

На дискотеках крутят танцевальную музыку. А если там включить Моцарта? С той же громкостью. Вряд ли ценители его таланта смогут насладиться этим.

Никогда не понимал любителей большого числа децибел. Добровольное издевательство над своим организмом. Как потом слух будут восстанавливать? Ау, любители сходить на дискотеку, о чем вы думаете?

У меня вопрос к публике: «Кому нужно то, чтобы люди глохли на танцплощадках ночных клубов? Неужели тем людям, кто туда ходят?» Мне интересно узнать мнение читателей.

В интернете приводятся различные цифры касательно громкости музыки на дискотеках: от 95 дБ до 120(!) дБ. Дальше – больше. Губернатор Белгородской области Евгений Савченко подписал постановление правительства области "О проведении досугового культурно-массового молодежного мероприятия на территории Белгородской области" (уже формулировка чего стоит!). Там много всего интересного: к примеру, оговаривается уровень образования ди-джеев (которые должны знать уйму вещей, не относящихся напрямую к их деятельности), регламентируется перечень допустимой музыки и время окончания таких «мероприятий» (не позднее 23.00). К сожалению, полного текста постановления найти не удалось (видимо, плохо искал), но судя по статьям на новостных сайтах, этот документ готовили далекие от молодежи люди. Кроме того, в документе регламентируется уровень громкости: 90-120 дБ. Там и до болевого порога совсем недалеко… Вспомните цифры из 6-го выпуска.

Мне почему-то кажется (такие необъяснимые догадки), что звук будет в районе 120, а не 90. Что-то мне это подсказывает. Даже если в голову какого-нибудь не совсем нормального ди-джея придет в голову безумная идея ограничиться 90 дБ (кратковременное помутнение рассудка ди-джея), то… все равно это много!
МНО-ГО!

  Рекомендации Всемирной организации здравоохранения

«Церемонии, фестивали и развлекательные мероприятия» (именно такая формулировка):
LА.экв.: 100 дБ (4 часа).
LА.макс.: 110 дБ.

Что они означают, можно посмотреть в 7-м выпуске.

  

За эти цифры я ручаюсь, так как взял их из официальных материалов ВОЗ, размещенных на сайте этой организации: http://www.who.int/docstore/peh/noise/Comnoise-4.pdf. Так почему же правительству Белгородской области не взять за норму как раз эти цифры? Почему им вздумалось ограничить громкость на уровне аж 120 дБ? Загадка природы… Наверное, цифры их мало интересовали. Интересовал сам факт заботы о подрастающем поколении.

Музыка – это хорошо. Громкая – вообще замечательно (в кавычках). Если человек идет на дискотеку – это сугубо его личное дело. Я не проповедник, чтобы поучать своих сверстников. Они свободны в своем выборе. Если это их «вставляет» - пусть будет так. Мне просто интересно – зачем им это?

Те, кто регулярно ходят на дискотеки, спрашиваю у вас:
Зачем вам это? Много ли положительной энергии вы получаете, когда вас атакует столь громкая музыка?

Ведь под энергией музыки подразумевается именно созидательная энергия, энергия жизни, прилив положительных эмоций, сил, желания жить.

У дискотеки есть еще родственник – концерт. Не классической музыки, нет. Рок-концерт. О нем в следующий раз.

 До встречи.

 

Александр Филяев   
muzyka@inbox.ru   

 
   Расскажите об этой рассылке друзьям, знакомым, коллегам
 


Энергия музыки: разговоры о прекрасном  

Мало кто равнодушен к музыке. Имена выдающихся композиторов известны во всем мире. Почему, когда мы слышим музыку, нам хочется петь и танцевать? За что мы так ее любим? Потому что музыка - это жизнь. Это разговоры о музыке, это разговоры о жизни.
Рассылки Subscribe.Ru
Энергия музыки: разговоры о прекрасном


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.energy
Отписаться

В избранное