Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Энергия музыки: разговоры о прекрасном (выпуск 9)


Информационный Канал Subscribe.Ru

Энергия музыки: разговоры о прекрасном
Выпуск 9

 

 
 

Как слышимость? - Часть IV
«И снова о дискотеке»

Let's get loud, let's get loud
Turn the music up to hear that sound
Let's get loud, let's get loud
Ain't nobody gotta tell ya
What you gotta do

Сделай погромче, сделай погромче,
Включи музыку погромче, чтобы услышать этот звук.
Сделай погромче, сделай погромче,
И никто не должен говорить тебе,
Что ты должен делать.

( Дженифер Лопез, «Let's Get Loud» )

   Письма и мнения

Сегодняшний выпуск начну с очень интересного письма. Пишет активная читательница Ольга:

Текст ее письма - таким текстом в рамочке, мои комментарии - обычным текстом.

Александр, в восьмом выпуске рассылки Вы затронули тему дискотек. Тема эта интересна, но, вместе с тем и достаточно противоречива. Я не  являюсь большой поклонницей дискотек, но здесь встану на защиту её любителей. Вы рассматриваете дискотеки только со стороны наносимого ими вреда нашему слуховому аппарату. Назвав рассылку  Энергия музыки , неужели Вы совершенно исключаете возможность получения этой энергии отдельными личностями на дискотеках? По-моему, напрасно. Иногда это является своеобразной эмоциональной (да и физической) разрядкой с последующим накоплением желаемой энергии   просто ритм, не вызывающий желания размышлять,  чувствовать музыку и  жить  ей, вдумываться в слова, но помогающий (наверное?) просто развеяться и попрыгать.   Всем нам полезно иногда сменить обстановку, влиться во что-то  не своё , чтобы, возможно, потом с ещё большим удовольствием окунуться в привычный и любимый нами образ жизни.

А громкость+ как говорится  можно то, чего нельзя, если очень хочется  от себя добавлю   в разумных количествах. В конце концов, и за ежедневное прослушивание дома любимых мелодий на предельной громкости Ваши ушки Вас не поблагодарят. И вот парадокс, иногда любимые мотивы готова слушать на громкости, сопровождающейся дребезжанием стёкол, а иногда звук почти минимален и громче музыку я уже  не воспринимаю. Может быть, Вам просто нужно попасть в то настроение, когда Ваш организм будет способен адекватно воспринимать происходящее на дискотеке, и Вы иначе взглянете на эту проблему?

Вот побольше бы таких активных людей! Пусть даже она несогласна, все равно радует участие. Отвечаю:

Вы рассматриваете дискотеки только со стороны наносимого ими вреда нашему слуховому аппарату.

Сейчас мы обсуждаем громкость - все остальные моменты, связанные с дискотекой, остаются за рамками этой темы. Громкость звука – более-менее объективная характеристика, а остальные моменты (например, какая музыка там звучит) уже более субъективны.

Чрезмерно громкий звук вреден (для дискотек это выше 100 дБ). Есть возражения? Если кого-то интересуют подробности наносимого вреда (там целый набор «подарков») – пишите, я вышлю информацию, ее предостаточно, как на русском, так и на английском.

А если говорить о дискотеке вообще (а не только о громкости), то на дискотеках НИКОГДА НЕ КРУТИЛИ МОЮ МУЗЫКУ. Там, куда я попадал, не прозвучало ни одной вещи, про которую я мог бы сказать, что это "музыка, которая идет из сердца". Она безлика, пуста. Оболочка. Одно название. Так что дискотека мне антипатична не только с точки зрения громкости – если уж говорить об этом.

просто ритм, не вызывающий желания размышлять,  чувствовать музыку и  жить ей, вдумываться в слова, но помогающий (наверное?) просто развеяться и попрыгать.   Всем нам полезно иногда сменить обстановку, влиться во что-то не своё , чтобы, возможно, потом с ещё большим удовольствием окунуться в привычный и любимый нами образ жизни.

Вы же сами говорите: просто ритм. Там не о чем размышлять, нечего чувствовать, нечем жить, не во что вдумываться. Развеяться - может быть. Попрыгать - вполне возможно. Только вот под приятную музыку это сделать гораздо проще. Музыка, которая нравится, сама побуждает к танцу, а еще ее хочется петь. И развеяться можно в сто раз лучше. И попрыгать до потолка! И повопить, и подергаться, подрыгаться, побаловаться. Ну а если ты полностью руководишь процессом (и не надо больше никому угождать), то своя музыка - это музыка, которая проникает в тебя, стоит только к ней прислушаться. Руки и ноги сразу же начинают отбивать ритм или просто двигаться, начинаешь подпевать или петь во весь голос.

Назвав рассылку  Энергия музыки , неужели Вы совершенно исключаете возможность получения этой энергии отдельными личностями на дискотеках? По-моему, напрасно. Иногда это является своеобразной эмоциональной (да и физической) разрядкой с последующим накоплением желаемой энергии

Стоп. Нестыковка. Сначала идет речь о получении энергии, а потом о разрядке. Думаю, что все-таки второе - разрядка. Высасывание энергии - да, это своеобразное очищение. Но под свою музыку происходит именно накопление энергии: по время пропускания музыки через себя, во время танца (в любых его формах) старая энергия, та, которая уже не работает, уходит, и в тело вливается новая, фонтанирующая, блещущая, искрящаяся. Да, в определенный момент наступает пик: вся входящая энергия выходит через танец, пение, и все внутри заряжается, в груди (там, где рождается голос) появляется ощущение теплоты - устают только двигающиеся мышцы рук и ног. Происходит полное включение организма. Это экстаз. (такие вещи не получатся на дискотеке - надо чувствовать музыку, это крайне важно, и любой отход может все испортить - иногда ставлю одну и ту композицию по нескольку раз подряд) Потом наступает момент, когда мышцы конечностей просто физически устают и двигаться уже сложно. Но энергия уже внутри! Уже произошла подзарядка. Желаемую энергию потом не нужно накоплять (после дискотек подзарядка происходит во сне): ее просто нужно передать рукам и ногам. Лучше в сидячем положении или лежа. Перед этим принять душ. Попеть еще в душе. Порадоваться жизни! А через минут 30-40 руки и ноги уже будут отдохнувшие.

Обычно такая подзарядка происходит спонтанно - нет такого, чтобы накануне это планировалось. Само получается.

Для этого никуда не нужно ходить, все можно сделать в родной обстановке. Никакой ди-джей не будет все время ставить то, что тебе захочется. А тут ты сам управляешь процессом. Это для тебя. Ди-джей работает на всех. Чтобы все на дискотеке могли проделать вышеописанную процедуру, надо, чтобы все по очереди стояли рядом с ди-джеем и в режиме реального времени давали ему указания: что поставить, с какой громкостью, какой фрагмент повторить.

Всем нам полезно иногда сменить обстановку, влиться во что-то  не своё , чтобы, возможно, потом с ещё большим удовольствием окунуться в привычный и любимый нами образ жизни.

Вот вы и говорите как раз – «не свое». Для разнообразия, можно, конечно, влиться. А смысл? Принцип контраста признаю, но в данном случае он не подходит – зачем умышленно себя истязать часто? Про поход раз в год на дискотеку я не говорю. Когда в прошлом выпуске я затронул эту тему, то имел в виду регулярное хождение на дискотеки.

А громкость+ как говорится  можно то, чего нельзя, если очень хочется  от себя добавлю   в разумных количествах.

Тут категорически не соглашусь. В «Арене» (том казанском клубе, куда я в последний раз ходил) не знают о таком понятии – «разумное количество». Пропустил пару бутылок пива и меня потянуло на танцпол: посмотреть, что там делают остальные. Постоял там, «поймал» всю мощь звука на себя, ретировался обратно - в более тихое место. Басы очень неприятно воздействовали на грудь. Это было просто невыносимо!

И вот парадокс, иногда любимые мотивы готова слушать на громкости, сопровождающейся дребезжанием стёкол, а иногда звук почти минимален и громче музыку я уже  не воспринимаю.

Что ж, я тоже порой прибавляю звук побольше (хотя стекла не дребезжат). Но на короткий промежуток времени - часть композиции, может 2-3 композиции. Это когда звучат особенно понравившиеся места песен. Энергии приходит больше. На дискотеке можно ли так поуправлять звуком?

Может быть, Вам просто нужно попасть в то настроение, когда Ваш организм будет способен адекватно воспринимать происходящее на дискотеке, и Вы иначе взглянете на эту проблему?

А у меня всегда такое настроение – мои уши адекватно воспринимают происходящее и сигнализируют: «громкий звук». Еще грудная клетка адекватно воспринимает «давление звука» (постойте рядом с сабвуфером и узнаете, что это такое – «давление звука» в буквальном смысле, когда звук давит), еще все внутренние органы это же воспринимают, надеюсь, что также адекватно. Ощущения неизменны. :) К дискотекам отношусь примерно, как к курению: оба процесса вредны (хотя при желании можно найти много сомнительных плюсов и отговорок), но можно обойтись и без того, и без другого.

То есть сейчас я неадекватно воспринимаю? Необъективно? Какие еще доказательства неприемлемости слишком громкого звука привести? Сейчас я сижу дома, такой обиженный на весь мир, из-за того, что не могу получить удовольствие от дискотек… Все радуются, веселятся на дискотеках, а у меня не получается – ущербный прям какой-то.

Хождение на дискотеки – это еще и дань моде. Столько рекламы по ТВ: чипсы, пиво, жвачка, очень много рекламируется на фоне дискотек (групп танцующей молодежи). У человека начинаются ассоциации всякие… Там такие красавицы и красавцы – все такие веселые и жизнерадостные, что начинает казаться, что если будешь хрумкать чипсами, запивать их пивом, а потом освежать дыхание и стимулировать слюновыделение жвачкой, то ты КРУТ!! Вырядился, приплелся на дискотеку, делая вышеперечисленное – вдвойне крут!! Все девушки тут же стали твоими! «Король тусовки», при виде тебя все начинают падать в обморок от чувств или или терять дар речи. О чем можно еще мечтать?? Именно этот образ сейчас активно пропагандируется. Разве не так?

А еще к громкому звуку можно привыкнуть. Этим летом ездил на военные сборы (по окончанию университета) в авиационный полк. Там летали СУ-25. Где-то раз в 3 дня. И нас, еще студентов, привлекали на полеты. Мы находились на площадке, где самолеты заправлялись и откуда они потом выруливали на взлетную полосу. Так вот, ни один техник самолета не затыкал уши, когда самолет заводил двигатели (у самолета их 2 штуки). А это, я вам скажу, не хухры-мухры! Там двигатели ревут ТАК, что мало не покажется. Техники уже привыкли к шуму и не особо замечают его. А иногда там заводили рядом сразу 2 самолета…Стою я в один из таких дней полетов (это когда производятся учебные полеты) на площадке, зажав уши, двигатели ревут, один техник спрашивает: «Ты что, музыкант?» Человек очень хорошо адаптируется ко всему, хорошая у него приспособляемость.

Человек – внушаемое существо. Сам себе он может навнушать ТАКОЕ… Да все, что угодно! Совершенно! Если заниматься самовнушением, то, наверное, можно попасть в настроение «берзеркера», когда любой звук не будет ощущаться как мешающий фактор. Под воздействием алкоголя или наркотиков вообще можно боли не ощущать. Мозг не будет воспринимать происходящее, как «опасность». И будет хорошо. Только вот потом будет плохо…

  

А вот что ответила одна из моих знакомых, Рамзия, на вопрос «А ты любишь дискотеки?»:

«Раз в год: не для того, чтобы послушать музыку, а чтобы разгрузиться через движения, через ритм. Единственное, что не нравится – там слишком шумно и слишком дымно. Кофта, волосы потом пахнут сигаретами. На дискотеках могут произойти ЧП, ведь туда идут не только потанцевать, но еще могут принять дозу для большего «кайфа»… Поэтому на дискотеке могут присутствовать люди, не совсем контролирующие свое поведение, поступки по отношению к другим. То есть, это немножко опасно: в такие места лучше ходить не одной, а с подругой, с парнем.

Вообще, я считаю, что это пустая трата времени. В конце концов, в итоге ты не поймешь, отдохнул ты или нет. Сколько бы я ни ходила, на следующий день – всеобщая слабость и нехотение ничего делать. На следующий день я валялась.

Тяга к дискотечной музыке исходит от самого воспитания, если человек приучен только к «умца-умца». Я не люблю музыку типа «Руки вверх», которая, по моему мнению, является полуфабрикатом, а ведь оттянуться можно и под рок-музыку или более содержательную поп-музыку.»

   Как не испортить слух на дискотеке

Фрагменты статьи Сильвии Тиссен (Sylvia Thyssen, DanceSafe National Office) «Say What? Tips on Hearing Protection» («Что ты сказал? Советы о том, защитить слух») и статьи Уилла Роскоу (Will Roscoe, Dance Health Task Force) «Hearing loss: what is it?» («Потеря слуха: что это?»), перевод выполнен автором рассылки.

Исследование, проведенное в Великобритании, показало, что у 62% людей, регулярно посещающих ночные клубы, наблюдаются симптомы потери слуха.

Когда вы танцуете, риск повреждения слухового аппарата зависит от:

•  громкости музыки;

•  расстояния до динамиков;

•  времени нахождения на танцплощадке.

Не танцуйте рядом с динамиками. Очень важно находиться на расстоянии не менее 3 метров от них. С уменьшением расстояния до динамиков риск повреждения слухового аппарата увеличивается экспоненциально. Для уменьшения риска потери слуха чрезвычайно важно делать перерывы в 30 минут или более в комнате с уровнем громкости ниже 90дБ.

Не разговаривайте на танцплощадке – вы можете испортить слух другого человека, крича ему в ухо.

Используйте затычки для ушей (не знаю уж, как они штуки называются по-нормальному – может, ушные вкладыши или тампоны, а может, пробки; по-английски это «ear plugs» - прим. перев.).

Истощение организма и высокая температура окружающей среды увеличивают риск потери слуха – пейте больше воды и отдыхайте.

Алкоголь и наркотики снижают восприимчивость к боли и увеличивают риск потери слуха.

  Пока не отвалятся уши…

А вот статья О. Шевченко «Пока не отвалятся уши...» (1978 г.)
(источник - http://www.usmanov.narod.ru/)

Дело было в Венеции. Пол Маккартни и его ан­самбль «WINGS» давали концерт на площади Святого Марка — сбор от него шел в фонд спа­сения города. Но сила звука была настолько ве­лика, что неподалеку от площади несколько брусков мостовой рухнули в канал.

Об этом случае писал английский журнал «Нью Мьюзикл Экспресс». И еще один случай, его поведал западногерман­ский журнал «Штерн».

Франкфурт, зал ярмарки, девять часов вечера. На сце­не — ансамбль «Пинк Флойд». Аплодисменты, выкрики, вспышки фотоаппаратов, грохот. Распорядителя зала Вернера Хибера не терзают дурные предчувствия — концерт идет как надо. Три часа назад, когда на сцене устанавлива­ли аппаратуру, он случайно забыл термос с кофе на усили­теле для баса. Сейчас «Пинк Флойд» играет свою знамени­тую вещь «Свиньи». Играет под записанный на пленке шу­мовой фон — хрюканье свиньи. В момент кульминации тер­мос валится с усилителя — «пример невидимой силы звука», пишет корреспондент «Штерна».

Ну вот, дорогой, читатель, вы наверное, уже догада­лись, о чем речь идет. О децибелах. Мы уже неоднократ­но писали о том, какой сильной нагрузке подвергается слу­ховой аппарат посетителей концертов рок-музыки (см. «Ровесник» № 7, 1976, № 4, 1978). На этот раз разговор пойдет об ушах тех, кто децибелы создает. Разговор, осно­ванный на фактах, взятых из зарубежной печати. Организация по охране труда ФРГ, изучив положение му­зыкантов, пришла к следующему выводу: «Установлено, что слуховой аппарат музыкантов из симфонических и джа­зовых оркестров не подвергается никакой опасности. Для тех же, кто играет в рок-ансамблях, существует реальная опасность повреждения слуха». Редакция «Штерна» реши­ла проверить это утверждение. Сначала корреспонденты выехали в Дармштадт — там выступает известная группа «Рэнди Пай». Первая песня — «Я ездок с большой дороги». Вдруг гитарист Франк Диц резко дергает головой: вступил солист Пит Френч — на высокой и сильной ноте. 122 децибела. Этот резкий рывок головой — не простое движение, это реакция на боль. Диц стоит в правом углу сцены. В двух метрах от него нагромождены друг на друга усилители. Прямо в его правое ухо неустанно долбят бас-гитара и высокий голос Френча. На следующее утро после концерта Франк Диц проходит медицинскую проверку. Он сидит в звуконепроницаемой кабине, а врач через на­ушники передаёт ему звуки различной частоты. Внезапно врач не выдерживает, врывается в кабину: «Но должны же вы были хоть что-то услышать!» Диц опускает голову: "Нет". Заключение врача: "Диц совершенно не воспринимает две частоты – 500 и 5 тысяч герц (500 герц - бас-гитара, 5 тысяч герц соответствуют примерно свистку судьи на спортивных состязаниях). Частоту в 500 герц не воспринимает только правое ухо – явление необычное". У Дица это профессиональная глухота. Причина: постоянное место на сцене, усилитель бас-гитары стоит справа. Франку Дицу 26 лет. Он играет в ансамбле всего шесть лет, а ухудшение слуха уже значительное. Врач говорит корреспонденту: "Восстановить слух невозможно". Музыка – профессия Дица, его хлеб. На плечах семья: жена и ребенок. Диц: "Что поделаешь, теперь придется играть в специальных наушниках".

Следующим — для сравнения — проверку «Штерна» проходит Макс Грегер из Мюнхенского симфонического оркестра. Ему пятьдесят один год, в оркестре играет уже двадцать лет. Он волнуется — понятно, что могут значить для кого результаты обследования. Корреспонденту "Штерна" он признается, что вот уже несколько лет включает те­левизор куда громче, чем все остальные члены семьи. Он придумал шуточное объяснение на случай, если обнаружит­ся глухота: «Еще бы, когда вступают трубачи, кто не оглохнет?» Через пару минут лицо его становится серьез­ным и несчастным — он входит в кабину для проверки. «Уф!» — облегченно вздыхает он выходя, и мир вновь становится светлым: у него обнаружили лишь незначи­тельную возрастную потерю слуха — невосприимчивость к высоким частотам.

Бон Скотт — солист австралийской группы АС/ДС, груп­па играет хард-рок. АС/ДС сидят в раздевалке, ждут сво­его выхода. На сцене зала гамбургской ярмарки играет сей­час «предваряющая» группа — ее выпускают для размин­ки. Скотт закатывает глаза: «Чужой грохот действует мне на нервы. С меня хватит своего собственного». Корреспондент «Штерна»: «Что правда- то правда: когда он берет первый аккорд, стрелка прибора для измерения звука начи­нает метаться как бешеная». На одном из усилителей на­писан девиз Скотта: «Звук — моя жизнь». Неудивительно, что медицинская проверка приносит катастрофические результаты: «У Скотта сильное повреждение слухового аппарата. Если он будет продолжать в том же духе, то лет через пять оглохнет окончательно».

«Штерн» подключил к обследованию Лондонский отоло­гический центр — центр проводил испытания среди диск-жокеев. Испытания показали, что восемьдесят процентов всех обследованных страдают той или икон степенью глухоты. Давид Роуз из Бирмингема: «Снизить громкость? Да вы с ума сошли! Ребята хотят, чтобы звук пробирал их до ко­стей! А не будет этого – пойдут в другую дискотеку». Проверкой установлено, что уровень громкости в дискотеке Роуза практически никогда не бывает ниже 115 децибел - если находиться под таким звуковым ударом» в те­чение восьми минут в день, через полгода повреждения слу­ха будут необратимы. А Давид Роуз работает диск-жокеем уже три года, в среднем по четыре часа в день.

Вот еще сообщения из Лондона (их опубликовал «Нью Мьюзикл Экспресс»): Феликс Паппаларди из группы «Маунтин» после восьми лет занятий рок-музыкой совсем утратил слух. Алексис Корнер — «отец английского ритм-энд - блю­за» — в прошлом году был вынужден уйти со сцены. При­чина: оглох на правое ухо. По просьбе «Штерна» в Лондоне обследовали музыкантов из «Грейтфул Дэд»: у всех пониженный слух. И «Грейтфул Дэд», и «Маунтин», и Корнер — все они безудержно пользовались электроникой. А вот обследование Лео Коттке – почитатели зовут его «чемпионом мира по игре на 12-струнной акустической ги­таре» — показало, что слух у него в полном порядке.

Что же заставляет рок-музыкантов рисковать собой? Рок-н-ролл — музыка «громкая», об этом уже неоднократ­но говорилось, и вряд ли стоит повторяться. И вот представьте себе динамики, стоящие в зале, работают на пол­ную мощность, музыкант же должен контролировать не только общее звучание пьесы, но и свое собственное. В рок-ансамблях, как известно, нет дирижера, который в симфони­ческих оркестрах помогает исполнителям вести свои партии. Таким «дирижером» для рок-музыканта является усилитель его собственного инструмента, и случается так, что музыкант, чтобы слышать себя, вынужден включать свой собственный динамик погромче. Стоящий рядом исполнитель из-за этого уже не слышит свой инструмент, и сам вынуж­ден играть громче, повышается общий уровень громкости и, как следствие, приходится включать свой динамик еще гром­че, и так — бесконечно.

И вновь цитируем Штерн: «Проверку проходит извест­ный музыкант Удо Линденберг. Он сидит в испытательной кабине гамбургской клиники. Каждый раз, когда он слы­шит звук, он должен подать знак. Он говорит: «Я лучше буду стучать по подлокотнику, отбивать ритм». Результаты: «Пока повреждения небольшие, но есть тенденция к ухуд­шению».

Удо храбрится. Удо уходит, напевая свою знаменитую песенку «Элия Пирелли»:

Раньше музыканты
Врубали свои усилители
На полную мощность
И играли вес громче и громче,
Пока не отвалятся уши.
И вот наступило время,
Когда мы все остались без ушей.

Комментарии излишни.

  Крик души

Недавно побывал на сайте со множеством композиций практически неизвестных групп из России и ближнего зарубежья: RealMusic.ru. Насколько я понял, сайт занимается продвижением музыкальных групп. Качнул, как водится, сразу побольше музыки (хотя сразу много не получилось). На поверку она оказалась ну просто замечательной!

Сразу могу отметить группу Talisman и гитариста Д. Колтакова (http://www.realmusic.ru/koltakov/). Фантазии Д. Колтакова под названием «Рондо Аля Турко» на тему «Турецкого марша» Моцарта просто великолепны!! Тему марша какие только инструменты ни играют: флейта, баян, балалайка, даже ложки вступают (насчет флейты и ложек не уверен, может это и не они, но очень похоже). «Турецкий марш» все время переходит во всякие известные русские песни (вы их обязательно узнаете: «У самовара я и моя Маша», «Танец маленьких лебедей» (из балета) - я насчитал 8 песен, но узнал далеко не все…). Просто отвязная музыка! Особенно потрясно звучит крик «Амадеус!» Такая веселая и озорная получилась вещь. Всегда весело, когда музыканты куражатся! :) Серьезно такую музыку слушать совершенно невозможно. :)

Прямая ссылка на «Рондо Аля Турко». Наслаждайтесь. :)

Только вот сдается мне, что развитие эстрадной музыки так и будет идти дальше по принципу «важно не мастерство - важна поддержка». А жаль. Будут функционировать подобные сайты, где группы будут размещать информацию о себе, отдельные композиции. И все. И кто о них узнает? А людям так и будут подсовывать, прямо скажу, не самое лучшее.

Уважаемые слушатели музыки! Если вы знаете хорошие библиотеки музыки, подобные RealMusic.ru, поделитесь этими ценными знаниями! Этническая музыка приветствуется.

Или если вам попалась какая-нибудь просто замечательная композиция – расскажите об этом!

Всего доброго.

 

Александр Филяев   
muzyka@inbox.ru   

 
   Расскажите об этой рассылке друзьям, знакомым, коллегам
 


Энергия музыки: разговоры о прекрасном  

Мало кто равнодушен к музыке. Имена выдающихся композиторов известны во всем мире. Почему, когда мы слышим музыку, нам хочется петь и танцевать? За что мы так ее любим? Потому что музыка - это жизнь. Это разговоры о музыке, это разговоры о жизни.
Рассылки Subscribe.Ru
Энергия музыки: разговоры о прекрасном


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.energy
Отписаться

В избранное