Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Энергия музыки: разговоры о прекрасном (выпуск 12)


Информационный Канал Subscribe.Ru

Энергия музыки: разговоры о прекрасном
Выпуск 12

 

 
 

В глубь веков…
Мифы Древней Греции

Этим выпуском я начинаю повествование о взглядах на музыку древних цивилизаций:  Древней Греции, Древнего Рима, Китая, Индии и других.

И начну с греческой мифологии. Почему именно с мифов? Потому что в этих сказаниях очень ярко описывается то, насколько сильно музыка влияла на тех, кто ее слушал. В древнегреческих мифах даже камни понимали музыку… Кроме того, мифы – это просто увлекательные произведения, которые интересно читать и от которых просто получаешь удовольствие. Надеюсь, вам будет интересно.

Сегодня мне будет помогать замечательная книга Н.А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции» (Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, Москва, 1955 г.), такое вот раритетное, можно сказать, издание… Тексты мифов взяты из нее.

Также буду пользоваться многочисленными источниками в интернете. Отмечу некоторые из них. В сети нашлись тексты мифов из книги Н. Куна (сайт «Мифы и легенды народов мира», там есть мифы не только Древней Греции): мне это помогло сэкономить некоторое время на набор/сканирование текста. А то поначалу сам или руками мифы набирал, или сканировал, что сканировалось. Когда нашел в интернете тексты мифов, подумал, как же это раньше меня такая банальная мысль не посетила… :) В общем, интернет – это просто клад. Главное – правильно искать. Хотя иногда бывают просто удачные находки. Как вот эта, например:
«Эллада: мифология Древней Греции». У сайта приятный дизайн, даже очень хороший дизайн. Но главное не это (это все форма). На сайте есть большая коллекция иллюстраций. По ходу повествования буду давать ссылки на понравившиеся мне произведения искусства.
Несказанную помощь оказал сайт «Antiqua. Энциклопедия древнегреческой и древнеримской мифологии» с очень удобным списком мифологических существ.

Насколько мне известно, в греческой мифологии прямое отношение к музыке имели бог Аполлон, бог Пан и еще Орфей, который был смертным; краем уха слышал, что в «Илиаде» Гомера тоже упоминалось воздействие музыки на окружающих - я уже не говорю «людей» :) , но охватить в небольшой срок такое огромное произведение сложно, поэтому остановлюсь пока на мифах. Тексты мифов будут в кавычках, некоторые особенно важные места в тексте я буду выделять курсивом. По ходу будут встречаться новые и незнакомые слова, которые я буду пояснять по мере возможности.

Сегодняшний выпуск получился довольно большим: я включил в него всю имеющуюся у меня информацию о мифах, в которых шла речь о музыке, чтобы в голове читателей возник общий собирательный образ того, как эффект музыки описывался в древнегреческих мифах.

 

Итак, начнем. Покровителем искусств древние греки считали бога Аполлона.

Аполлон (Феб - «блистающий») – златокудрый бог света, один из древнейших богов Греции. Сын Зевса и Латоны, брат-близнец Артемиды.
В его культе ясно сохранились следы тотемизма. Так, например, в Аркадии поклонялись Аполлону, изображенному в виде барана. Первоначально Аполлон был богом, охраняющим стада. Постепенно он все больше становился богом света. Позднее его стали считать покровителем переселенцев, покровителем основывающихся греческих колоний, а зачем покровителем искусства, поэзии и музыки: Аполлон - предводитель и покровитель муз (Мусагет). Кроме того, Аполлон стал богом, предсказывающим будущее, богом-врачевателем. Также он очищал людей, совершавших убийство, приносил естественную смерть мужчинам. Одновременно был богом - стреловержцем, насылающим смерть и болезни. Олицетворял Солнце.

Атрибуты Аполлона: серебряный лук и золотые стрелы, золотая кифара (Кифаред - "играющий на кифаре") или лира.

Кифара - один из самых распространенных струнных щипковых музыкальных инструментов Древней Греции. Похожая на лиру, но с большим числом струн, постепенно возросшим с 4 до 12, двумя стойками, соединявшимися перекладиной и резонатором. На кифаре играли стоя, касаясь струн пальцами или специальной палочкой - плектром. Считался инструментом Аполлона.

Лира - струнный музыкальный инструмент. Изобретена Гермесом, натянувшим бычьи жилы на черепаший панцирь, и подарена Аполлону. Позднее, золотая лира была подарена Аполлоном Орфею и стала атрибутом юного музыканта.

  Миф «Рождение Аполлона» (отрывок)

«… родился бог света Аполлон, и всюду разлились потоки яркого света. Как золотом, залили они скалы Делоса. Все кругом зацвело, засверкало: и прибрежные скалы, и гора Кинт, и долина, и море. Громко славили родившегося бога собравшиеся на Делос богини, поднося ему амврозию и нектар. Вся природа вокруг ликовала вместе с богинями.»

Делос – остров, где родился Аполлон.
Амврозия - пища богов.

  Миф «Аполлон у Адмета» (отрывок)

«Аполлон должен был очиститься от греха пролитой крови Пифона. Ведь и сам он очищает людей, совершивших убийство. Он удалился по решению Зевса в Фессалию к прекрасному и благородному царю Адмету. Там пас он стада царя и этот службой искупал свой грех. Когда Аполлон играл средь пастбища на тростниковой флейте или золотой кифаре, дикие звери выходили из лесной чащи, очарованные его игрой. Пантеры и свирепые львы мирно ходили среди стад. Олени и серны сбегались на звуки флейты. Мир и радость царили кругом. Благоденствие вселилось в дом Адмета; ни у кого не было таких плодов, его кони и стада были лучшими во всей Фессалии. Все это дал ему златокудрый бог.»

Скульптура Франсуа Жирардона (Francois Girardon) «Аполлон у Нимф» (надеюсь, что правильно передал имя скульптора на русском).

Пифон – змей, который преследовал мать Аполлона, Латону, и которому Аполлон отомстил «за все зло, которое тот ему причинил».
Фессалия - историческая область на северо-востоке Греции.

  Миф «Аполлон и музы» (полностью, далее все мифы приводятся полностью)

«Весной и летом на склонах лесистого Геликона, там, где таинственно журчат священного источника Гиппокрена, и на высоком Парнасе, у чистых вод Кастальского родника, Аполлон водит хороводы с девятью музами. Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и Мнемосины, - постоянные спутницы Аполлона. Он предводительствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре. Величаво идет Аполлон впереди хора муз, увенчанный лавровым венком, за ним следуют все девять муз: Каллиопа - муза эпической поэзии, Эвтерпа - муза лирики, Эрато - муза любовных песен, Мельпомена - муза трагедии, Талия - муза комедии, Терпсихора - муза танцев, Клио - муза истории, Урания - муза астрономии и Полигимния - муза священных гимнов. Торжественно гремит их хор, и вся природа, как зачарованная, внимает их божественному пению.

Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется в сонме богов на светлом Олимпе и раздаются звуки его кифары и пение муз, тогда замолкает все на Олимпе. Забывает Арес о шуме кровавых битв, не сверкает молния в руках тучегонителя Зевса, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Даже орел Зевса опускает свои могучие крылья и закрывает свои зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо дремлет на жезле Зевса. В полной тиши торжественно звучат струны кифары Аполлона. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам кифары, тогда светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Музы, хариты, вечно юная Афродита, Арес с Гермесом - все участвуют в веселом хороводе, а впереди всех идет величественная дева, сестра Аполлона, прекрасная Артемида. Залитые потоками золотого света, пляшут юные боги под звуки кифары Аполлона

Мнемосина – богиня памяти.

Кстати, само слово «музыка» произошло от греческого musa – «муза». Как мы видим, из девяти муз пять имели непосредственное отношение к музыке:

Эвтерпа (Евтерпа) считалась покровительницей всего музыкального искусства; изображалась, как правило, с авлосом в руке.
Авлос – наиболее распространенный в Древней Греции духовой музыкальный инструмент, состоящий из цилиндрической или слегка конической трубки с пятью отверстиями и насадки с двойным язычком. Авлос обладал острым и резким звуком и часто использовался в оргиастической музыке культа Диониса. Обыкновенно исполнитель играл одновременно на двух авлосах.

Мельпомена
ведала пением и похоронной музыкой, считалась покровительницей сценического искусства трагедии. Изображалась украшенной виноградными листьями, в венке из плюща, с трагической театральной маской в одной руке и палицей или мечом - в другой руке.
Терпсихора
ведала хоровым пением. Изображалась с лирой и плектром в руках.
Эрато ведала свадебными песнями.
Полигимния ведала песнопениями в честь богов и героев.

Картина «Аполлон в окружении муз».

  Миф «Марсий»

«Жестоко наказал Аполлон и фригийского сатира Марсия за то, что Марсий осмелился состязаться с ним в музыке. Кифаред Аполлон не снес такой дерзости. Однажды, блуждая по полям Фригии, Марсий нашел тростниковую флейту. Ее бросила богиня Афина, заметив, что игра на изобретенной ею самой флейте обезображивает ее божественно прекрасное лицо. Афина прокляла свое изобретение и сказала:

- Пусть же жестоко будет наказан тот, кто подымет эту флейту.

Ничего не зная о том, что сказала Афина, Марсий поднял флейту и вскоре научился так хорошо играть на ней, что все заслушивались этой незатейливой музыкой. Марсий возгордился и вызвал самого покровителя музыки Аполлона на состязание.

Аполлон явился на вызов в длинной пышной хламиде, в лавровом венке и с золотой кифарой в руках.

Каким ничтожным казался перед величественным, прекрасным Аполлоном житель лесов и полей Марсий со своей жалкой тростниковой флейтой! Разве мог он извлечь из флейты такие дивные звуки, какие слетали с золотых струн кифары предводителя муз Аполлона! Победил Аполлон. Разгневанный вызовом, он велел повесить за руки несчастного Марсия и содрать с него живого кожу. Так поплатился Марсий за свою смелость. А кожу Марсия повесили в гроте у Келен во Фригии и рассказывали потом, что она всегда начинала двигаться, словно танцевала, когда долетали в грот звуки фригийской тростниковой флейты, и оставалась неподвижной, когда раздавались величавые звуки кифары.»

Сатир - получеловек, полукозел, покрытый шерстью, с длинными волосами и козлиными копытами и рожками и человеческим торсом и головой. Сатиры задиристы, влюбчивы и очень наглы. Они забияки и очень любят вино. Считаются непревзойденными ворами и никто лучше них не умеет прятаться в лесу.
Хламида - прямоугольный плащ.

 

Бог Пан, хотя и являлся одним из древнейших богов Греции, имел в гомеровскую эпоху и позже, вплоть до II в. до н.э., мало значения. Уже то, что бог Пан изображался как получеловек - полукозел (пережиток тотемизма), указывает на древность этого бога. Первоначально Пан - бог леса, бог пастухов, охранитель стад. Даже в Аркадии и в Аргосе, где Пана больше чтили, его не включали в числа богов-олимпийцев. Но постепенно бог Пан утрачивает свой первоначальный характер и становится богом-покровителем всей природы.

  Миф «Пан»

«Среди свиты Диониса часто можно было видеть и бога Пана. Когда родился великий Пан, то мать его нимфа Дриопа, взглянув на сына, в ужасе обратилась в бегство. Он родился с козлиными ногами и рогами и с длинной бородой. Но отец его, Гермес, обрадовался рождению сына, он взял его на руки и отнес на светлый Олимп к богам. Все боги громко радовались рождению Пана и смеялись, глядя на него.

Бог Пан не остался жить с богами на Олимпе. Он ушел в тенистые леса, в горы. Там пасет он стада, играя на звучной свирели. Лишь только услышат нимфы чудные звуки свирели Пана, как толпами спешат они к нему, окружают его, и вскоре веселый хоровод движется по зеленой уединенной долине, под звуки музыки Пана. Пан и сам любит принимать участие в танцах нимф. Когда Пан развеселится, тогда веселый шум поднимается в лесах по склонам гор. Весело резвятся нимфы и сатиры вместе с шумливым козлоногим Паном. Когда же наступает жаркий полдень, Пан удаляется в густую чащу леса или в прохладный грот и там отдыхает. Опасно беспокоить тогда Пана; он вспыльчив, он может в гневе послать тяжелый давящий сон, он может, неожиданно появившись, испугать потревожившего его путника. Наконец, может он наслать и панический страх, такой ужас, когда человек опрометью бросается бежать, не разбирая дороги, через леса, через горы, по краю пропастей, не замечая, что бегство ежеминутно грозит ему гибелью. Случалось, что Пан целому войску внушал подобный страх, и оно обращалось в неудержимое бегство. Не следует раздражать Пана - когда вспылит, он грозен. Но если Пан не гневается, то милостив он и добродушен. Много благ посылает он пастухам. Бережет и холит стада греков великий Пан, веселый участник плясок неистовых менад, частый спутник бога вина Диониса.»

Дионис - сын Зевса и смертной женщины Семелы; бог растительности, вина и веселья, покровитель виноградарства и виноделия. Древние греки изображали Диониса бородатым мужчиной в длинной одежде или обнаженным юношей, в окружении менад, сатиров и силиенов.
Гермес - вестник богов, покровитель путников, проводник душ умерших.

Свирель - музыкальный духовой инструмент, состоящий из семи тростниковых трубочек разной длины, связанных друг с другом и скрепленных воском. Изобретена Гермесом. Любимый музыкальный инструмент пастухов Греции.

Нимфы - божества природы, ее живительных и плодоносных сил, олицетворяющие все движущееся и растущее в природе, все дающее жизнь растениям. Различали несколько видов нимф: нимф морей, источников (океаниды, нереиды, наяды), озер и болот (лимнады), гор (орестиады), рощ (альсеиды), деревьев (дриады, гамадриады) и их отдельных пород (мелиады - нимфы ясеня). Своих нимф имели также долины и острова. Главными нимфами считались водные, по античным лексикогафам слово «нимфа» означает «источник».

Менады (вакханки, бассариды) - спутницы Диониса. Следуя фиасами (толпами) за Дионисом, менады, украшенные виноградными листьями, плющом, сокрушают все на своем пути тирсами, также увитыми плющом.

Тирс - жезл с сосновой шишкой на вернем конце, обвитый плющом и виноградными листьями, символ бога вина и веселья Вакха и служительниц его культа вакханок.

Мне особенно понравились эпитеты, которыми автор наградил Пана: «шумливый козлоногий Пан». Этот веселый и добродушный бог понравился мне больше всех. :) В книге Н. Куна есть фотография симпатичной статуи улыбающегося Пана со свирелью в руке (I в до н. э.). Мне больше всего понравилось именно это изображение Пана, жаль, что найти в интернете его не удалось (опять же, плохо искал… наверняка, оно где-то есть). Пара других изображений Пана: картина «Пан» и скульптура «Пан обучает Дафниса играть на сиринге».

Что такое сиринга, будет ясно из следующего мифа:

  Миф «Пан и Сиринга»

«И великого Пана не миновали стрелы златокрылого Эрота. Полюбил он прекрасную нимфу Сирингу. Горда была нимфа и отвергала любовь всех. Как и для дочери Латоны, великой Артемиды, так и для Сиринги охота была любимым занятием. Часто даже принимали Сирингу за Артемиду, так прекрасна была юная нимфа в своей короткой одежде, с колчаном за плечами и с луком в руках. Как две капли воды, походила она тогда на Артемиду, лишь лук ее был из рога, а не золотой, как у великой богини.

Пан увидал однажды Сирингу и хотел подойти к ней. Взглянула на Пана нимфа и в страхе обратилась в бегство. Едва поспевал за ней Пан, стремясь догнать ее. Но вот путь пресекла река. Куда бежать нимфе? Простерла к реке руки Сиринга и стала молить бога реки спасти ее. Бог реки внял мольбам нимфы и превратил ее в тростник. Подбежавший Пан хотел уже обнять Сирингу, но обнял лишь гибкий, тихо шелестевший тростник. Стоит Пан, печально вздыхая, и слышится ему в нежном шелесте тростника прощальный привет прекрасной Сиринги. Срезал несколько тростинок Пан и сделал из них сладкозвучную свирель, скрепив неравные коленца тростника воском. Назвал Пан в память нимфы свирель сирингой. С тех пор великий Пан любит играть в уединении лесов на свирели-сиринге, оглашая ее нежными звуками окрестные горы.»

Эрот – бог любви (взгляните на иллюстрацию – лик его прекрасен…)
Артемида - богиня охоты, гор и лесов.

  Миф «Состязание Пана с Аполлоном»

«Пан гордился своей игрой на свирели. Однажды вызвал он самого Аполлона на состязание. Это было на склонах горы Тмола. Судьей был бог этой горы. В пурпурном плаще, с золотой кифарой в руках и в лавровом венке явился Аполлон на состязание. Пан первый начал состязание. Раздались простые звуки его пастушеской свирели, нежно неслись они по склонам Тмола . Кончил Пан. Когда замолкли отзвуки его свирели, Аполлон ударил по золотым струнам своей кифары. Полились величественные звуки божественной музыки. Все стоявшие кругом, как зачарованные, слушали музыку Аполлона. Торжественно гремели золотые струны кифары, вся природа погрузилась в глубокое молчание, и среди тишины широкой волной лилась мелодия, полная дивной красоты . Кончил Аполлон; замерли последние звуки его кифары. Бог горы Тмола присудил Аполлону победу. Все славили великого бога-кифареда . Только один Мидас не восторгался игрой Аполлона, а хвалил простую игру Пана. Разгневался Аполлон, схватил Мидаса за уши и вытянул их. С тех пор у Мидаса ослиные уши, которые он старательно прячет под большим тюрбаном. А опечаленный Пан, побежденный Аполлоном, удалился глубже в чащу лесов; часто раздаются там полные грусти, нежные звуки его свирели, и с любовью внимают им юные нимфы

  Миф «Орфей в подземном царстве»

«Великий певец Орфей, сын речного бога Эагра и музы Кал­ лиопы, жил в далекой Фракии. Женой Орфея была прекрасная нимфа Эвридика. Горячо любил ее певец Орфей. Но недолго наслаждался Орфей счастливой жизнью с женой своей. Однажды, вскоре после свадьбы, прекрасная Эвридика собирала со своими юными резвыми подругами нимфами весенние цветы в зеленой долине. Не заметила Эвридика в густой траве змеи и наступила на нее. Ужалила змея юную жену Орфея в ногу. Громко вскрикнула Эвридика и упала на руки подбежавшим подругам. Побледнела Эвридика, сомкнулись ее очи. Яд змеи пресек ее жизнь. В ужас пришли подруги Эвридики и далеко разнесся их скорбный плач. Услыхал его Орфей. Он спешит в долину и там видит холодный труп своей нежно любимой жены. В отчаяние пришел Орфей. Не мог он примириться с этой утратой. Долго оплакивал он свою Эвридику, и плакала вся природа, слыша его грустное пение.

Наконец, решил Орфей спуститься в мрачное царство душ умерших, чтобы упросить владыку Аида и жену его Персефону вернуть ему жену. Через мрачную пещеру Тэнара спустился Орфей к берегам священной реки Стикса.

Стоит Орфей на берегу Стикса. Как переправиться ему на другой берег, туда, где находится мрачное царство владыки Аида? Вокруг Орфея толпятся тени умерших. Чуть слышны стоны их, подобные шороху падающих листьев в лесу поздней осенью. Вот послышался вдали плеск весел. Это приближается ладья перевозчика душ умерших, Харона. Причалил Харон к берегу. Просит Орфей перевезти его вместе с душами на другой берег, но отказал ему суровый Харон. Как ни молит его Орфей, все слышит он один ответ Харона – «нет!»

Ударил тогда Орфей по струнам своей золотой кифары, и широкой волной разнеслись по берегу мрачного Стикса звуки ее струн. Своей музыкой очаровал Орфей Харона; слушает он игру Орфея, опершись на свое весло. Под звуки музыки вошел Орфей в ладью, оттолкнул ее Харон веслом от берега, и поплыла ладья через мрачные воды Стикса. Перевез Харон Орфея. Вышел он из ладьи и, играя на золотой кифаре, пошел по мрачному царству душ умерших к трону бога Аида, окруженный душами, слетевшимися на звуки его кифары.

Играя на кифаре, приблизился к трону Аида Орфей и склонился пред ним. Сильнее ударил он по струнам кифары и запел; он пел о своей любви к Эвридике и о том, как счастлива была его жизнь с ней в светлые, ясные дни весны. Но быстро миновали дни счастья. Погибла Эвридика. О своем горе, о муках разбитой любви, о своей тоске по умершей пел Орфей. Все царство Аида внимало пению Орфея, всех очаровала его песня. Склонив на грудь голову, слушал Орфея бог Аид. Припав головой к плечу мужа, внимала песне Персефона; слезы печали дрожали на ее ресницах. Очаро­ ванный звуками песни, Тантал забыл терзающие его голод и жажду. Сизиф прекратил свою тяжкую, бесплодную работу, сел на тот камень, который вкатывал на гору, и глубоко, глубоко заду­ мался. Очарованные пением, стояли Данаиды, забыли они о своем бездонном сосуде. Сама грозная трехликая богиня Геката закры­ лась руками, чтобы не видно было слез на ее глазах. Слезы блестели и на глазах не знающих жалости Эриний, даже их тронул своей песней Орфей. Но вот все тише звучат струны золотой кифары, все тише песнь Орфея, и замерла она, подобно чуть слышному вздоху печали.

Глубокое молчание царило кругом. Прервал это молчание бог Аид и спросил Орфея, зачем пришел он в его царство, о чем он хочет просить его. Поклялся Аид нерушимой клятвой богов – водами реки Стикса, что исполнит он просьбу дивного певца. Так ответил Орфей Аиду:

- О, могучий владыка Аид, всех нас, смертных, принимаешь ты в свое царство, когда кончаются дни нашей жизни. Не затем пришел я сюда, чтобы смотреть на те ужасы, которые наполняют твое царство, не затем, чтобы увести, подобно Гераклу, стража твоего царства - трехголового Кербера. Я пришел сюда молить тебя отпустить назад на землю мою Эвридику. Верни ее назад к жизни; ты видишь, как я страдаю по ней! Подумай, владыка, если бы отняли у тебя жену твою Персефону, ведь и ты страдал бы. Не навсегда же возвращаешь ты Эвридику. Вернется опять она в твое царство. Кратка жизнь наша, владыка Аид. О, дай Эвридике испытать радости жизни, ведь она сошла в твое царство такой юной! Задумался бог Аид и, наконец, ответил Орфею:

- Хорошо, Орфей! Я верну тебе Эвридику. Веди ее назад к жизни, к свету солнца. Но ты должен исполнить одно условие: ты пойдешь вперед следом за богом Гермесом, он поведет тебя, а за тобой будет идти Эвридика. Но во время пути по подзем­ ному царству ты не должен оглядываться. Помни! оглянешься, и тотчас покинет тебя Эвридика и вернется навсегда в мое царство.

На все был согласен Орфей. Спешит он скорее идти в обратный путь. Привел быстрый, как мысль, Гермес тень Эвридики. С вос­ торгом смотрит на нее Орфей. Хочет Орфей обнять тень Эвридики, но остановил его бог Гермес, сказав:

- Орфей, ведь ты обнимаешь лишь тень. Пойдем скорее; труден наш путь.

Отправились в путь. Впереди идет Гермес, за ним Орфей, а за ним тень Эвридики. Быстро миновали они царство Аида. Переправил их через Стикс в своей ладье Харон. Вот и тропинка, которая ведет на поверхность земли. Труден путь. Тропинка круто подымается вверх, и вся она загромождена камнями. Кругом глубокие сумерки. Чуть вырисовывается в них фигура идущего впереди Гермеса. Но вот далеко впереди забрезжил свет. Это выход. Вот и кругом стало как будто светлее. Если бы Орфей обернулся, он увидал бы Эвридику. А идет ли она за ним? Не осталась ли она в полном мрака царстве душ умерших? Может быть, она отстала, ведь так труден! Отстала Эвридика и будет обречена вечно скитаться во мраке. Орфей замедляет шаг, прислушивается. Ничего не слышно. Да разве могут быть слышны шаги бесплотной тени? Все сильнее и сильнее охватывает Орфея тревога за Эвридику. Все чаще он останавливается. Кругом же все светлее. Теперь ясно рассмотрел бы Орфей тень жены. Наконец, забыв все, он остановился о обернулся. Почти рядом с собой увидал он тень Эвридики. Протянул к ней руки Орфей, но дальше, дальше тень – и потонула во мраке. Словно окаменев, стоял Орфей, охваченный отчаянием. Ему пришлось пережить вторичную смерть Эвридики, а виновником этой второй смерти был он сам.

Долго стоял Орфей. Казалось, жизнь покинула его; казалось, что это стоит мраморная статуя. Наконец, пошевельнулся Орфей, сделал шаг, другой и пошел назад, к берегам мрачного Стикса. Он решил снова вернуться к трону Аида, снова молить его вернуть Эвридику. Но не повез его старый Харон через Стикс в своей утлой ладье, напрасно молил его Орфей, - не тронули мольбы певца неумолимого Харона. Семь дней и ночей сидел печальный Орфей на берегу Стикса, проливая слезы скорби, забыв о пище, обо всем, сетуя на богов мрачного царства душ умерших. Только на восьмой день решил он покинуть берега Стикса и вернуться во Фракию.»

Тэнар (теперь мыс Матапан) находится на юге Пелопоннеса.
Тантал - герой, сын Зевса и Плуто, царствовавший в области горы Сипила в южной Фригии (Малая Азия) и славившийся своим богатством.

Данаиды - пятьдесят дочерей царя Даная, бежавшие вместе с отцом от преследования своих двоюродных братьев Эгиптиад, домогавшихся любви Данаид, в Аргос.
Эриннии - богини мести, рожденные Геей, впитавшей кровь оскопленного Урана.
Геката - богиня мрака, ночных видений и чародейств.

  Миф «Смерть Орфея»

«Четыре года прошло со смерти Эвридики, но остался по-прежнему верен ей Орфей. Он не желал брака не с одной женщиной Фракии. Однажды ранней весной, когда на деревьях пробивалась первая зелень, сидел великий певец на невысоком холме. У ног его лежала его золотая кифара. Поднял ее певец, тихо ударил по струнам и запел. Вся природа заслушалась дивного пения. Такая сила звучала в песне Орфея, так покоряла она и влекла к певцу, что вокруг него, как зачарованные, столпились дикие звери, покинувшие окрестные леса и горы. Птицы слетелись послушать певца. Даже деревья двинулись с места и окружили Орфея; дуб и тополь, стройные кипарисы и широколистые платаны, сосны и ели толпились кругом и слушали певца; ни одна ветка, ни один лист не дрожал на них. Вся природа казалась очарованной дивным пением и звуками кифары Орфея. Вдруг раздались вдали громкие возгласы, звон тимпанов и смех. Это киконские женщины справляли веселый праздник шумящего Вакха. Все ближе вакханки, вот увидали они Орфея, и одна из них громко воскликнула:

- Вот он, ненавистник женщин!

Взмахнула вакханка тирсом и бросила им в Орфея. Но плющ, обвивавший тирс, защитил певца. Бросила другая вакханка камнем в Орфея, но камень, побежденный чарующим пением, упал к ногам Орфея, словно моля о прощении. Все громче раздавались вокруг певца крики вакханок, громче звучали песни, и сильнее гремели тимпаны. Шум праздника Вакха заглушил певца. Окружили Орфея вакханки, налетев на него, словно стая хищных птиц. Градом полетели в певца тирсы и камни. Напрасно молит о пощаде Орфей, но ему, голосу которого повиновались деревья и скалы, не внемлют неистовые вакханки. Обагренный кровью, упал Орфей на землю, отлетела его душа, а вакханки своими окровавлен­ ными руками разорвали его тело. Голову Орфея и его кифару бросили вакханки в быстрые воды реки Гебра. И - о, чудо! - струны кифары, уносимой волнами реки, тихо звучат, словно сетуют на гибель певца, а им отвечает печально берег. Вся природа оплакивала Орфея: плакали деревья и цветы, плакали звери и птицы, и даже немые скалы плакали, а реки стали многоводней от слез, которые проливали они. Нимфы и дриады в знак печали распустили свои волосы и надели темные одежды. Все дальше и дальше уносил Гебр голову и кифару певца к широкому морю, а морские волны принесли кифару к берегам Лесбоса. С тех пор звучат звуки дивных песен на Лесбосе. Золотую же кифару Орфея боги поместили потом на небе среди созвездий.

Душа Орфея сошла в царство теней и вновь увидала те места, где искал Орфей свою Эвридику. Снова встретил великий певец тень Эвридики и заключил ее с любовью в свои объятия. С этих пор они могли быть неразлучны. Блуждают тени Орфея и Эвридики по сумрачным полям, заросшим асфоделами. Теперь Орфей без боязни может обернуться, чтобы посмотреть, следует ли за ним Эвридика.»

Тимпан - древний музыкальный ударный инструмент, наподобие литавров.
Гебр - река во Фракии (современная Марица).
Лесбос - о стров в Эгейском море у берегов Малой Азии (современная Митилена). Родом с Лесбоса был знаменитый впоследствии поэт древней Греции Алкей и поэтесса Сапфо.

Асфодел - дикий тюльпан.

Орфей: 1, 2.
Орфей, играющий на кифаре. Мозаика.

Музицирующий Орфей, дикие звери, кентавр и Пан. Мозаика.
Орфей, играющий для Аида и Персефоны, слева - Эвридика и Эрот. Барельеф.

  Чарующая музыка

В мире богов и музыка божественно красива, настолько она проникает во всё вокруг, что даже брошенный вакханкой камень не может ранить Орфея и падает к его ногам, словно моля о прощении. Все живое чувствительно к игре Аполлона, и когда раздаются звуки его золотой кифары, все вокруг замирает, вслушиваясь в каждую ноту его чудесной мелодии, звери приходят послушать его, а боги на Олимпе забывают о своих распрях и внемают его музыке. Дом царя Адмета, на службе у которого Аполлон искупал свой проступок, процветал, а его сады и стада были лучшими по всей округе… Поистине волшебная сила музыки!
Под веселую музыку свирели Пана юные нимфы пускались в пляс, а грустная мелодия наполняла их сердца любовью.

А когда трагически погиб Орфей, вся природа погрузилась в печаль, и даже скалы оплакивали гибель величайшего из певцов, а воды становились полноводнее от слез…

Вот какой изображали музыку древние греки!

До недавнего времени вообще очень мало знал о мифах Древней Греции (имел только общее представление), книгу Н. Куна не читал… А тут вот сразу столько нового сам узнал! :)

Буду очень рад, если вы пришлете какой-нибудь материал о том, как древние (и не только греки) относились к музыке, или просто выскажете свои мысли.

 Жду ваших писем.

 До скорой встречи.

 

Александр Филяев   
muzyka@inbox.ru   

 
   Расскажите об этой рассылке друзьям, знакомым, коллегам
 


Энергия музыки: разговоры о прекрасном  

Мало кто равнодушен к музыке. Имена выдающихся композиторов известны во всем мире. Почему, когда мы слышим музыку, нам хочется петь и танцевать? За что мы так ее любим? Потому что музыка - это жизнь. Это разговоры о музыке, это разговоры о жизни.
Рассылки Subscribe.Ru
Энергия музыки: разговоры о прекрасном


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.energy
Отписаться

В избранное