Все выпуски  

Игра на поперечной флейте. Постановка дыхания. События и концерты. Магический оркестр


Информационный Канал Subscribe.Ru

Варга
Акустические музыкальные инструменты
www.vargan.ru

№14
25 мая 2004

Поперечная флейта, дыхание

Ведущая рассылки Ольга Шотландия

 
Магический оркестр - встречи офф-лайн

Магический оркестр в Барнауле

В воскресенье, 30 мая, с 9 до 11 утра состоится первая встреча-репетиция-концерт барнаульского магического оркестра.

Место встречи - тренинг-центр "Грааль". Адрес - пр-т Ленина, 54, вход со двора, через арку со с стороны фонтана.
Приносить - акустические инструменты: флейты, барабаны, комусы и т.п.


Жаба-пати Москве

Клуб "ЖАБА НА МЕТЛЕ" представляет:

5 июня в 12.00 в трактире "Добрый барин" начнется первая «Жаба-пати» – событие не имеющее аналогов в мировой истории!

В программе:
МагОрк - для всех кто хочет звучать
∙ Сушипати - для всех кто умеет есть
FaceArt - для всех кто имеет лицо

Подробности на Jaba.vargan.ru

 

 
О музыкальных инструментах

Как играть на фифке (fife)

Примечания:
а) фифкой здесь называют поперечная флейта fife, кои в массе продаются в музыкальных магазинах, производства Yamaha или Angel. Эта флейта в целом напоминает блок-флейту, но ее держат вбок, а отверстие для подачи воздуха не свистком, а просто дырка, как на любой поперечной флейте;
б) амбюшюр - мышцы вокруг рта, владение которыми позволяет играть на поперечных флейтах.
в) следующие рекомендации подходят также для любой поперечной флейты.

Losiki :

Купил ямаховскую фифку. Не ту, которая настоящая фифка, с шестью дырами, а похожая на блок-флейту. Тем не менее дуть в неё надо как в настоящую (тут, как никогда, уместно слово амбушюр). Скажите, это сакральное умение можно как-нибудь описать на пальцах? ;) Или только кропотливым изучением постановки рта вживую? Т.е. как в бутылку, вроде, и иногда сквозь сип что-то вроде даже прорывается - но как это делать правильно? Гуглование по "how to play fife" радости не принесло.

Петр www.blockfluete.newmail.ru :

В форуме http://www.blockfluete.newmail.ru/forum.dhtml?part=5 Ольга чуть-чуть расказала секрет.
Позволю ее процитировать.
Технология в принципе похожа (прим. - на извлечение звуков из пивной бутылки), но только остается вопрос, если есть флейта, то зачем тренироваться на бутылках? ;0)
Конечно идеальным вариантом будет, если кто-то покажет как это делается, но если нет такой возможности, то попробую коротко описать технологию... Для начала берется головка флейты (верхняя часть без, которая клапанов) подносится к губам так, чтобы отверстие в которое дуют совмещалось с нижней губой... затем отворачиваю головку от себя относительно точки соприкосновения нижнего края отверстия с губой... дуют немного вниз... продолжай поворачивать головку до тех пор, пока не найдешь положение, в котором извлекается звук... вот... какое то уж очень сложное описание получилось... но как по другому объяснить не знаю..;0)

Losiki :

Спасибо!
Примерно так и пытался, но даже найдя положение, в котором вроде что-то слышно - половину звуков составляет змеиное шипение.

КосмАнечка Totus Floreo :

Угу, оно сначала так и есть, шипение и пробивающиеся звуки :)
Тут еще немаловажна постановка рук и всего тела. Выяснилось, что лучше всего играется, когда стоишь прямо и рука с флейтой параллельна полу (ну, почти :). При этом дыхание лучше брать диафрагмой (не только легкие работают, но и живот :) и уж флейту при этом вертеть, пока звуки не послышатся.
Не знаю, как на ямаховской, а вот на дудке "Angel" есть такой порожек у отверстия, куда дуют. О него можно на первых порах опираться нижней губой - помогает.

Ольга Шотландия :

О шипении. В принципе, все или почти все духовые шипят. Шипят флейты, шипят и булькают саксофоны, шипят кларнеты. Количество и качество шипения зависит и от качества инструмента, и от мастерства исполнителя. Только в записи это шипение полностью скрадывается, и создается впечатление, что его нет. Но оно есть - всегда есть призвук при игре "живьем". Сидя в оркестре порой слышишь самые удивительные звуки.

 
Дыхание для музыкантов

Маленький тренинг на дыхание
Светлана

Как практикующая вокалистка попробую дать основы дыхания и кое-какие упражнения. Понимаю, что петь - это одно, а на флейте играть - немного другое. Но тем не менее основа явно должна быть одна. Ведь не зря духовики обычно очень хорошо поют (тем, кто занимался йогой, будет очень легко).

Итак, пункт 1. Сделайте вдох как обычно делаете (Сначала сделайте, потом дальше читайте!). Теперь проследите: у вас поднимается грудь, при этом живот даже не шелохнется. Так вы много воздуха не наберете - только в верхнюю треть легких, а это очень мало.

Теперь попробуйте вдыхать, одновременно надувая живот - как воздушный шарик. Через грудь пропускайте воздух насквозь! Не пытайтесь сначала набрать воздух в грудь, а потом переправить в живот - это лишние заморочки.

Если вы сделали вдох правильно и по максимуму, у вас разойдутся в стороны ребра и даже спина! Поставьте руки на пояс по бокам, и проверьте, так ли это. Можно положить ладони на пояснице так, чтобы они сходились, а потом вдохнуть. На вдохе ваши ладони разойдутся в стороны. То, что живот выпятится - это и так ясно.

Теперь пункт, насчет которого я не уверена. Йоги, набрав воздух в живот, дальше продолжают вдох и "добирают" воздух в грудь. Вокалистам этого делать категорически нельзя: воздух встает "столбом", слишком высоко и мешает правильному звуку. Ну, короче, сами проверьте, как вам удобнее будет играть на флейте и т.п., не будет ли вам добор в грудь мешать, как вокалистам (прим. - да, будет мешать).

Если вы "добираете" воздух в грудь, выдыхаете сначала из груди, потом из живота. Если только в живот, то, естественно, сразу из живота, "мимо" груди. Поначалу при длительном дыхании животом будут возникать позыв к зевоте, как будто бы кислорода не хватает. Это с непривычки :)

Выдох

Теперь несколько упражнений на контроль за выдохом. Вдох, естественно, в живот).

1. Скажите "ц" и при этом обратите внимание, как лежит язык. Теперь само упражнение. Вот это "ц" нужно говорить с напряжением, напряженно прижав язык к нёбу, подавая им сопротивление воздуху. То есть с явным усилием. Говорить стаккато: "Ц! Ц! Ц! Ц!". Пока не выдохнете весь воздух. После этого быстрый вдох и опять "Ц! Ц! Ц!"

2. Все как в предыдущем упражнении, но теперь легато: "ц-ц-ц-ц". Звук должен быть ровным!

3. И еще очень хорошее упражнение: 20-5-20-5. Вдох делаете в течение 20 секунд, потом пять секунд задержка дыхания, потом в течение 20 секунд выдох, опять пять секунд задержка. В дальнейшем увеличиваете каждый из отрезков (примерно пропорционально). У моей преподавательницы рекорд, если не ошибаюсь, был 120-25-120-25 (или что-то около того). Можно это делать лежа.

Все эти упражнения хорошо бы делать постоянно. То есть в метро, на улице на ходу, дома параллельно с какими-нибудь делами. Ну и просто отдельно от всяких дел, целенаправлено - еще лучше.

Теперь еще парочка важных замечаний. Все эти упражнения могут вызвать головокружение из-за гипервентиляции. Легкое головокружение - не страшно, но тем не менее не надо над собой измываться и лучше остановиться, прийти в себя. Если в глазах заскачут кровавые зайчики - вообще немедленно прекращать.

Как бороться с добором в грудь

Во-первых, это можно контролировать, положив руки на грудь. Во-вторых, перед зеркалом, можно даже раздеться по пояс. Но если вы видите, что грудь поднимается, а ничего с этим поделать не можете, можно поделать такое упражнение. Нужно сесть на какой-нибудь низкий стул или кресло (так, чтобы коленки чуть-чуть вверх торчали, но в принципе, можно и на обычный стул), ноги расставить на ширину плеч. Теперь наклоняемся, голова оказывается между коленями, плечи укладываются на колени. Корпус расслабить, просто вот взять и улечься :)

Ну и вот в такой позе дышим животом. Если начнутся вдохи грудью, корпус сразу начнет напрягатсья, подниматься и т.п. То есть фишка просто в том, чтобы дышать, не напрягаясь. А потом нужно попытаться с теми же ощущениями дышать уже в нормальном вертикальном положении :)

Ну и все, остался только комплекс на тренировку живота.

Укрепление мышц живота

Упражнение 1. Набрать воздуха в живот, потом, напрягая именно нижнюю часть живота (ниже пупка!) живот втягивать - выпячивать-втягивать и т.п. Сколько сможете. Делается это в довольно быстром ритме. Поначалу не будет получаться делать это только нижней частью, напрягаться будут все мышцы, но это только поначалу, живот скоро поймет, что к чему. Удобнее это упражнение делать сидя - так почему-то легче получается. А потом уже можете и стоя. Делать это сидя-стоя-на ходу.

Упражнение 2. Чтобы вас не морочить звукоизвлечением, произносить будете что угодно. Да хоть бы "ха" (знаете, как руки на морозе отогревают, такой звук "хаааааа". А здесь коротко и энергично "ХА!" причем не звук, а озвученный выдох. Впрочем, как получится.) Суть упражнения: набрать полный живот воздух, а потом, делая резкое и точное движение мышцами живота (как в предыдущем упражнении) весь воздух выдохнуть со звуком "ха". Звук должен быть монолитным, точным, и сильным. Фишка именно в том, чтобы не движение мышц следовало за опустошением легких, а обязательно движение мышц подталкивало выдох.

 

 
Очень важное объявление

Проект "Варга. Акустические музыкальные инструменты" и боди-арт студия "Акварида" ищут партнеров для создания клуба-магазина-кафе нового типа.

Ищем владельцев/арендаторов помещений, которым близка идея создания места для общения и творческого развития и готовых рискнуть.

Подробности >>>


Ольга Шотландия получила приглашение на Североамериканский фестиваль варганной музыки и ищет спонсоров и др. заинтересованных лиц. По материалам поездки будут написаны статьи, предоставлены фотографии

 

 
Концерты

Зуля Камалова

3 июня 2004, в Ротонде (Москва) в 21.оо.

Состав:
Зуля Камалова - вокал, акустическая гитара, калимба
Andrew Tanner - электрический контрабас (подключается через басовый комбик), варган.
Justin Marshall - ударные, перкуссия.
Айдар Гайнуллин - баян.

 
Новости Варги

Еще две мандолины на странице Как выбрать мандолину >>>

Аппликатуры для флейты Angel барочной системы, для флейты траверсо, интерактивная аппликатура на странице Аппликатуры для флейты >>>

Прибамбасы и примочки на блок-флейте - пиццикато, слайды

Об альтернативных и трелевых аппликатурах и целесообразности их применения: О прочих аппликатурных выкрутасах на блок-флейте >>>

 
Хорошие сайты

Зуля Камалова - официальный сайт певицы


Totus Floreo - ансамбль старинной музыки из города Ульяновска

 

 

Рассылки Subscribe.Ru

Варга. Акустические музыкальные инструменты



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное