Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Варга. Акустические и этнические музыкальные инструменты Флейта Сяо. Бонги. Поющие волосы.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Варга
Акустические музыкальные инструменты
www.vargan.ru

№21
5 января 2006

Флейта Сяо. Бонги. Поющие волосы.

Ведущая рассылки Ольга Шотландия

 
Сделай сам

Изготовление флейты Сяо

В предыдущем номере рассылки была первая часть. Я тогда этого еще не знал. А сейчас я уже сделал четыре флейты самые разные, и хочу рассказать, как делал одну из них, сейчас она моя любимая, очень красивая и звучит здорово. Даже тоны и полутоны настроены правильно, насколько мое ухо это различает.

После того, как я понял, что могу сделать флейту, мне сильно захотелось сделать подобие китайской флейты, но не dizi (дицзы), a xiao, сяо, то бишь. Дицзы - это такой насквозь китайский инструмент, на одно из отверстий накладывается пленочка от тростника, и флейта жужжит при игре, если играть неумеючи, это ужасно, а если умеючи, то это один из самых красивых звуков, звук этой флейты. Так я значит к тому, что сделать я хотел не ее. Сяо отличается длиной своей - моя сяо, которая у меня уже давно, восемьдесят сантиметров длиной, состоит из четырех сегментов бамбука, то есть в ней три перегородки, одна совершенно посередине, то есть как-то мастеру надо было добраться до первой, до нее 20 см, продырявить и отшлифовать, до второй - 40 см, и, учитывая, что традиционно у сяо стенка со стороны узла вдувания оставляется (отверстие узла вдувания около 5 мм), добираться до третьей перегородки надо было с выходного отверстия флейты, 60 см. Как - не знаю.

Вспомнил я все это, обдумал и решил, что сделаю не сяо, а помесь кены и сяо. По секрету могу сообщить, что можно делать такие дико отличающиеся от стандартов флейты, что челюсть отпадет даже у тех, кто эти традиционные тростниковые и бамбуковые вдоль и поперек знает. Например, у кены 7 отверстий для пальцев (6 сверху, 1 снизу), у сяо 6 для пальцев (5-1) и четыре настроечных, которые никогда не закрывают, у сякухати 5 (4-1). А если захочу, возьму и сделаю 18 отверстий на любых расстояниях, меня устраивающих. Это, конечно, будет довольно специфическая флейта, и будет проблема, как эти отверстия закрыть, но это уже неважные мелочи. Я к тому, что делать можно все, что хочешь, но надо понимать, какие будут последствия. И не только в жизни, а и в изготовлении флейт тоже.

Следуя правилу "чем толще стенки - тем круче флейта" я выбрал подходящую классную бамбучину с толщиной стенок около 4 мм. Для флейты с внешним диаметром 2 см это серьезно. А самые лучшие сякухати при толщине около 4-5 см имеют толщину стенок 1 см и даже потолще. Это убойная вещь. Звук их сносит крышу мгновенно, да и отбиваться от гопоты можно отлично - шпана подумает - во, чувак с флейтой, наверное, лох... Флейта, да? Щас! Это огромная тяжелая дубина! Раньше в Японии крестьянам оружие иметь запрещали, так они себе такие вот флейты стругали и свободно имели дело с деструктивным элементом. На полном серьезе.
Чем толще внешний диаметр, тем вообще легче издать звук, но тем неудобнее ее держать и управлять.

Вначале надо что сделать? Правильно, разобраться с перегородками, а как вы догадались? Ну это если можешь разобраться. Если не можешь, пили. Пили, пока не сможешь их достать самой длинной металлической фиговиной, которую можно вставить в дрель. У меня это был круглый напильник. Смешно? Я его обратную сторону заточил, как сверло, засунул в дрель задом наперед и спокойно достал до перегородки, это где-то 18 см. Они мягкие, сверлятся легко, можно и пальцем просверлить, если достанешь. Шутка. Конечно, не достанешь :-)

Первая перегородка может быть на самом выходе, и тут надо решить, сделаешь ли ты выходное отверстие воздуха равным внутреннему диаметру или меньше. Тут поможет только опыт. Если нет, то знай, что на кене дырка вполовину внутреннего диаметра, на сяо вообще снесена перегородка, то есть ровно там, и у сякухати тоже. Просто если дырка меньше, звук пониже. Больше - выше.
Просверлил и отшлифовал флейту изнутри тем же круглым напильником, развернув его. А потом нулевкой. Это трудно.

Этап два - отделать узел вдувания. Тут несколько вариантов его реализации, главное - соблюсти принцип, а так-то тоже, как хочешь, так и делай. Принцип в том, что кромка должна быть ровной и острой и угол ее может изменяться от 90 градусов, как на поперечных флейтах, до 15-10 градусов, наверное. Можно сначала немножко спилить, сделать скос, так что изнутри будет ровно и неточено, а сверху отшлифовать и получится симпатичная кромка градусов лучше всего в 25-30. Так делается утагуси (узел) у сякухати, но у нее еще вставочка специальная делается. Можно по-другому. Как на нормальной сяо. Наоборот, то есть. Точится с внутренней стороны под углом 40-45 градусов, а верхняя сторона не трогается. А можно как у меня, то есть, и с той, и с другой стороны подточить круглым напильником. На фотке это есть; повторяю, если соблюдается принцип, то если сразу и не получится даже звука издать, впоследствии все будет окей. Найдешь и привыкнешь к позиции. Если уметь искать эту позицию - вообще легко. Надо вспомнить, как фыркать и запомнить самое начальное положение губ, а потом туда-сюда вверх-вниз губами направлять поток воздуха в кромку, как верблюд. Сильно дуть не надо, не на процедуре измерения объема легких ведь. При передуве нормальной октавы пойдет верхняя.

Этап три - наделать дыр. Тут все не так просто и приходит с опытом. У меня какой-никакой, а есть уже после четырех экспериментов с этим делом. Если делаешь самую первую свою флейту, надо бы, чтоб было откуда копировать, готовую флейту, похожую на твою размером. Длиной. Толщиной. Внутренним диаметром. Даже местами перегородок, потому что в них бамбук имеет обыкновение изнутри сужаться, а снаружи утолщаться. И все равно, совершенство не получится. Каждая бамбучина индивидуальна, ее надо чувствовать и видеть внутреннюю структуру, чтобы понять, на каком расстоянии делать отверстия.
Способов дырявить я знаю пока только два: просверлить и прожечь. Второй предпочтительнее. Если сверлить, надо понимать, что если не перевязывать, флейта обязательно треснет на очередном отверстии, особенно при агрессивных сильно вгрызающихся сверлах, они это любят. Да и заусенцы изнутри неудобно удалять. А вот прожигать отверстия - истинное удовольствие, да и флейта зашибенный аромат приобретает, копченый такой. В кустарных условиях нужен гвоздь 1-2мм толщиной для первичного прожигания, какая-нибудь заостренная круглая железяка (типа гвоздя, но толстенного) диаметром в 1см для окончательного прожигания, плоскогубцы, которыми это держать, и газовую плиту, на огне которой раскаляются железки. А дальше дело техники. Надо помнить, что заостренная круглая железяка раскаляется медленно, минут 5-10. А пока делаешь гвоздем наметку насквозь. Следующее отверстие, конечно, даже не думать намечать. Оно пойдет относительно первого. Шириной они могут быть от 0.5 до 1см, а можно меньше или больше. Меньшие делаются для полутона, большие - для тона. Можно помнить, что маленькие трудно закрывать наполовину (ну или на треть) для изменения звука на доли тона, а большие легко.

Первое отверстие делается со стороны выхода. Обычно это тоновое отверстие, то есть при открытии его или закрытии звук изменяется на тон. Но если хочется отойти от канонов и стандартов, можно хоть треть тона выжечь. Следующее тоже на тон, потом полтона, то есть, на половине расстояния между первым и вторым и дырку поменьше, потом тон, тон, а потом на сяо нижнее отверстие - полтона, на кене ближнее верхнее - тон, нижнее - полтона. На моей, например, первое - полтона, второе - тон, полтона, тон, тон, полтона. Такая вот хитрая. На ней здорово получаются европейские мелодии при одном варианте закрытия дырок и китайские - при другом. Надо помнить про внутренний диаметр, стараться его представить. Предположим, отверстие для тона идет через 4см. Тогда полтона - это 2см. При неизменном внутреннем диаметре. Если он 'уже, дырку надо делать дальше, а если шире - ближе. Это же соответствие объемов. Вот, как я говорил, в местах перегородок бамбук кажется толще и дырки надо делать ближе, не в 4см, а в 3.5см вроде как, чтобы объем соответствовал объему тона. А на самом деле внутри это место узкое и дырку надо делать в 4.3см. Вот как-то так. Повторяю, приходит с опытом, если внимательно наблюдать.
Так это все и происходит. В заключение скажу сентенцию, что легко сделать флейту вообще, но очень непросто сделать флейту хорошую.

Иллюстрации:

Флейта

Выход

Узел вдувания

Пока-пока. Ваш Сергей Прокофьев из Кирова. Не смейтесь, меня правда так зовут.

 

Сергей Прокофьев Написать письмо

 
Идеи

Бонги из пластика

Интересная идея изготовления бонгов предложена Sergом. Бонги сделаны из пластиковой трубы (канализационной), хомутов к ней, а мембраны из старой сумки (типа прорезиненной ткани). Посмотреть бонги

 
Приколы для души

Вот так звукоизвлечение

Желтый Пес : Научилась позавчера на скучной паре на волосах собственных играть. Само в голову пришло. Нужно всего навсего выцапать волос-2-3(выдирать не обязательно, даж не желательно), натянуть как следует пальцами, подставить к уху, а левую ладонь еще и резонатором сделать. Причем, можно и дергать, и за счет фактуры кожи что-то вроде смычка получается%)) звук может быть очень разным. Таким образом, я сама себе играла музыку и никому не мешала. все счастливы:)

Nimunuru : Какие у тебя звонкие волосы. У меня на своих только шорк-шорк и тресь тресь получается играть... пойти помыть голову что ли?...

 
Хорошие ссылки

Ансамбль «Хрустальная Гармония» - вполне классическая музыка, но на стеклянных станаках и "стеклянных гармониках".

История «стеклянной» музыки - на сайте ансамбля "Хрустальная Гармония"

Диджериду (didjeridu, didjeridoo, didgeridu) - этнический музыкальный духовой инструмент аборигенов Австралии.

Tin Whistle - буквально: жестяной свисток, инструмент, на котором играют уже не только в Ирландии :)

Евгений Иларионов. Исторические духовые инструменты - блокфлейты, волынки, Tabor pipes, Whistles

Ансамбль Покровского - лучший фольклорный ансамбль России.

Этно-Кузня - этнический музыкальный проект Мити Кузнецова

Дневник флейтиста - авторский сайт композитора Дечебала Григоруцэ

Арт-сфера "Пирамиды" . :)

"Арт-акустика" - клуб позитивной музыки и общения .

 

 
Анонс

Вышел эпохальный альбом "Песни Пуха" с участием Ольги Шотландии

Альбом "Песни Пуха" сочинялся и собирался Пухом (Владимиром Скороглядовым) в течение четырех лет, и был отрепетирован и записан командой в электронном виде за четыре дня. Это еще одно подтверждение новому рожденному направлению, когда творческий музыкальный проект делают не одна сплоченная музыкальная группа, а несколько самостоятельных зрелых людей, собравшись в одном месте и в одно время. >>>

 
Новости "Варги"

Литрофон - открыт новый раздел сайта, посвященный звукоизвлечению на всяких стеклянных предметах и музыкальных инструментах >>>

Банджо - новый раздел сайта >>>

Темир-комуз на берегу Иссык-Куля руками Орозобая Кенчинбаева: мастер-класс - репортаж с варганного фестиваля Киргизии >>>

В Нижний Новгород к Гончару - играть и лепить дудки - отчет о поездке в Нижний Новгород к Гончару >>>

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.vargan
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное