Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Варга. Акустические и этнические музыкальные инструменты. Снова о варгане


Варган. Эта маленькая штучка – самая лучшая в мире вещь
Он заменил в Норвегии скрипку, а в Океании его самого заменил жук. Лечит мигрень и равнодушие. И помогает людям звучать.

Истории вещей порой не меньше интересны, чем людские судьбы. Взять человека – сколько от силы он протянет на свете? Колесо истории крутанётся – и нет его, человечка... Предметы же, бесконечно реинкарнируясь, существуют веками, пересекая границы эпох в самых разных обличьях. Есть среди них особый класс – высшая каста вещей, которые уже почти отобрали у хомо сапиенс исключительное право на одушевлённость. Ибо, что такое звук, если не душа, – и что придаёт простому смертному божественность, как не его музыкальный инструмент?

Варган чуть моложе сотворения мира и чуть старше электрогитары. Так, на несколько тысяч лет… поэтому логично, что за биографическими подробностями такого солидного дяденьки мы пойдём в музей. Только не краеведческий, а изобразительных искусств. Не то чтобы варган так часто мелькал на полотнах Лукиана Попова и других оренбургских художников. Просто 31 марта сие заведение приютило двух людей, которые про варган знают больше, чем некоторые родители про собственного ребёнка. Это Аксентий Бескровный и Ирина Богатырёва, пара варганистов-энтузиастов из Москвы. Энтузиастов, да-да: для Аксентия варганы – основное занятие, а Ирина – писатель по образованию (Литинститут им. Горького), что профессией назвать можно, но смешно. Имея по такому вот прибыльному бизнесу, ребята колесят по стране и за её пределами. И общаются с варгановедами и музыкантами, по крупице собирая всё, что известно о варгане.

«Причём тут мир, - скажете вы, - за этими шаманскими штуками нужно ехать в Сибирь, к якутам». Так, да не так! Вы знаете, что сложно ткнуть пальцем в любую страну, от США до Японии – и не угодить пальцем в варган? Мы вот тоже не знали. Пока не пришли на лекцию к Ирине и Аксентию. Лекция… это слово дышит удушающей скукотой учебного заведения. То, что мы слышали в музее, лучше назвать повестью. Повестью о настоящем Инструменте. С музыкальными, заметьте, иллюстрациями.

Первым делом нам втолковали, что варган – гражданин мира, а вовсе не дикий сибирский реликт. На нём играли (и до сих пор не перестали) и в суровых широтах Скандинавии, и на экзотических островах Тихого океана. Ведь что может быть проще и логичнее, чем щепка, ветка дерева или тетива лука, издающие звуки, если за них как следует дёрнуть? Судя по всему, это и есть предтечи инструмента – подручный материал. Причём, по рассказу Аксентия, аборигены Папуа – Новой Гвинеи пошли ещё дальше. Они попросту ловят крупных долгоносиков (у жуков, как известно, вибрируют крылышки) и используют их как пластинку варгана. Дёргать не надо, жук сам колеблется – поднёс ко рту и играй… А чтобы долгоносик не припечатал свой носик о ваш (они кусачие), его полагается подвесить на стебельке листа.
Дабы интеллигентного вида тётеньки, сидящие в зале, лучше представили себе папуаса, играющего на жуке, Аксентий продемонстрировал процесс наглядно. Поскольку, как он сам признался, тропических насекомых у него в карманах не завалялось, он заменил их… мобильным телефоном. Клянусь, это лучшая вещь, которую можно проделать с маленьким рассадником излучения. На моих глазах мобилку на режиме вибрации прижали ко рту и… И получился варган 21-го века.

Не менее интересные истории рассказала Ирина. Оказывается, в Норвегии, где народная музыка тесно связана со скрипкой, было время, когда эту самую скрипку строго-настрого запретили. Пресвятая церковь средневековья имела привычку всё драматизировать. Вот и выдумала, будто игре на скрипке обучает никто иной, как дьявол, а за уроки берёт не норвежские кроны, а душу. Музыканты перешли на варган. А когда родимый смычок оправдали, все любимые мотивы оказались целёхоньки – их сохранили варганисты.

У кого-то, быть может, варган ассоциируется с шаманами и таинственным миром духов. Но только не у норвежцев. Потомки викингов играли на нём разудалые плясовые.

Представьте: тесная изба, в которой собрался целый выводок скандинавов – один играет, остальные отплясывают… Показывает Ирина: одна одновременно наигрывает на варгане мелодию и отбивает обеими ногами ритм. Просто человек-оркестр. Танцевать хочется неудержимо… Но музей есть музей. Вообще, извлекать эти пещерные звуки среди ковров, картин и мягких стульев – как выпускать из лампы джина в домашних условиях.

Когда ищешь, с чем можно сравнить низкий, пульсирующий голос инструмента, в голову приходит название песни “Positive Vibrations”. Действительно, вибрации – особая чёрточка варгана. Особенно, когда на нём играешь – на всю голову. И непременно положительные: Аксентий рассказывает, что игра на варгане излечила его от наследственной мигрени.

История и «личность» варгана переполнены животрепещущими подробностями. И, конечно, они не поместятся в одну главу. Но, раз это повесть (о настоящем инструменте), глав должно быть как минимум две. И в следующей мы расскажем о загадочной вездесущести варгана. И небывалой популярности, даже массовости. К слову, если б современные синтезаторы и электрогитары знали о том, сколько она длится и какой размах имеет, они бы удавились собственным шнуром от зависти. Возьми обычную вещь – и иди, куда она поманит. Распутав её историю, как клубок, ты откроешь мир заново…

Валерия Данова

Источник: http://vk.com/club_spektrmusic?w=wall-28882440_83890

В избранное