Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Звук гуслей как глоток чистого воздуха Древнерусская музыкальная традиция связана с гуслями


 

Древнерусская музыкальная традиция неразрывно связана с гуслями




Из истории гуслей

Бог дал попа, а черт - скомороха.

(Пословица)


 


А гусли оказались нужны и тому, и другому. Их звуки сопровождают и молитвы, и разгульное веселье, выражают и высокий, божественный настрой, и буйство страстей человеческих.

Почитаемый церковью библейский царь Давид изображается с гуслями, под звуки которых он пел свои обращенные к Богу псалмы. И на лубочных картинках мы видим скоморохов, держащих в руках гусли.

Церковь осуждала непотребные, неблагочестивые развлечения.

На Руси еще в XV веке начались гонения на скоморохов с их плясками и песнями, и гудением и бряцанием, а к XVII веку дело дошло до того, что как-то раз по инициативе патриарха все музыкальные инструменты скоморохов, в том числе гусли, были отобраны по домам в Москве, нагружены на пяти возах, свезены на Москву-реку и там сожжены.

Так и сохранялось это противоречивое отношение: "с одной стороны, это - бесовский сосуд, неизменно сопутствующий всяческому глумлению, кощунству, играм языческим, с другой же - орудие воспевания божественной мудрости и вознесения молитвы к небесам" (История русской музыки, 1983. 68).

В библейской книге псалмов, Псалтыри, можно прочитать такие слова: "Исповедайтеся Господу в гуслях, во псалтыри десятиструнные пойте Ему" (ц.-слав., псалом 32, стих 2), а в требнике (служебной книге для священников) в числе грехов, в которых нужно покаяться на исповеди, названо и слушанье "гудения гуслей" (Фаминцын 1890, 4).

Время шло, и вот уже сейчас народные духовные стихи, исполняемые под гусли, рождают в нас религиозное настроение; их охотно исполняет церковный люд (подчас и священники), им подражают, слагая новые духовные песни - с гусельным сопровождением.

Трудно говорить что-либо определенное о происхождении гуслей и их появлении. Складывается впечатление, что они сопровождают жизнь человека с незапамятных, мифологических времен.

Правда, если стремиться к точности, нужно говорить о сложной и разветвленной истории струнных инструментов, прародителем которых был, по всей видимости, охотничий и боевой лук с его тетивой-струной.

От него пошли не только щипковые инструменты без грифа, такие как арфа и гусли, но и инструменты с грифом, позволяющим регулировать длину струн - щипковые (как, скажем, гитара), и смычковые (как, скажем, скрипка), и, наконец, клавишные - вплоть до фортепиано.

Но и сами гусли за многие века своего существования у разных народов претерпели многочисленные и разнообразные изменения. Мы точно не знаем, как выглядели знаменитые "гусли" Давида.

В древнееврейском тексте Библии чаще всего упоминаются два названия струнных инструментов - "киннор" и "небель". И если "небель", вслед за греческим переводом "псалтерион", в русской Библии назван "псалтырью", то "киннор" в разных библейских книгах называют то "арфой", то "цитрой", то "гуслями" (Библейский словарь 2002, 263-264).

Существующие сейчас у разных народов гусли и их ближайшие родственники весьма различаются и формой, и числом струн, и положением во время игры, и способами  звукоизвлечения.

Словом "гусли", общим для славянских языков, на протяжении веков назывались разные музыкальные инструменты.

"В наиболее древних славянских памятниках слово гусли иногда употребляется для обозначения  музыкальных орудий вообще, в самом широком смысле этого слова, чаще же - именно как родовое название для струнных инструментов" (Фаминцын 1890, 5).

В русском языке это название в конечном счете закрепилось за особым родом струнных, имеющих ряд конструктивных особенностей и связанных с ними особенностях звукоизвлечения.

"Гусли" - множественное число от слова "гусль" (струна), которое, в свою очередь, происходит от "густи" (гудеть), имеющее общую основу "гу /го" с широким кругом слов, обозначающих звуковые явления (гудеть, гукать, голос и т.д.).

Тем же словом с небольшими фонетическими различиями пользуются и другие славянские народы, иногда, правда, для обозначения струнных инструментов, сильно отличающихся от русских гуслей (так, например, у сербов и хорватов это однострунный смычковый инструмент, а у западных славян - род скрипки или мандолины).

И, наоборот. Тот же самый в основных чертах инструмент называется у разных народов по-разному: иногда это явно переиначенное русское слово ("гусля" у татар, "кюсля" у марийцев, "кесле" у чувашей), в других случаях - слова иных корней, как, например, удмуртский "крезь", кавказский и ближневосточный "канун" от греч. "канон" (закон, правило).

Нельзя определенно указать и время появления гуслей у восточных славян. Первое упоминание о гуслях на Руси относится к VI веку. К X веку, времени Владимира Красна Солнышка, ни один воскресный княжеский пир не обходился без певца-гусляра.

Искусством игры на гуслях владели такие былинные герои как Добрыня Никитич, Василий Буслаев, Садко, Ставко Гордятинич и его жена.


 



В Новгороде было найдено много крыловидных гуслей XIII века, почти все с четырьмя струнами.

Шлемовидные гусли были у Бояна, легендарного песнопевца из "Слова о полку Игореве", который "не десять соколов пускал на стадо лебедей, но свои вещие персты возлагал на струны живые".

Такие же гусли изображались на иконах и фресках XIV века.

Шлемовидные гусли, более сложные, были принадлежностью профессиональных музыкантов и певцов-сказителей.

Простые же, крыловидные, гусли - были почти в каждом крестьянском доме, под них пели колыбельные, рассказывали сказки, плясали.

Родители делали своим детям игрушечные гусельки.

 Крестьянские гусли были четырех-, пяти-, семиструнными.

Игра на столовидных гуслях (Фаминцын 1890)


В царствование первых Романовых, Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, мы встречам гусли и в руках скоморохов, и в крестьянском быту, и в домах москвичей.

В городском быту того времени гусли играют ту же роль, что в современной жизни фортепиано.

Там и возникла новая форма гуслей: шлемовидные гусли были заключены в прямоугольный ящик и поставлены на ножки; эти гусли называются "столовидными" или просто "щипковыми" (потому что на них играли "щипком" - в отличие от "звончатых" гуслей, на которых играли "бряцанием").

В отличие же от завозимой из Европы арфы их иногда называли еще "лежачей" или "горизонтальной арфой". В ту пору различия в быту между городом и деревней, между знатью и крестьянством были еще не очень велики. В

XVII-XVIII веках при дворе русских царей на вечерах и приемах пели русские песни и водили хороводы под гусли точно так же, как это делала молодежь в деревнях.

Есть свидетельство, что еще и в петровское время лирические песни пелись под сопровождение столовидных гуслей. Но европеизируемая Петром Первым Россия начинала все дольше петь и играть на новый, европейский лад.

Впрочем, эти перемены в формах досуга, в том числе  музицирования, затрагивали почти исключительно горожан высших классов - городские низы и крестьянство еще долго оставались верны простейшим крыловидным гуслям.



Крыловидные 6-струнные гусли долбленые. Новгородская обл. (реконструкция)


В дворянских же домах и при дворе с середины XVIII века, при Елизавете Петровне и особенно при Екатерине II входят в моду западноевропейские инструменты - арфа, позднее клавесин, клавикорды, еще позднее фортепиано.

Меняется и исполняемая музыка: гусельные мелодии перекладывают на новые инструменты, исполняют произведения иностранцев, сочиняют свое им в подражание.

Появляется такой более демократичный новый вид музицирования как сентиментальный городской романс в сопровождении щипковых гуслей.

Завезенные с Запада инструменты теснят "доморощенные" гусли. Но любители гуслей не сдаются, они развивают национальный инструмент (таким развитием было и появление столовидных гуслей), пишут для него музыку, демонстрируя "равноправие" и взаимозаменимость гуслей и их западных соперников.

Характерной фигурой в этом плане был виртуоз В.Ф.Трутовский, служивший придворным гусляром при дворе Екатерины II.

Он первым издал сборник русских народных песен для исполнения в сопровождении столовидных гуслей или фортепиано. Это способствовало сохранению и даже распространению гусельной игры в домашнем быту.

Вот что пишет о гуслях употреблявшихся в барских домах в Петербурге 60-х годах XVIII века современник, профессор исторического класса Императорской Академии Наук Якоб Штелин:
"Гусли или лежачая арфа по устройству, виду и величине совершенно сходны с обыкновенным клавиром (клавикордами) <…>. На медных струнах, натянутых в гуслях, как у клавира и прикрепленных к железным колкам, иногда настроенных уже и в полутонах, играют пальцами обеих рук: пальцы касаются струн, или рвут их. При соблюдении во время игры попеременного Piano и Forte, что имеет место в исполнении лучших игроков, звук гуслей бывает действительно весьма приятный, полный и издали сходствует с органным регистром закрытых труб.
Вследствие того гусли употребляются во многих знатных домах для застольной музыки и производят такой же эффект, как совокупность трех или четырех инструментов; они превосходят лучший клавесин, издавая более продолжительный и шире раздающийся тон. Притом же многие русские мастера или гуслисты ныне до того усовершенствовали свою игру, что с большою беглостью и приятностью, в полных аккордах, исполняют новейшие итальянские произведения: театральные балеты, оперныя арии и целыя партиты" (цит. по Фаминцын 1890, 106).

Вообще, в музыкальной жизни XVIII века и первой половины XIX любительское музицирование играло определяющую роль. Мгновенно разошлись изданные в 1802 году самоучитель игры на гуслях М.Померанцева и в 1808 году "Новейшая полная школа и самоучитель для щипковых гуслей" Ф.Кушенова-Дмитревского.




Столовидными гуслями охотно пользовались регенты. До середины XIX века гусли еще активно бытуют.

В крестьянской же среде, особенно на Севере, своей жизнью живет и развивается былинное сказительство. Известны две заонежских традиции исполнения былин; они прослеживаются от XVII века до наших дней.

  Первая идет от Ильи Елустафьева, передавшего свое знание четырем известным сказителям, среди которых был и знаменитый Трофим Рябинин.

Вторая - от Конона Саввиновича Неклюдина; она обрела многочисленных последователей, в том числе и женщин, и также дожила до наших дней.

Сказители были очень популярны среди крестьян; целые волости в несколько тысяч людей приглашали к себе сказителей и слушали их, затаив дыхание.

Старины (былины) исполнялись во время больших пеших переходов, при дальнем плаванье на лодках, за долгой ручной работой.

Промысловая рыбацкая артель или охотничья зимовка старалась залучить к себе "старинщика".



Громкую известность имел в XVIII веке гусельщик  Михайло Слепой. Гусли у него были треугольные, в двенадцать струн.

Спустя несколько десятилетий после его смерти о нем говорили: "Эдакого певца с гуслями не бывало, да и не будет еще сто годов, а память Михайлы не забудется".

Несмотря на свою слепоту, Михайло обошел много земель, бывал даже в Петербурге и, к счастью, имел учеников, которые несли дальше гусельное искусство.

Один из учеников Михайлы, Трифон Злобин, был слаб зрением и заикался. Но, когда пел былину, обнаруживал чудесный голос и мастерское исполнение: "И в умах нет, что поет заика", - говорили про него.

Он был еще и большим книжником, и, когда кто-то "плохо разбирал в книге", ему говорили: "Ступай к Трифону, он лучше знает, даром что подслеповатой".

Часто сказители прекрасно владели присказками, присловьями, поговорками.

Далеко за пределы севера шагнула слава Василия Щеголенка (XIX век), который был еще и блестящим импровизатором. В 70-х годах XIX века его старины были записаны и опубликованы (Громыко 1991, 191-203).

Конец XIX - начало XX веков - это время, когда инициативу в гусельном деле начинает брать на себя городская, интеллигентская культура.

Это проявляется и записи былин и духовных стихов (записи текстов и нотной фиксации мелодий, и в появлении концертного исполнительства на народных инструментах.

В том числе и на гуслях, и в техническом усовершенствовании гуслей ради расширения их музыкальных возможностей и большего удобства исполнения.

К началу XX века В.В.Андреев создает "Великорусский оркестр" народных инструментов, для которого Н.П.Фоминым
на основе щипковых гуслей были сконструированы клавишные хроматические гусли.

На основе крыловидных звончатых гуслей Н.И.Привалов и О.У.Смоленский создают семейство из пикколо, примы, альта и баса. Привалову принадлежит и самоучитель игры на гуслях звончатых (Привалов 1903).

Смоленский же, помимо исполнительской деятельности, преподавал в бесплатных музыкально-хоровых классах и воспитал множество гусляров.

Среди его учеников был и Н.Н.Голосов, обучивший в свою очередь П.Е.Шалимова, так зарождалась петербургско-ленинградская школа гусельного мастерства.

Продолжает жить и традиция сольного исполнения песен под портативные наколенные гусли.


А.М.Горький и С.Г.Скиталец (Петров) с гуслями


 Большой популярностью у предреволюционной интеллигентной публики пользовался поэт и музыкант-гусляр С.Г.Скиталец, об игре которого восторженно писал М.Горький.

В советское время гремело имя М.Северского - исполнителя сказаний и песен под аккомпанемент наколенных щипковых гуслей. Он возродил исполнение "слова о полку Игореве".

Гусли пережили революцию и послереволюционную разруху.

Уникальным явлением в довоенном Ленинграде стало образование целого куста инструментальных гусельных ансамблей, вдохновителем, руководителем и учителем которых явился П.Е.Шалимов, в этих ансамблях выросли замечательные солисты-гусляры В.П.Беляевский, Д.Б.Локшин, В.Н.Тихов.



От В.П.Беляевского пошла Московская школа искусства игры на крыловидных гуслях, последователями которой стали Ю.Т.Евтушенко, Л.Я.Жук и другие.

 



Продолжателями петербургской школы стали В.Н.Тихов, В.В.Кричевский (в г.Пскове), И.Н.Ершова, К.А.Шаханов и др.

 



Самобытность личности Д.Локшина привела к созданию нового стиля общения с гуслями: полифоничность музыкального мышления и слышанья привели его к  усовершенствованию шлемовидных гуслей, что расширило игровые возможности инструмента.

 Его последователями стали Л.А.Басурманова, Ю.А.Стрельников, Е.М.Комарницкая и другие.



Д.Локшиным были усовершенствованы и клавишные гусли.

Здесь его преемником стал много сделавший для возрождения песенно-былинного жанра Г.И.Лавров.

Возрождение щипковых (столовидных) гуслей связано с именем В.Н.Городовской, которая в 40-е годы XX века вывела их на концертную эстраду, значительно пополнила репертуар собственными произведениями, создала ряд замечательных произведений для дуэта щипковых и клавишных гуслей и тем самым дала жизнь такому виду гусельного ансамбля.



Большой вклад в исследование и пропаганду традиционной народной игры на гуслях внесли А.М.Мехнецов, возглавляющий фольклорно-этнографический центр в Санкт-Петербурге, и В.И.Поветкин, организовавший Центр музыкальных древностей в Новгороде Великом.


Наконец, наряду с концертным гусельным исполнительством, наряду с сохраняющимся кое-где на Севере остатками традиционного крестьянского сказительства, появляется и нечто одновременно и старое, и небывалое: гусляры городской выучки становятся странствующими сказителями-песнопевцами былин и духовных стихов - новыми "каликами перехожими".

Неслучайно, что этим словом, "Калики", назвали свое содружество певцов-гусляров Ю.Стрельников, Г.Лавров, А.Байкалец и В.Суздалец (Гаранин).


Грохот современно звучащей жизни, ставший едва выносимым - ревы моторов, скрежет металла, навязчивость механически усиленного микрофонного звука на концертах и в их телевизионном воспроизведении - уже привели к тому, что мы отключаем свой слух, как бы отворачиваемся от этого ужаса, "закрываем глаза" на эту проблему. Или, что еще хуже, - привыкаем, смиряемся, приспосабливаемся, калеча свой слух и душу.

Может быть, поэтому нас так притягивает и поражает живой, обворожительный, тихий, экологически чистый звук.


 




Источник http://sosenkiru.ru/pages/music/index.shtml

Содержание:

Из истории гуслей
 РОДОСЛОВНОЕ ДЕРЕВО ГУСЛЕЙ. Рисунок
 Атлас гуслей, их предшественников и ближайшей родни. Фотографии
 РУССКИЕ ГУСЛИ. ФОТОГРАФИИ

См. ВИДЕО. Оркестр Виртуозы Самары. Солист - Лауреат Всероссийских и Международных конкурсов Сергей Каныгин. «ПЕСНЬ О ГУСЛЯРАХ»



Посмотреть ролик
Посмотреть ролик

Оркестр Виртуозы Самары Солист Лауреат Всероссийских и Международных конкурсов Сергей Каныгин. Песнь о гуслярах






Скачать свободно полную версию мультимедийной книги

Древнерусская музыкальная традиция неразрывно связана с гуслями [2012, PDF, RUS]

с торрента
с Яндекса


Серия мультимедийных книг "Звук гуслей как глоток чистого воздуха"



Локшин Давид. Гусляр, композитор, конструктор. [2012, PDF, RUS] №1
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4107308     ЯНДЕКС
"Жарникова С. В. Гусли – инструмент гармонизации Вселенной" [2012, PDF, RUS] №2
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4107297   ЯНДЕКС
СУЗДАЛЬСКИЙ УНИКУМ ТАТЬЯНА КУПРЕЯНОВА [2012, PDF, RUS] №3
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4108446  ЯНДЕКС
Ильинский фестиваль духовной и народной музыки «Гуди гораздо» 2010-2012 [2012, PDF, RUS] №4
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4108865  ЯНДЕКС
Музыкальные инструменты в живописи. Гусли [2012, PDF, RUS] №5
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4110605  ЯНДЕКС
Гусли звончатые, клавишные, щипковые. Обозрение [2012, PDF, RUS] №6
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4112650  ЯНДЕКС
Древнерусская музыкальная традиция неразрывно связана с гуслями [2012, PDF, RUS] №7
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4114995 ЯНДЕКС

 

Рассылку подготовил - Василий Лычковский

ksm-uzda@list.ru


В избранное