Все выпуски  

Архетипы мифологические, образов рая и ада



           Периодически высшее Я предстает перед нами в сновидениях через мифологические образы богов, богинь и демонов – архетипов Вселенной. Архетипы богов – образы, живущие в человеческом воображении с самого начала зарождения цивилизаций на Земле, являющиеся источником силы, покровительства и помощи. И чем более они понятны - тем быстрее сознательным становится человек, не теряя при этом связь с бессознательным. 

Каждый архетип обитателей тонкого мира имеет как позитивные, так и потенциально негативные черты, становясь либо благословением для личности, точно так, как способен стать порицанием. Они способны вызвать у сновидца устойчивую психическую вибрацию, закладывающую эмоциональную основу, которую он воспроизводит бессознательно. Описание архетипов серии статей взято из «Сонника Дельфы».

 

Адам

- символ связи макрокосма и микрокосма;

- греховность и смертность рода человеческого.

 

Амур

- ангелочек с  луком и стрелами символизирует влюбленность, внезапную страсть.

 

Ангел

- благословение, помощь, защита;

- вестники важного послания;

- чистота, невинность. При условии, что они в белом;

- ангелы в черном – предупреждение о смерти, страданиях, опасности или несчастье.

 

Аполлон

- идеал мужской красоты, тоска по несбыточному;

- любовь, приносящая страдания;

- благосклонность судьбы;

- обман либо измена в любви.

 

Апостол

- мудрость;

- известие, духовное откровение;

- перемены и испытания;

- лишения;

- знатное покровительство.

 

Архангел

- надежда на улучшение дел;

- вести.

 

Бог, богиня

- потребность быть лучше, чище и безгрешнее;

- центр, источник собственного «Я»;

- самомнение, иллюзии, процесс начинающегося искушения;

- благословение на благое дело, благочестивый поступок.

 

Будда

- просветленность, сосредоточенность:

- потребность в мудром и спокойном решении.

 

Демон, дьявол

- наличие внутренних противоречий между частями души, которые вы называете «плохой» и «хорошей». Не стоит отвергать в себе то, что осуждаете, так и то, чему противитесь, так как это становится еще более настойчивым;

- символ ума и хитрости, подверженности паразитическому воздействию в интеллектуальной сфере;

- наличие жестко заданных правил поведения в деятельности, несущих в себе разрушительное начало;

- комплексы, ненависть, вина, порочность и т.д.;

- желания, намерения и привычки, идущие вразрез с истинными потребностями души.

 

Джин

- исполнение желания;

- призрачные, обманутые надежды.

 

Ева

- женственность, чувствительность, восприимчивость;

- соблазн, чувственная обольстительность;

- потребность в выборе и принятии решения.

 

Иисус

- самопожертвование в имя других;

- духовное преобразование человеческих качеств.

 

Иуда

- символ предательства себя, так и в отношении кого-то к сновидцу;

- недостаток веры и убеждение, что рационализм и практичность предпочтительнее нравственности.

 

Сатана, сатир

- может являться последствием дурных мыслей и поступков, совершенных либо самим сновидцем, либо тем, с кем он связан;

- символ преобладания материальных ценностей над духовными;

- низкие бесконтрольные страсти: страхи, беспокойства, сексуальные желания, эгоизм, гордыня, самовлюбленность, пьянство, наркомания.

 

 

Святой

- символ мудрости или предостережения;

- символ важной информации, помощи, совета;

- символ духовных потребностей;

- символ страданий и лишений ради идеи, смысла.

 

Христос

- символ сострадания, добросовестности, добродетели и человечности на фоне ситуации «потери себя» (по Менегетти);

- символ индивидуального пути становления.

 

 

 

Таким образом, архетипы - это компоненты коллективного бессознательного, наделенные группой характерных признаков. Архетипы одинаково присущи целым народам, этносам и эпохам. Они концентрируют культурную традицию, являясь основой субъективных эстетических чувств и представлений вне времени и пространства истории Земли. Формируемые воображением и творческим мышлением они существует в повторяющихся мотивах в фольклоре или мифах у разных народов, культур, а также возникают в вечных образах мировой культуры и искусства.  Согласно Юнгу, основные мифологические мотивы  со своими архетипами в равной мере присутствуют во все времена у всех без исключения рас и народов.

Каждый архетип наделен как положительными, так и отрицательными качествами. Они являются  структурными элементами коллективной неосознанности, лежащими в зародыше возможности всех психологических переживаний и процессов. Архетипы содержат образцы поведения, которые являются повсюду одними и теми же у всех индивидов.  Общее число их бесконечно, и поэтому составить полный список – просто невозможно.

Иногда встречаются образы, которые внешне чем-то напоминают знакомых людей, выступая как символические олицетворения, как нечто значимое с чертами загадочности, посещая в снах продолжительное время, и эти искусственно созданные воображением имиджи тоже относятся к серии архетипов – образов.

Архетипы – это отдельная, вполне самостоятельная область психики, где архетипы обладают собственной инициативой, выражающейся в конкретных реакциях и способах реагирования. Они искажают истинные намерения, мысли и мотивы человека даже во вполне гармоничной ситуации, характерным для конкретного архетипа способом, навязывая собственный вариант модели поведения.

Эти внутренние мотивы возникают из глубинного источника, не порожденного сознанием и не находящимся под его контролем. Наши далекие предки называли эти силы духовными, божественными, либо демоническими. Сегодня они активны, как и прежде. И если они соответствуют истинным желаниям, то воспринимаются как счастливое интуитивное предзнаменование, дар богов. Если наоборот, то связываем их с потусторонней нечистой силой, что заставляет совершать ошибки, приводя к неудачам. Но вот о полной зависимости от сил, находящихся вне нашего контроля, что обосновались в бессознательном – полностью отказываемся признавать.

И если человек из более далекого прошлого больше прислушивался к своим чувствам и ощущениям, пытался пообщаться со своим высшим Я через богов и, разобраться в подсказках, которые посылают ему сновидения, то современный человек чрезмерно рационален и практичен, и потому расплачивается отсутствием самонаблюдения, диалога с собственной душой через сны и медитацию. Юнг пришел к выводу, что в результате это вызывает одержимость силами, находящимися вне его контроля, приводящими его к неврозам, беспокойству. И, в конечном итоге, приводит его к стремлению заглушить эти импульсы пищей, сексом, алкоголем, наркотиками и в итоге - возрастающим количеством лекарств, и что еще хуже – ведет к серьезным болезням, а также и психическим расстройствам.

 

 

(Астропсихолог Дельфа)


В избранное