Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Культура и искусство. Список статей из периодических изданий


Муниципальное бюджетное учреждение культуры

"ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА"

Новоуральского городского округа

Отдел искусств

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

Аннотированный список статей периодических изданий

Выпуск N 5-6

2022

ИЗ  ЖИЗНИ  НОВОУРАЛЬСКА

 Калугина Ж. Виктор Фомин: "Я - художник УРСА" // Нейва. - 2022. - 23 февр. (№ 15). - С. 6 : фот.

Автор барельефа на Аллее Боевой Славы новоуральский скульптор Виктор Фомин рассказал о себе и своем творчестве.

Филиппов И. Игорь Филиппов: "На сцене я чувствую себя гораздо более свободно, чем в жизни!" / [интервьюер] Е. Серебряков // Нейва. - 2022. - 23 февр. (№ 15). - С. 23 : фот. 

Артист Театра музыки, драмы и комедии Игорь Филиппов - о своей жизни и деятельности.

ТЕАТРАЛЬНАЯ  ЖИЗНЬ

Горфункель Е. И. Форма может быть любой. Но я не хочу другого содержания // Вопросы театра. - 2021. - № 3/4. - С. 132-139 : фот.*

Теоретическая статья посвящена проблемам бытования оперы на современной сцене и оперной режиссуры и - шире - соотношению формы и содержания в классическом произведении.

Горфункель Е. И. Шекспир, Бутусов, Эренбург на перекрестке / фот.: А. Торгушников [и др.]. // Вопросы театра. - 2021. - № 3/4. - С. 36-45 : фот.*

О спектаклях Юрия Бутусова и Льва Эренбурга по пьесе Шекспира "Король Лир". Постановки дают два типа театральной выразительности, два примера современных режиссерских высказываний.

Дунаева Е. А. Мариво и Арлекин. Истоки стиля // Вопросы театра. - 2021. - № 3/4. - С. 234-251 : ил. - Библиогр. в сносках.*

Статья посвящена пьесам Пьера Мариво и его сотрудничеству с труппой Риккобони. Показано, что драматург обнаруживает абсолютно новую сценическую взаимосвязь между характером и действием.

Коваленко Г. В. Шекспир на английской сцене : 1997-2015 // Вопросы театра. - 2021. - № 3/4. - С. 94-109 : фот. - Продолж. следует.*

Проанализированы спектакли, увиденные автором в указанный период в английском театре. За 20 с лишним лет возникли новые тенденции в режиссуре, сценографии, актерском существовании. Хотя лидером остается психологический театр, тем не менее, постдраматический театр обрел свою нишу.

Марченко Г. В. Вахтангов и ученики // Вопросы театра. - 2021. - № 3/4. - С. 358-369 : фот. - Библиогр. в сносках.* 

В 2021 году «Театр имени Евгения Вахтангова» отметил столетие. Дата, однако, представляется условной, формально театр создали в 1926 году. Его основанию предшествовали годы поисков, взлетов и падений.

Омецинская Е. На языке подрастающих поколений: Григорий Лифанов: "Бесы. Осколки фальшивых идей" // Вопросы театра. - 2021. - № 3/4. - С. 46-53 : фот. - Библиогр. в сносках.* 

Публикация посвящена спектаклю Г. Лифанова "Бесы. Осколки фальшивых идей" в Русском драматическом театре им. А. В. Луначарского (Севастополь). Автор рассуждает о значении романа Ф. М. Достоевского "Бесы", перечисляет основанные на его тексте театральные постановки последних десятилетий, рассказывает о языке спектакля, обращенного к молодому зрителю.

Пешкова В. Е. Дорога к Вахтанговскому // Вопросы театра. - 2021. - № 3/4. - С. 54-69 : фот.* 

Обзор 100-го сезона «Театра имени Евгения Вахтангова». В юбилейном сезоне театр выпустил пятнадцать премьер, пригласив на постановки совсем молодых режиссеров и признанных мастеров. Автор полагает, что разнообразие жанров и режиссерских стилей дало театру возможность максимально использовать потенциал большой труппы и расширить зрительскую аудиторию.

Пикон-Валлен Б. Жан-Луи Барро и японский театр // Вопросы театра. - 2021. - № 3/4. - С. 384-389 : фот. - Библиогр. в сносках.

Жан-Луи Барро был универсалом: актером, мимом, режиссером, руководителем труппы, послом французского театра в мире, первооткрывателем великих авторов. Он любил японский театр, восхищался разными его жанрами. Для него Хисао Кандзе, известный актер театра "Но", с момента их первой встречи в 1960-е был "моделью, о которой всегда мечтал". 

Рейн А. Ощущение движения куклы // Вопросы театра. - 2021. - № 3/4. - С. 120-131 : фот.*

Режиссер, много лет руководивший Эстонским государственным театром кукол, рассуждает о природе движения куклы, о разнице между артистом кукольного и драматического театра. Он приходит к выводу о том, что кукла оживает в игре, когда умелые руки актера руководствуются восприятием его мышц, в движении реагирующих на его воображение. 

Старикова А. Андреас Грифиус : у истоков нем. придвор. окказиональных театральных действ XVII в. // Вопросы театра. - 2021. - № 3/4. - С. 274-285 : ил.*

Рассмотрены предпосылки появления в драматическом творчестве Грифиуса особого театр. жанра - гезангшпиля. Статья обращается к окказиональным пьесам поэта - трем гезангшпилям "Майюма", "Пяст" и "Влюбленное привидение", и комедии "Возлюбленная Дорнрозе". 

Стольная К. Е. Пульчинелла. Рождение маски // Вопросы театра. - 2021. - № 3/4. - С. 208-233 : ил. - Библиогр. в сносках.

О первом периоде существования маски Пульчинеллы. Рассматриваются версии ее происхождения, первые исполнители и сценарии с участием персонажа. 

Хализева М. В. Закаты Европы // Вопросы театра. - 2021. - № 3/4. - С. 70-93 : фот. - Библиогр. в сносках.*

О режиссуре Кристофа Марталера и его постановках в европейских странах на протяжении трех десятилетий. 

Черкасов К. И. "Пиковая дама" равно "Три сестры"?: заметки о неосуществлен. Вл. И. Немировичем-Данченко постановке оперы Чайковского "Пиковая дама" // Вопросы театра. - 2021. - № 3/4. - С. 370-383 : фот. - Библиогр. в сносках.*

О "Пиковой даме" Немирович-Данченко думал долго. С середины 1920-х гг. режиссером владела мысль о постановке "кантаты смерти". Однако вплотную он занялся оперой лишь в свой последний театральный сезон (1942-1943).

Щербакова Н. В. "Театр Арлекина", или Карьера второго дзанни итальянской комедии масок на парижской сцене и в изобразительном искусстве Франции в конце XVI-XVII вв., Ч. 2 // Вопросы театра. - 2021. - № 3/4. - С. 170-207 : ил. - Библиогр. в сносках.* 

Статья посвящена истории интеграции маски Арлекина в пространство французской культуры 17 столетия и постепенному превращению этого персонажа в главного героя итальянской комической сцены в Париже. Вторая часть статьи посвящена анализу ключевого этапа в карьере Арлекина - эпохе выдающегося актера Доменико Джузеппе Бьянколелли, благодаря которому происходит окончательная ассимиляция персонажа во французской культурной традиции: театральной, изобразительной и литературной.

Юрьев А. А. "Претенденты на престол" Хенрика Ибсена в сценическом прочтении Эдварда Гордона Крэга // Вопросы театра. - 2021. - № 3/4. - С. 324-357 : ил. - Библиогр. в сносках.* 

Спектакль "Претенденты на престол" стал последней режиссерской работой Крэга и третьим по счету его обращением к драматургии Ибсена. Прежние театральные замыслы Крэга не имели прямой связи с политической тематикой. Теперь такая связь становилась ключевой, определявшей не частности, но сам фундамент замысла.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ  ИСКУССТВО

Абрамкин И. А. Образ матери с ребенком в творчестве М.-Э. Виже-Лебрен во время пребывания в России // Вестник РГГУ. Серия "Философия. Социология. Искусствоведение". - 2021. - № 3. - С. 131-147. - Библиогр.: с. 145-147.* 

Общеевропейский вариант семейного портрета, в том числе двойного, получает распространение в России в 90-е годы XVIII века благодаря приезду иностранных художников. В творчестве М.-Э. Виже-Лебрен выявляются устойчивые приемы, сочетание которых определяет парадный или камерный характер образа.

Агратина Е. Е. Художественные выставки в Париже XVIII века // Вестник РГГУ. Серия "Философия. Социология. Искусствоведение". - 2021. - № 3. - С. 148-172. - Библиогр.: с. 169-171.*

Академические салоны принимали от 700 до 800 посетителей в день. Участие в выставках предоставляло художникам возможность показать свои работы самым богатым и знатным заказчикам. 

Балашов А. Другое настоящее : Александр Балашов о том, что не стоит стремиться к единомыслию в истории искусства и в ее оценке // Диалог искусств. - 2021. - № 1. - С. 78-85.*

Многие незаслуженно забытые художники 20-х - 30-х годов отличались настолько самобытным стилем, что их сложно отнести к какому-либо течению. 

Бобылева М. Было, но не прошло : Марина Бобылева об актуализации как новой выставочной стратегии // Диалог искусств. - 2021. - № 1. - С. 18-21.*

Современному искусству необходима своя система долгосрочной дистрибуции. После завершения персональной выставки художники получают возможность представить свои произведения на других площадках.

Вспомнить все : искусствоведы и художники о незаслуженно забытых именах и явлениях искусства, актуальных и сегодня / М. Сумнина [и др.] // Диалог искусств. - 2021. - № 1. - С. 32-51.

Нередко именно те художники, которые наиболее полно выражают свое время, оказываются впоследствии забытыми. В некоторых случаях их сложно отнести к какому-либо течению или школе. Приводятся примеры художественных объединений, известных в наше время только специалистам, и искусствоведческих трудов.

Джурова Т. Евгения Сафонова : производство усилия // Театр. - 2021. - № 47. - С. 20-27 : 7 фот. - Подстроч. примеч.*

Представлены спектакли режиссера Евгении Сафоновой и особенности художественного стиля работы со зрителем. 

Комар В. Наглядная диалектика, бинарная эклектика и т. д. : Виталий Комар - о будущей выставке одного незамеченного явления, которое сложно описать в двух словах // Диалог искусств. - 2021. - № 1. - С. 52-59.*

Эклектизм характерен не только для современного искусства. В разные эпохи он проявлялся в неожиданных формах - часто подобные произведения считались незавершенными. 

Кудрявцева И. Коллективное анонимное : Ирина Кудрявцева - об истории совместного художеств. труда // Диалог искусств. - 2021. - № 1. - С. 60-65.*

Коллективное творчество - отличительная особенность как русского авангарда (20-е годы XX в.), так и современного искусства с его неформальными объединениями. В начале 30-х годов в СССР организовывались командировки художников на стройки - так называемые изобразительные бригады. 

Рудык А. Ничего нового // Диалог искусств. - 2021. - № 1. - С. 2.*

Очередной выпуск журнала посвящен феномену новизны в искусстве и незаслуженно забытым художникам разных эпох. 

Тарханов М. Воспоминания о Дейнеке / М. Тарханов ; прим. и публ. И. Галеева // Диалог искусств. - 2021. - № 1. - С. 73-77.*

Публикуются воспоминания Михаила Тарханова об учебе во ВХУТЕМАСе в 20-е годы. Самыми яркими художниками того времени автор считает А. А. Дейнеку и В. А. Фаворского. 

Тюрина И. Григорий Гуркин, певец Алтая // Начало века. - 2021. - № 4. - С. 98-100.*

Жизнь и творчество известного сибирского художника, алтайца по происхождению, Григория Ивановича Гуркина. О Выставках картин мастера с ведущей темой Алтая в Томске в начале XX века. 

Фарятьев А. Антон Федоров : работа с жутью // Театр. - 2021. - № 47. - С. 12-19 : 5 фот.*

Представлены спектакли Антона Федорова, режиссуру которого проще всего называть "театром подсознательного". 

Хачатуров С. Младшие Брейгели и их эпоха // Диалог искусств. - 2021. - № 1. - С. 158-164.*

В Музейно-выставочном комплексе "Новый Иерусалим" представлена коллекция нидерландской живописи XVI-XVII века.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Кашуба В. В. Мир стекла 2018 & Для мира людей // Актуальные проблемы современной науки. - 2018. - № 4 (101). - С. 133-137. - Библиогр. : с. 136-137 (11 назв.). - Примеч.: с. 136.*

Стекло - популярный, экологичный, искусственный материал, широко используемый в архитектуре, дизайне интерьеров. Для международной выставки "МИР СТЕКЛА - 2018" в Москве характерен большой объём новаций, выверенных технологий, сконцентрировано всё лучшее, передовое, интересное, представляющее большой интерес на мировом рынке.

Лунина Л. Мускулатура пролетариата / фот. Д. Лебедев // Огонек. - 2017. - № 33. - С. 34-35 : 5 фот.* 

О реставрации барельефов скульптора Сергея Меркурова на стадионе "Динамо".

МУЗЫКАЛЬНЫЙ  КАЛЕЙДОСКОП

Бахманли Р. Б. о. Ритмы Азербайджана // Музыка и время. - 2022. - № 1. - С. 3-11 : нот. - Библиогр.: с. 11 (6 назв.).* 

О национальных ритмах, присущих азербайджанской народной музыке. Даны сведения о каждом музыкальном ритме и глубокий анализ отдельно взятых ритмических композиций - "Яллы", "Гайтагы", "Последовательный", "Обратный" и других.

Демченко А. Из музыкальных первооткрытий "шестидесятничества" ХХ века (к 90-летию со дня рождения С. М. Слонимского) // Музыка и время. - 2022. - № 1. - С. 48-50.* 

О представителе "новой фольклорной волны" композиторе Сергее Слонимском.

Есаков В. А. Эстрадно-джазовая музыка в контексте размышления о культуре и культурных кодах // Музыка и время. - 2022. - № 1. - С. 20-23. - Библиогр.: с. 22-23 (10 назв.).*

Об особенностях эстрадно-джазовой музыки как органического элемента общего процесса генезиса и взаимосвязи дописьменной, письменной и экранной культур. 

Кантор Ю. Высокая нота мужества / интервьюер Е. Новоселова // Российская газета. - 2022. - 27 янв. (№ 17). - С. 9. - Примеч. в сносках.

В день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д. Д. Шостаковича объявляет о старте проекта "Партитура памяти", посвященного 80-летию исполнения легендарной Седьмой симфонии, названной впоследствии "Ленинградской". 

Копылов Д. Э. Об одном мелодическом обороте в произведениях Ф. Шопена // Музыка и время. - 2022. - № 1. - С. 28-35 : нот. - Библиогр.: с. 35 (6 назв.).*

О роли одного мелодического хода в произведениях разных жанров Фредерика Шопена. 

Мерзляков Р. Концерт над бункером Паулюса : пережившие войну инструменты напоминают о "поющих 40-х" // Российская газета. - 2022. - 9-15 февр. (№ 29). - С. 25 : фот.

Пока длилась Великая Отечественная война, артисты дали для бойцов 1,35 миллиона концертов - по 950 на каждый пропахший порохом день. Данная статья - о музыкальных инструментах и их роли в годы Великой Отечественной войны. 

Храмцова Д. В темпе вальса // Областная газета. - 2022. - 18 февр. (№ 30). - С. III.

О знаменитом уральском композиторе Евгении Родыгине и его песнях, которые стали поистине народными. 

Хуан Ц. Система вокального образования в современном Китае // Музыка и время. - 2022. - № 1. - С. 24-27. - Библиогр.: с. 26-27 (9 назв.).*

Вопросы вокального образования в Китае: особенности учебных программ, специфика структуры музыкально-педагогического образования в области преподавания вокала, самоорганизация учебного процесса. 

КИНОИСКУССТВО

Агапова О. Электрический сон мегаполиса : три взгляда на Нью-Йорк // Искусство кино. - 2021. - № 3/4. - С. 41-50 : фот.*

О фильмах, снятых в Нью-Йорке и о Нью-Йорке кинорежиссерами Спайком Ли, Ноа Баумбаком и Луи Си Кей. 

Лисицына А. Вавилонская башня. Как возводился "Метрополис" Фрица Ланга // Мир фантастики. - 2022. - № 218: Январь. - С. 66-71 : ил.*

О том, как снимался немой художественный фильм "Метрополис" (кинорежиссер Фриц Ланг). Величайший и самый дорогостоящий проект в истории немого кино едва не обрушил немецкую киноиндустрию. Автор статьи предлагает вспомнить, как воздвигалась и падала эта "вавилонская башня", которой исполнилось 95 лет. 

Майзель Е. Уроки американского андерграунда : негатив. диалектика кино // Искусство кино. - 2021. - № 3/4. - С. 59-68 : фот., ил.*

Рассматривается критика кинематографа философом Теодором Адорно; дается характеристика одному из направлений американского кинематографа - андерграунду. 

Попов И. В. Особенности интерпретации сюжетно-образного ряда произведений русской литературы XIX века в творчестве Робера Брессона // Человек. Культура. Образование. - 2021. - № 4. - С. 126-139. - Библиогр. в конце ст.*

В статье содержится сравнительный анализ особенностей кинематографической интерпретации сюжетно-образных элементов литературных произведений "Белые ночи" и "Кроткая" Ф. М. Достоевского и "Фальшивый купон" Л. Н. Толстого в картинах выдающегося французского режиссера XX века Робера Брессона "Кроткая", "Четыре ночи мечтателя" и "Деньги". 

Фомочкин А. Зеленый огонек : Нью-Йорк Вуди Аллена и Мартина Скорсезе // Искусство кино. - 2021. - № 3/4. - С. 32-40 : фот.*

Образ Нью-Йорка в творчестве кинорежиссеров Вуди Аллена и Мартина Скорсезе.

 Список составила вед. библиотекарь отдела специализированных фондов Васильева С.В.

_________________________________

* Документ de visu не просмотрен

Наш адрес:

 624130, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Фрунзе, 13

 МБУК «Публичная библиотека» Новоуральского городского округа

 Отдел специализированных фондов

 телефон: (34370) 9-06-60

 e-mail: iskpbngo@ya.ru

 Web-сайт: http://www.publiclibrary.ru


В избранное