Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум вып.210607


*
К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии на одну книгу, один фильм, один музыкальный CD
от группы профессиональных читателей/зрителей/слушателей.
Честно, эмоционально, лаконично.]

выпуск 210607

книга
Митч Каллин
“Страна приливов”
CD
Laibach
“Volk”
кино
BBC (3)
“Подземка”
Реж. Люк Бессон

книга

Митч Каллин
“Страна приливов”
Пер. с англ. Натальи Масловой
СПб.: Азбука-классика, 2006

“Стильное письмо. Идеальное чувство ритма. Светлая грусть. Натуральное волшебство. Черный юмор. Высочайшего класса ручная работа в наш век массовой штамповки. Яркие образы чередой выплескиваются с каждой страницы и как живые стоят перед глазами”.  (Режиссер Терри Гиллиам)
Лично для меня поводом для прочтения послужила рекомендация знакомого, который не читал, но уже посмотрел фильм. Он сказал, что круче “Страха и ненависти в Лас-Вегасе”. Но я, так получилось, прочитал раньше, чем посмотрел фильм, который и на DVD уже есть, и в кинопрокате прошел, и даже на телеканале RenTV показали. И вот тут, конечно, запускается тот неразрешимый культурный конфликт: что лучше – сначала посмотреть, а потом почитать, или наоборот? Я, например, не могу представить, что бы  было, если бы сначала все-таки посмотрел. Фильмом, к сожалению, разочарован – получился какой-то конспективный, эскизный, лишенный, простите за штамп, духа. А книга, конечно, бешеная. Такую пропустить нельзя.
 

Антон Синеедов

CD

Laibach
“Volk”
2006

Граждане государства NSK – “Новая Словенская Культура”, насколько я понимаю, выпустили новый альбом под названием “народ”. К энэсканцам я несколько охладел после личного с ними общения. Ну, правда, как-то я расстроился, когда мне в лицо было сказано, что музыканты группы “Лайбах”, в принципе, сами ни на чем не играют и поют тоже так, от случая к случаю. Что они осуществляют непосредственно сам творческий процесс. А звуки издают компьютеры и сессионные музыканты. Сначала расстроился. А потом привык. Ну и что? Зато само существование “Лайбах” повергает в смятение. Зато слышишь (видишь) на сцене и на экране людей, которые думают о том, чем занимаются. В современной музыке это большая редкость. Курехин, Гребенщиков – кто еще может внятно сказать, чем он занимается? Курехин, впрочем, тоже уже не может. Пластинка “Volk” – логическое продолжение всей Лайбах-истории. Четырнадцать музыкальных номеров сделанных на основе государственных гимнов четырнадцати государств – Германии, Америки, Англии, России, Франции, Италии, Испании, Израиля и так далее. Государств, которые активно играют на мировой политической сцене. Песни – если это можно называть песнями – грустные и тревожные. После техно-музыки “Wat” – предыдущей пластинки Лайбах, они кажутся даже спокойными и какими-то комфортными. Однако посыл, который есть в любом альбоме группы, как всегда революционен, разрушителен как для массовой культуры, так и для мироустройства в целом. Равно, как и цитаты, вынесенные в буклет. О том, что поп-музыка – это искусство для овец (читай – баранов), “Лайбах” говорили и прежде, теперь они говорят о проблемах языка. В частности, английского. “Если артист не говорит по-английски, это не артист”, – например. “Битлз и Стоунз были мощнейшим оружием колонизации мира, мощнее, чем все корабли Британской Империи”, – например. И так далее. Слушайте “Лайбах” и читайте “Лайбах” – будет интересно. Альбом “Народ” (Volk) – то не просто поп-пластинка, равно, как и “Лайбах” – не просто музыкальный ансамбль. И еще – четырнадцать гимнов, то есть, вещей, к которым мы привыкли относиться как… Ну, к иконам, да? К сакральным вещам, к звукам, имеющим какое-то неземное происхождение. Или надземное – несмотря на Михалкова и кого угодно еще – сам по себе гимн редко воспринимается как музыка и слова. “Лайбах” же показывают нам четырнадцать очень хороших, мелодичных я ярких, но ПОП-ПЕСЕН. Показывают то, чем гимны эти, на самом деле являются – очищенные от шелухи, от всего лишнего, от объяснений и притянутых за уши смыслов. Отличные поп-песни, под которые весь мир просыпается, выбирает президентов, голосует, начинает спортивные соревнования. И войны тоже начинаются под поп-песни. В общем, есть над чем задуматься.

Алексей Рыбин

кино

BBC (3)
“Подземка”
Реж. Люк Бессон, 1985

В восьмидесятые эту троицу называли “Би-Би-Си”, по первым буквам фамилий (Besson-Beineix-Carax). Не потому, что у них было много общего, просто казалось: во французском кино не осталось никого, кроме них. Общим было время, стиль, прозванный “необарокко” или “новая новая волна”. И герои – молодые отщепенцы, маргиналы, слишком хрупкие, чтобы ждать от мира приязни. Достаточно безумные, чтобы первыми повернуться к нему спиной, “фрики”, которых доселе в кино не было.

“Подземка”
Реж. Люк Бессон, 1985

Фильм, снятый в стиле “барокко-н-ролл” (термин Бенекса), столь же пустой, сколь и обаятельный, здесь пустота и легкость – синонимы. У него есть эпиграф из трех строк: “To be is to do (Socrate). To do is to be (Sartre). Do be do be do (Sinatra)”. Герои живут в ритме “ду-би-ду-би-ду”, обретя свою фантастическую свободу в туннелях и переходах метро. Англад играет у Бессона Роллера, который мчится на роликах по эскалаторам, попутно выхватывая сумочки у зазевавшихся дамочек. Фред (Кристоф Ламбер) бомбит сейфы богатых буржуа, где ему не нужно из украденного ничего, разве предлог познакомиться с Еленой (Изабель Аджани). Елена бросает богатому мужу – “С тобой я задыхаюсь”, предпочитая воздуху гостиной воздух подземки. Банду маргиналов из метро ловят полицейские с прозвищами Бэтмен и Робин. Герои и без того похожи на персонажей комикса, зрелище условно. “Ты ходишь в кино? – спрашивает Елена, наставляя на Фреда пистолет. – Тогда руки вверх!”

По поводу “Би-Би-Си” сами фигуранты высказывались скептически. “Я вырос на театральной культуре и психологии, – говорил Бенекс, – а Бессон – человек, воспитанный на физкультуре в средиземноморских спортклубах”. “Бенекс и Бессон? Никогда с ними не встречался! Это все ваши журналистские штампы”, – вторил Каракс. Но дух времени пометил всех троих, и если кино – наша общая память, то в этой памяти теперь трудно их разделить.

Татьяна Алешичева

Здесь можно ознакомиться с журналом, для которого мы пишем.

5-ый чемпионат мира по футболу среди бездомных

sms-журнал Художественный №
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Короткие текстовые сообщения,
_ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _мысли
_ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _об искусстве,
_ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _творческом процессе
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _питерских актуальных художников.


В избранное