Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум вып.270707



*

К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии на одну книгу, один фильм, один музыкальный CD
от группы профессиональных читателей/зрителей/слушателей.
Честно, эмоционально, лаконично.]

выпуск 270707

Этот выпуск не-форматный. Рецензий не будет.
Будет опрос современных петербургских художников на тему,
актуальную во всех видах искусства.

Вопрос от Алексея Варсопко: «Возможно ли, чтобы в процессе дискуссии кто-то мог вас переубедить и, в итоге, изменить на обратную вашу оценку относительного какого-то произведения искусства?»

Валерий Мишин, 68, художник, писатель, поэт: Такие случаи бывают, но я это разношу во времени. Это не может быть прямым следствием разовой аргументации. Это результат не одного часа и даже не одного дня. На это затрачивается значительно больше времени. Иногда годы. Даже десятилетия. Вот, например, сейчас я вспомнил Ротко и Хуана Грисса, кубиста, полуабстракциониста. Мне раньше Грисс больше нравился своей системностью, своей уравновешенностью, чем “расхлябанный”, “раздрызганный” Ротко. Хотя мне говорили, что Ротко не хуже. Но вот прошли годы, и не то, чтобы аргументация чья-то меня убедила, а сама жизнь так складывается, мои эстетические критерии меняются, и я сейчас ощущаю, что Ротко очень хороший художник. Таких примеров можно много привести. Я, вообще, не стараюсь придерживаться одной затверженной точки зрения, потому что мы всегда находимся в каком-то социуме, в каких-то жизненных обстоятельствах, должны смотреть на мир широко раскрытыми глазами, и то эстетическое чувство, которое сидит в нас, оно не всегда может быть верным. Надо постоянно сравнивать, анализировать. Мне кажется, это неправильно, когда делят только на да или нет.

Андрей Чежин, 47, фотохудожник: На самом деле эта тема довольно интересная. Правда, сейчас я не могу вот так сразу вспомнить ситуацию, чтобы мне вот так откровенно что-то нравилось или не нравилось, и меня бы кто-то убедил в обратном. Вот если говорить о “Черном квадрате” Малевича, который мне безоговорочно очень нравится, то с кем бы я ни разговаривал, какие бы мне веские аргументы ни приводили, вроде того, что все это плохо, это может нарисовать ребенок, все равно остаюсь на своих позициях. Могу еще рассказать про свой объект. Лучше это, конечно, видеть, но попробую на словах. У него одна деталь была неподвижной, и я объектом был очень доволен, мне все нравилось, но пришел Володя Козин, посмотрел и сказал: “А ты бы вот эту детальку на петельку бы поставил, чтобы она отгибалась…” Я сначала: “Нет, что ты!..” Какие-то мне негативные ассоциации пришли в голову. А через неделю сделал – и был доволен. И Козину спасибо сказал.

Игорь Лебедев, 41, фотохудожник: Я не могу вспомнить, чтобы меня кто-то пытался в чем-то переубедить. Скорее всего, чаще я сам себе пытался отвечать на вопрос, хорошее это искусство или плохое. И это достаточно серьезный и тяжелый вопрос. Что-то, бывшее хорошим, через какое-то время становилось плохим.

Юрий Никифоров, 45, художник: Человек я спортивный, и меня ломом не перешибить. Какое мнение у меня сложилось, такое и остается.

Владимир Козин, 54, художник: Я помню, купил книжку «Кризис безобразия» Лифшица и еще кого-то, вышла такая в шестьдесят восьмом году. Там ругали модернизм. Были чудовищные черно-белые картинки, штук пятнадцать всего лишь. Текст был, понятно, соответствующий. А я же был воспитан на искусстве передвижников, сам собирал, увлекался, люблю до сих пор. И вот я стал читать эту книжку, и у меня от обратного возник интерес. Я с большим интересом рассматривал эти ужасные иллюстрации, так еще в лупу нельзя было смотреть, потому что лезли растры... И так сформировался серьезный интерес. И часто бывали такие ситуации.
К сожалению, бытует такое мнение, что вот искусство, оно да, воспринимается душой и сердцем, чем угодно. Но искусство, как любая область человеческого творчества, духа, оно тоже нуждается в определенном воспитании восприятия, понимании воспитания чувства восприятия, и поэтому художник должен постоянно воспитывать в себе это чувство понимания. И я к новому отношусь не с недоверием, а с любопытством, интересом, и то, что мне не понятно и не нравится, спустя какое-то время может начать нравиться, если я вижу в этом какую-то последовательность. Не просто какой-то мыльный пузырь, а действительно есть какая-то серьезная тема, проблема. Я это начинаю воспринимать как искусство, как серьезное произведение.

Здесь можно ознакомиться с журналом, для которого мы пишем.

26 июля в Лондоне открылся фестиваль бездомного искусства
Ten Feet Away.
Россию на нем представляет творческий коллектив уличного журнала
«Путь Домой»

Социально-информационный проект Ключи от дома
Истории о том, что позволяет нам сохранить свой дом

Бездомное Радио: интервью с чемпионом мира и России по бездомному футболу
Вячеслав Шелаевский о футболе и жизни
Голос чемпиона


В избранное