Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум вып.091207


*К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии на художественную продукцию.
Честно, эмоционально, лаконично.]

выпуск 091207

1 прочитанная книга
Майкл Фрейн
"Шпионы"
1 кино
"4 месяца, 3 недели, 2 дня"
Реж.Кристьян Мунджу (Румыния)
1 недочитанная книга
Элизабет Джордж
"Обман"
(2 серия)

 1 прочитанная книга
Майкл Фрейн
"Шпионы"

Пер. с англ. Инны Стам
М., "РОСМЭН", 2003
Серия "Премия Буккера: избранное"

"Лондонское предместье, начало 1940-х. Два мальчика играют в войну. Вообразив, что мать одного из них - немецкая шпионка, они начинают следить за каждым ее шагом. Однако невинная, казалось бы детская игра неожиданно приобретает зловещий поворот:" (из аннотации)
Хороший образец т.н. "психологической прозы", сильного, не побоюсь такой оценки, писательского мастерства. Читатели, любящие тонкие нюансы, сложные картины человеческих отношений, останутся довольны. Те же, которым ближе динамичный сюжет, вынуждены будут "психологию" пробегать глазами. К сожалению, оптимального компромисса между серьезностью и темпом автору достичь, на мой нетерпеливый взгляд, не удалось.
Читатель искушенный с первых же страниц поймет, что все не только не так, как считают мальчики, но и поймет, в чем не так, и, как в классическом детективе, будет искать вариант правильного решения среди описываемых автором реалий. Ответ найдет быстро - неожиданностей не будет. Но и задача романа, наверно, все-таки не в том, чтобы закрутить интригу, а в том, чтобы, как пишут в серьезных рецензиях, "показать богатую палитрой картину взросления мальчиков и открытия ими противоречивого мира взрослых". С этой задачей Фрейн справился.
Серьезная претензия избалованного читателя к параллельному плану повествования: в одном слое - впечатления мальчика, в другом - его же ощущения и воспоминания по местам событий через 60 лет, - вот эта художественная условность, когда на страницах присутствует герой, который на самом деле все знает, но почему-то не хочет делиться информацией, должна быть на уровне ООН признана антигуманной. Что за детский сад, честное слово!

А.В.

1 кино

"4 месяца, 3 недели, 2 дня"
Реж. Кристьян Мунджу
В ролях: Анамария Маринка, Алура Василиу.
Румыния, 2007
"Золотая пальмовая ветвь" МКФ в Каннах, 2007

Отсмотрел в кинотеатре, при довольно большом для серьезного и при этом не культового фильма стечении публики. Это, чего там, приятно порадовало. Зрители вели себя прилично, тихо, мобильные телефоны молчали (так бы и сказал, что Высокое Искусство обязывало, но сдержусь), а в конце сеанса даже были аплодисменты.
Если описать впечатления коротко, то я в полном восторге. Вот просто - восхитительно! Не про всякое, даже очень хорошее кино скажу, что посмотрел бы еще раз, но "4 месяца:" как раз тот случай - чтобы еще раз окунуться в очарование фильма, понять, как, черт возьми, это было сделано!
Режиссура выше всяких похвал, игра актеров и вообще! Замечательная камера! Великолепная работа художника-постановщика!
О сюжете. Румыния, 1987 год, то есть как бы уже закат. Молодая студентка, залетев (это не мое определение, а характеристика из фильма), решает сделать аборт, а так как в Румынии они запрещены, то это надо сделать нелегально, в чем ей помогает ее подруга, главная героиня. Вместе они проходят через цепь разнообразных испытаний, отражающих всю палитру человеческих взаимоотношений - от глупости и жесткого цинизма до любви и безответной преданности. Усиливает драматизм и напряжение то, что у главной героини есть свой парень, отношения с которым таковы, что вот бери и снимай сиквел - но не надо.
Можно до хрипоты спорить насчет художественности фильма (для меня лично это в хорошем смысле эстетское кино с множеством формальных ходов и удач), а также насчет того, что такое, вообще, "художественность", но в том, что одной из основных характеристик "4 месяцев:" будет реалистичность, сомнений нет - некоторые сцены просто поражали своей правдой жизни, причем осознание этого, понятно, наступало уже потом, когда слияние с происходящим на экране проходило, после того как перевел дыхание. Из-за этого, кстати, и хочется посмотреть еще раз, чтобы снова пройти через этот невероятный эффект.
"4 месяца:" можно рассматривать как социальную критику и даже "приговор человеконенавистническому режиму", но, на мой взгляд, фильм намного глубже - как и в любом талантливом кино, сюжет лишь повод для обобщения, которому не нужна конкретная привязка к месту и времени.
Есть зрители (лично знаю таких), которые считают подобное кино "тяжелым", типа, "в жизни и так много мрачного". Таким зрителям скажу: "Не ходите на это кино - не портите настроение себе и тем, кому фильм понравился".

Ал. Вар.

1 недочитанная книга
Элизабет Джордж
"Обман"

Пер. с англ.Ю.Вейсберга
М., "Иностранка", 2007
Серия "Лекарство от скуки"

Вторая серия
Напоминаю, что я делюсь впечатлениями от чтения романа, которые делю на порции по причине непомерного объема книги - 900 страниц.
Сейчас я на 352-ой, за неделю одолел 220, что довольно много для книги, которую читаю дома. Параллельно - беру с собой, когда еду куда-нибудь, - читаю "Пропащего" Кобена, книгу более увлекательную, сразу признаюсь. Тоже детектив, поэтому многие линии накладываются друг на друга, рождая забавные ощущения ("Подожди-ка, - говорю иногда себе, - а это было в той или в этой книге?"). Но о "Пропащем" в следующих выпусках.
Еще напомню о сюжете "Обмана". В небольшом английском городке на побережье жестоко убили пакистанца, который приехал недавно, чтобы жениться на дочери тоже пакистанца, у которого своя фабрика и который хочет, чтобы в перспективе его дело перешло в надежные руки - своему. В городке на почве убийства могут возникнуть расовые беспорядки. Расследование ведут две женщины, обе штатные полицейские, англичанки, одна из которых постоянная героиня романов Элизабет Джордж. В связи то ли с тем, что я мужчина, а потому меня никак не трогает "женский" взгляд на вещи, то ли потому что мне сильно не хватает юмора либо иронии, то ли просто потому, что автор не обладает нужным мастерством, но обе героини мне совершенно не симпатичны, точнее, никак.
По-прежнему не скажу, что книга меня затягивает - читательские ощущения все время на грани бросить читать, "если в ближайшие несколько страниц эта муть не прекратится", но как-то выруливается.
По-прежнему автор убеждает, что она не сестра таланта - нагромождает подробностей, которые не придают убедительности и как бы фотографичности происходящего, а лишь замедляют темп. Я прочитал уже треть книги, а можно сказать, что так ничего и не началось - по-прежнему идет такое разворачивание фактов, выяснение подробностей. Действия практически никакого, за редким исключением, когда всплывающие в ходе расследования факты требуют реакции лиц, для которых они нежелательны. Появилась, правда, надежда, что размах реакций будет увеличиваться - некоторые поначалу вроде бы не связанные с собой сюжетные линии начинают соединяться.
По-прежнему герои мучаются от жары, которая из-за своей авторской навязчивости и литературной заштампованности поначалу меня бесила, а позже я махнул рукой, но бестактные герои продолжают мучиться. Предполагаю, что большой "находкой" для автора будет момент, когда "с моря задует прохладный ветерок", а потом, дабы создать нужный фон для кульминации, и что-нибудь посерьезнее.
Прокололся я с романтической линией - думал, что у главной героини завяжутся отношения с одним пакистанцем, но нет. Впрочем, время еще есть.
К достоинствам романа, к причинам, почему его можно читать, я бы отнес подогревающуюся интригу - Джордж вводит все новых героев (появилась даже парочка геев), и все они в какой-то степени были заинтересованы в смерти несчастного. Но, к сожалению, задача выявить среди них настоящего преступника передо мной, как читателем детектива, не стоит - интуиция подсказывает мне, что настоящие улики, которые укажут на истинного преступника, будут вскрыты под конец, как бы неожиданно. Согласитесь, если это действительно будет так, то это весьма унизительно, да?
Конец второй серии

Алексей Варсо...

ПОМОГИТЕ родителям найти сына -
МЕРИНОВА АЛЕКСЕЯ ВАЛЕРЬЕВИЧА, 1997 года рождения,
пропал 18 февраля 2007 г. в г. Липецке.
[подробная информация, фотографии]

13 декабря. Государственная Капелла Санкт-Петербурга. Концерт и выставка, посвященные бездомным.

х у д о ж е с т в е н н ы й___н о м е р___12
смс-творчество питерских художников

В избранное