Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум


*К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию.
Честно, эмоционально и лаконично.]

выпуск 180108

1 кино
«Запределье»
реж.Тарсем Сингх
1 книга
Уильям Сатклифф
«Дурное влияние»
1 книга
Беатрис Отто
«Дураки: Те, кого слушают короли»

 1 кино

«Запределье»
Реж. Тарсем Сингх
Великобритания-США-Индия, 2006

Пошел на этот фильм, потому что увидел интересный ролик, потому что узнал, что именно этот режиссер снял "Клетку" (2000), кому-то, возможно, известную по тому факту, что в ней снялась Джениффер Лопес, кому-то запомнившуюся потрясающими визуальными образами (при этом о чем фильм, уже и не вспомнить).
"Запределье" (The Fall) очень понравилось.
О сюжете: каскадер, лежащий в больнице с травмой после трюка и переживающей из-за безответной любви (из-за которой и решился на безумный трюк), хочет покончить с собой, но, парализованный, не может - хочет воспользоваться помощью маленькой девочки, которая лежит в этой же больнице и которой рассказывает сказку, а когда она требует продолжения, он начинает ею манипулировать в своих целях... Это только как бы зачин, потому что основное содержание фильма - это визуализированные фантазии девочки на основе сказки каскадера. Зритель видит, как реальность, которая окружает девочку и каскадера, отражается в сказке. Сама сказка так себе, главное - та потрясающая визуальная роскошь, которую творит режиссер со своей командой.
К сюжету, к плану повествования, к психологии персонажей, к логике рождения тех или иных картин (почему они именно такие) в фильме много претензий, но Красота (иногда, буду откровенен, "глянцевая"), невероятная изощренность и смакование деталей, вызывающая сильное уважение требовательность к осмысленности картинки, эмоционально пробивающий финал делают "Запределье" шедевром, который киногурманы не должны пропустить.

1 книга

Улиям Сатклифф
«Дурное влияние»

М., «Фантом-Пресс», 2006

«Новая книга Уильяма Сатклиффа, непревзойденного рассказчика, остроумна и страшна одновременно. Сатклифф рассказывает о том, как будничные ситуации, в которых оказывается каждый человек, могут обернуться трагичными и волнующими приключениями. Эта книга – о первобытной борьбе за власть, лежащей в основе всех человеческих взаимоотношений, как детских, так и взрослых. «Дурное влияние» – самый глубокий из всех романов Уильяма Сатклиффа». (из аннотации)
Спорить или опровергать аннотацию в это раз не буду – полностью согласен. Единственно, не могу сказать про все романы писателя, так как читал только один. Но то, что этот глубокий, несомненно. Уже – как показательная реакция – прикупил еще один роман. Купил бы и второй, но его не оказалось в наличии – раскупили, эх!
«Не книга, а настоящий сгусток энергии, смеха и ужаса. Все, кому понравились «А ты попробуй» и «Новенький», будут в полном восторге» («Times») – еще одна цитата (с последней страницы обложки), с которой соглашусь.
О чем книга и для кого она? О том, каково это быть подростком, что творится у него в голове и в душе, с каким трудом он выстраивает отношения с окружающим миром и каково ему, когда его с таким трудом выстроенный порядок рушится. Для тех, кто пережил этот период и помнит, какой это может быть ад. И для тех, кто до сих пор тянет за собой груз возникших тогда и нерешенных проблем. (Кто считает, что у него с этим все нормально, пусть хорошенько поскребет себя.)
И еще эта книга для тех, кто любит, когда написано смешно, иронично, тонко, остро, наблюдательно. Книгу сопровождают, как говорит молодежь, прикольные рисунки-схемы-графики, иллюстрирующие картину мира главного героя.
В общем, попадание в «десятку»!

1 книга
Беатрис Отто
«Дураки: Те, кого слушают короли»

Пер. с англ. З.Фиалковского; пер. с англ. и кит. К.Хмелевского
СПБ.: Азбука-классика, 2008

«Б.Отто рассказывает о своем открытии: придворных шутов во все времена держали не только в Европе, но и во всем мире. И даже дурачились в разных странах шуты одинаково. Читатель путешествует по королевским и императорским дворцам Индии, Китая, Европы и встречается со знаменитыми шутами, многие из которых хоть и прикидывались дураками, но были на самом деле куда умнее своих правителей. Страницы этой книги пестрят историями и анекдотами о Ходже Насреддине, Уленшпигеле, Шико, Трибуле, китайских и многих других шутах, чьи имена у всех на слуху и по сей день». (из аннотации)
Серьезное исследование феномена шутовства в различные исторические периоды и в различных культурах. Кто и почему становился шутом; чем шут отличается от актера; почему шут обязан быть актером, а вот последнему не обязательно (и не надо по ряду причин) становиться шутом; какое место шут занимает в деспотической вертикали власти; насколько желание иметь шута есть прихоть или настойчивая необходимость для власть имущих (учитывая универсальность этого феномена для времен-культур); почему нежелающие шутить сами оказываются в дураках; и т.д. Книга обладает тем важным достоинством, что не только отвечает на существующие вопросы, но и ставит новые – заставляет думать. Я вот сразу начал чесать репу (свою): а у нас, в России, кто сегодня выполняет эту роль? И отчаявшись найти ответ, сильно загрустил по этому поводу. Все-таки общество, которое не может позволить себе смеяться над собой, – сейчас открою Америку, приготовьтесь – нельзя назвать крепким, сильным, здоровым. Не может быть и такого, чтобы смеялись над ограниченным кругом тем (количество юмора в наших СМИ зашкаливает, но какого?). Это противоестественно. В любом случае – неоднозначно. И уж точно – очень печально.
Читать «Дураков» интересно: помимо множества сведений о шутах, культурологических фактах, действительно много смешных, мудрых и остроумных историй – как говорится, и посмеяться и поразмышлять. Расширить свои познания. Сломать стереотипы. В общем, куча плюсов.
Но не обойтись и без минусов.
Багаж знаний Беатрис Отто впечатляет, но слишком она увлекается, и вываленная на читателя информация, хоть и поделена на главы/подглавки, зачастую размыта, не конкретизирована. Бывает так, что история, приводимая в качестве примера, сама по себе интересна, а вот каким боком она привязана к раскрываемой теме, надо еще уловить.
Не люблю я еще, когда в качестве эпиграфа, например, к главе используется пространная цитата, да еще с мутным смыслом или кучей смыслов, не говоря уже о том, что таких эпиграфов-цитат из разных авторов может быть несколько: тут одного пока разгадаешь, голову сломаешь, а тут еще и другой, не менее туманный, а надо их к тому же совместить, так как это все имеет отношение к начинающейся главе… Но глава сразу начинается с подглавы, у которой – мама! – свои эпиграфы… Что ж, одарили «Дураки» меня, дурака, важной культурологической информацией: есть, оказывается, такие авторы, которые считают, что эпиграф – знак серьезности произведения, а потому, чтобы стать очень серьезным, нужно много эпиграфов.
Понятно, конечно, что жанр non-fiction требует соответствующего формата, структуры, но книга получилась какая-то, на мой взгляд, все-таки чрезмерно наукообразная: цитаты приводятся в переводе и параллельно на языке источника (в случае с китайскими – иероглифами!); большУю часть книги занимает справочная информация (именной указатель, библиографический каталог на английском и на русском, таблицы), интересная только, как мне кажется, специалистам.
Однако книга явно не заслуживает, чтобы в рецензии на нее уделялось столько же внимания недостаткам, сколько достоинствам. Последних значительно больше.

Благотворительная акция по сбору продуктов питания и одежды для бездомных (Санкт-Петербург, Тольятти, Мурманск, Петрозаводск, Новодвинск, Владимир)
Пожалуйста, будьте великодушны к тем, кто не имеет то, что есть у вас...

Арт-Процессор:

В избранное