Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.25.07.08


*
К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]
социально ответственный выпуск 25.07.08

1 фильм
«Бомж»
производство: Украина, 2006

 1 фильм
19 июля, суббота, Первый телеканал, 21.20
Художественный фильм «Бомж»
Украина, 2006 г., драма.
Реж. А.Бенкендорф.
В ролях: С.Романюк, С.Астахов, М.Яковлева, Н.Лукеичева.

Сюжет: У 60-летнего Николая Фролова долгие годы счастливого супружества, работа, которой отдано полжизни, и уважение окружающих остались в прошлом. Его настоящее – ночевки в подвалах жилых домов, безденежье, голод и прочие неприятности.
(анонс из газеты «Новости Петербурга», 15 июля 2008)

[кадры из фильма]

Фильм посмотрел и сравнил Алексей Варсопко

Посмотреть фильм с таким названием и сюжетом, показанный по главному телеканалу страны, в выходной день в прайм-тайм, должен был бы каждый, кто интересуется общественными представлениями о бездомных (для тех, кто не смог посмотреть, ниже подробный пересказ сюжета).

Краткая оценка художественных достоинств

Это малобюджетное кино со слабой актерской игрой и шаблонными сюжетными ходами, основанными на использовании массовых стереотипов. Серьезно разбирать психологические портреты героев, мотивы их поступков – делать честь этому фильму. Целевая аудитория, по всей видимости, – непритязательная публика, любящая сентиментальные драмы про «простых людей». Предполагаемый вывод такого зрителя от просмотра – «вот ведь как пострадал хороший человек».

Подробный пересказ сюжета

Действие фильма, судя по форме сотрудников правоохранительных органов, номерам машин (единственным географическим приметам), происходит на Украине. Время действия, судя по дате смерти на могильной плите жены главного героя, – 1995 год и, соответственно, 2003-ий. Дополнительная деталь времени действия – все эпизоды происходят летом (предположительно, одним и тем же).

Николай Иванович Фролов, 60 лет, представительный и спокойный мужчина с грустным взглядом, работает в каком-то институте с техническим уклоном. С одной стороны, работник вроде бы очень ценный (все бегают к нему советоваться и относятся с уважением) и серьезный (выговаривает за легкомысленность своему нерадивому помощнику), но не пробивной; с другой – злым людям из «совета директоров» ничего не стоит его сократить и поставить на его место «чьего-то сынка». Николай Иванович гордо уходит. С горя в одиночку в кафе напивается.

Дома его ждет его больная жена, с которой он «без ссор» прожил 20 лет. Детей нет. Жена больна серьезно – регулярно вызывается «скорая».
В ожидании Николая Ивановича жена и пожилая соседка, зашедшая по просьбе Фролова ее проведать, называют его «золотым мужиком».
Родственников и друзей, кроме пожилой соседки, нет (причины не объясняются).

У Николая Ивановича в далеком прошлом был еще один брак, от которого дочь. Но потом был развод, так как жена не вытерпела, что семье Фролов предпочитал работу. Дочь после этого главный герой больше не видел (причины этого не объясняются). Но фотографию и яркие, но однообразные воспоминания (маленькая улыбающаяся девочка вместе с мамой среди травы в поле ясным летним днем) бережно хранит.

Изрядно выпивший, но крепко стоящий на ногах Николай Иванович едет на трамвае домой. В ларьке на остановке решает купить сигарет «Прима» (важная деталь для характеристики «простого человека»). Тут его заприметил молодой человек с лицом «отрицательного персонажа», который подсмотрел, что в бумажнике у Фролова пачка крупных купюр.

На подходе к дому Николая Ивановича избивают и грабят. Избитый и пьяный, главный герой входит в свою квартиру. Жена, увидев его, хватается за сердце… Лекарств в доме постоянно болеющей женщины и «золотого мужика» нет (к этому моменту еще реагируешь болезненно на нелепости сюжета), поэтому Фролов бежит в аптеку. Она закрывается ровно перед его носом. Не сумев убедить молодую аптекаршу, раздраженную предыдущей посетительницей и спешащую на свидание, Николай Иванович впадает в отчаяние. Видит кирпич – бросает и разбивает стекло в аптеке. Тут его хватает наблюдавший со стороны за развитием сцены милицейский патруль.

Получив объяснения, что у него дома плохо с женой, милиция едет проверять. В квартире на полу лежит уже умершая жена. Типаж «жирный негодяй в погонах» виновным в ее смерти называет Николая Ивановича, за что Фролов кидается на него, тот ударяется… виском об угол стены.
Фролов, хотя из уст следователя и прозвучала фраза «хороший же мужик», за убийство сотрудника при исполнении получает 8 лет.

Что происходит с героем в тюрьме, в колонии, не известно, так как следующая сцена – это уже как он (совершенно не изменившийся внешне, только немного поседевший, и получивший в дополнение к своему костюму деталь в виде котомки за плечом) выходит на свободу.

В его прежней квартире живет другая семья. Знакомая соседка рассказывает Николаю Ивановичу, что жену они похоронили, называет место.

На могиле жены Николай Иванович знакомится с проходящим мимо бездомным Серафимом – доброжелательным молодым мужчиной с большой полиэтиленовой сумкой, в потертой одежде и рваной обуви. Серафим, узнав подробности, предлагает Фролову помянуть жену. Мужчины обсуждают жизнь.
Николай Иванович дарит Серафиму отличные крепкие мужские сапоги. Серафим приглашает его идти с ним. «Чего ты будешь один…»

В беседке, где обитает группа бездомных (на роль некоторых из них были выбраны, по всей видимости, и реальные персонажи с характерной внешностью), Николаю Ивановичу почему-то резко становится плохо – у него жар, начинает бредить. Серафим («имя ангела», по его же словам) решает доставить его к своей знакомой – хорошей, тихой женщине, которая влюблена в него и у которой есть квартира. Женщина, видно, давно уговаривает Серафима прекратить свои скитания и жениться на ней. Серафим уговаривает ее поухаживать за Фроловым.

Через некоторое время сердобольная женщина устраивает выздоровевшего Фролова на работу «чинить сломавшуюся скамейку во дворе» с предоставлением ему жилья в подвале-дворницкой. Работящий, хозяйственный Николай Иванович за очень короткое время приобретает уважение всего двора.

В один из вечеров, когда в гости «поговорить за жизнь» к Фролову приходит Серафим и они немного выпивают, во двор приходят молодые наркоманы. В отсутствие Николая Ивановича, ушедшего к одной старушке чинить ее старенький телевизор и запершего в подвале уснувшего Серафима, наркоманы, желая острых ощущений, поджигают дверь подвала и убегают. Серафим гибнет. Приехавшая милиция обвиняет Николая Ивановича.

Спасает Фролова его благодетель – местный богатый – мужчина средних лет, адвокат по профессии. Он, его жена и их маленькая дочка очень хорошо относятся к Фролову.

В ответ и Николай Иванович им помогает – вспоминая свой негативный опыт, спасает добрым советом их семью от разрушения, так как жена адвоката сильно недовольна тем, что муж и отец «забыл семью».

На следующий день адвокат с семьей уезжают на дачу, а Николаю Ивановичу (который им признался, что «мне теперь в жизни нужна только работа») отдают ключи от квартиры, чтобы он пришел и починил краны.

Придя чинить краны и почему-то оставив входную дверь нараспашку, что настораживает соседку, которая знает, что хозяева уехали на дачу, Николай Иванович замечает фотографию на полке – это же его дочь! Он начинает рыться в поисках новых фотографий – за этим занятием его застает вызванная соседкой опергруппа. Фролов не в силах доказать, что все не так, как им кажется, – и у него сердечный приступ.

В реанимации его спасают, и вскоре к нему в палату входит все понявшая (ее девичья фамилия – Фролова, а в личных вещах Николая Ивановича ее фотография) жена адвоката: «Папа!..»

Важные социально-художественные характеристики сценария и сюжета.
Параллели с фильмом «Бомжиха»


После выхода из мест лишения свободы Николай Иванович не обращается ни в какие социальные органы. Живет по справке об освобождении. Вопросов о получении других документов ни у кого в фильме не возникает.

Герой «Бомжа» Серафим – бездомный «по личному выбору». Он демонстративно проповедует свободу. Задумывалось это специально или получилось невольно, но в фильме погибает именно он (в наказание за «ветер в голове»?), хотя на его месте вполне мог быть и Фролов. Которому, по законам мелодрамы, нужно дожить до заслуженного хэппи энда.

Сотрудники правоохранительных органов в «Бомже» появляются только для ухудшения ситуации главного героя.
Сотрудники «скорой помощи» всегда выполняют свой профессиональный долг, однако пример с работницей аптеки говорит о важности «человеческого фактора» в этой среде.

Адвокат вместе с семьей едет в машине и обсуждает с женой судьбу Николая Ивановича.
– Он же бомж.
(жена) – Да он и на бомжа-то не похож.
(дочь) – Мама, а кто такой бомж?
(жена) – Это человек, которому негде жить. И виноваты в этом плохие люди.
(дочь) – А почему люди такие злые?
(жена) – Не знаю.

Никто из главных и эпизодических персонажей фильма не задается вопросом – кто должен решать вопрос предоставления жилья людям, оказавшимся на улице?..

Несмотря на наивность сценария, в фильме отражена реальная причина бездомности – отсутствие связей с родственниками и друзьями. У Николая Ивановича – по непонятным, повторюсь, причинам – их нет.
Показательно, что в той же ситуации оказывается и главная героиня российского фильма «Бомжиха» (2007 г.), которая, оказавшись без жилья, остается один на один со своей бедой.

В обоих фильмах способом избавления от бед для бездомного оказывается помощь богатого благодетеля.

В обоих фильмах главные герои – работящие, добросовестные люди, без в/п. Это, по всей видимости, важно для авторов подобной художественной продукции для создания контрапункта – драматической игры противоречиями: с одной стороны, социальный маргинал; с другой – такой же, как все, а то и лучше (что только усиливает драматический эффект).

В обоих фильмах главные герои, получается, не нуждаются в социальной помощи, а всего добиваются своим трудом, добросовестностью и покладистым характером.

Названия обоих фильмов следует признать двусмысленными: с одной стороны, для привлечения внимания создателям фильма нужно эпатажное название, а зрители вполне могут сказать, что «никакие это не бомжи» (подразумевая устоявшийся стереотип); с другой – те же зрители могут задуматься, что фактически обычные люди, живущие рядом с ними, являются бездомными.

«Характерные» бездомные проходят в обоих фильмах на заднем плане.

В обоих фильмах не показано, как главные герои решают вопросы санитарно-гигиенического блока. В кадре они все время чистые и ухоженные.

В обоих фильмах не показано, как решается вопрос с оплатой их труда, устроены ли они официально или трудятся нелегально.

Оба фильма, рассчитанные на массовую аудиторию, свидетельствуют, что социальная ситуация с бездомными, их наличие, распространенность явления – по меньшей мере, знакома всему обществу. Заложенные в сюжеты драматические конфликты, которые могут строиться только на устойчивых социальных стереотипах, установках, говорят о массовости распространения стереотипов.

В тему

Режиссер Роман Качанов снимает фильм про бомжа
(газета «Твой день» № 548 от 9 июля 2008, Мария Тарасова)

Роман Качанов, режиссерскому «перу» которого принадлежат такие нашумевшие фильмы, как «ДМБ», «Даун-Хаус», «Арье» и «Неваляшка», на днях начал съемки нового фильма.

На этот раз режиссер отказался от творческого союза с Иваном Охлобыстиным, Федором Бондарчуком и другими известными персонами, фигурировавшими в прошлых картинах Качанова в качестве авторов сценария и актеров.
Творческую ставку режиссер сделал на новый роман питерского писателя Андрея Кивинова, прославившегося благодаря сценариям к сериалам «Менты» и «Улицы разбитых фонарей».
Роман называется «Псевдоним для героя» и рассказывает о том, как обычный бомж трагикомично раскручивается через СМИ до уровня криминального авторитета и как, войдя в новую для себя роль, он завоевывает власть над умами, сердцами и доходами самых уважаемых людей города.
Сценарий, над которым совместно работали Кивинов и Качанов, выполнен в жанре криминальной комедии.
– Главная идея фильма в том, какую магическую власть имеют сегодня над обществом СМИ, – поясняет Роман Качанов. – А чтобы картина получилась действительно яркой и смешной, к съемкам были подключены только «форматные» и характерные артисты: Гоша Куценко, Алексей Панин, Алика Смехова, Ольга Арнтгольц и другие талантливые актеры.
О бюджете фильма режиссер скромно умалчивает, но, судя по тому, как Роман Качанов уважает заковыристые трюки, спецэффекты и разного рода компьютерную графику, новая картина, похоже, влетит в солидную «копеечку». И уровень дорогущих Куценко и Панина только это подтверждает…

Источник: http://www.tden.ru/articles/stars/032671/


В избранное