Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.31.08.08


*
К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]
выпуск 31.08.08

1 фильм
«Кус-кус и барабулька»
Франция, 2007
1 фильм
«Кайдан»
Япония, 2007

+ арт-ссылки

 1 фильм

«Кус-кус и барабулька»
(La Graine et le Mulet)
Режиссер Абдель Кешиш
Франция, 2007


Если с кус-кусом, который много и с большим аппетитом поедают в фильме, более или менее понятно – это такая каша (какой-то замес манки и муки, что я узнал не из фильма, а из интернета), которую едят руками и к которой подается еще много сопровождающих блюд – овощных, соуса, рыбы, то вот что такое барабулька – совершенно из фильма не понятно. Из кулинарных рецептов я узнал, что это особым образом приготовленная маленькая рыбка. В фильме рыба была, ее готовили, но не назвать ее маленькой. Никто в фильме ни разу не произнес этого слова (а рыбу, сырую и приготовленную, называли просто рыбой). Секрет, почему в заголовок внесено это блюдо, не несущее никакой символической роли, не раскрывается. Одно объяснение – ох уж эти хитрые арабы!..

С кус-кусом как раз все ясно – он выражает суть, которая в том, что перед зрителем раскрывается секрет приготовления типично арабского блюда, состоящего из множества ингредиентов, главный из которых – человеческие страсти.

Рецепт создания фильмов-рецептов уже достаточно опробован кинематографом. Тут вспоминаются «Шоколад на крутом кипятке», «Шоколад», «Принцесса специй», «Жареные зеленые томаты», «Американская пицца». То есть пишем «еда», а понимаем – «жизнь», которая, чтобы получилась вкусной-интересной, должна быть… (дальше по типу того, как пишут в рецептах – добавляйте составные части по вкусу). От просмотра фильма выиграет, естественно, тот, кому этот прием еще не надоел.

Фильм очень длинный – два с половиной часа, что при благоприятном стечении факторов может стать его плюсом, так как зритель, долго въезжающий в неторопливое повествование, создающее особую атмосферу, потом не захочет с этой атмосферой расставаться. Это, напомню, при благоприятном стечении. Мне лично не повезло – мне все казалось очень затянутым и крайне неспешным (можно сказать, что я «испорчен» динамичным кино), за исключением последней 30-минутки, в которой зрителя угостят роскошным танцем живота в исполнении одной из главных героинь. Впечатление – за счет эротической составляющей этого танца – сильное.
Однако не скажу, что эта сцена стоит того, чтобы ради нее просмотреть весь фильм. Хотя бы потому, что подобные фразы – известный прием манипуляции зрителями, которых хотят заставить поверить в то, что они не зря потратили свои время и деньги.

По сюжету, «Кус-кус» – это драма из жизни многочисленной арабской семьи, живущей в портовом французском городе. Взаимоотношения между родственниками и близкими самые разнообразные, сдобренные «драматическими» острыми специями – одни ругаются, другие любят, третьи жертвуют собой ради других, четвертые плюют, пятые – того, шестые – сего. В общем, кус-кус. На вкус.

Особая черта фильма, выводящая его из разряда мейнстрима, – манера съемки и актерской игры. Во-первых, это достаточно популярная псевдо-документальность – динамичная камера с максимальным погружением объектива в бытовую атмосферу, полную множества «незначительных» мелочей, вроде разговоров за столом ни о чем; во-вторых, участие в съемках большого количества непрофессиональных актеров – типажей из вроде того что настоящей жизни: в чем-то это срабатывает – непосредственность, неумелость, брутальность их игры подкупает, а в чем-то сильно раздражает своей «сельской самодеятельностью», и режиссеру, на мой взгляд, не удалось удержаться на грани, когда еще, но не уже.

Рекомендацию по поводу данного фильма, смотреть или нет, давать легко. На помощь призову аналогию с желанием ознакомиться с какой-нибудь экзотической кухней. Хотите попробовать – попробуйте. Считаете себя консерватором, определившись со вкусами, – ешьте проверенное. А если рискнули и вам не понравилось, то всегда можно сказать, что вам стоит отведать ту же кухню в другом ресторане. Просто вот с этим у вас не сложилось.

 1 фильм

«Кайдан»
Режиссер Хидео Наката
Япония, 2007


Режиссер прославился ставшими вроде того что даже культовыми фильмами ужасов – «Звонок», «Звонок-2». Был сценаристом ужасов «Темная вода».
«Кайдан» – тоже фильм ужасов, про призраков.
Не могу причислить себя к поклонникам Накаты, но в первом «Звонке» что-то такое свежее было, а в «Кайдане» был еще обещан средневековый антураж, за который мы так ценим Японию: все эти бамбуковые перегородки, бумажные фонари, еда палочками, кимоно, деревянные шлепанцы, белые носки, немыслимые прически, и т.п.

Начинается фильм хорошо – в симпатичных, стилизованных под театральные, декорациях появляется рассказчик в национальной одежде и обещает поведать страшную историю. Разыгранный актерами зачин, в таких же продуманных, с любовью сделанных декорациях, состоит в том, что один злобный самурай задолжал добрейшему ростовщику денег и процентов с них, а когда последний стал настаивать на возврате и взывать к чести, самурай просто убил его и утопил в омуте. Но ростовщик перед смертью успел наложить на него (самурая) проклятье. Самурай покончил с собой. Такие вот взаиморасчеты. Маленького сына самурая забрал к себе его дядя. А у ростовщика остались две дочери. Проходят годы. И вот однажды в другом городе одна из дочерей встретилась с сыном самурая, и они полюбили друг друга. И из этого, понятно, не вышло ничего хорошего.
Дальше сюжет пересказывать не буду, так как очень много всего было, но что хуже – не понятно зачем (какие-то неубедительные мотивы поступков, взятые с потолка повороты сюжета). И что совсем плохо – зрителю практически с самого начала понятно, что будет, а более подготовленному все известно еще до начала фильма – по его аннотации.

Следить за действием скучно, появление призраков нисколько не пугает – такая «мрачная мистика для чайников». Играют актеры не ахти как, а про свои удачные стилизованные декорации и про рассказчика режиссер забыл, за что заслуживает соответствующего звонка на свой мобильный. От начальной, так воодушевляющей эстетики не осталось и следа – обычная реалистичная съемка на натуре. А только на костюмах, как бы ни были хороши портные, не выехать.

Тех, кто дождется финала, ожидает кровавая рубка, так как сын от отца (напомню, самурая) недалеко падает, несмотря на то, что никто его военному ремеслу не учил. Впрочем, не за логикой, понятно, надо ходить на фильмы ужасов. А за тем как раз, что заставляет забывать во время просмотра кино о логике, за тем, что отключает мозг. Но это, видно, в другой кинозал.

арт-ссылки
Симпатичная уличная живопись
http://www.6emeia.com/fotos.php

Стало известно имя неизвестного художника из Киева, автора замечательных рисунков, сделанных в 70-е
http://community.livejournal.com/art_links/1099859.html

Маленькие люди (миниатюрные скульптуры на улице) от Slinkachu
http://community.livejournal.com/art_links/1104513.html

рассылка «Человек с Бульвара (обзоры дилетанта)»
Киношные и книжные обзоры.
Пишу о том, что просмотрено/прочитано и, на мой взгляд, заслуживает внимания.
Сами обзоры еженедельно выходят уже более трех лет в рамках сайта BakuPages.com.
Присоединяйтесь, господа, присоединяйтесь
Подписаться: http://subscribe.ru/catalog/culture.news.reviews


В избранное