Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.11.10.08


 К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]
выпуск 11.10.08

1 книга
Илья Бояшов
«Танкист, или "Белый тигр"»
1 фильм
«Новая Земля»
Россия, 2008

1 книга

Илья Бояшов
«Танкист, или "Белый тигр"»

СПб.-М.: «Лимбус Пресс», 2008

Из аннотации: «Вторая мировая война. Потери в танковых дивизиях с обеих сторон исчисляются десятками подбитых машин и сотнями погибших солдат. Однако у «Белого тигра», немецкого танка, порожденного самим Адом, и Ваньки Смерти, чудом выжившего русского танкиста с уникальным даром, своя битва. Свое сражение. Свой поединок».

Сначала приведу мнение о книге моего коллеги по рецензиям Валерия, с его разрешения:

«Об авторе. Бояшов (ударение, наверное, на О; иначе было бы Бояшев) лауреат премии «Национальный бестселлер» за книгу «Путь Мури». На мой взгляд, весьма посредственную. Остальные претенденты на премию были ещё слабее.
Рекламные сведения.
1. Новый роман…– ещё более завораживающее и интригующее чтение, чем знаменитый «Путь Мури». (С обложки).
2. У нас – если отбросить околичности – появился еще один большой писатель. (Афиша).

Жанр. Хоть ты тресни, но это не роман. Повесть-фантазия на темы второй мировой войны. Написана в 2007 году. 221 страница почти карманного формата.

Сюжет. Главные герои танкист-водитель, обгоревший на 90%, Иван Иванович Найдёнов и его экипаж: Крюк наводящий и Бердыев заряжающий. Найдёнова нашли санитары в сгоревшем танке. Полностью обгоревший он в течение недели оставался жив и был признан годным к строевой после госпиталя. Силой, стимулировавшей к жизни эту головёшку, была ненависть к легендарному немецкому танку «Белый тигр» по прозвищу Призрак. Целью Ваньки Смерти было уничтожить Призрак. Всю повесть он, виртуозно владея танком Т-34 [точнее, разными, в т.ч. иностранными – прим.А.В.], гоняется за этим танком.

В книге показано существование танковых войск изнутри. Время – от Курской дуги до взятия Праги. Подробно (в тексте и примечаниях) рассказывается о технической стороне боевых машин, а также тех жертвах, которые несли советские танкисты из-за конструктивных недостатков танков и неправильной тактики ведения боёв. К концу войны наши маршалы научились воевать, переняв всё хорошее у немцев.

Впечатление. До книги Бояшова о войне я читал в романах писателей-фронтовиков. А здесь автор молодой человек. Меня удивила его объективность в описании событий. Спокойно рассказано о мародерстве и жестокости со стороны советских солдат. Что, по словам автора, было оправдано. О грубости и жестокости полководцев и о бессмысленных штурмах различных высоток, граничащих с шапкозакидательством.
Прочитав книгу, я получил объяснение, почему немцы так часто драпали (отступали). Оказывается, это была разумная тактика ведения боя. Сначала район или высота, подлежащие штурму, обстреливались артиллерией  и авиацией, а потом шла в атаку пехота. Если встречали сильное сопротивление, то немцы отступали и снова вызывали артиллерию и авиацию. И так до тех пор, пока рубеж не становился безопасным. Берегли солдат.
Наши командиры отступление считали позором.
Очень интересный факт. Когда наши войска вступили в Западную Европу, то отступающие немцы стали прятаться по сосновым лесам. Оттуда их выбивали с помощью артиллерии: стреляли по верхушкам сосен, дерево расщеплялось, а летящие щепки были более опасны, чем пули.

«Белый тигр» в книге символизирует фашизм, который, исходя из современных позиций, так и не был уничтожен советскими войсками. А Ванька Смерть – это наша армия, которая любыми доступными средствами достигала своей цели в борьбе с ним.

Чем всё закончилось? А традиционно: сначала боготворим своих героев, а потом свергаем их…

И ещё один примечательный факт: в книге ни разу не встретилось слово «фашист».

Книга мне очень понравилась.

Валерий».
(подписаться на его рассылку:
http://subscribe.ru/catalog/lit.book.news.retzenzya
http://content.mail.ru/pages/p_23702.html)


И мне книга просто очень-очень понравилась. Восторг и восхищение! Буду пробовать читать Бояшова еще. О результатах сообщу.

Добавить к рецензии Валерия особенно нечего («+1», как в таких случаях пишут в комментариях, когда от себя сказать нечего, а остается только согласиться с тем, кто уже выступил), за исключением того, что по стилю это напоминает мифы о Богах и Героях, несмотря на присутствие реальных исторических персонажей и массу страшных бытовых деталей Войны; а по напряжению и драйву – как классный триллер, от которого просто захватывает дух.

Главным героем Найденовым, тем образом, который придумал и создал Бояшов, я был очарован и сопереживал ему, как очень близкому человеку, если не сказать, как самому себе в его роли.

Это, на мой взгляд, очень сильная литература.

1 фильм

«Новая Земля»
Режиссер Александр Мельник
В ролях: Константин Лавроненко  («Возвращение», сериал «Ликвидация»),  Ингеборга Дапкунайте,  Марат Башаров.
Россия, 2008

Описание сюжета на DVD: «Во всем мире отменена смертная казнь. Тюрьмы переполнены. Все больше средств требуется для содержания осужденных на пожизненное заключение. Международные организации принимают решение о проведении эксперимента. Россия предоставляет необитаемый остров на севере, где обустраивается небольшое поселение. Туда вывозится первая экспериментальная партия заключенных из России. Им предлагают начать новую жизнь, самим устроить свое общество. Однако поселенцы начинают жить по закону «Последний – мертвый»…».

Буквально с первых кадров запахло антиутопией и глазаоткрывающим пафосом «Это же о нас, братцы!..», и чем дальше, тем пахло все сильнее и сильнее – тем морщиться и зажимать нос приходилось все больше и больше, вплоть до… нервного смеха от «честности и прямоты» создателей фильма, которые хотели удивить Правдой о Натуре Человеческой. Ой, мама!..

В общем, я так и не понял, чего хотели сказать авторы, – ведь не воспринимать же всерьез ту историю, которая происходит на экране!

Привозят преступников на остров, при этом преступники матерые и чуть что – готовы порвать всех вокруг, то есть друг друга, чем и позанимались немного на самом судне, пока их везли, но там их «успокоили». А вот на острове просто бросили на съеденье (буквально) друг другу.
Вроде бы есть буй, до которого можно с острова доплыть на лодке и подать сигнал тем, кто на Большой земле, но передатчик на буе практически сразу ломается; вроде бы за островитянами следят со спутника; вроде бы есть какая-то специальная группа, которая вроде бы проводит эксперимент (о возможностях самоорганизации людей? мужчин-преступников, осужденных на пожизненно?.. Но ведь все подобные эксперименты уже давно поставлены и только тем, кто не умеет читать и всю жизнь провел зажимая уши, неизвестно, к каким они приводят результатам). Но так как в фильме прямым текстом идеи эксперимента не проговариваются, но грустным закадровым голосом говорится о слишком большом количестве осужденных, а то, что происходит на экране, – какой-то театр абсурда и хаоса, то судить о задачах этой группы можно с большим трудом. Что-то такое таинственное – ага, Священная Каста Санитаров планеты Земля!.. Получается же, что высадили заключенных с единственной целью – чтобы они все друг друга поубивали, а если сами не смогут, то «ситуация вышла из-под контроля» и можно им в этом помочь... На мой взгляд, сюжет – сплошная надуманная нелепость!..

Поведение главного героя объяснению не поддается: то, гордый, ушедший в себя, свою личную трагедию (была счастливая семья, но погибла в авиакатастрофе, за что он перестрелял всю диспетчерскую бригаду, за что и получил пожизненное, а сам при этом летчик и, как выясняется, умеет ремонтировать самолеты разных марок), скрывается от основной массы преступников, и вроде того, что ему до них никакого дела нет, то к ним возвращается (стащить угля, так как холодает), попадает в рабство, а потом возглавляет типа-восстание и начинает учить жизни…

Время течет неизвестно как, и когда кажется, что пришла зима и всем кранты, вдруг опять возвращается лето…

От повествования, в целом, сложилось такое впечатление, что как будто экранизируют какую-то (хочется верить – авторам известную) книгу, а так как экранизировать у нас умеют только путем вырезания из источника больших кусков, без которых «и так все понятно», то логика развития сюжета отсутствует изначально.

Лавроненко сыграл обычно – нисколько не выходя из своего амплуа. То же касается и Башарова.

Никогда не понимал таланта и не подпадал под очарование Ингеборги Дапкунайте, которая играет единственную в этом фильме живую женщину… Что хорошо – роль у нее эпизодическая.

Из минусов еще специально отмечу массовые драки, которых в фильме большое количество. Курьез для «мужского кино» в том, что они совершенно не цепляют – одно-каше-образные свалки, без каких-либо свежих, оригинальных ходов. Под конец фильма уже стал их проматывать(!). Неужели доживем еще и до того, что начнут снимать так, что и спецэффекты придется проматывать?!.. Что еще на очереди – автомобильные погони?.. сексуальные сцены?.. танцевальные номера?..

Из небольшого количества достоинств отмечу натуралистичность и фактурность – костюмеры, декораторы, художники постарались. Недешево снято. Нет вот этой стерильной пустоты картинки. А тут уж если полез в воду, то вылезет отвратительно мокрым, что самому становится холодно. Если уж вывалялся в грязи, то самому неприятно. (Однако фактурность подвела, на мой взгляд, при кастинге – некоторые персонажи, конечно, выделяются брутальностью, но все эти образы на грани дурного вкуса. Впрочем, о вкусах не спорят.)

К тем же редким достоинствам – суровые северные пейзажи. Не знаю, снимали ли это на Северной земле, но места красивые, конечно. Мрачные, но красивые. Приглушенные цвета. Камни, мох, редкая зелень, ледники…Хорошее поле для разворачивания трагедии. Но не для фарса же!..

*Излишняя эмоциональность не лучшее, конечно, качество для рецензента, особенно если ее проявление вызвано личными, зачастую неосознаваемыми пристрастиями, а не объектом критики.

социальное

Мурманчане отметили День города

Как обычно, осенью городские службы, да и сами мурманчане принимаются за озеленение города. Общественная организация «Улица» решила не упускать случая и привлечь к такому труду мурманских бездомных.


В избранное