Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.09.11.08


 К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]
выпуск 09.11.08

1 книга
Владимир Сорокин
«Сахарный Кремль»
1 фильм
«Безумный следователь»
Гонконг, 2007

+ссылки: арт и социальное

1 книга

Владимир Сорокин
«Сахарный Кремль»

М.: АСТ, Астрель, 2008
352 стр.
Тираж – 20000 экз.

Цитата, приведенная в книге вместо аннотации: «Государыня идет по Кремлю, обозревая его и трогая себя. Сердце ее бьется радостно и оглушительно. Ей так хорошо, что она постанывает от радости при каждом шаге. Стоны становятся все громче, государыня начинает издавать резкие, восторженные звуки. Отразившись от ослепительно белых кремлевских стен, вскрики возвращаются к ней в виде причудливого эха. Она вскрикивает и взвизгивает все сильнее. И вдруг обнаруживает в себе удивительную новую возможность, чудесный дар, проснувшийся в теле: ее помолодевшее, подтянувшееся горло может петь. Да и как петь! Не просто, как все поют, а мощно, высоко, чисто, беря любые ноты. Государыня пробует свое обновленное горло, заставляя его издавать самые причудливые звуки. Горло повинуется ей. Голос ее звенит в Кремле».

Книга для тех, кому понравился «День опричника», так как в «Сахарном Кремле» Сорокин продолжает разрабатывать тот же самый материал в том же формате – пародии на гипер-русскость, наложенную на тему «невидимой» китайской экспансии. Отличие в том, что «Кремль» – этакое мозаичное панно, состоящее из рассказов-очерков о персонажах из разных социальных слоев России как бы 2028 года.

Впрочем, и без предварительного ознакомления с «Днем опричника», наверно, будет читаться нормально.

Все ингредиенты «сорокинской прозы» в наличии, в т.ч. те эпатажно-скандальные, которые так нравятся тем, кого они ужасают.

Лично мне «Кремль» не понравился – вот совершенно ничего свежего не вычитал, и, как писал в прошлой рассылке, такое ощущение, что Сорокин нисколько не стесняется повторяться, поставив дело на поток. Признаюсь, некоторые страницы просто пролистывал.

И уж как-то странно выглядят многочисленные страницы, заполненные бытовыми описаниями (кто что делает, ест, во что одевается), не несущими вообще никакой информации, которую можно было бы соотнести с темой романа. Такое ощущение, что автор увлекся второстепенными деталями и забыл, о чем и для чего пишет.

Стоит ли серьезно разбирать сатирическую составляющую «Кремля», не знаю – в любом случае, ничего нового, по сравнению с «Днем опричника», писатель не добавил. Мелко как-то все, признаться, поверхностно и несерьезно (вроде как, знаете, приколоться), особенно если сравнивать с тем, что у Сорокина получалось раньше.

Стоит ли придавать значение тому, что, по структуре и использованию (зачастую, к сожалению, автоматическому) скрепляющего образа, «Сахарный Кремль» полностью копирует «Норму»? Наверно, можно найти в этом даже какой-то смысл – вот, типа, в советское время всех заставляли, извините, жрать дерьмо (сорокинский прием буквального растолкования метафоры), а теперь как бы потчуют сладеньким, хотя, в принципе, одно и то же. На мой же взгляд, прежде чем заниматься размышлениями над книгой, нужно прежде всего, чтобы чтение книги доставило удовольствие, чтобы тронуло и увлекло. Для этого, вообще-то, книги. Для процесса чтения. А если этого нет, то… А всякие мысли, над которыми можно размышлять, в любой книге найдешь. И их, между прочим, даже не обязательно читать самому, а просто спросить кого-нибудь: «О чем там?»…

1 фильм

«Безумный следователь»
Гонконг,  2007
Режиссеры – Джонни То, Ка-Фай Вай

У Джонни То (про второго режиссера ничего не знаю) я смотрел «Выборы» (очень понравилось) и «Отверженные» (не понравилось совсем). «Безумный следователь» понравился, но не сразу. Поначалу показался слишком холодным.

По сюжету, речь идет о детективе, владеющим паранормальными способностями и слишком экзотичными для коллег методиками, при помощи которых раскрывает самые сложные дела. Но ведет он себя крайне неадекватно – в общем, просто псих. Из-за этого с ним опасаются иметь дело, а когда все-таки обращаются за помощью, то потом опасаются продолжать иметь дело. В этом клубке – верить или не верить психу или все-таки не совсем психу? – одна из основных интриг фильма.

Параллельно детективному сюжету разворачивается психологическая драма о человеке, способном видеть сущности людей, даже если их несколько. Тому, кто смотрел сериал «Голова Германа» и фильмы наподобие «Воспитания Кейна» или «Смутного объекта желания», многое будет уже знакомо, но авторами найдены и оригинальные (на мой взгляд – а я далеко не все, что было снято всеми кинематографистами, смотрел;0) ходы. Представьте картину в сознании главного героя, который воображает, что живет с женой, при этом в реальности жена от него давно ушла, при том, что, как выяснится, выглядит она совсем не так, как воображаемая!.. Много в том числе и комических моментов, связанных с этим его даром!.. И вот комизм меня окончательно подкупил.

Не удивлюсь, если Голливуд переснимет этот фильм.

Не все по линии детектива мне было понятно, но, признаться, у азиатского кино (Гонконг, Южная Корея, Япония) есть в манере повествования свои «темные места», которые бывает трудно расшифровать, но по части драматического напряжения фильм вполне удался.

арт-ссылка

Евгения Гапчинская, трогательный художник
http://www.gapart.com/

социальное

Представления о счастье мурманских бездомных
(в продолжение исследования О.Вышинского "Бездомные нравственно вменяемее нас?")


В избранное