Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.18.01.09


 К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]
выпуск 18.01.09

1 книга
Викас Сваруп
«Вопрос - Ответ»
1 фильм
«Всегда говори "Да"»
США, 2008

+ссылка: социальное

1 книга

В связи с тем, что «Миллионер из трущоб», фильм режиссера Дэнни Бойла, известного нам прежде всего по «Транспоттингу», завоевал целую тучу «Золотых глобусов» (премия американских кинокритиков) и еще всяких премий, также будет, наверно, номинирован на «Оскар», при всем моем неоднозначном отношении к критериям этой награды, повторю свою, написанную в апреле прошлого года, рецензию на роман, по которому поставлен фильм.
(Не писать же про «книгу» Леонида Рудницкого «БОМЖ городской обыкновенный», которую прочитал по своим профессиональным интересам, связанным с темой бездомности!.. Вот уж графомания! Вот уж точно гуманитарная катастрофа!..)


Викас Сваруп
«Вопрос – ответ»

Пер. с англ. Ю.Моисеенко
М.: АСТ, 2006

«Викас Сваруп – современный индийский писатель, всемирную славу которому принес дебютный роман «Вопрос – ответ». Он стал бестселлером в 16 странах». (из текста на задней обложке)
«Кто хочет стать миллионером? Все! Но кто СМОЖЕТ ответить на вопросы в популярном телешоу и ДЕЙСТВИТЕЛЬНО выиграть миллион? Только не полуграмотный официант Рама Мохаммед Томас из захолустного ресторана! Однако именно ему выпадает шанс участвовать в шоу, и именно он СТАНОВИТСЯ ПОБЕДИТЕЛЕМ! Обман? Жульничество? Преступный сговор?! Или просто – ФАНТАСТИЧЕСКОЕ ВЕЗЕНИЕ? Устроители шоу пытаются найти ответы на эти вопросы и не торопятся выплачивать выигрыш…» (из аннотации)

В аннотации слишком много, типа, скандально-острых вопросов, что бы и ладно, да не имеет это отношения к настроению романа – печально-лиричному, если не сказать больше – грустно-мрачному.

Есть и неточность – речь в книге идет не о миллионе, а о миллиарде: скорей всего, автор романа не хотел вступать в возможные конфронтации с владельцами всемирно известной шоу-программы, поэтому выдумал свою – «Кто хочет стать миллиардером», владельцев которых как бы обвиняет в закулисных махинациях. По сюжету, шоу только начинается, денег у владельцев нет, поэтому даже захотели бы они – не смогли бы выплатить победителю такую сумму. Под угрозой банкротства они вынуждены применить незаконные способы давления на него. (С такой заоблачной суммой выигрыша, надо признаться, явная натяжка.)

Победитель – молодой бедный официант с богатой биографией, благодаря которой ему и удается ответить на все вопросы викторины. В том, что он каждый раз называет правильный ответ, не столько случайность, сколько художественная метафора (которую каждый толкуй как хочешь). Роман делится на главы, по количеству вопросов. Каждый вопрос сопровождает соответствующая история из жизни героя, которую он рассказывает своему адвокату, взявшегося снять с него обвинения в мошенничестве. Таким образом, повествование разворачивается в трех слоях: фрагмент шоу (ТВ), рассказ героя о своей жизни (Индия), беседа с адвокатом (тюрьма). Прием очень удачный – делает повествование очень разнообразным. Хронологический порядок жизни, из эпизодов которой берутся правильные ответы, не соблюдается – ответы берутся из разных, не по очереди, кусков жизни: такая нелинейная структура еще больше оживляет роман.

По настроению, повторюсь, роман весьма печальный – если коротко, то помотало героя, ой помотало.

Чем закончится, не скажу.

По содержанию роман тянет на «энциклопедию современной индийской жизни»: подробностей – культурных, гастрономических, бытовых, и т.д., – столько, что любители экзотики явно останутся довольны.

Роман очень визуальный, то есть так и просится, чтобы на его основе сняли фильм, который превратится просто в головокружительный калейдоскоп (если хороший режиссер достанется, разумеется). Будут и погони, и стрельба, и интеллектуальное шоу, и любовные истории, и месть! Но вопрос – будут это снимать на Западе или это будет «индийское кино»? По поводу последнего у меня сомнения – превратят в типичную мелодраму с плясками и песнями? По поводу первого – когда это на Западе снимали кино, действие которого происходит в Индии? Так что ответа нет. (Я мимо своего миллиарда пролетаю.)

Читать интересно, но, на мой субъективный читательский взгляд, книга все-таки легковесна, размышлять особенно не над чем, а просто знакомишься с обстоятельствами жизни. Единственный вывод и тот не слишком свежий: везде в мире примерно одни и те же мраки – и Индия не исключение.

Очень сильно раздражает обложка книги, на которой изображены два мусорных бачка, к которым направляется бродяга(?), тянущий кипу макулатуры. На одном бачке написано «ВОПР», на другом – «ОТВ» (в этом бачке лежит большой мешок, на котором нарисован знак $). Это ВООБЩЕ не имеет никакого отношения к книге и с потрохами выдает какие-то совершенно пошлые мотивы издателей! В общем, я же говорю, что везде одно и то же!..

Заказать

Судя по выпущенному саундтреку к фильму, представляющему сборник электронных этнических (индийских) композиций в поп-аранжировках (весьма легковесных и даже «эстрадных»), настроение у фильма печально-лирическое, но без особых страстей. Посмотрим.

1 фильм

«Всегда говори "Да"»
Yes Man
Жанр: комедия
Режиссер: Пейтон Рид
В ролях: Джим Кэрри, Зуи Дешанель, Теренс Стамп.
США, 2008

Из аннотации: «В фильме неподражаемый Джим Кэрри сыграл роль Карла Аллена, замкнутого банковского служащего, который во всем руководствуется ответом «нет», и чья неудачно сложившаяся жизнь буквально катится в тартарары. Но вот однажды он подписывается на программу психологической самопомощи, основанную лишь на одном простом принципе – отвечать «да» всегда и на все… на все, что угодно. Освобожденная энергия этого волшебного слова начинает чудесным и совершенно неожиданным образом преображать жизнь Карла – он получает повышение по служебной лестнице, завязывает новые романтические отношения. Но эта безоглядная готовность охватить все открывающиеся возможности вскоре может сделать его жизнь чересчур насыщенной».

Конечно, если подходить к идее, ставшей главным сюжетно-поворотным механизмом фильма, серьезно, то такая философия «будь открыт миру – отвечай всегда положительно на ее запросы» не выдерживает критики и может быть использована только в качестве некой игры ради прикола.

К заслуге авторов фильма, надо признать, что они и сами, выжав из «инструмента создания комических ситуаций» все, к финалу начинают, скажем так, оправдываться, в т.ч. через посредство гуру «да-философии» в замечательном исполнении Теренса Стампа, что, типа, они не настолько глупы, что «надо все-таки критично подходить», и т.д. Однако, на мой взгляд, это фильм не спасает и делает его только «очередной комедией с Джимом Кэрри».

При всем при том Кэрри играет классно. С тревогой ожидал, что будет опять тупо гримасничать, как у него бывает, но нет – сыграл весьма достойно. На протяжении всего фильма. И в драматических моментах не подкачал, и великолепная ироническая интонация фильма вся держится на нем.

Конечно, много очков фильму достается за счет второй «звезды» фильма – Зуи Дешанель, очень обаятельной и трогательной. Я недавно отмечал ее игру, когда писал про «Явление» Шьямалана, где она была партнершей Марка Уолберга.

Не обойду вниманием качественную режиссерскую работу. Несмотря на то, что фильм «жанровый», в котором нет места для «личности художника», а только «делай все по правилам», Пейтон Рид показал высокое мастерство (от некоторых сцен, как говорится, замирает дыхание), что на общем профессиональной фоне выглядит чуть ли не признаком гениальности.

Итог: сходить стоит.

Об одном да-да-казусе.

Из аннотации на киносайте, которым я часто пользуюсь: «Главный герой фильма решает круто изменить свою жизнь, отвечая "Да" на все вопросы, возникающие у него на пути. Во время этого забавного эксперимента ему удается выиграть 45 000 долларов, встретить загипнотизированную собаку, получить медицинскую степень, объездить весь мир и найти любовь всей своей жизни».

Вот попробуйте к этой аннотации применить «да-философию», в смысле ответить утвердительно на вопросы:
Действительно ли герою удается выиграть 45 тысяч долларов?
Встретить загипнотизированную собаку?
Получить медицинскую степень?
Объездить весь мир?..

Так вот, только по поводу «найти любовь всей своей жизни» можно ответить «в какой-то степени да», а все остальное взято с потолка автора аннотации.

И это еще не самый тяжелый случай «аннотацилии», так как в этом фильме играет звезда с высокой репутацией, что уже причина сходить в кино, не особенно вдаваясь в описание сюжета. А как быть с «да-философией» в случае со всеми другими фильмами – хватит ли у вас времени, денег, терпения ваших близких, чтобы посмотреть все, так как аннотации ничего другого вам не предлагают кроме как посмотреть фильмы?!..

социальное

О роли «бездомных» в кинематографе, или Зачем герою Джима Кэрри в комедии «Всегда говори ДА» помогать бездомным

В избранное