Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.15.02.09


 К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]
выпуск 15.02.09

1 книга
Михаил Болле
«Черный риелтор, или Квадратные метры жулья»

1 фильм
«Дар»
США, 2000

1 фильм
«Так где же ты, Усама Бин Ладен?»
Франция - США, 2008

+ссылки: арт + социальное

1 книга
Михаил Болле
«Черный риелтор, или Квадратные метры жулья»

М.: Центрполиграф, 2009
384 стр.

От издателя: «Отчаянный черный маклер и его верный напарник обаятельны, удачливы и чертовски изобретательны. Они настоящие профессионалы. Они знают тысячу и один способ сравнительно легкого отъема ценностей у простодушного населения и с удовольствием помогут быстро расстаться с недвижимостью и накоплениями. Ловкость криминальной парочки заставляет милицию думать, что в городе работает большая и хорошо организованная банда квартирных кидал. Их очередная жертва уже выбрана, похоже, ей не спастись и не на что рассчитывать, разве только на волю вездесущего случая...»

Эту книгу прочитал из профессионального интереса, так как стараюсь не пропустить все, что пишут про бездомных, про причины бездомности, и если оценивать роман с этой точки зрения, то, коротко, дано довольно подробное (Михаил Боле, судя по найденной о нем информации, сам работал риелтором) описание квартирных мошенничеств. Из основных, по роману, приемов обмана:
- оформление поддельных документов на снимаемую квартиру, публикация объявления о ее продаже и сбор залогов с нескольких покупателей;
- установление доверительных отношений с алкоголиками – хозяевами квартир и спаивание с последующей аферой с их квартирой и деньгами за продажу;
- игра в любовь с одинокими хозяйками квартир (последний прием, на мой взгляд, очень редкий, если вообще возможный, и введен больше ради лирической темы, дабы удовлетворить желания читателей, которые не представляют без этого литературу), предложение им руки и сердца и переезда жить за границу, для чего надо продать квартиру и…

Поначалу роман мне нравился. Автор довольно беспристрастно описывает обе стороны, не особенно романтизируя мошенников и не идеализируя жертв. Параллельно криминальному дуэту действуют и другие «акулы», среди которых и сотрудники милиции. Сюжет динамичный. Психология простая, но не тупая. И хотелось бы обратного, но как-то сразу становится понятно, что вдаваться в тонкости, связанные с моралью, совестью у своих персонажей, Болле не будет: преступник сделал свое дело – поставил свечку в церкви – грех отмолил – все забыл – пошел дальше.

Однако довольно быстро Болле, скажем так, увлекается положительными качествами своих главных героев – мошенников (они молоды, красивы, сильны, удачливы, умеют красиво жить, влюблять-любить и чувствовать, дружить и быть верными, и т.п.), параллельно снижая остроту при описании того, что происходит с жертвами.

А вторая часть романа так и вообще один боевик о том, как герои спасаются от наседающих на них оперативников и уголовников, которым они перешли дорогу, и тут – несмотря на заявленное осуждение (вторая часть называется «Наказание»; а первая, кстати… только не смейтесь… ага, оно) – все симпатии автора явно на стороне героев. И эта часть лично у меня вызывала – при всей стремительности разворачивания событий – скуку – уж слишком часто все это встречалось. К тому же то ли автор начал торопиться, то ли что еще, но литературные качества ухудшились.

Смех напополам с раздражением вызвали рекламные хвалебные отзывы на задней странице обложки: либо цитата из (специально залез в Интернет и проверил) рецензии 2005 года на другую книгу Болле, но с названием «Риэлтор», с подозрительно похожим сюжетом; либо из рецензии из источника, указанная ссылка на который не работает; либо из непонятно где размещенной рецензии на действительно существующем ресурсе в Интернете. Все это похоже на грязные рекламные приемы издательства, демонстрирующие отношение к потенциальным покупателям книги. Так что есть повод подумать о формах цинизма.

Резюме: как беллетристику с актуальной в наши тяжелые (да чего там – во все!) времена информацией можно почитать, тем более, что формат карманный и вариант книги в мягкой обложке стоит очень дешево.
1 фильм
«Дар»
The Gift
Режиссер: Сэм Рэйми.
В ролях: Кейт Бланшетт, Киану Ривз, Хилари Суонк, Джованни Рибизи.
Триллер
2000, США

Из аннотации: «Вдова Энни Уилсон наделена редким даром ясновидения. И когда происходит таинственное убийство девушки из богатой семьи, ее талант приходится как нельзя кстати в установлении личности убийцы. Но все не так просто, как кажется. Дар опасен для своего носителя, разрушает психику героини и не дает однозначных ответов. Тем временем, круг подозреваемых расширяется с каждым днем, вовлекая в эпицентр событий все новых персонажей, каждый из которых может быть убийцей. И чем дальше продвигается Энни в своем расследовании, тем четче осознает, что поиск правды может сокрушить ее разум».

Сэм Рэйми – уж точно не режиссер моего кино. Все эти его – пусть и культовые для какой-то аудитории – «Зловещие мертвецы», «Человеки-пауки» оставили меня равнодушным.

«Дар» – другое дело. Посмотрел его случайно, по совету знакомого, и просидел завороженный у экрана весь фильм. В первую очередь, благодаря, конечно, актерской игре, во вторую – крепкому сценарию. (Фильм, если это кому важно, получил множество наград.)

Не могу не отметить игру Кейт Бланшетт, которая (игра) нравится практически в каждом фильме. Смотреть на нее было одно удовольствие. Да и про других актеров скажу только хорошее (чтобы не обманываться, у Киану Ривза эпизодическая роль). Можно, конечно, сказать, что злость, ярость и другие грубые и сильные страсти, которые им достались, играть легче, чем что-то тонкое, требующее большого таланта, но так и фильм – не психологическая драма (хотя чувства и взаимоотношения персонажей переданы хорошо), а триллер.

Сюжет, безусловно, очень важен, есть сильная интрига, хотя «Дар» в этом отношении не блещет оригинальностью (впрочем, если оценивать фильм с точки зрения года его создания, то, может, по сюжету он тогда и казался свежим, не могу сказать, уже не помню, что там было 9 лет назад), но главное все-таки не Что, а Как персонажи относятся к тому, Что с ними происходит. В конце концов, можно зевать на фильме о глобальных мировых трагедиях, а можно плакать от сиюминутных переживаний обиженного маленького ребенка.

Сама тема, связанная с паранормальными способностями главной героини, подана очень корректно – есть герои, которые скептически относятся к «колдунье» и даже смеются над ней, есть ее постоянные клиенты, но – со зрительской точки зрения – есть и доверие к самой героине, которая сама толком не знает, чем таким она обладает, переживает по этому поводу, боится этого, и т.п. Сам я по себе рациональный человек, не верю в то, что не подтверждается наукой и рассчитано только на легковерных или отчаявшихся людей (впрочем, понимаю, как просто, бывает, превратиться в такого), но проникся сочувствием к героине, как к персонажу из какого-то реалистического произведения.

Рекомендация: не пропустите.

1 фильм

«Так где же ты, Усама Бин Ладен?»
Where In the World Is Osama Bin Laden?
Режиссер: Морган Сперлок.
В ролях: Морган Сперлок, Джордж Буш, Дик Чейни, Дональд Рамсфелд, Дэрил Айзэкс, Александра Джеймисон.
Жанр: документальный
Франция - США, 2008

Из аннотации: «Безо всякой помощи ФБР, ЦРУ и прочих специализированных агентств, не пройдя школу армейской подготовки, герой-одиночка отправляется на поиски самого опасного преступника – Усамы Бин Ладена. Зачем ему это нужно – заниматься заведомо провальным делом? Все проще простого – он хочет обезопасить мир ради своего пока еще не рожденного ребенка. Но перед тем, как он попытается найти Усаму, ему придется выяснить, откуда тот родом, что заставило его стать тем, кто он есть и, что самое важное, что больше всего повлияло на Бин Ладена».

Я смотрел предыдущий фильм Моргана Сперлока «Двойная порция», посвященного вредному (если не сказать больше) воздействию фаст-фуда на организм и здоровье человека. Морган Сперлок решил на себе провести эксперимент – питаться только гамбургерами и пр. – и посмотреть, что будет происходить. Ничего хорошего – помимо быстрого набора веса за короткий период, наблюдалось резкое ухудшение физического состояния. Все это сопровождалось сатирико-критическим разбором культуры и индустрии фаст-фуда. У фильма были, на мой взгляд, просчеты с режиссурой и монтажом, но героизм Сперлока поражал, заражал и заряжал энергией здорового гнева.

Про «Так где же ты…» этого не скажешь. Немного простодушная (если не сказать больше – идиотская) идея пойти в одиночку искать Усаму Бин Ладена, террориста №1, выглядела, на первый взгляд, симпатичной и интригующей – что же, думаешь, из этого может получиться? Абсурдистская документальная комедия, наполненная едким ядом в отношении политиков всех стран и мастей? Разоблачительное расследование с риском для жизни?.. Ничего этого, к сожалению, нет. Есть некоторые элементы и того и другого + смешная, в духе компьютерных игр, анимация + клиповый монтаж + какой-то хаос в режиссуре + «двойная порция» самолюбования. Для серьезного расследования не хватает, не удивляйтесь, серьезности – все, что Сперлок пытается доказать, выглядит очень примитивным и неубедительным (например, ходит по улицам арабских городов и спрашивает про отношение людей к терроризму, и на основании этого делает Выводы о том, что арабы такие же люди, как и американцы, и тоже хотят мира для своих детей, и т.п. – такое впечатление, что либо Сперлок зрителей считает за дурачков, которые не знают, что такое статистика, как проводить опросы, либо сам заигрался в простоту). Для комедии слишком много какого-то детского – на уровне наивного пацифизма – пафоса, при этом без тени иронии.

Есть, конечно, интересные типажи, любопытные наблюдения, временами подкупают искренность и поиски справедливости и правды, делающие честь автору, который, например, в арабо-израильской конфликте не встает ни на чью сторону, кроме тех, кто не хочет воевать, но не стоит ради небольших плюсов тратить время на этот, в целом, неудачный и даже вредный (на мой взгляд, нет хуже той точки зрения, что все в мире очень просто) фильм.

ссылки

Sam Weber. Художник
* * * * *
Опрос специалистов, занимающихся проблемой бездомности: «Как вы считаете, в ближайшее время количество бездомных будет увеличиваться или уменьшаться? Почему?»


В избранное