Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.05.04.09


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]
выпуск 05.04.09

1 книга
Джон Ридли
«Путь к славе, или Разговоры с Манном»

1 фильм
«Генуя»
Великобритания, 2008

коротко о фильмах
«Барашек Шон», «Впусти меня»

+ссылки: арт + социальное

1 книга
Джон Ридли
«Путь к славе, или Разговоры с Манном»

A Conversation with the Mann
Перевод с англ. – Татьяна Азаркович.
М.: Флюид / FreeFly, 2008
496 стр.

От издателя: «Джон Ридли – известный американский писатель, сценарист и кинопродюсер.
Сильнейший козырь Ридли – сюжетность. Он мастерски плетет интригу, закручивая фабулу в немыслимо упругую пружину, которую отпускает в нужном месте и в нужное время. «Свой – среди чужих, чужой – среди своих» – излюбленный конфликт у Ридли. В романе «Путь к славе, или Разговоры с Манном» чужие – это мир шоу-бизнеса, куда стремится герой, свои – нью-йоркский Гарлем, откуда он мечтает вырваться. Среди героев книги, чьи характеры показаны выразительно и беспощадно, – Фрэнк Синатра, Сэмми Дэвис-мл., Эд Салливан, Фрэнк Костелло и немало других реальных звезд и криминальных авторитетов Америки 1950-1960-х».


Прочитал книгу из-за рецензии своего коллеги «по цеху» Валерия, ведущего свои рассылки о книгах. Далеко не всегда наши вкусы совпадают, но в этот раз да. Роман понравился. Понравился настолько, что я по следам заказал еще одну книгу Ридли «Все горят в аду», изданную у нас в 2002 году, и уже ее прочитал. О своих впечатлениях расскажу в следующем выпуске «Культурного минимума». Скажу только, что, К СОЖАЛЕНИЮ, на русский другие книги Ридли (пока?) не переведены.

Но о «Пути к славе». Начну с недостатков. Начиная с заглавия. Никаких «разговоров» нет, а есть один монолог, предваряющийся, правда, странным зачином – некий начинающий комик при случайных обстоятельствах знакомится с другим, в возрасте, чернокожим, и тот начинает свои «разговоры», а первый из книги исчезает навсегда. Но это не столько недостаток, сколько маленькая деталь, вызывающая некоторое недоумение. Может, я тут чего-то не догнал. Бывает.

Именно недостаток – и очень большой – в том, что книга-то про комика, а практически ничего смешного в книге нет. Это серьезная, обстоятельная, даже немного тяжеловесная профессионально-социально-историческая драма про то, каково и, важно, зачем было чернокожему в 50-х годах в США добиваться известности и славы. Все это (глубина поднятых проблем, литературное мастерство) само по себе замечательно, и описано, на мой взгляд, убедительно – есть ощущение атмосферы и есть попадание «внутрь» главного героя, чтобы на себе эту атмосферу ощутить. Поражает (в хорошем смысле) психологическая сложность портрета главного героя, к которому испытываешь противоречивые чувства. Да. Здорово. Но книга-то про комика, про то, в том числе, какой он смешной, как умение смешить сделало его успешным (насколько, в итоге, успешным – это узнавайте сами, а я убивать интригу не буду) – и где это все? Где демонстрация этого таланта? За исключением просто редчайших – по пальцам пересчитать – примеров, которые действительно смешны и «да, остроумно», главный герой предстает если не трагиком, то явно не выходит из печально-драматического амплуа.

Проблема не только в том, что жизнь на сцене (что должно сопровождаться описанием того, что должно вызывать читательский смех – или я такой консерватор?) – это неотъемлемая часть портрета артиста эстрадного жанра, а читатель этого как раз лишен. Проблема еще и в том, что и по жизни-то главный герой совершенно не смешной, не остроумный, не веселый, а я бы даже сказал, что какой-то скучноватый.

Не могу похвастаться личным знакомством с юмористами, комиками, а потому не могу сказать, каковы они в жизни. Но все-таки не может, на мой взгляд, дар проявляться только в строго определенные часы. И уж тем более в художественном произведении.

Объяснения – может быть, в этом какой-то авторский замысел был: печальная книга о судьбе юмориста? – Джон Ридли не дает.

Отсутствие юмора, в общем, сильно обедняет книгу. Возможно, что тем, кто к юмору, то есть есть ли он или нет его, относится спокойно: ну комик – ну и что, обыкновенная профессиональная деятельность – мог быть музыкантом или танцором, – таким читателям и все равно. Но вот лично я люблю, когда весело, остроумно, смешно, иронично. Тем более, повторюсь, ждешь этого, когда тебе достался такой главный герой…
Да. Но. Есть тут одно «слабое звено».
Как в книге про комика, как в фильме про танцора или музыканта или художника, читатель-зритель сам должен убедиться в профессиональных качествах и таланте героя, то есть сам должен смеяться, восхищаться, получать удовольствие. Сколько таких фильмов про как бы знаменитых и успешных, а на твой взгляд – довольно средних или, в лучшем случае, «на любителя»! И, соответственно, нет переживания за героя.
И то же самое с юмористами. Нет универсального юмора – такого, чтобы смешно было всем. И как, в конце концов, совместить уровень юмора популярного артиста разговорного жанра (главного героя романа Ридли) и серьезность повествования (идеологию романа)? Каким должен быть юмор, чтобы соответствовать? Сложная проблема, однако.

Книгу, при всем при том [уж как-то много внимания уделил ее «слабой стороне»], советую прочитать. Не только тем, кто интересуется социальной историей США, как решался расовый вопрос, не только тем, кто любит узнавать подробности «кухни» различных профессиональных цехов (тем более такого, как шоу-бизнес), но и, в первую очередь, тем, кто любит качественную, серьезную литературу.
1 фильм
«Генуя»
Genova
Режиссер: Майкл Уинтерботтом
В ролях: Колин Ферт, Хоуп Дэвис, Кэтрин Кинер, Уилла Холланд, Перла Хейни-Жарден
Жанр: драма
Великобритания, 2008

Из аннотации: «Американец переезжает с двумя дочками в Геную, чтобы начать жизнь с нуля. Семья хочет в корне изменить жизнь после внезапной смерти матери. Келли открывает для себя неизвестный ей мир сексуальности, в то время как Мари начинает видеть призрак своей матери, разгуливающий по улицам...»

Внезапная смерть матери произошла вследствие автокатастрофы, в которой случайно, по-детски оказалась виновата одна из дочерей (Мари).

Майкл Уинтерботтом – один из ярких примеров «неудобного режиссера». Вот сколько ни смотрел его фильмы, а так и не настроился, чего от него ожидать, и получается, что и перестать следить за его творчеством не можешь, и в то же время…
Мне очень понравились его «Круглосуточные тусовщики» и «Тристрам Шенди» (про которого писал недавно), но другие фильмы (объективности ради – не все смотрел)… просто даже не знаешь, как на них реагировать.

На «Геную» вот не знаешь, как реагировать. Не понял вообще, о чем фильм и зачем он был снят.

На экране разворачивается печальная, со сложными семейными обстоятельствами история, и зритель долгое время в напряжении, что что-то должно произойти, так как режиссер нагнетает и нагнетает, нагнетает и нагнетает, смешивая реализм и мистику… А ничего не происходит. И путь в «мир сексуальности» никуда не приводит, и линия с призраком матери так и осталась какой-то необъясненной загадкой…

Было такое чувство, что «Генуя» (лично я не понял, почему именно этот тогда город, то есть какой дополнительный смысл от этого) – фильм про то, насколько в жизни все зыбко, до какой паранойи можно дойти, когда, потеряв жену, боишься за других близких, но вот до четкого проговаривания такой идеи не дошло, и фильм, в итоге, так и не сложился во что-то внятное.

Возможно, настроения «Генуи» более близки и понятны тем, кто в своей жизни через подобное проходил, и если так, то мне надо только радоваться, что мне этот фильм не понравился.

коротко о фильмах

Возвращаюсь к нашим «баранам» – продолжаю пиарить анимационный сериал «Барашек Шон», который понравится взрослым и детям.
Выпуски 3 и 4 отсмотрены – и высоко оценены. По-прежнему. Лучше даже показался №4.
На этом пиарить заканчиваю, так как больше (пока?) выпусков нет.

Из просмотренных в последнее время фильмов выделю шведский подростковый «Впусти меня» режиссера Томаса Альфредсона. Необычное и какое-то очень живое сочетание реальности и сказочности – смешение жанра подростковой драмы (о вечных подростковых проблемах – о ненависти к сверстникам и пр.ужасах этого возраста) и истории «про вампиров, вынужденных скрываться» (какой бы иронично-абсурдной, если отрешиться от условности жанра, вся эта «вампирская» тема не казалась).
Очень много крови, того, что называется «мясом», жестокости и тонких спецэффектов.
Был бы подростком, наверно, очень бы понравилось. А так, просто выделю.

ссылка: арт

PAOLO FUMAGALLI / скульптура

ссылка: социальное

«Проблема бездомности в современной России: проблемы и пути их решения»

В избранное