Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.12.09.09


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]
выпуск 12.09.09

1 книга
Джонатан Кэрролл
«Кости Луны»

1 фильм
«Приготовьтесь, будет громко»
США, 2008

+ссылка: мои арт-проекты

1 книга
Джонатан Кэрролл
«Кости Луны»

Bones of the Moon
Перевод с англ.: Александр Гузман
Серия: Женский клуб «Мона Лиза»
М.: Эксмо, Домино, 2009
304 стр.

Из аннотации: «Легендарный роман мастера магического реализма, достойного продолжателя традиций как своего знаменитого однофамильца, так и Ричарда Баха; впрочем, Кэрролл не любит, когда его сравнивают с Воннегутом или Дугласом Адамсом, предпочитая сравнения с Гессе, Маркесом и прочими, по его выражению, авторами «сказок для взрослых».
Познакомьтесь с Каллен Джеймс. Она живет на Манхэттене, любит своего мужа и дочку. Ее сны продиктованы ее жизнью – но с какого-то момента сама жизнь начинает диктоваться снами».

В последнее время не сильно, мягко говоря, везло с книгами. Но, в принципе, нормальный процесс – всегда есть риск при знакомстве с неизвестными (в смысле, нечитанными) авторами.

На такой крайний случай, когда устал от попыток открыть хорошее новое, заранее была припасена книга уже известного мне автора. Хорошо известного. Более того – которого я считал одним из своих любимых. Имя ему (торжественные фанфары!) – ага, вон то, которое наверху.
Его романов я прочитал несколько (был там, правда, и неудачный) и решил прочитать еще один – ага, вон тот, который наверху.

Еще перед покупкой насторожила обложка. С такой я бы, честно, постеснялся бы ездить в метро. Выдержана в едином, как я понял, стиле серии «Женский клуб “Мона Лиза”». Выглядит ужасно: все эти роскошные, типа, эффектные женщины в полупрозрачных платьях, с развевающимися пышными волосами, с крестиком на шее, на фоне готического пейзажа, заката-рассвета-сумраков – одна красивая распрекрасная красота! Огламуренная безвкусица.
Но вкусы женщин (стоит оговориться, женщин в представлении редакторов издательства) – явно вне пределов моего понимания.

«Кости Луны» не понравились. Совершенно. Еле дочитал.

Если «реалистическая» часть еще как-то держала внимание, то вот «сны», заполненные в подавляющем количестве необъяснимыми, с точки зрения связи с реальностью, обстоятельствами, похожие на такое «детское фэнтези» без признаков оригинальности, но полные «загадошности», только раздражали.

Книга написана стерильным языком, совершенно лишенным жизни и тонкого юмора (за что вроде так любил книги этого писателя). Как будто писал автомат.
Читал и вот никак не находил, не мог вспомнить своих прежних ощущений от Кэрролла, того, а за что же он мне нравился.

В аннотации Кэрролла с кем только не сравнивают. На задней обложке приведена еще похвала Стивена Кинга и отзывы именитых читателей, считающих, что Кэрролл лучше Кинга. На лицевой обложке фраза Станислава Лема о романе. Из этой взрывной смеси сравнений с известными именами трудно представить, что же получается в итоге. На мой взгляд, ничего толкового и не получается.

Полная «красивостей», типа, глубокомысленных и четких рассуждений обо всем на свете и по любому поводу, использующая интересную тему согласований между собой благополучной жизни и параллельной реальности как продолжения совершенных за жизнь ошибок, книга оставляет равнодушным. (Но, возможно, я действительно не понимаю вкусов «женщин». Может, они вычитают в этой книге что-то свое. Впрочем, среди откликов на книгу встретилось и негативное женское.)

Категорический совет – не начинайте знакомство с Кэрроллом с этой книги. Лучше попробуйте «Страну смеха». Если найдете. В ней и содержание и обложка были хорошие.
1 фильм
«Приготовьтесь, будет громко»
It Might Get Loud
Режиссер: Дэвис Гуггенхайм
В ролях: Джимми Пэйдж, Эдж (The Edge), Джек Уайт
Жанр: документальный, музыкальный
США, 2008

Из аннотации: «Документальный фильм о роли электрогитары в истории музыки с точки зрения трех известных рок-музыкантов: Эджа (U2), Джимми Пэйджа (Led Zeppelin) и Джека Уайта (The White Stripes)».

Фильм для всех, кто любит звук рок-электро-гитары. А особенно для тех, для кого имя, например, Джимми Пэйджа – это страница в личной меломанской биографии. (Говорю так потому, что себя отношу к «особенно для тех». Я рок-музыку начинал слушать с Led Zeppelin и до сих пор – хоть и довольно редко – возвращаюсь к их творчеству.)

Содержание фильма вызывает вопросы, так как слишком много всего из самых разных областей, и получилось, что все свалено в кучу, но это не сказывается на общем впечатлении от фильма.

Увидеть, насколько трогателен седовласый Джимми Пэйдж, когда слушает гитарную музыку в исполнении кумиров своей юности, тех, кто сформировал его вкусы, дорогого стоит, и ради этого уже стоит посмотреть.

И невозможно сыграть любовь и понимание тонкостей гитарного искусства, рок-эстетики так, как это естественно получается у героев фильма.

Основа «сюжета» состоит в том, что Гуггенхайм собирает трех рок-гитаристов – из трех стран (Великобритания, Ирландия, США), авторов оригинального звучания, представителей трех поколений рок-музыки, каждый из которых предпочитает свой подход, свою идеологию того, как надо играть, – в студии, чтобы они поделились своими рассказами, впечатлениями, задали друг другу вопросы, поиграли вживую, продемонстрировали класс, обменялись опытом, как добиться нужного, звучащего в голове звука, или удивить свое ухо спонтанно рожденным. Сцены встречи перебиваются архивными съемками, экскурсами в прошлое героев и тех, кто, по их мнению, представляет этапы в истории гитарной рок-музыки, – все это нужно как бы для того, чтобы продемонстрировать, как рождался великий музыкант, каждый из трех. (Насколько убедительно это получилось в фильме – другой вопрос.)

На мой личный вкус, все-таки только Пэйдж из троих обладает статусом Великого Рок-Гитариста. The Edge из U2, несмотря на всю его известность, не сравним по значению с тем, что сделал один из лидеров Led Zeppelin. Ну, а Джек Уайт, как бы я сам ни восхищался некоторыми его ранними хитами и при том, что он смог оживить-возродить, так сказать, «корневое» рок-звучание в начале 2000-х, все-таки слишком молод, чтобы даже претендовать на место в рок-пантеоне (пафос-пафос!). Тут, как говорится, еще надо пройти проверку временем.

«Приготовьтесь, будет громко» – идеальное кино с точки зрения рекомендаций: тем, кто любит рок-музыку, фильм понравится, по меньше мере, будет интересен; и наоборот – даже для тех, кого интересуют вопросы творчества, как и почему становятся художниками (в широком смысле), в фильме слишком много громкой рок-музыки.

ссылка: арт

Алексей Варсопко
проект "Прозрачные решения" - как исправлять градостроительные ошибки

Алексей Варсопко
проект "Внутренние границы" - где проходят культурные границы

 


В избранное