Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.27.09.09


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]
выпуск 27.09.09

1 книга
Андрей Аствацатуров
«Люди в голом»

1 фильм
«Ушедшие»
Япония, 2008

+ссылки: арт, социальное

1 книга

Андрей Аствацатуров
«Люди в голом»

М.: Ад Маргинем Пресс, 2009
304 стр.

Из аннотации: «Дебютный роман Андрея Аствацатурова (профессионального филолога, знатока Генри Миллера, внука знаменитого советского литературоведа В.М.Жирмунского) напоминает своей интонацией лучшие страницы Сергея Довлатова, Вуди Аллена и Павла Санаева. Герой-рассказчик – питерский «интеллигент в очках» – проводит читателя по местам своего позднесоветского детства и университетской юности, всюду сохраняя острую наблюдательность, самоиронию и блестящее чувство юмора».

Чтобы разобраться со своими ощущениями, сначала прочитал «рецензии» в СМИ («Афиша», «Собака», «Коммерсант», «Эксперт» и пр.) – не может быть! хвалят?! – глаза на лоб полезли…
А потом прочитал отзывы на страничке книги интернет-магазина – и успокоился: все у меня со вкусом нормально.

Платные рецензенты то ли не читают полностью (эта тема, вообще, требует специального расследования – ну не могут они с такой скоростью читать книги, чтобы действительно от первой до последней страницы!), то ли... в общем, их мотивы – тайна хоть и невелика, но общественности пока не раскрыта.

С теми же читателями, рецензентами-добровольцами, которые резко критикуют книгу, полностью согласен. Рассказы про детство (десятая часть книги) хороши (и внушили мне радостную надежду), а потом просто какая-то НЕОБЯЗАТЕЛЬНАЯ и ПУСТАЯ графомания. Совершенно не заинтересовывает – читаешь и ловишь себя на раздражении: «Зачем я читаю эту муть?!..» (И, кстати, не стал дочитывать. Хотя, признаюсь, надоело уже не дочитывать.)

Главный герой (автор) либо неприятен, либо невнятен, а в итоге вообще не пойми кто, а книга – не пойми что.

Никакой это, конечно, не роман. Если рассказы в первой части связаны хронологически (при этом не плавно, а скачками), то вторая часть – субъективные заметки о современной литературной жизни.

Язык автора не то, что не обладает оригинальностью, а просто НИКАКОЙ. Наблюдения о жизни либо банальны (байки о студентах и преподавателях – это какой-то каменный век!), либо надуманы или утрированы ради красного словца, либо просто пошлы. Какое там «блестящее чувство юмора» – за свои челюсти переживал, когда зевал!..

Тот, кто сравнил автора с Довлатовым и пр. в аннотации, совершил, не побоюсь этого слова, подлость. И не только по отношению к читателям, но и к литературной ситуации – аннотацию благодаря таким умельцам скоро не будет иметь смысла читать. По-моему, такие лихие пиарщики рубят сук, на котором сами же сидят…

И снова – после ужаса «Таблетки» Садулаева – спотыкаюсь на том же издательстве. Пора бы (мне) и поумнеть все-таки.

1 фильм
«Ушедшие»
Okuribito / Departures
Режиссер: Йохиро Такита
В ролях: Масахиро Мотоки, Цутому Ямазаки, Риоко Хиросуе, Казуко Йошиюки
Жанр: драма
Япония, 2008

Из аннотации: «Главный герой картины – молодой виолончелист Дайго, оставшийся без работы. Вместе с женой он перебирается из мегаполиса в родной городок в провинции, где ему предложили работу в некоем агентстве, как будто туристическом. Однако, оказывается, это – похоронное бюро, и Дайго предстоит обмывать тела покойников, наряжать их и готовить к переходу в лучший мир. С большим удивлением герой понимает, что справляется со своей новой работой очень хорошо».

Совершенно неожиданная удача с фильмом – посмотрел, можно сказать, случайно (ожидал чуть ли не комедию с «черным юмором», да и плакат сильно настораживал), а получил колоссальное удовольствие!

Колоссальное!

Всем любителям того, что называется «душевное кино», категорические рекомендую – обязательно посмотрите. Несмотря на такую вроде бы тяжелую тему (герой на самом деле работает не в похоронном бюро, какие у нас, а в небольшой компании, занимающейся подготовкой покойных к похоронам: если у нас этот этап, как правило, скрыт и проходит в морге, то в Японии это целый ритуал на глазах у родственников), «Ушедшие» – очень пронзительный, трогательный, красивый, тонкий фильм. (Был, правда, в фильме, на мой взгляд, некоторый перебор с образом человека, играющего на виолончели.) И очень важный фильм, так как говорит не только об отношении к тем, кто уходит, но и о том, как следует относиться к живым. (Есть не совсем, на мой взгляд, однозначная тема мистики, судьбы, но это уже вопросы личных жизненных установок. Я воспринимал эту линию скорее в поэтической трактовке.) Очень много гуманистического пафоса, но при этом убедительного. Актеры играют безукоризненно.

Если в классические задачи Искусства входит смягчение нравов, то «Ушедшие» справились с этим просто блестяще.

Режиссер Йохиро Такита снимает давно и много. Ничего про него не знаю.

Информация для тех, для кого это важно: «Ушедшие» взяли «Оскара» в этом году за «лучший фильм на иностранном языке».

ссылка: арт и социальное

Художник Erin Cone
http://erincone.com/news.php

Искусство из бумаги
http://helenmusselwhite.com/index.htm

Какую роль мобильный телефон играет в вашей жизни?
Блиц-опрос петербургских подростков
http://gazeta-vo.narod.ru/


В избранное