Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.10.10.09


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]
выпуск 10.10.09

1 книга
Амели Нотомб
«Серная кислота. Дневник Ласточки»

2 фильма
«Добро пожаловать в Зомбилэнд»
США, 2009

«Большая игра»
США, Великобритания, Франция, 2009

+ссылка: арт

1 книга
Амели Нотомб
«Серная кислота. Дневник Ласточки»

(Acide sulfuriqui. Lournal d'Hirondelle)
Авторский сборник
переводчики: Ирина Кузнецова, Наталья Попова, Игорь Попов
Серия: The Best of Иностранка
М.: «Иностранка», 2008
272 стр.

Аннотация: «Сюжет романа "Серная кислота" разворачивается в суперсовременном концлагере, созданном по образу и подобию нацистских для небывалого телешоу. Лагерь, однако, вполне реальный, с казнями и истязаниями в прямом эфире. Взоры публики прикованы к двум участницам – прекрасной узнице и звероподобной надзирательнице. Мастер абсурда и парадокса Амели Нотомб делает их противостояние захватывающим – недаром этот сюжетный ход стал ее фирменным знаком и принес ей мировую славу.
"Дневник Ласточки" соткан из искусственного безобидного кошмара. Молодой человек находит отличный способ преодолеть затянувшуюся депрессию, сменив работу курьера на профессию наемного убийцы. Новое занятие доставляет ему изысканное наслаждение, пока дневник застреленной им девушки не меняет радикальным образом его судьбу. Готическая принцесса французской литературы ставит в театре абсурда спектакли по собственным правилам: ее ирония не щадит даже старого как мир дуэта Любви и Смерти».


По аннотации. Что такое «искусственный безобидный кошмар», понять очень сложно, но в то же время, как ни странно, такой стиль вполне адекватен стилю Нотомб.

Хотел почитать что-то после «Страха и трепета», несмотря на противоречивые впечатления. (Об этой книге я писал в рассылке.) Подтвердились худшие ожидания.
Надуманные ситуации, нелепые повороты сюжеты, неубедительная психология... Какая-то общая стильность вроде как есть, но это мало что дает.
Было подозрение, что рассчитано на тех, кто сможет «попасть в настроение», сможет прочувствовать особую «поэтическую» стилистику, но мне это точно не удалось.

«Серную кислоту» просто мука была читать. Типа, притча о «нашем жестоком мире», но настолько нереалистичные ситуации и абстрактные фантазии, что разобраться в том, как это все трактовать, невозможно. Что хотел сказать автор? Как я понял, какую-то банальность в переусложненной форме.

«Дневник Ласточки» читать было полегче. Но вот дело дошло до дневника, возникла интрига (что же такого в этих записях, что за дневником такая охота?), но интрига, оказывается, абсурдная, так как не раскрывается. И снова тот же вопрос: что этим хотел сказать автор?..

Уж точнее некуда – «ставит в театре абсурда спектакли по собственным правилам».
2 фильма
«Добро пожаловать в Зомбилэнд»
Zombieland
Режиссер: Рубен Фляйшер
В ролях: Вуди Харрельсон, Эмма Стоун, Эмбер Херд, Эбигейл Бреслин, Билл Мюррей
Жанр: ужасы, комедия
США, 2009

Из аннотации: «После того, как США были разорены в результате нашествия зомби, от населения остаётся небольшая группа выживших, которая скитается по стране от побережья к побережью, сражаясь с живыми мертвецами. Однажды они останавливаются в парке развлечений, надеясь на то, что там они будут в безопасности».

Очень правильная, по всем правилам модного жанра, достаточно драйвовая трэш-комедия для молодежи с развитым чувством «черного юмора» и с осознанием, что вокруг развелось слишком много «зомби, хотя они еще и не зомби» (цитата из фильма) – такая вот, уже неоднократно опробованная в кино, метафора взгляда очередного нового поколения на реальность. Аутентичный – «злой» – саундтрэк. А вот заканчивается все сладким хэппи-эндом – гимном семейным ценностям (нет ничего лучше, чем иметь рядом по-настоящему близких и колесить с ними по жизни).
С середины фильма «зомби»-тема выдыхается, пошли самоповторы, сюжет выстраивается вокруг взаимоотношений героя и героини, получается, практически, мелодрама без намека на оригинальность, и из зала выходим с абсолютно пустой головой.
К игре актеров претензий нет. Жемчужина фильма – отличное нетривиальное камео (появление в роли самого себя) Билла Мюррея.

«Большая игра»
State of Play
Режиссер: Кевин МакДональд
В главных ролях: Рассел Кроу, Бен Аффлек, Рэйчел МакАдамс, Хелен Мирен, Робин Райт Пенн.
Жанр: триллер, драма, криминал, детектив
США, Франция, Великобритания, 2009

Из аннотации: «Американский журналист Маккэффри расследует серию жестоких убийств. Одной из жертв становится любовница преуспевающего конгрессмена Коллинза, давнего друга Маккэффри. Улики открывают перед журналистом цепочку чудовищных заговоров, ведущих в высшие политические круги страны. Люди, с которыми ему придется иметь дело, ворочают миллиардами долларов и не привыкли, когда в их дела вмешиваются посторонние». (источник информации: http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/261635/)

С режиссурой Кевина Макдональда я знаком по замечательному «Последнему королю Шотландии» (вот этот фильм точно советую посмотреть всем любителям политических драм).

«Большая игра» долгое время радовала игрой актеров (особенно выделю Рассела Кроу, хоть и с узнаваемым для него амплуа, но еще работающим, и Хелен Мирен, обладающую высочайшим, на мой взгляд, мастерством создавать совершенно разные образы), детективной интригой, остротой поднимаемых тем (коррупция в политике и прочие злоупотребления властью, инструменты «кухни» средств массовой информации).
Вместе с тем, надуманными казались драматические детали: например, главный герой, журналист, – хороший друг с юности другого главного героя, конгрессмена, замешанного в тех преступлениях, которые журналист как раз и расследует, при этом журналист имеет особые и очень тесные в прошлом отношения с женой конгрессмена, а последний к ней уже охладел, влюбившись в свою помощницу (что надо скрывать, а для общества необходимо демонстрировать хорошие супружеские отношения), а помощницу то ли убили, то ли она покончила самоубийством… Такой вот клубок. На мой взгляд, совершенно лабораторный.

К сожалению, надуманность и погубила фильм. Последние полчаса – интрига только ради интриги. То есть как бы все, конечно, очень неожиданно (Ах! – воскликнет зритель), но совершенно по-левому (варианты: взято с потолка, высосано из пальца).

арт-ссылка

Adrian Ghenie, художник
http://community.livejournal.com/art_links/1624905.html


В избранное