Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.25.04.10


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]
выпуск 25.04.10

1 хорошая и нужная книга
Артем Драбкин
«Я помню»

1 выдающийся фильм
«Касаясь пустоты»
Великобритания, 2003
1,5 прекрасного фильма
«Добровольно-принудительно» + «Случай возле банка»

Швеция, 2008, 2010

+ ссылки: фото, арт


1 книга
Артем Драбкин
Священная война. «Я помню»
Издательства: Яуза, Эксмо, 2010 г.
320 стр.

Из аннотации: «Продолжение супербестселлеров, разошедшихся четвертьмиллионными тиражами! Лучшие материалы портала «Я помню» за десять лет! Потрясающие интервью ветеранов Великой Отечественной о самой страшной войне в человеческой истории. Они сражались на разных фронтах, в разных родах войск – пехота и связь, истребительная авиация и зенитная артиллерия, минометчики и командиры штрафных рот, – объединяет их поразительная искренность и уникальный дар рассказчика. В этих воспоминаниях – вся правда о жизни и смерти на передовой, об ужасах войны и подлинной цене Великой Победы. И каждый из героев книги мог бы подписаться под словами Ю.Корякина: "От судьбы я получил такой подарок, который никто никогда мне не делал и уже больше не сделает, – жив! А мог умереть, и не раз..."»

Книги из серии «от Артема Драбкина» раньше часто видел, но не читал. Поэтому, ознакомившись с «Я помню», немного странно видеть имя как бы автора – крупно – на обложке: на самом деле А.Драбкин взял только одно интервью из пяти, вошедших в книгу; но понятно, что его имя это уже как торговая марка.
«Я помню» произвела очень сильное впечатление.
В книгу вошли интервью, взятые с интернет-портала  «Я помню» (http://www.iremember.ru/), на котором собраны и собираются воспоминания о Великой Отечественной. Там этих интервью огромное количество. Но лично мне в формате книги читать удобнее.

Трудно однозначно относиться к воспоминаниям, жанру мемуаров на предмет доверия (учитывая, что разные фронтовики в этой книге по-разному оценивают одни и те же вещи, явления), и было бы интересно, конечно, почитать мнение психолога о том, что со временем может происходить с воспоминаниями, какие «фильтры» возникают в памяти. Но почему-то верится, что в общем вот так все и было. Да и живые впечатления, формат живого интервью никакими сколь угодно убедительными с точки зрения исторической правды исследованиями не заменить.
Также очень понравились вопросы – как будто вот со мной;0) перед этим посоветовались, о чем надо спросить фронтовиков.
В общем, хорошая и нужная книга. (Правда, последнее интервью немного затянутое.)
*****
Не дай бог пережить такое!
Мудрости и терпения тем (всем нам), от кого зависит, чтобы такое никогда не повторилось!
1 фильм
«Касаясь пустоты»
Touching The Void
Режиссер: Кевин Макдональд
В ролях: Николас Аарон, Саймон Йейтс, Джо Симпсон
Великобритания, 2003 г.

Из аннотации: «Джо и Саймон – неразлучные друзья. Альпинизм для них – не просто увлечение, а смысл всей жизни. Они жаждали славы и решили взобраться на неприступный пик Сиула Гранде по самому опасному, никем не пройденному склону. На вершине альпинистов накрыла жуткая снежная буря, и Джо попал в беду. Саймон оказался перед выбором: рисковать своей жизнью, пытаясь спасти раненого друга, или спускаться дальше в одиночку, оставив Джо в горах на произвол судьбы».

Небольшая предыстория. С творчеством Кевина Макдональда я познакомился, посмотрев политическую драму «Последний король Шотландии», которая очень понравилась. Захотелось еще. Стал искать информацию. Выяснилось, что Макдональд, оказывается, получил известность благодаря своим документальным фильмам.
На прошедшей неделе приобщился.

[В октябре прошлого года, выпуск рассылки от 10.10.09, писал про его последний художественный фильм «Большая игра» с Расселом Кроу и Беном Аффлеком. Фильм не понравился.]

«Касаясь пустоты» – на мой взгляд, выдающееся кино. Подобного эффекта еще не испытывал, то есть чтобы получить мощное эмоциональное потрясение от произведения в таком жанре: что-то среднее между документальным и художественным кино – постаревшие на несколько десятков лет реальные прототипы, появляясь в кадре, рассказывают, как все было; а перед зрителем разворачивается заснятое действие в горах, все очень натуралистично, с массой подробностей, в т.ч. и ужасных, причем картинка такая, что сначала думаешь, а как это все могло быть снято, то есть не сразу доходит, что видишь постановочные съемки.
Если первые где-то полчаса это мало чем примечательное, хотя и красивое кино про альпинистов, про их нелегкую долю, то после того, как «Джо попал в беду», начинается такая Драма о силе, извините за пафос, человеческого духа, о Воле к Жизни, с такой силой напряжения, что я вот просидел у экрана весь напрягшись и затаив дыхание. В результате получив от последней трети фильма сильнейший заряд энергии – не только забыл о своем унынии и прочих не-светлых эмоциях последнего времени (простите за частные подробности), но даже пристыдил себя за то, что позволил себе упасть духом. В общем, категорически советую посмотреть всем, а особенно тем, кто нуждается в моральной поддержке.

В финале фильм достигает высочайшего поэтического символизма, демонстрируя, на что способен человек, когда уже не важно, альпинист он или кто. Человек против Смерти.

1  фильм

«Добровольно-принудительно»
DE OFRIVILLIGA
Режиссер: Рубен Остлунд
В ролях: Вилльмар Бьеркман, Линнеа Карт-Лами, Лиф Эдлунд, Сара Эрикссон, Лола Эверлунд, Мария Лундквист.
Жанр: абсурдистская сатирическая комедия
Швеция, 2008

Из аннотации: «Подружки-школьницы любят болтать о ерунде, выпить и фотографироваться в компрометирующих позах. Молодые парни тоже не прочь выпить и поэкспериментировать с сексом. Молодой школьный учитель пытается помочь одному из своих учеников, над которым издевается другой преподаватель. Несколько пассажиров автобуса оказываются в заложниках у его водителя. Добровольно-принудительно пересекаются между собой несколько сюжетных линий, объединенные общим для всех персонажей желанием выйти за пределы обыденной жизни, нарушить запреты. Но в конечном счете каждая из рассказанных здесь историй говорит о том, что есть черта, которую все-таки не следует переступать».

«Как зритель я хочу быть активным, и люблю, когда режиссер оставляет мне простор для размышления. Основной целью для меня было сделать зрителя в какой-то мере соавтором, сделать так, чтобы он все время задавал себе вопросы: «где я?», «что это?», «что происходит?». Мне нравится вуайеристский стиль: ты наблюдаешь за чем-то, и сам интерпретируешь происходящее в зависимости от своих моральных принципов».
Рубен Остлунд о фильме «Добровольно-принудительно»

+ «Случай возле банка»
Реж. Рубен Остлунд
Швеция, 2010

«Перед фильмом «Добровольно-принудительно» в качестве бонуса для зрителей от кинокомпании «Кино Без Границ» будет показываться короткометражный фильм Рубена Остлунда «Случай возле банка».
В 12-минутном фильме – обладателе «Золотого медведя» на Берлинале’2010 за лучший короткометражный фильм детально и с юмором воссоздана неудачная попытка ограбления банка, свидетелем которого режиссер стал в 2006-м году».

Почему жанр заявлен, как абсурдистская сатирическая комедия, совершенно не понимаю. Абсолютно ничего абсурдного (если не понимать абсурд слишком вольно) и ничего смешного. Социально-философская поэма, скорее. (Хотя такое громкое определение, наверно, может отпугнуть.)

Всем, кто любит авторское кино, затрагивающее вопросы внутренней и внешней свободы человека, кто любит тонкие, не-прямолинейные, как бы отвлеченные, но последовательные разговоры о том, что такое человек, зачем он живет, как ему уживаться среди других людей, как строить отношения с другими людьми, как понять другого, как быть понятым другим, очень советую посмотреть.
Тому, что говорит сам автор о своем фильме, можно полностью доверять.

Всем, кто любит необычно выстроенный сюжет, построенный на заурядных фабулах, кто любит качественную актерскую игру (невероятно, как убедительно играют совсем молодые актеры в сложных сценах), кто хочет, наблюдая за как бы шведами, увидеть самого себя, очень советую посмотреть.

Сюжет состоит из чередующихся небольших сценок пяти параллельно развивающихся линий. Они не связаны между собой персонажами, но связаны общим настроением, общим авторским вопросом/вопросами. Без назидания, четкого разъяснения «о чем фильм» в конце. Не все зрители это любят. Иногда и авторы могут этим злоупотреблять: вот, типа, мое дело задавать вопросы, намекать, а вы, зрители, распутывайте, что я нагромоздил. На мой взгляд, но, правда, не совсем на взгляд моих спутников по походу на этот фильм, Рубен Остлунд в этом очень корректен.

Описание сюжетных линий в аннотации не совсем адекватны не только фактической стороне, но и, конечно, настроению фильма.

«Случай у банка» – просто маленький шедевр. Настолько необычный, поэтичный, и при этом социально заостренный, что даже не представляю, как его словами можно описать.

В Петербурге оба фильма-одним сеансом будут точно идти еще неделю, правда, только в одном кинотеатре.

ссылки

Дубаи с вертолета. Фото: Сергей Доля
http://community.livejournal.com/prophotos_ru/805180.html


Alastair Heseltine. Деревянное искусство
http://www.alastairheseltine.com/index.htm


Ветераны Великой Отечественной. Время уходит. Две фотографии
http://www.netlore.ru/Time_Passing


В избранное