Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.09.08.10


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 09.08.10

1 книга
Джордж Сондерс
«Пасторалия. Разруха в парке гражданской войны»

1 фильм
«Призрак»
Франция-Германия-Великобритания, 2010

+ссылки: фото, арт


1 книга
Джордж Сондерс
«Пасторалия. Разруха в парке гражданской войны»

Перевод с англ. Елены Полецкой
М.: Фантом Пресс, 2005
448 стр.

От издателя: «Если бы американцы из будущего пожелали намекнуть нам, куда движется наша цивилизация, они могли бы, не тратя лишних слов, посоветовать почитать рассказы Джорджа Сондерса. Обитая в мире, с одной стороны, явно необычном, а с другой – до боли знакомом, персонажи Сондерса воплощают в жизнь наиболее абсурдные современные тенденции, позволяя нам увидеть себя в ином ракурсе – нелицеприятном и смешном. В этой книге вы обнаружите людей, которые живут и работают в искусственной пещере тематического парка, общаясь с родными исключительно по факсу. Услышите проповедь оголтелого гуру о том, как вычислить особь, которая "гадит в твою овсянку", и, путем устранения оной, повысить свою самооценку. Обладая обостренным социальным чутьем, Сондерс показывает, как в нашей культуре отражается наша человеческая природа, сочетая бесстрастный натурализм с изощренным чувством юмора. В итоге – панорама современной Америки, странной, нездоровой, но и благодаря упорству персонажей не лишенной надежды».

Также на задней обложке приведены хвалебные слова в адрес Сондерса американских писателей Томаса Пинчона, Тобиаса Вулфа и цитаты из известных изданий. «…писатель самой высшей пробы».

В книгу входят два сборника рассказов, написанных в конце 90-х прошлого века.
Сюрреалистическая, едкая, злая сатира не столько на Америку, сколько на любое общество, погрязшее в лицемерии и ханжестве. Цинизме преуспевших и озлоблении неудачников. Читаешь – и практически никакой разницы: что США, про которые пишет Сондерс, что современная Россия, про которую хорошо знаешь сам. Беспощадный приговор. Светлых чувств, как огня в затухающем костре, – вот еще чуть-чуть и ничего не останется и погрузимся в уже полный мрак!..

Фантазия у Сондерса буйная, писательская манера авторская, хотя, к сожалению, довольно тяжелая. Тяжеловесная. Писатель часто использует в качестве внутреннего монолога своих героев «поток сознания» (многословный, весьма путанный, спотыкающийся, сбивчивый), что было бы съедобно, если бы раз и два, но когда в каждом рассказе, то надоедает, к тому же такая однообразная подача размывает портретный ряд – все герои превращаются в одного и того же человека (автора?).

Чувства юмора, такого, чтобы от души посмеяться, не обнаружил – но, предполагаю, сам автор сильно веселился над теми, кого описывал, и тем, что...

Если бы убрать по паре-тройке рассказов из каждого сборника, то ощущения бы остались положительные, а так, к концу уже еле дочитывал.
1 фильм
«Призрак»
Ghost Writer, The
Режиссер: Роман Полански
Оператор: Павел Эдельман
В ролях: Пирс Броснан, Юэн МакГрегор, Джеймс Белуши, Том Уилкинсон
Жанр: триллер, детектив, драма
Франция-Германия-Великобритания, 2010

Завязка сюжета. Литературный "негр", нанятый писать биографию бывшего британского премьер-министра, случайно натыкается на секретные данные, и теперь его жизнь в опасности...

Работа оператора, т.н. «картинка» выше всяких похвал – просто сиди и наслаждайся. Пиршество для глаз! Если вы еще любите смотреть на известных актеров, которых в фильме много, на «британский стиль», то и дополнительный вам бонус.

Чего не скажешь о сюжете и драматизме. Несмотря на то, что политические триллеры всегда будут актуальны (в «Призраке» речь идет о мотивах поддержки Великобританией США в ее… я уже и забыл… в чем-то связанном то ли с Ираком, то ли Афганистаном), в данном фильме интрига практически отсутствует, так как сюжет развивается по испробованным не один раз шаблонам. Если с жанром более-менее знаком, то просчитывать ничего надо – можно догадаться обо всем раньше героя. Какая уж тут интрига?! По поводу чего волноваться?!
Ну да, таинственная смерть предыдущего писателя, строгая секретность при написании книги, подозрительность и слежка, неожиданные находки в шкафу, сохранившийся последний маршрут в навигаторе машины его предшественника (выводящий героя на нужных людей, но почему-то не стертый секретной службой), случайно вскрывающиеся детали и пр. – не создается напряжения. Фильм не трогает. «Призрак» лишен собственной жанровой изюминки. Игра актеров вялая и какая-то незаинтересованная, как будто а вот давайте побыстрее снимем, так как есть дела поважнее. Как будто спешат куда-то, думают о чем-то своем.

Финал же, который не могу раскрыть в деталях, чтобы не испортить впечатление, тем, кто еще не смотрел, настолько стилистически банален, настолько грубо-топорно сделан, что просто руки разводишь… Ну, типа, думаешь, вот тебе и режиссер с мировым именем!.. Посмотрел бы, что ли, как другие кино снимают!..
ссылки

У нью-йоркского фотографа Horacio Salinas'а богатая фантазия.
http://community.livejournal.com/prophotos_ru/889855.html


Адель, копирайтер из Финляндии, придумала необычный проект — "Сны Милы наяву", в котором запечатлила свою спящую дочь Милу на фоне различных объектов домашнего обихода в попытке воссоздать сны, которые видит девочка.
http://community.livejournal.com/prophotos_ru/892173.html


Скотт Линстед
Всемирно известный фотограф дикой природы Скотт Линстед всегда впечатлялся грацией и быстротой созданий природы. Его метод – съёмка животных в движении. Линстед снимает как на природе, так и в студии.
Красивейшие фотографии + немного описаний.
http://community.livejournal.com/prophotos_ru/895994.html


В избранное