Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.03.01.11


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в 2 недели отзывы Алексея Варсопко о книгах и фильмах.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 03.11.10


С Новым годом!
Здоровья, счастья, взаимопонимания с теми, кто вас окружает!


1 книга
Андрей Геласимов
Собрание сочинений

1 фильм
«Мать и дитя»
США, Испания, 2009
1 фильм
«Кровь и кости»

Япония, 2004

+ ссылки: культурологическое и арт


1 книга
Андрей Геласимов
Собрание сочинений

Авторский сборник
ОГИ (Объединенное Гуманитарное Издательство), 2007 г.
784 стр.

От издателя: Андрей Геласимов, филолог-германист по образованию, выпускник студии Анатолия Васильева. Один из самых удачливых дебютантов начала нового века, престижные литературные премии и читательскую популярность которому принесли книга «Фокс Малдер похож на свинью», повесть «Жажда», авантюрный роман «Год обмана». Андрей Геласимов стал первым лауреатом «Студенческого Букера-2004» (за роман «Рахиль»). Его произведения переведены на немецкий, французский, испанский, сербский и венгерский языки, он один из самых читаемых русских писателей во Франции.
В сборник вошли все произведения, опубликованные на данный момент (2007).

Содержание

Год обмана, роман
«Богатый "новый русский" покупает своему сыну, мальчику трудному, проблемному, умному и нервному, игрушку – неудачливого сотрудника собственного офиса. Конечно, начинается любовная линия, появляется обаятельная Марина с глазами Одри Хепберн, едется всей компанией за границу... на уровне названий прослеживается установка на Токареву – вспомним «День без вранья», а уж про судьбу Франсуа Перрена из фильма «Игрушка» я и напоминать не хочу. И все это читается легко и с интересом».
Дмитрий Быков, из журнала «Новый мир»

Навороченная структура, с большими загибами сюжет. Для начала требует сокращения минимум раза в два.

Рахиль, роман
Аннотация от издательства: «Печальна судьба русского интеллигента – особенно, если фамилия его Койфман, и он профессор филологии, разменявший свой шестой десяток лет в пору первых финансовых пирамид, ваучеров и Лени Голубкова. Молодая жена, его же бывшая студентка, больше не хочет быть рядом ни в радости, ни, тем более, в горе. А в болезни профессор оказывается нужным только старым проверенным друзьям и никому больше.
Как же жить после всего этого? В чем найти радость и утешение?
Роман Андрея Геласимова «Рахиль» – это трогательная, полная самоиронии и нежности история про обаятельного неудачника с большим и верным сердцем, песнь песней во славу человеческой доброты, бескорыстной и беззащитной».

Мои впечатления см.ниже

Жажда, повесть
Геласимов о своей повести: «...В моей «Жажде» нет политики. Я знаком со многими людьми, бывшими на чеченской войне. Это мои бывшие студенты, воевавшие на Кавказе, и военные журналисты, ездившие туда с оружием в руках. Но меня больше волнует не военный опыт, а психологический портрет человека, вернувшегося оттуда, который пытается хоть как-то понять, что делать дальше. Понимаете, таких войн, как чеченская, будет еще миллион, а человек на них все время один и тот же! Пусть писатель высказывает гражданскую позицию, если она у него есть. У меня есть позиция мужа, отца, брата, любовника».

Жажда – в смысле, водкой заливать пожар в душе как следствие пост-военного синдрома и тяжелого ранения. При этом одна из основных проблем – это сложные взаимоотношения с отцом. Какая-то каша.

Фокс Малдер похож на свинью, повесть

Учительница влюбилась в старшеклассника, в школьной подсобке пытаются заняться сексом, их застукивает завуч, учительница уходит из школы и страдает, старшеклассник и его друзья ее навещают…
Не знаю, мне такие истории в жизни не встречались, от учителей всегда держался на расстоянии. Читал, позевывая. Ничего не почувствовал, мало что понял. Как говорится, все ждал, когда что-то начнется. Попытался представить, для кого и для чего написано – появилась версия, что, наверно, автор хотел создать что-то такое острое, с претензией на чувствительность, для ах-экзальтированных юношей и девушек, которые чего-то ощущают (зов природы), но сами не понимают, что это такое, что с этим делать, а тут, значит, повесть с таким зашибись названием!..

Ты можешь, рассказ
Жанна, рассказ
Чужая бабушка, рассказ


[По более позднему роману Геласимова «Дом на Озерной» снят одноименный, относительно свежий сериал. Сам не смотрел (подозреваю, что не буду), ничего не скажу.]

Если оценивать в целом весь том, то, прошу прощения за непрофессионализм/некорректность определения, зато очень адекватного по передаче эмоционального впечатления, – муть какая-то!.. Сплошной туман, в котором блуждаешь-блуждаешь, блуждаешь-блуждаешь, но так и не находишь ничего конкретного. Или – болото, в котором барахтаешься-барахтаешься, бара… ладно, а зацепиться не за что. Потянул за веточку – оборвалась, вроде нащупал кочку – наступил – опять «ложное дно»…
Возможно, как в таких случаях говорится, «не попал в настроение». Может быть. Значит, не мое настроение.
А так, совершенно какая-то необязательная литература. О чем-то рассказывается, иногда с необъяснимой мельчайшей – просто выматывающей – подробностью в деталях (от чего ощущение «нужно было нагнать объем»), но о чем? В чем Послание Писателя? «Жизнь – сложная штука»? Или это Истории о людях? Но ведь никакого сочувствия, сопереживания... А какие – глаза на лоб – надуманные сюжетные ходы!.. Немотивированное поведение героев, которые то, например, любят одного, то вдруг раз! – и уже сразу другого, а повествование такое, что в том и другом случае вроде как было искренне… Так что на самом деле с героями-то?!.. Сам-то автор знает?!.. Ладно, герой не в курсе, но автор-то должен показать!.. Или автор никому ничего не должен?..

Стойко заставлял себя прочитать всё (так как много хвалебного наслышался об авторе и захотел приобщиться), почти удалось (хотя, повторюсь, прояснения ни разу не наступило; более-менее понятны-о-чем рассказы, но они показались совершенно тривиальными, что ли), осталась «Рахиль», но тут уже не смог – бросил...

Никакого юмора или иронии не обнаружил. Литературных достоинств в виде оригинального писательского стиля, формальных находок нет.

В отзывах на Геласимова несколько раз встречал оценку «легкость». По-моему, тот случай, когда легкость синоним пустоты. (Справедливости ради, если настроение не поймано, то действительно легко спутать.)

В который раз удивляюсь, за что дают литературные премии, насколько размыты критерии литературного качества...
1 фильм
«Мать и дитя»
Mother and Child    
Режиссер, автор сценария: Родриго Гарсия
Продюсеры: … Алехандро Гонсалес Иньярриту…
В главных ролях: Аннетт Бенинг, Сэмюэл Л. Джексон, Наоми Уоттс
Жанр: драма
США, Испания, 2009

О сюжете (кинопоиск.ру): 50-летняя Карен живет как будто по привычке. Много лет назад, будучи девочкой-подростком, она вынуждена была отдать свою только что родившуюся дочь в другую семью.
Ее выросшая дочь Элизабет, холодный и расчетливый адвокат, скользит по жизни по касательной — без эмоций и привязанностей. Ей нравится играть во властные мужские игры. Она боится любви. Она никогда не видела свою настоящую мать.
Молодой кондитер Люси несчастна – она отчаянно хочет стать матерью, но не может родить.
Героини фильма живут, замкнутые в скорлупу своего одиночества, страхов и комплексов. Их жизни должны пересечься. Но как?

Важная деталь, которую я специально оставил в информации о фильме, – имя одного из продюсеров. Алехандро Гонсалес Иньярриту. Режиссер фильмов «Сука-любовь», «21 грамм», «Вавилон».
Сюжет фильма «Мать и дитя» строится по такой же схеме, как у Иньярриту, – параллельно ведутся несколько как бы никак не связанных между собой линий, которые поразительно-чудесным образом (ну, понятно) сойдутся в финале.
Определяется этот, уже изрядно в кино эксплуатировавшийся, прием после первых десяти минут. А так как «Мать и дитя» снят на уровне «кино на телеканале “Россия”», то есть стерильно-сглаженно, примитивно-приторно, замедленно-разжеванно, то, чтобы не скучать, можно заниматься фантазированием, как, значит, ниточки соберутся вместе.
То, что – поразительное по своей натянутости – предложил автор сценария - режиссер Гарсия в итоге, – с одной стороны, повод ущипнуть себя (неужели?! неужели тому, кто думал над сюжетом, а потом его воплощал, такое можно себе позволить?! так издеваться над здравым смыслом?!); с другой – так как фильм сопереживания не вызывает, то и ладно. В общем, Элизабет случайно(!) забеременела, при родах умирает(!), ребенка удочеряет Люси, у которой незадолго до этого отобрали усыновленного ребенка, так как настоящая мать все-таки захотела сама воспитывать, хотя до этого весь фильм хотела обратного; Элизабет все-таки захотела увидеть свою мать и послала ей письмо, но его в агентстве по усыновлениям случайно(!) положили не в ту папку, и поэтому Карен не могла узнать, хочет ее дочь с ней увидеться или нет, а потом и сама написала ей письмо, потом письмо Элизабет случайно(!) отыскалось, но было уже поздно – дочь уже умерла, но есть теперь внучка, которая живет с новой мамой в… нескольких домах от Карен…

Такие интересные актеры, так их всегда уважал, и так разочароваться!.. Но да не последний фильм, в котором они снялись.
А этот – посмотреть и забыть. А тому, кто еще не смотрел, советую не покупаться на имена актеров.

1 фильм

«Кровь и кости»
Chi to hone / Blood and Bones
Режиссер: Йоити Сай
В главной роли – Такеши Китано
Драма
Япония, 2004

О сюжете (кинопарк.ру): Перебравшись в юности из Кореи в Японию, Ким Шунпей осел в Осаке, обзавелся семьей и даже открыл собственный рыбоперерабатывающий заводик. Грубый и жестокий человек, он жил только для себя – насилуя своих женщин, унижая работников и избивая до полусмерти любого, кто находил в себе смелость ему перечить...

Единственное достоинство фильма – брутальная роль Такеши Китано, он умеет; хотя с оговоркой, что его герой очень «закрыт», то есть никак не объясняется, почему он так поступает, в чем корни его жестокости и желания быть тираном. Кроме этого (рассчитанного еще не на всякого зрителя), в фильме, длящемся два с половиной часа, смотреть нечего. Действие поверхностное – даже непонятно, а кто является главным героем, есть ли он, хотя вроде как Шунпей в центре событий. В чем специфика проживания корейцев в Японии? Почему Шунпей в конце жизни уехал в Северную Корею? Потянуло на родину? Но вроде как в течение фильма он не демонстрировал даже зачатков такого желания…
В общем, не стоит тратить время.

ссылки


Отчаяние современного российского писателя: «на что жить?!» (+комментарии)
http://innabaltijskaja.livejournal.com/141449.html


Lim Heng Swee aka Ilovedoodle. Позитивные картинки
http://community.livejournal.com/art_links/1953030.html


Ben Heine. Рисунки, «встроенные» в реальность
http://daily-inspiration-art.blogspot.com/2010/11/15h-art-pencil-vs-camera-ben-heine.html


Фотохудожник Алексей Бедный
http://www.photosight.ru/users/118225/


В избранное