Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.12.06.11


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[2 раза в месяц отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 12.06.11

1 книга
Алан Глинн
«Области тьмы»

1 фильм
«Еще один год»
(Великобритания, 2010)

+ссылки: социальное, фото-арт

1 книга
Алан Глинн
«Области тьмы»

The Dark Fields
Перевод с англ.: Антон Скобин
Серия: Альтернатива
АСТ, Адаптек Пресс, 2008 г.
352 стр.

От издателя: «Представьте, что ваш мозг функционирует на такой высокой мощности, о какой вы даже мечтать не могли, высасывая базисные ресурсы вашего интеллекта и энергии. Мозг Эдди Спинолы способен на это, потому что он открыл для себя крошечную белую таблеточку под названием МДТ-48. Это Виагра для мозга, творческий наркотик, меняющий всю его жизнь. Но теперь, когда Эдди легко делает такие суммы денег, о которых прежде и мечтать не мог, он начинает страдать от зловещих побочных эффектов. А когда пытается найти других МДТ-наркоманов, чтобы понять, как можно справиться с этим пристрастием, он узнает страшную правду. Многие из них умирают... А остальные уже мертвы».

О романе узнал, прочитав отзывы о недавно прошедшем в прокате одноименном фильме (экранизация или по мотивам, не понял): один из просмотревших-и-прочитавших (спасибо ему) сказал, что книга лучше.
Кино не смотрел – подтвердить или опровергнуть, что лучше, не могу. Но вот роман, действительно, великолепный!

В последнее время не везло с книгами, а тут такое желание читать, такое погружение в роман, что поскорее бы закончить все дела и вернуться к чтению!..

Алан Глинн искусно обыгрывает мечту каждого человека, занимающегося интеллектуальным трудом, желающего увеличить свою работоспособность (то есть чтобы не уставать, или, так сказать, не зависать перегружаясь), перерабатывать большее количество информации и сопоставлять ее по нужным темам, повысить внимательность, концентрацию, память. Я не раз, следя за действиями героя, завидуя, ловил себя на сладкой фантазии, вот как бы было здорово поиметь такую таблетку!.. И даже с учетом описанных в «Областях тьмы» последствий от действия «творческого наркотика» не знаю, ох, не знаю, отказался бы от ее использования, от тех возможностей, которые она дает…

Книга понравилась большим количеством интриг, которые закручивают пружину драматизма, не ослабевающего до финала. Интриг убедительных, реалистичных. Фантастика-то фантастика, но сюжет, вообще, настолько правдоподобный, что – при определенном сужении собственной адекватности – можно посчитать, что чего доброго так где-нибудь и происходит, и такой стимулятор мозговой деятельности действительно существует.

Главный герой книги Эдди Спинола, включив интеллектуальный форсаж, довольно быстро переходит от литературной деятельности, в рамках которой ему становится тесно, к банковскому бизнесу.
[При этом понравилось, что Глинн касается темы Выбора для человека: чем заниматься при наличии таких возможностей? Конечно(!!!) зарабатывать деньги!.. Такой печальный и яркий портрет времени!..]
И если в литературной области читатель (беру себя в качестве примера) еще как-то может разобраться, то вот все эти финансовые орехи, которые с легкостью начинает щелкать Спинола, – для непосвященного темный лес, реально, ничего не понятно. И в этом, хочется верить, была специальная задумка автора, желающего показать, насколько сложные вещи способен постигать человек, принимающий интеллектуальный допинг.
Главный герой, от лица которого идет повествование, сам описывает свои ощущения после того, как перестает принимать таблетки, – возвращается к исходной точке, становится обычным, не понимая того, что еще несколько дней назад казалось простым и ясным.

После прочтения, когда немного остываешь от сумасшедшего драйва происходящего на страницах романа, можно, конечно, найти, так сказать, «брошенные хвосты», неувязки, задаться вопросами. Но в данном случае удовольствие, конечно, перевешивает. Да и, как хорошо известно, критиковать всегда можно найти за что – в любом художественном произведении есть условности, к которым можно прицепиться.
К явным недостаткам, тем не менее, следует отнести чрезмерное, становящееся бессмысленным, использование курсива как знака особого смысла слова.

Написано (переведено) хорошим языком. Фактура произведения, конечно, грязноватая и плохо пахнущая (героев часто тошнит и выворачивает, они мучаются жуткими болями,  не обходится без крови), так что любителям «белого и пушистого» следует подумать, браться ли за эту книгу.

К сожалению, у Глинна на русском больше ничего не вышло.
1 фильм
«Еще один год»
Another Year
Режиссер: Майк Ли 
Сценарий: Майк Ли
В ролях: Джим Бродбент, Лесли Мэнвилл, Рут Шин, Оливер Молтман, Питер Уайт и др.
трагикомедия 
Великобритания, 2010

Официальная аннотация: «Том и Джерри – семейная пара предпенсионного возраста. Вечера и выходные они коротают с родными и близкими – единственным сыном Джо, острой на язык Мэри, не слишком опрятным другом детства Тома Кеном... Джо уже тридцать, но он до сих пор не может встретить свою «половину» и создать семью. Мэри около пятидесяти; она тоже никак не устроит личную жизнь и время от времени принимается флиртовать с Джо, демонстративно игнорируя влюбленного в нее Кена… Солнечные ванны и игра в гольф, ужин и неспешная беседа, чай и вино. Смех и слезы, ободряющие советы и словесные перепалки. Общение. Одиночество. Похороны. Свадьба. Весна, лето, осень, зима. Река времени течет…»

Мой любимый режиссер («Тайны и ложь», «Беззаботная», «Вера Дрейк») снял очередной шедевр.

В официальной аннотации не только фактические неточности (не буду на них останавливаться), но подано все как-то легкомысленно, забавно, что ли, при том, что фильм очень мудрый, одновременно простой и серьезный, печальный, даже мрачноватый, и все равно какой-то позитивный, погружающий в массу параллельных сюжетных линий, деталей жизни героев, но получающийся на удивление цельным.

Уже, конечно, нет доверия оценкам, выраженных высокими словами, но «Еще один год», действительно, заставляет задуматься (создает атмосферу, в которой начинаешь думать): а что важно в жизни-то? (не в какой-то выдуманной, построенной по популярным литературным шаблонам, – а в реальной, то есть полной сложностей, драм, человеческих противоречий) Что надо уметь, как себя вести, чтобы жить с удовольствием и достоинством? Как относиться к людям вокруг себя? Какие ставить цели, чтобы не потратить жизнь на бесконечный бег за недостижимым?.. Несколько раз в фильме разными героями с отчаянием произносится: «Я не знаю, что делать», и вот эта фраза знаковая, на мой взгляд. Сложно все.

В фильмах Майка Ли мне нравится то, с какой точностью и любовью он передает детали современной действительности. Как будто ему принципиально важно, чтобы все было как в жизни. Помимо художественной, думается, его фильмы имеют высокую историческую, а для иностранцев – историко-этнографическую ценность: дают представление, чем живут люди в современной Британии. Представьте, Том, инженер-геолог, и Джерри, психотерапевт, живущие в Лондоне в небольшом своем доме, их интеллигентная пара – как бы плацдарм стабильности и надежности для своих пребывающих в личном кризисе друзей и близких; так вот супруги в выходные регулярно ездят на какой-то свой маленький огородик в жалкие несколько грядок (втиснутые среди других делянок таких же… «огородников»?), с миниатюрной времянкой-сарайчиком для хранения инструмента, и выращивают там себе цветы и овощи. Так, как бы мимоходом, Майк Ли говорит о важности для людей в возрасте активного труда на свежем воздухе (чего, кстати, у нас так не понимают молодые, ворча на стариков с коробками рассады и тележками в метро).

Конечно, вызывает уважение, насколько Майк Ли, как бы игнорируя массовую кино-аудиторию, снимает кино для серьезного, взрослого зрителя. Не арт-хаус, не претендуя на создание нового кино-языка. Не трогательные сказки с «мыльным» содержанием и виртуальными конфликтами, чтобы отвлечься. А давая пищу для ума тем, кто нуждается, чтобы кино ему рассказало о наболевшем.

Единственное сожаление от фильма – игра Лесли Мэнвилл, исполняющей одну из главных ролей – Мэри. На мой взгляд, пере(недо?)игрывала.
Еще остался вопрос: почему все герои фильма так много пьют? Даже те, кто в психологическом плане более-менее благополучен. Жизнь, по Майку Ли, настолько тяжела, что другого способа поднять настроение нет?..

В заключение приведу (так как согласен) несколько цитат-оценок с флаера фильма:
«Майк Ли всегда был прекрасным режиссером. Но «Еще один год» – безусловно, вершина его карьеры. Это просто что-то потрясающее» (Chicago Sun-Times);
«Выдающаяся работа. Один из лучших фильмов Майка Ли» (Daily Telegraph);
«Богатый нюансами и полный любви к героям фильм» (The Guardian);
«Одна из лучших попыток постижения глубин человеческой души в истории кинематографа» (Los-Angeles Times).
Да.
ссылки: социальное, фото-арт
«РОЛЬФ Октябрьская» и БГ помогли «Ночлежке» собрать средства для «ночного автобуса»
Крупнейший дилерский центр Ford в Санкт-Петербурге и Борис Гребенщиков, уже не первый год поддерживающий петербургских бездомных, 4 июня провели благотворительный вечер в пользу «Ночного автобуса» – проекта экстренной мобильной помощи бездомным.


Chema Madoz: комбинаторика смыслов
«Испанский фотограф Сhema Madoz имеет дело с простыми вещами - обгоревшими спичками, полурасстаявшими кусочками льда, каплями воды. Но каждый заученный наизусть предмет на его фотографиях неожиданно для зрителя при помощи какого-то невероятного сальто-мортале превращается в многомерную живую метафору».

В избранное