Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.21.08.11


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[2 раза в месяц отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 21.08.11

1 книга
Малкольм Гладуэлл
«Что видела собака. Про первопроходцев, гениев второго плана, поздние таланты,
а также другие истории»

1 фильм
«Доверие»
(США, 2010)

+ссылки: арт, фото

1 книга

Малкольм Гладуэлл
«Что видела собака. Про первопроходцев, гениев второго плана, поздние таланты, а также другие истории»

What the Dog Saw and Other Adventures
Переводчик: Е. Бакушева
Альпина Паблишер, 2010 г.
400 стр.

От издателя: «В книгу вошли лучшие статьи Малкольма Гладуэлла из журнала New Yorker, которые принесли их автору всемирную славу. Каждая из статей – это увлекательное мини-исследование. Автор рассматривает самые разные вещи – деятельность разведчиков, поиск талантливых сотрудников, рецептуру кетчупа, методы дрессировки собак, инвестирование в ценные бумаги, техногенные катастрофы – под таким углом, что невольно удивляешься, как мало мы знаем, как часто заблуждаемся, как много интересного скрыто в самых обычных предметах, явлениях, людях.
Книга будет интересна широкому кругу читателей».

У Гладуэлла до этого я прочитал «Переломный момент» и «Озарение». Обе понравились (про обе, по-моему, писал в рассылке). Не скажу, что со всем был согласен; более того, иногда по окончании чтения какой-нибудь статьи оставалось ощущение «каши в голове», не было четкого понимания, что автор хотел, в итоге, сказать, что именно доказать. Однако сам стиль мышления (его, особо отмечу, прозрачность), хороший язык (спасибо переводчикам), большое количество неизвестных и полезных фактов, пересказ нетрадиционных точек зрения экспертов, умение нащупать актуальные времени вопросы – все это (и то, о чем забыл сказать) перевешивают, безусловно.

Одно из замечательных достоинств Гладуэлла – умение сопоставлять проблемные факты из, казалось бы, не связанных между собой областей и делать на их основе общий вывод. Этакое парадоксальное, на первый взгляд, сочетание несочетаемого, а потом, в результате логичного, неспешного анализа, вывод о том, что лежит в основе того и другого.
Через какое-то время, если знаешь, как Гладуэлл строит свои статьи, даже с удовольствием предвкушаешь, как он сумеет уравнять, как говорится, «белое» и «деревянное», а главное – предложит смотреть на то и то другим взглядом.
Признаюсь, что книга «Переломный момент» просто стала «переломным моментом»… сильно изменила мой взгляд на многие вещи, научила думать по-другому. Эту книгу, конечно, советую.

К сожалению, не могу порекомендовать «собаку». То ли на волне популярности можно уже не сильно заморачиваться (как известно, «куй железо, пока горячо», хм), а поэтому «а давайте издадим, что еще не издавали», то ли это связано с неким кризисом идей у автора, но данный сборник совсем не то, что ждешь от автора «Переломного момента» и «Озарения». Высокая планка, заданная этими двумя книгами, оказалось «собаке» не по зубам.

Сборник разделен на три части: «Теории, предсказания и диагнозы», «Одержимые, первопроходцы и прочие разновидности гениев второго плана» (одна из изданных на русском книг Гладуэлла называется «Гении и аутсайдеры», кстати) и «Личность, характер и интеллект». Я бы их переименовал.

Первую бы назвал «Гладуэлл, которого мы любим»: в нее вошли самые интересные, с «парадоксальным» подходом, статьи, дающие серьезный повод подумать над тем, например, сколько информации нужно для понимания и решения какой-либо проблемы (в первой статье – «Несекретные секреты. Enron, разведка и вред от избытка информации» – разбирается известная на весь мир ситуация вокруг корпорации Enron, почему стал возможен этот “мыльный пузырь”), где граница, за которой большее количество информации только усложняет понимание (получается, в том числе, так, что пытающиеся разобраться тонут в огромном, при этом открытом, информационном массиве, не в состоянии понять, что важно); меня, конечно же, заинтересовала еще статья «Мари на миллион долларов. Почему проблему бездомности проще решить, чем сглаживать?», посвященная решению проблемы бездомности с точки зрения экономических затрат общества на ее решение – что и как надо делать, чтобы минимизировать расходы, при этом более эффективно достигая гуманистических целей.

Вторая часть – так сказать, «Гладуэлл, который озадачивает». Из входящих в нее статей можно, конечно, узнать массу информации (местами забавной, возможно, даже полезной для т.н. общего развития), но вопрос – зачем? Такое ощущение, что стояла задача осветить историю и текущее состояние данной темы. Никаких «парадоксов», никаких идей. Сплошное общее место – если не «2х2=4», то «3х3=9».

Третья часть – «Гладуэлл, который заставляет недоумевать». Хуже нет, когда читаешь и регулярно задаешь – без ответа – вопрос: «Зачем я это читаю? Трачу на это бла-бла-бла время?» Взять любой толстый глянцевый журнал – таких статей полно. Как бы серьезно о чем-то из жизни, но в результате ни о чем. Убить время в поезде или самолете и оставить на выходе.

И очень стал раздражать, превратившийся в автоматический (до абсурда) прием создания портрета героя статьи – через какую-нибудь вроде как характерную деталь, вроде для того, чтобы живее представить человека, но превращается это все в идиотизм воспроизведения одного и того же литературного приема.

В общем, жаль. Все-таки да, разочарование часто наступает в ситуации завышенных ожиданий. Может, у тех, кто не читал Гладуэлла раньше, будет другое отношение.

1 фильм
«Доверие»
Trust
Режиссер: Дэвид Швиммер
В ролях: Клайв Оуэн, Кэтрин Кинер, Лиана Либерато
Драма, триллер
США, 2010

Из аннотации: «Жизнь Кэмеронов удалась – подрастают чудесные дочки, карьера отца семейства идет в гору, дом оснащен по последнему слову техники. Они привыкли спокойно спать по ночам, потому что уверены – беде не проникнуть в их крепость. И когда их 14-летняя дочь Энни знакомится через Интернет с юношей по имени Чарли, они не придают особого значения возникающей между ними влюбленности.
Иллюзии виртуального мира рассеиваются, когда в реальности 16-летний Чарли оказывается <тут цензурирую, чтобы не нарушить интригу>… Отец Энни хочет отомстить за дочь, но неожиданно для себя обнаруживает, что он сам<…>...»

Фильм рекомендую посмотреть родителям подростков. С определенного момента дети начинают считать себя вполне самостоятельными, чтобы вести тайную от (по их мнению, перестраховывающихся) родителей жизнь. Особенно секретничают в том, что касается интимной сферы, желаний реализовать новые ощущения в теле, скажем так. Даже в ситуации, как в семье Кэмеронов, где между детьми и родителями очень теплые отношения.

Ответственные родители заранее готовятся к этому периоду (проводя беседы не только на уровне «пестиков-тычинок»), некоторые считают, что «вот у меня все прошло нормально, так что нечего дергаться», а есть, к сожалению, и такие, которые и вообще ни о чем таком не думают – «наше дело родить». Так вот, чтобы не оказаться в один прекрасный день в шоке от новостей от или про своего ребенка, чтобы не наломать еще больших дров, чтобы иметь под рукой набор психологических способов помощи, посмотрите «Доверие».

Сильная психологическая драма. Дающая массу поводов для размышлений, предостерегающая от возможных ошибок.

И, конечно, стоит посмотреть самим подросткам, хотя они, понятно, очень уверены в себе и считают, что «со мной такого не может произойти». Впрочем, у фильма, по американской классификации, рейтинг R, то есть Детям до 17 лет обязательно присутствие родителей. (Рейтинг R получают фильмы, в содержании которых обязательно содержится материал, предназначенный только для взрослой аудитории. Родителям рекомендуется хорошо подумать, прежде чем посмотреть такой фильм вместе со своими детьми.
Фильм, получивший рейтинг R, скорее всего содержит сексуальные сцены, эпизоды с употреблением наркотиков, нецензурную брань, фрагменты с насилием и т.д. В данном случае первое.)

Психолого-педагогическая ценность фильма подкрепляется высокими художественными качествами. Отличный сюжет, тонко выстроена интрига, сильные драматические конфликты, великолепный (не совсем happy end – не прекращайте смотреть с началом титров) финал. Потрясающе играет молодая актриса Лиана Либерато. Клайв Оуэн ломает, справляясь, свое амплуа.

Немалое, приятное, мое удивление случилось, когда я узнал, кто режиссер. Да, это тот самый Дэвид Швиммер, который из «Друзей». Когда стал искать про него информацию, оказалось, что у него достаточно солидное режиссерское порт-фолио. Надо будет еще что-нибудь его посмотреть.
ссылки
Sean Kernan: символы и эмблематы
"Все фотографии Кернана, как губки, пропитаны литературой. Например серия "The Secret Books" посвящена Борхесу. Фотографии композиционно просты, на каждой как правило два предмета, одним из которых является книга".
http://prophotos-ru.livejournal.com/1153396.html


Tim Clayton – известный английский фотожурналист. Подборка его лучших спортивных снимков
http://prophotos-ru.livejournal.com/1154424.html


Мэтт Стюарт (1974, Великобритания) – уличный фотограф, работающий в комическом жанре.
http://prophotos-ru.livejournal.com/1157186.html


«Морс – красная планета. Фоторепортаж морсианина»
http://varsopko-alexey.livejournal.com/282897.html


В избранное