Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.04.10.11


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[2 раза в месяц отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 04.10.11

1 книга
Ю. Торвальд
«Век криминалистики»

2 фильма Сюзанны Бир
«Месть»
(Дания - Швеция, 2010)
«То, что мы потеряли»
(США - Великобритания, 2007)

+ссылки: арт, фото, поздравление

1 книга
Ю. Торвальд
«Век криминалистики»

Das Jahrhundert der Detektive
Переводчики: И. Власов, Л. Пэк, Федор Решетников
Издательство: «Прогресс», 1991.
Последнее переиздание: Издательство «Проспект», 2009.
336 стр.

Из аннотации: «Основанный на достоверных фактах увлекательный рассказ о драматической истории возникновения и развития криминалистики.
Для широкого круга читателей».

Из аннотации издательства «Проспект»: «"Век криминалистики" – мировой бестселлер немецкого писателя Юргена Торвальда. Это научный детектив, или детективная история одной науки. Основанный на достоверных фактах увлекательный рассказ о драматической истории возникновения и развития криминалистики иллюстрируется примерами расследований конкретных уголовных дел. Описание событий постоянно переносится из одной страны в другую, а часто и с континента на континент (из Франции в Англию, оттуда в Индию или в США, затем снова в Европу).
Герои книги – не только преступники и сыщики, но и ученые, психиатры, писатели. Торвальд демонстрирует связь криминалистики как с естественными науками, так и с литературой, описывая удивительные судьбы людей, причастных и к уголовному розыску, и к писательскому труду, и показывая, что развитие сыска во многом обусловлено деятельностью писателей, которые, подобно Чарлзу Диккенсу, Уилки Коллинзу, Конан Дойлу или Эмилю Габорио, избрали темой своих произведений работу детективов».

Книга попала в руки случайно. Знакомые освобождали шкафы, сказали, что, если не возьмешь, выбросим… Сами так и не прочитали.

Книга, впервые вышедшая в середине 60-х прошлого века, переиздававшаяся и переиздающаяся, – в СССР впервые в 1984 году. Я читал в издании 1991 года со вступительной статьей Ф.Решетникова, объяснявшего в ней, в т.ч., «плюсы» и «минусы» книги с точки зрения советской идеологии (ох уж «о времена! о нравы!»), и, в частности, уязвленного тем, что Торвальд пропускает важные для этой темы русские имена (как будто не понимает, что тот описывает тему «криминалистика на Западе», – вот уж этот советский «комплекс неполноценности»: «опять нас ни во что не ставят!»... с другой стороны, все, может, прекрасно понимает, но случая упрекнуть в ущербности не упускает, хм…)
 
Прочитав, становится понятна популярность «Века…». Думаю, будет переиздаваться и еще (несмотря на то, сколько всего произошло с 50-х годов, на которых заканчивается у Торвальда). С тенденциями последнего времени вполне вероятно, что и телесериал может получиться хороший (может, уже и есть?).

«Век…» должны прочитать все любители детективов, шпионских романов. Уверен, что разочарованы не будут. Книга интересно написана, хорошим языком (спасибо переводчикам – специально посмотрел: двое первых кандидаты наук, а Решетников так и вообще доктор, профессор), повествование очень динамичное, часто драматичное, сопровождается массой документальных(!) уголовных историй с сильной закрученной интригой. Читатель найдет большое количество научной (научно-популярной, если точнее) информации, детальной, объясняющей «на пальцах», как научные методы становились неотъемлемой частью расследования преступлений, поиска преступников/подозреваемых, доказательств их вины/невиновности, какова была мотивация поиска научных методов и кто являлся их «заказчиком».

Книга состоит из четырех частей, посвященных, соответственно, дактилоскопии, судебной медицине (в аспекте патологоанатомии), судебной токсикологии (в этой части я, правда, заскучал – возможно, из-за того, что никогда не любил химию) и баллистике.

Думаю, что после такой книги многие художественные детективы покажутся смешными, «не отвечающими реальности». В любом случае, компетентность повысится.

С другой стороны, вот читаю Торвальда, те случаи, которые он описывает, и думаю: если наука так сильно помогает и уже так давно, если так лихо раскрывала все тайны, то почему нет ощущения, что современные «пинкертоны» владеют этими методами хотя бы на уровне середины прошлого века?.. Впрочем, вроде бы сейчас в обязательном порядке в расследовании участвуют и судмедэксперт, и фотограф, и даже видеооператор. Но почему-то все равно легче от этого не становится, да?

Помимо основной темы, Торвальд – как бы между прочим – заставляет задуматься о морально-этической стороне развития криминалистики. Сколько в прошлом было безвинно осужденных и, наоборот, ушедших от ответственности из-за того, что не было научных доказательств вины, а все строилось на признании, отсутствии свидетелей или наличии лже-свидетелей?! А были случаи, когда научные данные (в судебной медицине и токсикологии особенно) воспринимались как неопровержимое доказательство, а дальнейшее развитие науки показывало, что это не так, что возможно трактовать иначе. Есть над чем задуматься!.. Хорошая книга, в общем.

А еще нельзя не задуматься о том, что криминалисты хоть и вооружены такими современными технологиями, но если не бороться с причинами преступности, то и немногое они могут, получается…



В прошлой рассылке делился впечатлениями от сборника Джеймса Тэрбера. Анонсировал, что собрался почитать его «басни», вышедшие отдельным изданием.
Ужасно! Разочарован – не то слово…
То ли потому, что другой переводчик, больше увлекающийся адекватной передачей сложной языковой игры Тэрбера (в этом смысле как будто читаешь другого автора), то ли потому, что для сборника-обзора были выбраны самые удачные басни. А сейчас читаю – вообще ничего смешного. Одно недоумение.
2 фильма
Недавно в рассылке я писал о фильме датского кинорежиссера Сюзанны Бир «После свадьбы». Посмотрел еще два ее фильма. Делюсь впечатлениями.


«Месть»
Haevnen
Режиссер: Сюзанна Бир
В ролях: Ульрих Томсен, Микаэль Персбрант, Трине Дирхольм, Эмили Милая, Уильем Джонк Нельсен, Ким Бодниа
Дания - Швеция, 2010

Из аннотации: «Работа в африканском лагере для беженцев научила Антона никогда не отвечать насилием на насилие. И когда по возвращении домой в Данию его беспричинно избивает озлобленный на весь свет автомеханик, Антон сдерживает гнев и ничего не предпринимает в ответ: ведь если отвечать насилием на насилие, ужаса в мире станет только больше. Но унижение Антона не может пережить его сын. Вместе со своим другом парень решает отомстить за отца…»

«Золотой Глобус 2011 – Приз за Лучший зарубежный фильм», «Оскар 2011 – Приз за Лучший зарубежный фильм».

Аннотация вроде бы официальная, но перевирает сюжет. Этакое «толстовство» главного героя присутствует, чувствуется, что это его твердая, осознанная позиция, но, к большому сожалению, она никак не объясняется в фильме, откуда взялась, на чем основана. И это, на мой взгляд, портит «Месть», делает смысл всей истории невнятным. Непонятно, что в итоге хотел сказать режиссер. Взять хотя бы младшее поколение – сыну главного героя и его другу (подросткам, что важно) позиция главного героя не только не понятна, не близка, но воспринимается с обратным знаком – как трусость, как уход от решения проблем, тем более что им при помощи насилия очень эффективно удается разрешить проблемную для себя ситуацию в школе.
Озлобленный автомеханик в наличии, однако причина побить главного героя – вывести из этого один из главных конфликтов в фильме – хоть и воспринимается натянутой, но есть: выпивший автомеханик, типичный представитель т.н. «быдла», видит издалека, что какой-то мужик (главный герой) разнимает драку с участием его сына, и бежит защищать своего и, не разобравшись, сразу...

Фильм снят качественно, красиво. Без мельканий и «модного» монтажа. Затягивает, волнует интригой, не оторваться. Африканские пейзажи (главный герой работает – по какому-то вахтовому методу – врачом в бедной деревне) чередуются с северо-европейскими (где семья героя и куда он регулярно возвращается), песчаная пустыня – с травяными газонами, и пр. Неторопливо и безмятежно.
Но и там и там неожиданно возникает жестокость, и там и там надо что-то ей противопоставить…

«Месть» – не то чтобы сложный, имея в виду глубокий, а сложный в смысле перенавороченный фильм. Столько засунуто конфликтов в один сюжет, что чувствуешь себя в растерянности – не разобраться, а кто главный герой, что является основной сюжетной линией, кто, так сказать, кому «подпевает», а кто ведет сольную партию… Да, есть фильмы – полифонии, но «Месть», на мой взгляд, не дотянула, не сложилась в единое целое… Есть главный герой со своей тяжелой работой, с недавно разорванными – из-за его измены (про которую только краткое отдаленное эхо) – отношениями с женой, и он и она тяжело это переживают. Есть эта жена, у которой своя тема. Есть нарастающие как ком проблемы со старшим сыном. Есть сам сын главного героя, комплексующий подросток, над которым издеваются в школе и который находит нового друга – лидера, вступающегося за него, но и в то же время иногда «слишком смелого». Есть этот новый его друг – мальчик, у которого умерла мама и который винит в этом своего отца, с которым у него ну очень все сложно (мальчик, такое ощущение, начитался психоаналитической литературы), и переживающим тяжелый внутренний кризис – причину мести всем и вся. Каждому из этих персонажей уделяется примерно одинаковое время. Все это, значит, в одной кастрюльке…

Смотреть все, повторюсь, интересно (правда, к финалу полезли драматические банальности, не говоря уже о платочком-смахну-слезу-финалу) и как бы по идее можно, конечно, сказать, что фильм о том, что все в мире сложно (ах!), что никто не знает, к каким последствиям приводят вроде бы благие поступки (ах-ах!), что надо уметь прощать (ага), и т.д., но все-таки «картинка» многозначительнее смысла получилась. На мой взгляд.


«То, что мы потеряли»
Things We Lost in the Fire    
Режиссер Сюзанна Бир
В главных ролях: Холли Берри, Бенисио дель Торо; в ролях: Дэвид Духовны и др.
Жанр – драма
США - Великобритания, 2007

Из аннотации: «Вдова, недавно потерявшая мужа, приглашает его проблемного лучшего друга Джерри пожить вместе с ней и двумя ее детьми. Джерри помогает семье справиться с их утратой, потихоньку приводя и свою жизнь в порядок».

Не понравился, однозначно.
Сюжет показался надуманным, вымученным, высосанным из пальца. Убивают случайно мужа (Духовны), когда тот заступился за незнакомую женщину. Жена (Холли Берри – актриса симпатичная, чувственная, но однообразная; прочитал на днях заголовок в какой-то ленте новостей «Актриса Холли Берри сломала ногу из-за козы» – вот уж точно с кем могло такое случиться;0) но здоровья ей, конечно), с двумя детьми (паточно-сладкая игра), вся в горе, начинает выстраивать отношения с героем Бенисио дель Торо, которого до этого всю жизнь презирала. Пускает не совсем в свой дом, а в пристройку (до этого он жил в каком-то наркопритоне), чтобы помочь ему завязать и чтобы ей помогал. Вся исходит от какого-то непонятного внутреннего желания (на экране читается как сексуального), но так и не понятно, чего хочет (что, наверно, должно показать, как ее «колбасит», что ли). То ей нужна его поддержка, то не нужна, то радуется, как он играет с ее детьми, то обвиняет его в том, что его слишком много в ее семье, то слабая до состояния дверного коврика после дождя, то моментально сильная до этакого железобетонного фундамента… Возможно, найдутся такие, которые скажут: «Да, мы, женщины, такие!».. Спорить не буду.
Бенисио дель Торо играет наркомана, бывшего наркомана, потом опять наркомана, потом опять бывшего, получающего солидную работу. Играет поначалу очень хорошо. Прямо такая жизнь от него исходит, как будто потрогать можно!.. Но стоит только избавиться от порока, как сразу превращается чуть ли не в ангела из рождественской детской сказки…
У Духовны эпизодическая, абсолютно ничем не примечательная роль одномерного заботливого отца - любимого мужа - надежного друга.
Заканчивается для всех (кроме героя Духовны, понятно) хорошо. Зачем вот было снимать?
ссылки
Armands Zelchs (Латвия)
«До». Одноклавишное пианино.
http://www.zelchs.com/en/works/do.html


Gomer (Саша Курмаз, Украина)
Уличное искусство

http://gomer1.livejournal.com/304576.html


Фотографии Земли с МКС Рона Гэрана
http://prophotos-ru.livejournal.com/1189418.html


С Днем учителя!
Вспомним школу: Жизнь глазами юных журналистов из Петербурга
http://vo-gazeta-spb.narod.ru/


В избранное