Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып. 24.02.13


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[2 раза в месяц отзывы Алексея Варсопко о книгах и фильмах.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 24.02.13


1 книга
Джордж Хиггинс
«Друзья Эдди Койла»
(+фильм)

1 фильм
«Невозможное»
США, Испания, 2012
1 фильм
«Раз! Два! Три! Умри!»

Великобритания, 2012

+ ссылка: фото, социальное, арт

1 книга (+фильм)

Джордж Хиггинс 
«Друзья Эдди Койла»

Перевод с англ.: О. Олякринский
Серия «Бестселлеры Голливуда»
издание 1994 г.

Аннотация от издателя: «Эдди Койл — ветеран преступного мира Бостона. Он — торговец-посредник, поставляющий мафии краденное оружие. Его «друзья» — это «шестерки» и «крутые» бостонской мафии. Роман подробно описывает изнутри будни гангстерского бизнеса (в том числе и серию вооруженных налетов на банки), и оперативную работу спецподразделений полиции по борьбе с организованной преступностью, «механику» подпольных торговых сделок между гангстерами и американскими военнослужащими…
Роман, написанный в жесткой манере, представляет собой классический пример криминального боевика нового типа (в духе Джозефа Вомбо), без романтического флера показывающий жестокий поединок между гангстерскими синдикатами и правоохранительными органами Америки.
Фильм с одноименным названием вышел в США в 1973 году. Режиссер Питер Йейтс».

Обратите внимание, данная книга Хиггинса тоже была издана на русском (правда, с большим запозданием) по стопам фильма, снятого по ней. Какие, вообще, судьбы у книг!.

Про «Ограбление казино» этого писателя, в каком восхищении остался от этого романа, недавно писал.
Если подвести своеобразный счет после прочтения второго произведения, то 2 – 0. В общем, «Друзья Эдди Койла» очень понравились.

Особенно повторять, почему Хиггинс хорош, не буду – примерно все то же самое. Все тот же фирменный, как понимаю, авторский стиль. Размытый в диалогах, которые перескакивают с одного на другое, сюжет, тонкие, ироничные, до хохота вслух смешные реплики, жесткий криминальный антураж, откровенный, без иллюзий взгляд на полицию, преступников.
Отличие от «Ограбления…» в том, что в 90-е при переводе еще не так легко использовали мат, поэтому язык подцензурный, но остающийся ярким, своеобразным и четким.
Еще одно, как показалось, отличие в том, что «Друзья Эдди Койла» в формальном отношении более просты. Главная сюжетная линия особо не прячется (впрочем, возможно, просто мне было легче читать, так как уже известно, как построен литературный прием у этого писателя). В «Ограблении» все-таки через диалоги надо было «продираться» и очень внимательно читать, чтобы не упустить линии сюжета.
Так что для начала, если кто заинтересовался, все-таки, наверно, посоветую «Друзей», и уж если они понравятся, то и «Ограбление» можно попробовать.

Жаль, что Хиггинса больше не переводили.

*****
Если говорить о фильме «Друзья Эдди Койла», о котором упоминается в аннотации, то говорить, к сожалению, не о чем. Та же самая ошибка, что и с экранизацией «Дела Когана», которая в русском прокате вышла под названием «Ограбление казино». У Хиггинса это именно Литература: диалоги и минимум авторского повествования самодостаточны, они не нуждаются в дополнении. А в фильме в дополнение к тексту, понятно, и динамичная картинка появляется, и особая внешность героев (актерская игра), и пейзажи, и живые звуки. Все равно что в и без того изысканное блюдо пытаться добавить еще что-то, что не рождает новый вкус, а к тому же убивает и тот, который был у книги.
Времена в фильме и в романе совпадают, так что адаптации, как в «Ограблении», не было, но, впрочем, на общее впечатление это никак не повлияло, если не учитывать, что голливудская киномузыка того периода это, хм, тот еще кулинарный ингредиент. (Опять же, у Хиггинса, понятно, никакой музыки и быть не может.)
Жалко.
А фильм даже не досмотрел.

1 фильм
«Невозможное»
The Impossible
Режиссер: Хуан Антонио Байона
В ролях: Юэн МакГрегор, Наоми Уоттс, Том Холлэнд
Жанр: фильм-катастрофа, драма
США / Испания, 2012

Одна аннотация: «История семьи, разлученной друг с другом во время цунами в Таиланде. Невероятным образом они заново найдут друг друга».

Другая аннотация: «Лента о событиях, разворачивающихся на фоне цунами 2004 года».

(Относительно первой аннотации – ну вот как можно такие аннотации писать?! Зачем убивать интригу?!.. Написали бы «Случится ли невозможное – удастся ли им найти друг друга? Все ли выживут?»…)

Всегда интересуюсь фильмами, где играет Наоми Уоттс, но вот с этим как-то ждал, пока знакомый не сказал, что стоит посмотреть.

Стоит. Отличный экшн, основанный на реальной катастрофе, про которую столько показывали по ТВ и видели в Интернете. Обстоятельства каждый зритель вполне можно приложить к себе, что делает просмотр еще более захватывающим, волнующим, особо переживательным (как бы сам себя повел в такой ситуации?).
Просто шикарные съемки под водой во время цунами.
И драматическая линия, хоть и излишне, на мой взгляд, перегруженная спекуляцией на как бы роли случайного в жизни (один герой идет по одному этажу больницы, в это время другой в его поисках идет по другому – вот такого очень много), пробьет самого черствого. Как не прослезиться, когда встречаются разлученные дети и родители!.. А мужественная мать, держащаяся за жизнь только для того, чтобы позаботиться о своем ребенке, – мурашки по спине!..

В плюс к фильму, что сценаристы и режиссер не затягивают с приходом цунами, и предварительная информация о героях, которым предстоит пройти через ад, краткая и лаконичная. Что, с другой стороны, делает размытым смысл фильма. Почему для фильма, в основу которого положен реальный случай, была выбрана именно эта семья? От художественного произведения все-таки ждешь некоторого обобщения, и поэтому задаешься вопросом, а в чем смысл данного примера? И если судить по названию,  почему этот пример невозможный? Чем история данной семьи отличается от тех, на фоне которых ее случай невозможный?.. Остались вопросы.

Закончу отзыв на еще одном достоинстве фильма. Конечно, стоит отметить хорошую актерскую игру – Наоми Уоттс и юного Тома Холлэнда.

1 фильм

«Раз! Два! Три! Умри!»
Sightseers (Экскурсанты)
режиссер – Бен Уитли
сценарий – Эми Джамп, Элис Лоу, Стив Орам
В главных ролях: Элис Лоу, Стив Орам
Великобритания, 2012

Официальная аннотация: «Самая обычная влюбленная парочка, Тина и Крис, отправляются в самое обычное путешествие по северу Англии в самом обычном фургончике. Внешне они ничем не отличаются от типичных английских туристов — милые, похотливые и одержимые друг другом зануды, которых раздражает и бесит практически всё: от шумных сектантов и брошенной на пол в автобусе обертки мороженого до обидных слов в свой адрес и хвастовства случайных милых знакомых.
Вот только Крис совсем не относится к числу тех, кто готов мириться с «раздражителями», а Тина окажется вовсе не так невинна: идеальные убойные каникулы влюбленных начинаются в Англии».

Началось все неплохо. Несколько удачных шуток, смешная параноидальная мамочка Тины – все как бы предвещало хорошую черную комедию, построенную на жанре роуд-муви. Главные герои, передвигаясь по стандартному маршруту для туристов (эта часть фильма выглядит как хорошая реклама английских достопримечательностей), на каждой стоянке встречаются с людьми, которые портят им отдых. Не особенно оригинально (что скрывается за скромного вида обывателями, обыгрывалось в кино не раз), но главные герои устраняют «досадные помехи». (Все достаточно натуралистично, особенно впечатлительным смотреть не стоит.)

К сожалению, если с начала фильм как-то не выстраивался во что-то с осмысленным сюжетом, то с середины даже это стало окончательно разваливаться. С персонажами, с сюжетом какая-то беда – чего хотят главные герои, друг от друга, от жизни, от этой поездки, что они сами из себя представляют, какова их «темная сторона», откуда она взялась, непонятно. На экране героям, разочаровавшимся почему-то(!) друг в друге, скучно, а в зале – зрителям. Чего-то всего намешано, а в результате пшик и тоска. Подозреваю, что авторы фильма хотели посмеяться над обывательскими представлениями, комплексами простоватых людей, но получилось, мягко говоря, неудачно.

ссылки

Учащиеся студии юных журналистов в поисках инопланетян
Репортаж с места события.
http://vo-gazeta-spb.narod.ru/ufo_13.htm


Благотворительной организации, помогающей бездомным, исполнилось 23 года
Немного об удивительных подарках, которые получала "Ночлежка"...
http://publicpost.ru/blog/id/26419/


Фотограф и дизайнер из Германии Николас Риттер. Фото-серия «Один» («One»).
Автор обращает наше внимание на индивидуальность человека в толпе.
http://www.nicolasritter.com/One

Человек и "культурные модели". Новые «знаки зоодиака»
http://varsopko2.narod.ru/


В избранное