Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып. 10.03.13


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[2 раза в месяц отзывы Алексея Варсопко о книгах и фильмах.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 10.03.13


1 книга
Дуглас Кеннеди
«Особые отношения»

1 фильм
«Любовь – все, что тебе нужно»
Германия / Дания / Швеция / Франция / Италия, 2012
1 фильм
«Корпорация "Святые моторы"»

Франция, Германия, 2012

+ ссылки: фото, социальное, арт

1 книга
Дуглас Кеннеди
«Особые отношения»

A Special Relationship
Переводчик: Е. Мигунова
Рипол Классик, 2011 г.
Серия «Дуглас Кеннеди. Мировой бестселлер»
624 стр.

От издателя: «Вы встречаетесь с американской журналисткой Салли Гудчайлд во время наводнения в Сомали, в тот самый момент, когда малознакомый, но очень привлекательный красавец англичанин спасает ей жизнь. А дальше – все развивается по законам сказки о принцессе и прекрасном принце. Салли и Тони Хоббс знакомятся, влюбляются, у них начинается бурный и красивый роман, который заканчивается беременностью, скоропостижной свадьбой и прибытием в Лондон. Но счастливые «особые отношения» рушатся в один миг. Тяжелейшие роды, послеродовая депрессия и... исчезновение ребенка.
Куда пропал малыш? Какое отношение к этому имеет его собственный отец? Сумеет ли Салли выбраться из того кошмара, в эпицентре которого она случайно или совсем не случайно оказалась?»

После третьей книги Кеннеди общий счет… 2 – 1 в пользу читателя. (Напомню, что осталось хорошее впечатление от «Искушения Дэвида Армитажа» и был разочарован «Женщиной из Пятого квартала».) «Особые отношения» понравились, хотя и не так сильно, как «Искушение».

О романе. «Особые отношение» делятся четко на три части.

Первая – знакомство Салли и Тони, их приключения в Африке, счастливые хлопоты в Лондоне.
Эта часть из разряда типичных для Кеннеди, когда он долго готовит к чему-то, к тому, что произойдет нечто главное.

Вторая – подробное (возможно, более рассчитанное на женщин) описание тяжелой послеродовой депрессии Салли. Мне эта часть показалась перегруженной, утомительной (я бы сократил раза в два точно), к тому же сильно выбивающейся по стилю от первой и третьей. Есть даже ощущение «книги в книге». Читатель попадает в такие дебри нервного срыва, настолько выматывающие героиню и читателя (особенно из тех, кто не любит «беспричинные» женские истерики), что испытание, конечно, не для всех. Кеннеди, как прочитал в нескольких отзывах, считается специалистом по женскому внутреннему миру – женщинам лучше судить, но если стояла задача показать, в какой дурман могут попадать женщины в период беременности и после и как это отражается на окружающих, то Кеннеди, как кажется, справился. Мужчинам такие естественные муки ада не знакомы (а раз нет опыта собственного проживания, то зачастую нет и понимания, сочувствия), а поэтому книга полезная. Впрочем, далеко не у всех женщин это проходит так тяжело, а в чем причины, почему так именно у Салли, в романе не объясняется.

Третья часть – начинается с триллера, связанного с похищением ребенка и поведением Тони. Раскрывать детали тут нельзя, так как интрига. Пережить надо вместе с Салли (кстати, уж как-то слишком быстро распрощавшейся с депрессией). В этой части и появляется то самое захватывающее Главное – и вместе с ним стремительность действия, крутые повороты и очень драматичное противостояние с «противником», дабы вернуть себе ребенка. Действие переходит на традиционную американскую площадку для подобных сюжетов – в суд. Заседания суда, подготовка материалов, поиск свидетелей, расследование, неожиданные находки новых фактов, как опровергающих, так и подтверждающих, дуэль обвинения и защиты. Читать интересно, есть, о чем попереживать, хотя не обошлось без штампов, например, про бедных, честных и при этом очень профессиональных адвокатов, ага. И наоборот, про тех, которые много чего из себя, а поэтому надо платить, в реальности же…
Не скажу, что эта часть прошла на ура-ура – были нестыковки, натянутости, но за счет стремительности, остросюжетности и прицельной стрельбы Кеннеди по читательским эмоциям недостатки компенсируются.

В связи с «Особыми отношениями» впервые за долгое время предпринял небольшое читательское расследование. Дело в том, что третья часть является как бы неожиданной в сравнении с первой, а именно, некоторые персонажи начинают вести себя иначе, чем можно было бы от них ожидать. Поэтому я решил перечитать(!) первую часть, чтобы найти те моменты, которые бы подтверждали возможность будущей метаморфозы. Признаюсь, хотел уличить Кеннеди в подлоге, которым занимаются некоторые писатели, готовые ради динамики «забывать» о том, что ранее говорили о своих героях. Однако, в целом, оказалось, что придраться и не к чему. Третья часть, конечно, не так уж чтобы логично вытекала из первой, нет, но и не противоречит ей.

Из «общих мест» для Кеннеди выделю хорошо знакомую страсть его героев к литературному творчеству (Тони, например, пишет какую-то загадочную книгу, что делают все герои писателя в прочитанных мной его книгах). Опять конфликт построен на  ситуации, когда одного из родителей лишают общения с ребенком. И опять причиной этого… но не буду раскрывать интригу. И опять главный герой сталкивается с серьезными финансовыми трудностями.

В итоге, все-таки, хорошая книга. Однако читать Кеннеди, чьих книг на русском в последние годы вышло много, больше (пока?) не буду. Какая-то пресыщенность наступила.
1 фильм
«Любовь – все, что тебе нужно»
Den skaldede frisor / Love Is All You Need
Режиссер: Сюзанна Бир
В ролях: Трине Дюрхольм, Пирс Броснан, Паприка Стеэн, Ким Бодниа, Кристиан Шамбург-Мюллер, Себастьян Йессен
Жанр: мелодрама/комедия
Германия / Дания / Швеция / Франция / Италия, 2012

Близкая к содержанию аннотация: «Филипп – одинокий вдовец и фанат своей работы. Он владеет большой фирмой по выращиванию и продаже овощей. В его жизни нет ничего, кроме бизнеса, и вот однажды сын объявляет ему, что женится на девушке из Швеции, и просит у Филиппа разрешения устроить свадьбу на его вилле в Сорренто. Филипп отправляется в Италию, где он, наконец-то, поймет, что кроме работы в жизни есть еще и любовь: с множеством поворотов и приключений!»

Смотрел много фильмов этого режиссера (получившую «Оскара» «Месть», «Братья», «После свадьбы», «То, что мы потеряли»), но так и не понял, в чем феномен успешности Бир – снимает-то много, в Голливуде снимает ремейки своих датских картин. То есть получает поддержку со стороны киностудий.
Как правило, вымученные, на мой взгляд, сюжеты, надуманные ходы, придуманные ситуации, цель которых выжать слезу. Каких-то особых операторских красот нет. Актерская игра не запоминающаяся. Действие вялое.

«Любовь…» решил посмотреть из-за Пирса Броснана и аннотации. Броснан сыграл хорошо, но вот все остальное… Накрученный-перекрученный конфликтами между персонажами сюжет, но при этом психология поведения и чувств героев такая наивная, что трудно представить, на какого зрителя это рассчитано. На не слишком искушенных, простых женщин среднего и старшего возраста?

Филипп – не главный герой, а один из. Самый главный, скорее, мать невесты, среднего возраста женщина, остающаяся привлекательной, но не слишком удовлетворенная личной жизнью (то ли любит своего мужа, то ли нет), какая-то уставшая от жизни и опечаленная тем, что впереди ее уже ничего интересного не ждет. Из главных героев еще невеста и жених, и если первая прямо так и светится от любви, то второй, как человек с раздвоением сознания, то признается ей в любви, то вдруг... (А так как зрителю не показывают, что у него в это время творится в голове, то понять, где он искренен, невозможно.) Еще есть некрасивая сестра Филиппа, навязывающая себя ему. Есть еще отец невесты, он же неверный (то цинично безразличный, то слезливо раскисающий) муж главной героини. Таскает за собой, не скрываясь, в том числе на свадьбу дочери в Италию, свою молодую любовницу. Которая, в свою очередь, говорит, что любит «зрелых», но при этом тут же клеится к молодым. В том числе к брату невесты, сыну главной героини, который зачем-то придуман в этой истории, служит в армии, а на свадьбу приезжает со сломанной рукой, ходит в гипсе и ненавидит своего отца. Да, главная героиня еще больна раком, прошла курс лечения, облысела (ходит в парике), и зрителя держат в напряжении, какие результаты ее последнего анализа...
В начале фильма, конечно же, происходит как бы нелепая встреча главных героев при конфликтных обстоятельствах, и они сначала раздражены друг другом, а потом глянули глаза в глаза и… «Я буду любить тебя, несмотря на результаты анализа!..»… Ой, не могу. При всем уважении к романтике, к атмосфере недавно прошедшего праздника, к видам летней Италии, морским пейзажам, да ну такую «любовь»!..

1 фильм

"Корпорация «Святые моторы»"
Holy Motors    
Режиссер, автор сценария: Леос Каракс
В главной роли – Дени Лаван
В ролях: Эдит Скоб, Ева Мендес, Кайли Миноуг, Леос Каракс
Франция, Германия, 2012

Аннотация, которая как бы передает то, что можно увидеть, но в то же время совершенно не о том: «Неведомое существо перемещается из жизни в жизнь. Обретает форму то мужчины, то женщины, то юноши, то умирающего старика. Он может оказаться нищим или сказочным богачом, плутом или достойным семьянином.
Героя фильма будет кидать по чужим жизням, он будет обнимать чужих жен и детей, убивать чужих врагов. Однако, сам он смертельно одинок. Где его дом, его близкие, что он такое на самом деле?»

Чудесный, вдохновляющий фильм!

Чтобы сразу сориентировать, это, конечно, в чистом виде авторское кино, арт-хаус, так что зрителям, предпочитающим мейнстрим, лучше и не пробовать.

Но тем, кто любит формальные эксперименты, поиски нового киноязыка, преобладание поэтического настроения над понятной фабулой, сложные метафорические образы, заставляющие себя разгадывать, обязательно стоит посмотреть.

В отзывах прочитал, что Каракс использовал в фильме много старых своих наработок, но так как я не большой, к своему стыду, его знаток, то мне многое казалось свежим. Из того, что видел раньше, сильнейшее положительное впечатление оставила новелла Каракса в альманахе «Токио». Из этой новеллы, кстати, в «Святые моторы», в одну из его «новелл» (фильм построен как череда «встреч», историй, разыгрываемых главных героем – лицеедем, актером, носителем психологических масок, исполнителем социальных ролей), перекочевал один из «героев» главного героя.

Игра главного героя – Дени Лавана – что-то фантастическое, конечно. Смотреть можно только на одном восхищении тем, как он перевоплощается.

У фильма отличный ритм, чувство меры, монтаж. Все сделано как на одном дыхании, и смотреть такое нужно залпом, целиком, конечно.

Можно как угодно трактовать «историю», рассказанную в фильме, но для меня это такое – не побоюсь пафоса – поэтическое Послание режиссера о его отношении к Кино, к Искусству, к Современности. (Может быть, немного печальное, ностальгическое Послание.) Словами, мне точно, его не объяснить.
Но что могу сказать – Большое Искусство, когда с ним сталкиваешься, независимо от того, какая там история или Послание, наполняет чем-то значительным и самому хочется чего-то такое сотворить. Здорово! Эх!..

ссылки

Прежде чем что-то запрещать, нужно подумать о последствиях
Статья из New York Times о борьбе защитников и противников запретов, направленных против бездомных в США.
http://publicpost.ru/blog/id/26595/


Победят ли Методические указания Департамента ЖКХ Москвы Конституцию страны?
О причинах правового нигилизма.
http://www.echo.msk.ru/blog/vars/1020668-echo/


Тиебеле (Tiebele): красота вопреки бедности
В крохотном африканском селении под названием Тиебеле (Tiebele) люди строят дома точно так же, как это делали их предки на протяжении последних пятисот лет. Жива и уникальная традиция росписи стен. Жителям этого маленького местечка удаётся сохранить всё богатство культуры, несмотря на многочисленные трудности.
http://www.kulturologia.ru/blogs/260213/17926/


Постановочные фотографии с бумажными персонажами. Арт-проект Дэвида Ривза (David A. Reeves)
http://www.kulturologia.ru/blogs/020313/17956/


Человек и "культурные модели". Новые «знаки зоодиака» Алексея Варсопко
http://varsopko2.narod.ru/


какбыфот (концептуальная офото-серия, 2013). Арт-проект Алексея Варсопко
http://varsopko2.narod.ru/kbf.html


В избранное