Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып. 27.10.13


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[2 раза в месяц отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 27.10.13

1 книга
Джон О'Фаррелл
«Мужчина, который забыл свою жену»

1 актер
Гэри Купер

+ссылки: историческое, арт, культурологическое

1 книга

Джон О'Фаррелл
«Мужчина, который забыл свою жену»

The Man Who Forgot His Wife
Переводчик: Мария Александрова
Фантом Пресс, 2013 г.
416 стр.

От издателя: «Жил на свете обыкновенной человек, были у него работа, жена, двое детей, друзья и немало проблем. Словом, все как у всех. Но однажды он ехал в метро по обычным своим делам, посмотрел в окно и вдруг понял, что не знает, где и куда едет, не знает, как его зовут, не знает, кто он такой. Вот так здорового мужчину средних лет поразила амнезия. Правда, забыл он исключительно то, что было связано лично с ним. И вот лежит он в больнице и гадает, а хороший ли он был человек или так себе, и была ли у него семья, а если была, то отчего же они не ищут его. Но жизнь продолжается, пусть и беспамятная, и надо как-то собирать ее по кусочкам, складывать пазл своего прошлого и собственной личности. И только-только забрезжило в глубинах подсознания пугливое воспоминание о женщине, в которую он был без памяти влюблен, как узнает герой, что на днях его ждет суд, суд, где его разведут с этой единственной, которая ему и нужна в жизни. И покатилась история раскручиваться в прошлое.
Джон О'Фаррелл, автор прекрасного и полюбившегося многим романа "Лучше для мужчины нет", написал горькую, очень смешную и чуть философскую комедию о беспамятстве современного человека, о нашей жизни одним днем, о том, что иногда полезно потерять память – чтобы потом вспомнить все снова и уже навсегда. Вспомнить все – иногда нам этого так не хватает».

Пространная аннотация, но достаточно корректно отражающая содержание. Не соглашусь, пожалуй, только насчет «очень смешной» (подробнее об этом ниже).

Вообще, начало показалось вялым. Подумал про книгу, что, наверно, из тех, которую брошу. Но нет – первое впечатление оказалось обманчивым. Рад, что чуть потерпел. Через небольшое время от начала как будто продрался сквозь (невнятное) болото, встал на твердую землю, а далее уверенно, а то и вприпрыжку (от удовольствия) добрался до финала.

Пишет О’Фаррелл хорошо – спокойно, без воды, четко. Что порадовало, с чувством юмора, но достаточно дозированным и сдержанным. Его герой может быть ироничным, самоироничным, может шутить, но при этом вроде как осторожно. Вследствие психологического феномена, возникающего при восприятии произведений искусства, возможно, я наделил героя собственным внутренним качеством – сам позволяю себе шутить только с хорошо проверенными знакомыми. Не хочется портить отношения из-за неправильно понятой шутки.
Не знаю, как у вас, но у меня (а с возрастом количество таких людей вокруг только увеличивается) много знакомых, близких, которые весьма нервно относятся к шуткам (которые лично я считаю добрыми) над ними, и поэтому, от греха подальше, стараюсь быть крайне осторожным. Почему я решил, что герой романа такой? Потому что с интеллектом и самооценкой у него все нормально, сам он вроде как остроумный человек, вполне способен подколоть, разыграть, спародировать, но почему-то делает это редко.
Впрочем, если я слишком много личного перенес на героя, то это только в плюс книге, так как, получается, главный герой был мне однозначно симпатичен, и я с ним, так сказать, сжился.

О’Фаррел использует, с одной стороны, фантастический прием (или сильное психологическое допущение; не знаю, правда, что думают на этот счет специалисты), который, с другой стороны, приобретает символическое значение. Мужчина теряет часть памяти (провалы, надо сказать, у него странные, в угоду сюжету, – в этом натяжка) – это вроде как клиника, медицинский факт. В то же время это интересный художественный ход – рутина повседневности, снижение остроты впечатлений от того, что превратилось в будни, отсутствие внимания к жене (еще и к детям, но они в заглавие книги не попали – не хочу это пытаться толковать) как бы исключает ее из его жизни, заставляет забыть то хорошее, прекрасное, из-за чего он влюбился в нее и какое-то время был счастлив. Выключение памяти (частичная амнезия) позволяет ему по-новому, то есть как раз по очень старому, первоначальному, взглянуть на свою жену и снова в нее влюбиться. Снова встретить ее так, как это было в молодости, таким, каким был в молодости. О’Фаррелл хорошо и сильно это описал.
На мой взгляд, все это, конечно, сильная условность. Не больше чем литературный прием. Красивая сказка. (Я все ждал и, признаюсь, боялся, что писатель вдруг включит у героя эмоциональную память, чтобы к нему вернулись ощущения от семейной жизни, от которой он устал в той жизни. И тогда бы эта книга действительно была бы «горькой», как обещано в аннотации. Не говоря уже о таком допущении, что герою повезло, что его жена осталась такой же привлекательной, какой была в молодости. Прошу прощения у женщин.) Но прием очень романтичный. С очень трогательными художественными результатами.

Очень личная для меня получилась книга.

Рекомендую книгу всем, кто пережил развод, разрыв отношений и испытывает временами ностальгию.
А сам попробую еще что-то почитать у этого писателя.

1 актер
Многие ли из читателей «Культурного минимума» знают актера Гэри Купера? Не вообще имя (оно-то как раз на слуху, как другие «культовые» имена), а знают его по его ролям в кино и готовы согласиться с его статусом… Учитывая, что основная слава его пришлась на роли в 30-40-х прошлого века, то подозреваю, что вряд ли. (Что, вообще, мы сегодня знаем об американском кинематографе того времени?!..) До последнего времени я видел его в нескольких фильмах, везде он играл почти одинаковых типажей – мужественных, волевых, смелых и, понятно, красивых. Хотя по нашим временам, Гэри Купер, при его высоком росте, довольно худощав. Слишком изысканный для супер-бойца, героя боевика.
Недавно подряд посмотрел еще несколько фильмов, где он в главной роли.
Впечатление его герои оставляют приятное, везде они внушают симпатию, и актер своей игрой, внешними данными эту симпатию поддерживает. (Интересно, кстати, было бы посмотреть фильм, где он играет злодея.) Но в то же время я бы не назвал его великим актером. Наверно, надо все-таки различать великих актеров и знаменитых, известных, популярных, а то получается, что эти определения уже используются как синонимы. Наверно, это некорректно.
Ниже краткий обзор нескольких фильмов, где он в главной роли.

«Брачная ночь»
The Wedding Night
Режиссер: Кинг Видор
В ролях: Гари Купер, Ральф Беллами, Хелен Винсон, Уолтер Бреннан, Анна Стен, Сиг Руман
США,1935

Из официальной аннотации: «Одним из наиболее известных в кинокарьере Гари Купера середины 30-х годов был фильм "Брачная ночь", необычное сочетание романтики, комедии и трагедии.
Купер играет Тони Барретта, писателя-романиста, праздная жизнь которого привела к тому, что он, как говорят, "исписался" и его новая рукопись оказалась скучной, нудной и непригодной к печати. Карьера зашла в тупик, и он решает уехать в тихий загородный дом в Коннектикуте, чтобы в тиши написать новую книгу. Его жена, светская львица Дора, сразу же уехала обратно, поскольку ее не устраивала жизнь в глуши. Пытаясь найти тему, герой знакомится с соседями. Это польская община (обосновавшиеся там иммигранты), и один из соседей хочет купить у него часть земли, которая не используется по назначению. Так он знакомится с молодой польской девушкой Маней. Ее чистота и наивность очаровывают писателя, и он решает написать книгу, основываясь на характере и чертах девушки и описать историю ее семьи. Между ними вспыхивают чувства, которые, в общем-то, неожиданны и ставят их жизнь с ног на голову…»

Играет писателя, увлекшегося молоденькой соседкой, у которой от такого внимания закружилась голова. Фильм интересен показом жизни общины польских иммигрантов и на уровне шока трагическим финалом.
Гэри Купер играет нормально, но не блестяще. Хотя эта роль, действительно, особенная. Никакой стрельбы, боевых схваток – никакого поля для проявления смелости и мужества, в общем. А есть даже элементы комедии.
Но если уж «Брачная ночь» считается одним из наиболее известных фильмов в его актерской карьере, то это показательно, к сожалению. Значит, в других фильмах выше этой роли не прыгнул.
Вот кто играет потрясающе, так это Анна Стен, исполнившая роль молодой польской девушки Мани. Как, вообще, играет влюбленность!.. Как играет внутреннюю борьбу между долгом и любовью!.. Попробовал поискать, в каких еще фильмах, переведенных на русский, она снялась (а кинокарьера хоть и не звездная, но большая). К сожалению, ничего не нашел.

«Далекие барабаны»
Distant Drums
Режиссер Рауль Уолш
В главной роли – Гэри Купер
США, 1951

Из информации с сайта «кинопоиск.ру»: «1840 год. Лейтенант американского флота Ричард Тафтс предпринимает секретную экспедицию во Флориду имея в руках только старую карту и отряд 40 человек. Высадившись на берег, он был встречен проводниками и проведен сквозь глухие джунгли. За семь лет освоения этих земель переселенцы столкнулись с нешуточным сопротивлением  местных индейцев.
На берегу озера Ричард встречается с капитаном Квинси Уайтом (Гэри Купер). Возглавив вооруженный отряд морской пехоты, они начинают решительно продвигаться в глухие джунгли с целью освобождения старого испанского каменного форта от индейцев и контрабандистов оружия, которые нагло захватили эти земли. В пути их ждут смертельно опасные приключения, перестрелки с индейцами, нападения змей и гигантских крокодилов…»

Среди освобожденных морскими пехотинцами есть красивая молодая девушка… С которой у героя Гэри Купера складываются романтические отношения.
Фильм полон приключений, боевых сцен, снятых, конечно, не так масштабно и технически изощренно, как умеют снимать сегодня. Индейцы кровожадны, жестоки – американские солдаты мужественны, храбры и самоотверженны.
В этом фильме Гэри Купер уже в возрасте, но по-прежнему изящен, ловок. «Изюминка» фильма подводный бой на ножах капитана Уайта и индейского вождя.
Актерская игра в рамках заданного типажа.
Когда герои переходят болото, полное крокодилов, и один из них стал подплывать, то герой Купера берет испуганную девушку на руки, после чего крокодил, как будто из уважения к такому поступку, нападает на другого солдата – вот уж придумали!

«Настоящая слава»
The Real Glory
режиссер Генри Хэтэуэй
В главных ролях: Гэри Купер, Дэвид Нивен, Андреа Лидз, Реджинальд Оуэн, Бродерик Кроуфорд, Кэй Джонсон, Расселл Хикс
США, 1939

Частично переписанная аннотация с сайта «кинопоиск.ру»… В 1906 году американская армия покидает Манилу, оставив несколько офицеров на острове Манданао, в том числе военного врача, и, как оказалось, мастера на все руки, Билла Кэнэвэна (Гэри Купер).

Оставшиеся офицеры должны научить филиппинцев военным приемам, чтобы защитить местное население от жестокого повстанца Алипанга и его банды. Вся беда в том, что аборигены настолько боятся Алипанга, что от одного его имени местные бойцы впадают в ступор, а без преодоления этого барьера нечего и думать о сопротивлении.
И тогда за дело принимается врач. Сначала он выставляет чучело под именем бандита и каждый солдат должен плюнуть в его сторону, чтобы сломить психологический страх. Новациям и независимости военврача противится командир Хартли, старый служака, оставшийся за старшего, который не принимает никаких нововведений, кроме муштры…

А еще у Хартли есть красивая дочь… Вот-вот, именно, снова тот самый типаж.
С точки зрения актерской игры, все не хуже, не лучше.
Сам фильм интересен с исторической точки зрения: США в начале прошлого века чего-то делали на Филиппинах, и уже тогда были террористы, которые в одиночку прорывались на территорию военных баз. И как военное кино интересен – отражение нападения Алипанга на крепость ничего такое. Даже по современных меркам. Хотя и не без излишней суеты и мельтешения массовки.
Была пара довольно брутальных сцен – жестоких и пробирающих, так сказать. Хотя вроде чем фильмы 30-х могут удивить сегодняшнего кинозрителя!..

«Жизнь Бенгальского улана»
The Lives of a Bengal Lancer
Режиссер Генри Хэтэуэй
В главных ролях: Гэри Купер, Франшо Тоун, Ричард Кромуэлл, Гай Стэндинг, С. Обри Смит, Кэтлин Бурк
США, 1935

Из информации с сайта «кинопоиск.ру»: «Северо-Западная Индия. Алан МакГрегор — молодой лейтенант 41-го уланского полка, опытный военный пограничник, но, прежде всего, он человек, а потом солдат – и всегда говорит то, что думает, может и не выполнить приказ и от этого вступает в конфликт с начальством.

Полная противоположность — его командир, полковник Стоун, настоящий служака, которому предстоит отставка, но перед этим он узнает, что его сын лейтенант Дональд прибывает в полк и будет служить вместе со своим другом лейтенантом Форсайтом. Им всем предстоит предотвратить восстание индусов и блокировать попытки местного вождя захватить 2 млн. патронов у дружественного эмира Гопала…»

Этот фильм смотрел пару лет назад и уже не помню, была ли там лирическая линия. Была, наверно.
Фильм, вот это помню, мне понравился. Наверно, из-за этого фильма, где его герой очень харизматичный, я попал под обаяние Гэри Купера.
В фильме интересный сильный драматический конфликт, много пафоса, мужской правды-матки. Воодушевляющее кино. Не только для подростков. Но и тогда, когда вокруг не хватает отважных, честолюбивых, честных людей. А такие всегда в дефиците.
ссылки

Парижский стрит-арт: творчество уличного художника Levalet
http://www.kulturologia.ru/blogs/161013/19036/


Любопытный исторический документ: антисоветские, душманские плакаты в Афганистане в 80-е
http://foto-history.livejournal.com/4242172.html


Человек и "культурные модели". Новые «знаки зоодиака». Проект Алексея Варсопко


Алексей Варсопко. Новые «Свободные линии» (концептуальный стрит-арт, гофрокартон, 2013, Петербург)


В избранное