Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып. 17.11.13


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[2 раза в месяц отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 17.11.13

1 книга
Владимир Сорокин
«Теллурия»

2 кино...
«Мы — Миллеры», «Лучшие друзья»

+ссылки: историческое, арт, культурологическое

1 книга

Владимир Сорокин
«Теллурия»

Corpus, 2013 г.
448 стр.

От издателя: «Новый роман финалиста Международного Букера-2013г. Владимира Сорокина, одного из самых знаменитых российских писателей, автора "Дня опричника", повести "Метель", сборника рассказов "Сахарный Кремль".
Новый роман Владимира Сорокина – это взгляд на будущее Европы, которое, несмотря на разительные перемены в мире и устройстве человека, кажется очень понятным и реальным. Узнаваемое и неузнаваемое мирно соседствуют на ярком гобелене Нового Средневековья, населенном псоглавцами и кентаврами, маленькими людьми и великанами, крестоносцами и православными коммунистами. У бесконечно разных больших и малых народов, заново перетасованных и разделенных на княжества, ханства, республики и королевства, есть, как и в Средние века прошлого тысячелетия, одно общее – поиск абсолюта, царства Божьего на земле. Только не к Царству пресвитера Иоанна обращены теперь взоры ищущих, а к республике Теллурия, к ее залежам волшебного металла, который приносит счастье».

Поклонники Сорокина роман не пропустят и, думаю, не будут разочарованы. Мне понравился. (В первую очередь, боялся излишней простоты в духе «Дня опричника», но обошлось.)
Не скажу, что сильно задело, что «в восторге», но это Большая Литература – высокого художественного качества, с огромной – романной – панорамой времени, пространства, действия, разнообразия персонажей, с массой аллюзий, отсылок, перекличек (с творчеством самого Сорокина и других писателей и не только), с отличными метафорами и образами, с временами публицистически актуальной, на злобу дня, остротой. При этом Большая Литература, которую интересно и легко читать.

Не возьмусь спорить, «Теллурия» – это утопия или анти-утопия, но картина в любом случае, на уровне художественной условности, получается весьма реалистичная и узнаваемая.
Что, наверно, самое трагичное в ощущениях после прочтения: Сорокин описывает, по идее, какой-то ужас-ужас, а себя ловишь на том, что уже и не страшно, типа, ну да, так в этом всём уже же и живем…

Произвела впечатление форма романа. Не сказать, что для Владимира Сорокина это что-то совсем новое, так как и раньше он в таком духе экспериментировал, но «Теллурия» демонстрирует, что писатель не стоит на месте, копает и копает. Развивается как художник. И это, конечно, вызывает уважение.
Роман состоит из большого количества микроновелл, которые выглядят как детальки разваливавшегося гига-паззла.
Линейного сюжета нет. Микроновеллы практическим не пересекаются – только отношением к заглавной теме, и в паре-тройке мелькают знакомые персонажи, что, впрочем, не имеет сюжетного значения, а лишь стилистический изыск.
При этом эти кусочки (те, из которых и состоит текст романа) только небольшая часть всего «яркого гобелена», который имеется в виду. Сорокин задает перспективу, обозначает масштаб, и читатель уже сам понимает, что в романе описана только часть непостижимого многообразия форм жизни того мира, с которым знакомит писатель. Часть. Но больше и не надо. В целом и так ясно.

Что особенно приятно, и сами паззлики не цельные, а тоже только кусочек этого сегмента; они как бы вырваны из контекста, оборваны, недосказаны, обломаны по краям. Но мастерство писателя позволяет читателю, как археологу, спокойно воссоздать/прочувствовать отсутствующее, в т.ч. самому пофантазировать. Это, конечно, сильный ход, рассчитанный на своего, подготовленного читателя.

Мне тема Нового Средневековья не слишком близка – все это, на мой взгляд, игра в «философские картины мира», больше умозрительная. Но любители есть. Их, наверно, роман сильнее увлечет.

Конечно, «Теллурия» в очередной раз поражает стилистическим талантом Владимира Сорокина. Микроновелл много, но по стилю они не повторяются – все они иллюстрации разных языковых реальностей. Правда, не все они были интересны, но плюс в том, что раз общий замысел понятен (линейного сюжета, напомню, нет), то их без ущерба можно пропускать. Что я и делал несколько раз (тем более когда Сорокин использует те же стилистические приемы, что и в других своих книгах). Но это никак не повлияло на отношение к роману.

В общем, хорошая книга.

*****
«Феодализм уже давно наступил». Интервью с Владимиром Сорокиным
Писатель рассказал The New Times о новом романе, российском средневековье и спасительном юморе.

2 кино...
«Мы – Миллеры»
We're the Millers
режиссер: Роусон Маршалл Тёрбер
В главных ролях: Дженнифер Энистон, Джейсон Судейкис, Эмма Робертс, Уилл Поултер
США, 2013

О фильме на «кинопоиск.ру»: «Дэвид Берк — мелкий торговец наркотиками. Среди его клиентов — повара и скучающие домохозяйки. Детям он наркотики не продаёт и поэтому считает себя принципиальным человеком. Дэвид действительно хорошо относится к детям, но это не остается безнаказанным — он пытается помочь подросткам, попавшим в беду, и на него нападают хулиганы-панки. Они отбирают у него наркотики и деньги, и наш герой оказывается в отчаянном положении. Ведь ему нечем расплатиться с его поставщиком Брэдом. Единственный выход — подрядиться на доставку крупной партии наркотиков через границу…»

Понравилась фабула, так, как была изложена в анонсах, нравятся взрослые актеры в главных ролях (особенное внимание Джейсону Судейкису, так как последнее время много смотрю американское телешоу Saturday’s Night Live). И хочется, в конце концов, посмотреть смешную комедию.

Сильно разочарован. (По сведениям из Интернета, фильм собрал очень хорошую кассу – вот еще раз убедился, что ничего не понимаю в массовых вкусах.)

Поначалу соотношение смешных и не-смешных скетчей (юмористических ситуаций) было приемлемым, симпатию вызывали и остроумные диалоги. Но чем дальше, тем я все больше и больше «проигрывал». К тупым (прошу прощения, за сильно экспрессивное оценочное определение, но иного не могу подобрать) скетчам прибавились в большом количестве и пошлые (хотя не считаю себя уж прямо таким правильным).

Так же и с сюжетом – поначалу натяжки казались вполне приемлемыми, так как компенсировались юмором, но дальше, чтобы нанизать на толстую белую нитку гы-гы-гы-сценки, начался просто какой-то ад.
В финале (в нарушение всякой логики характеров, пусть даже и очень размытых) вляпали гимн семейным ценностям (что, типа, должно растрогать)… Данный фильм явный претендент на Оскар «За особый цинизм».

Играют штампами или никак. Уже давно ничего не удивляет, но игра Энистон, как говорится, за пределами Добра и Зла – такое ощущение, как будто прибежала на площадку и «ну давайте быстро все снимем, что там в сценарии, что должна сказать, да ладно – незачем репетировать, включайте свою камеру, поехали…».

Еле досмотрел.

*****
Чтобы, как говорится, второй раз не вставать.

«Лучшие друзья»
Best Friends
режиссер: Норман Джуисон
В главных ролях: Берт Рейнолдс, Голди Хоун
США, 1982

Аннотация на «кинопоиск.ру»: «Паула и Ричард — успешная команда голливудских сценаристов. Они хорошо знают друг друга, долго работают и живут вместе. Но вот незадача: вдруг они решили пожениться и все испортить… Как выясняется, брак обещает множество неожиданных сюрпризов и сложностей и уж совсем далек от многолетних дружеских и рабочих отношений».

Вроде известный режиссер, два неплохих актера, сценарий написал Барри Левинсон, в будущем тоже известный режиссер, а смотреть невозможно.

Вроде бы откровенная история. Местами весьма интимная (как и в «Мы Миллеры», много говорится о роли секса в отношениях между мужчиной и женщиной, в т.ч. семейных, – чуть ли не прямые переклички между двумя фильмами; а на самом деле оба фильма спекулируют на вечно актуальной теме).
Как бы психологически благородная цель – рассмотреть трудности при столкновении социальных институтов (что происходит с живым общением любовников при его формализации и рутинизации/будничности).
Однако все так банально, без нерва, с надуманными ситуациями и выходами из них... а когда ситуации не надуманы, то грубо сляпаны: например, скандалят-скандалят, всё, окончательно, до женских слез и ненависти в мужских глазах, разругались, но вдруг(!) раз! и помирились – и все! Хэппи-энд. Пошли титры. Ага.

Характеры в «Лучших друзьях» логичнее и цельнее прописаны, но все равно, получается, поверхностно и скучно.
«Мы Миллеры» комедия, «Лучшие друзья» больше психологическая драма (хотя много, даже с перебором, иронии в адрес «чудачеств» родственников и близких), но и тот и тот фильм – не кино, а продукт.
ссылки

Алексей Варсопко. 24-25 октября в Москве
Фото


Алексей Варсопко «Прагматично-рациональное против национально-острого»
Пост про аспекты трудовой миграции в блоге на сайте р/станции «Эхо Москвы»


Алексей Варсопко. «Проблема-2103 («Необъятное»)»
Фото-инсталляция


Серия забавных рисунков художника Javier Perez
http://www.kulturologia.ru/blogs/311013/19155/


Приглашаю посетить страничку студии юных журналистов, которой руковожу: http://vo-gazeta-spb.narod.ru/Index.htm

Человек и "культурные модели". Новые «знаки зоодиака». Проект Алексея Варсопко


Алексей Варсопко. Новые «Свободные линии» (концептуальный стрит-арт, гофрокартон, 2013, Петербург)


В избранное