Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып. 19.04.14


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[отзывы Алексея Варсопко о книгах и фильмах.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 19.04.14


Очень кратко о трех старых советских фильмах.
Вроде бы столько лет уже прошло с того времени, вроде бы уже всё смотрено и пересмотрено, а всё равно неожиданно всплывают фильмы, которые и не смотрел и про которые ничего не слышал. А еще говорят, что в советское время снимали мало!
Все художественные фильмы обзора интересны в качестве исторического документа, так как действие фильмов совпадает со временем съемок и показанное в фильмах демонстрирует атмосферу того времени.
Фильмы не легко, но можно найти в Интернете.

+ ссылки: фото, арт, социальное

1 фильм

«В дождь и в солнце»
Vihmas ja päikeses
Режиссер: Герберт Раппапорт
Сценарий: Эгон Раннет
В главных ролях: Ян Сауль, Ева Мурниеце, Лариса Лужина, Микк Микивер, Яанус Оргулас, Рейн Олмару, Николай Сличенко.
СССР (Эстонская киностудия), 1960

О сюжете (по информации с «кинопоиск.ру»): «Действие фильма происходит в Эстонии в конце 1950-х годов на строительстве крупной ГРЭС. Яак Рийт, парень с трудным характером, не сразу входит в коллектив. Он долгое время не верит людям, их сердечности, доброте. К тому же что-то из прошлого тяжёлым грузом лежит на сердце молодого человека…. То он уходит со стройки, то вновь возвращается. Не сразу разбирается Яак и в сумятице своих чувств. После долгих колебаний он решает вернуться на строительство ГРЭС».

Фильм про советскую эстонскую молодежь, про то, как они «с трудностями, но весело» строили Советскую Эстонию. (Реальность, понятно, была намного сложнее, но, понятно, было и такое.) Особенно интересен быт, то, чем себя развлекали, как отдыхали, как относились друг к другу.
Фильм также любопытен тем, что он на эстонском языке (с русскими субтитрами), и даже Лариса Лужина, и Николай Сличенко(!) говорят на эстонском.
Николай Сличенко играет музыканта-воришку из плохой компании, но под влиянием своих новых правильных друзей со стройки становится «надежным товарищем».
Среди явных художественных достоинств фильма – весьма нетривиальная любовная драма и, конечно, яркий главный герой.

1 фильм
«Гармонь»
Режиссёр: Игорь Савченко
Авторы сценария: Александр Жаров (по его поэме и снят фильм), Игорь Савченко
В главных ролях: Зоя Фёдорова, Пётр Савин
СССР, 1934

Сюжет (по информации из «Википедии»): “Весёлый деревенский гармонист Тимофей Дудин, или попросту Тимошка, избран секретарем партийной комсомольской ячейки (на самом деле, если быть точным, членом сельсовета). Этот высокий пост, по его мнению, несовместим с игрой на гармони. Но отсутствие его весёлых песен на руку классовым врагам и Тимошка снова берет гармонь в руки…

Из интересных фактов: Фильм очень не понравился И. В. Сталину, который назвал его «дрянью»”.

Фильм меньше часа, а то бы тяжело было бы смотреть это вроде бы идеологически правильное (для того времени), но формально экспериментальное кино – что-то вроде народно-советского мюзикла. Слабый топорный сценарий еще ладно, но музыка несколько странная – показалась не просто «сложной», надуманной, но и явно (хотя и по моим представлениям) не рассчитанной на ту публику, для которой предназначалась. То, что Тимошка, со своей пресной физиономией, игрой-пением без «нерва», пользовался популярностью, – явная натяжка (то ли дело, когда дело дошло до серьезного конфликта и ему пришлось взять в руки оружие – сразу как глаза-то загорелись!). В фильме есть еще казус – единственная отличная песня, с замечательной мелодией и хорошим голосом, досталась «классовому врагу», выражавшему в ней свою глубокую тоску по собственному куску земли. Кстати, именно из-за этой песни, ролик с которой увидел в Интернете, и захотел посмотреть фильм.

1 фильм

«Киноконцерт»
СССР, 1941 г.


По информации из «Википедии»: «…советский короткометражный чёрно-белый художественный фильм-концерт, поставленный на Киностудии «Ленфильм» в 1941 году режиссёрами Исааком Менакером, Адольфом Минкиным, Гербертом Раппапортом, Семёном Тимошенко, Михаилом Цехановским и Михаилом Шапиро.

Жанр: музыкальный фильм

Премьера фильма в СССР состоялась 16 июня 1941 года.

Фильм представляет собой концертную программу из отдельных музыкальных номеров.
Участвуют:
Выступление засл. коллектива Республики оркестра Ленинградской ордена Трудового Красного Знамени Государственной филармонии под управлением Засл. арт. РСФСР Евгения Мравинского. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского
Л. Бетховен. Шотландская застольная песня. Исполняет Нар. арт. СССР Максим Михайлов
И. Альбенис. «Наварра». Исполняют лауреаты всесоюзных и международных конкурсов Эмиль Гилельс, Яков Флиер (фортепианный дуэт).
К. Сен-Санс. «Умирающий лебедь». Исполняет Нар. арт. Респ. Галина Уланова
Исполнительница русских песен Лидия Русланова поёт песню «И кто его знает».
Железнодорожный джаз Ц. Д. К. Ж. Художественный руководитель и дирижёр Дмитрий Покрасс. При участии лауреатов всесоюзного конкурса эстрады М. Харитонова и Н. Тиберга
Засл. арт. РСФСР Сергей Лемешев исполняет балладу и песенку Герцога из оперы «Риголетто» Дж. Верди. Цыганский танец исполняет Татьяна Оппенгейм.
«Тарас Бульба». Сцена из балета в постановке Ленинградского государственного ордена Ленина академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова. Музыка — Василия Соловьёва-Седого».

...Как интересно, только сейчас, когда стал писать обзор, обратил внимание, что среди создателей «Киноконцерта» есть режиссер фильма «В дождь и в солнце» Герберт Раппапорт. Прочитал про его богатую биографию – ничего себе! Оказывается, он снял один из моих любимых фильмов – «Два билета на дневной сеанс». А родился, жил, снимал кино в Австрии, потом, после аншлюса, уехал в США, а оттуда, будучи прокоммунистически настроенным, переехал в СССР...

«Киноконцерт» нашел и посмотрел тоже из-за ролика в Интернете с замечательным номером с участием Николая Тиберга и Михаила Харитонова. В ролике нет предваряющего песню сильного, в виде клипа с отличным монтажом, и веселого выступления джаз-оркестра Дмитрия Покрасса.

Вообще, несмотря на то, что большая часть «Киноконцерта» не из области моих эстетических предпочтений, поразил, в хорошем смысле, уровень эстрады того времени и уровень кино-подачи такого материала. Задача такого фильма – двигать высокое искусство в массы, которые не могли попасть в столичные театры (правда, честно говоря, не совсем понятно, как «простой зритель» такое искусство воспринимал), и мастерство, с которым это сделано, впечатляет. Постановочные оперные и танцевальные номера, декорации, мизансцены, монтаж – не всегда в наше время умеют так снимать.

Рекомендую посмотреть всем, кто много слышал, читал, но не видел выступлений советских звезд того времени.

ссылки


Мои впечатления о Хельсинки (12 апреля 2014): по арт-галереям, по городу.

Алексей Варсопко. Новые «Свободные линии» (концептуальный стрит-арт, гофрокартон, 2014, Петербург)


Алекс МакКлин. Фото с высоты птичьего полета


Мой пост в блоге на "Эхе Москвы": Принуждение насилием к наказанию аукнется всем


В избранное