Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып. 19.08.14


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]

выпуск 19.08.14

про 3,5 фильма

+ссылки: фото, кино

3 фильма
«Самурай: Путь воина»
Режиссёр: Хироси Инагаки
В главной роли – Тосиро Мифунэ
Оператор: Дзюн Ясумото
Жанр: драма, приключения
Япония, 1954

Про «Самурая…» Инагаки до последнего времени ничего не знал. Случайно недавно прочитал в каком-то обзоре и решил посмотреть.

Информация из «Википедии»: «Картина основана на пьесе Хидэдзи Ходзё и романе Эйдзи Ёсикавы и рассказывает о юности легендарного самурая Миямото Мусаси. В 1956 году фильм получил премию «Оскар» за лучший иностранный фильм.
Это первый фильм трилогии, в которую также входят «Самурай 2: Дуэль у храма» (1955) и «Самурай 3: Поединок на острове» (1956).
Действие происходит в начале XVII века. Два друга Такэдзо и Матахати оставляют родную деревню, чтобы принять участие в межклановой войне. После того, как их войско терпит сокрушительное поражение, они вынуждены скрываться. Такэдзо на своих плечах выносит раненого друга с поля боя и после тяжелого пути встречает одиноко стоящий дом. Тут живут мать и дочь, промышляющие тем, что грабят мертвых самураев. Женщины решают воспользоваться случаем и оставить себе хотя бы одного из мужчин. Им становится Матахати, тогда как Такэдзо, который раскусил план женщин, после стычки с бандитами решает немедля отправится в родные края. Ведь там, в деревне, ждет вестей Оцу, невеста Матахати...»

Одно из самых сильных впечатлений от кинематографа – «Семь самураев» Акиры Куросавы, в которых, несмотря на черно-белое изображение, временами возникала какой-то невероятной реалистичности картинка, появлялся эффект присутствия внутри действия, среди персонажей. Настоящая магия кино! Очень редко встречается, но зато и задает планку. Как этого удалось добиться в «Семи самураях»? Работа оператора? Режиссера? Какой-то особый стиль съемок?..

Что-то подобное увидел и в «Самурае…» Инагаки. И сразу возник вопрос: возможно, японские кинематографисты того времени (оба фильма вышли в один год, но сняты разными операторами) знали какой-то секрет?.. Впрочем, я не знаток японского кино, чтобы обобщать.

От первого фильма трилогии остались очень хорошие впечатления. Сама история простого молодого парня (крестьянина), решившего стать самураем, прославиться на боевом поприще интересна (но не понятно, где он приобрел хотя бы то же умение драться на мечах).
В фильме сильные драматическая коллизия, когда главный герой выбрал, получается, армию проигравшей в междоусобной войне стороны и, будучи отважным воином, вынужден скрываться, и лирическая линия, когда он влюбляется в девушку друга, но дружба сильнее.
Помимо главного героя из персонажей понравился буддийский монах, пытающийся направить Такэдзо на, так сказать, путь истинный (сделать из него настоящего воина). Именно с монахом связана потрясающая сцена встречи его с главным героем, в которой тот, доведенный до отчаяния и озверелости от голода, усталости, несправедливости и жестокости односельчан, переживает катарсис. Мифунэ в этой сцене просто гениален!.. Сыграл так, что мурашки по коже, какое-то прямо оцепенение наступило. А-а-а!..

Вторая и третья серии понравились меньше. Любопытно, третья показалась сильнее второй, но все равно не дотянула до уровня первой. «Самурай: Путь воина» – это именно Кино, а продолжение получилось более или менее интересной киноиллюстрацией к биографии известного в Японии исторического персонажа. Эти фильмы всего лишь пересказывают «в движущихся картинках», что было вот это, потом вот это, затем вот то, после чего… Магии в этом уже не было. И сами персонажи перестали быть живыми. Но были интересные в историческом и культурологическом аспектах моменты: музыка, театр, обряд, быт, нравы средневековой Японии имеют особое очарование.

Интересно, что в третьей части в эпизодических ролях можно увидеть актеров, которые вместе с Тосиро Мифунэ сыграли в «Семи самураях», сюжет которых (как крестьяне защищаются от бандитов) немного повторяется в «Самурае - 3».
1/2 фильма

«Одна миллиардная доля»
Parts Per Billion
Режиссер: Брайан Хориути
В ролях: Тереза Палмер, Алексис Бледел, Розарио Доусон, Джош Хартнетт, Пенн Бэджли, Джина Роулендс, Фрэнк Ланджелла, Хилл Харпер, Джон Прескотт
Жанр: фантастика, драма, мелодрама
США, 2014

Аннотация с «Киноафиши»: «Юные влюбленные Анна и Эрик, пожилые супруги Эстер и Энди, не так давно ставшие мужем и женой Лен и Миа — их жизнь состояла из повседневных мелочей и большой любви, из страсти и нежности, из ревности и верности. Кто-то из них думал о завтрашнем дне с тревогой, а кто-то с надеждой на счастье. Но завтра для них, как и для миллионов людей, может не наступить никогда. В войне на Ближнем Востоке одна из сторон применила бактериологическое оружие, смертоносное облако накрыло всю Европу и уже приблизилось к восточному побережью Соединенных Штатов. Мир оказался на грани вымирания: достаточно нескольких вдохов зараженного воздуха, концентрация вирусов в котором один на миллиард, — и конец неминуем».

Очень кратко.
Вот уж – извините, не сдержусь, – муть так муть. Не кино, а пытка – просто вытянуло все жилы. Никакой «фантастики», никакого, способного хоть как-то захватить, драматизма, надуманная, шитая белыми нитками история, с ужасной актерской игрой, крайне неубедительная попытка создать образ «любви во время чумы», и т.п. Ни в какие ворота…
Впрочем, так как при просмотре многое значит отношение к задействованным актерам, то, возможно, я просто «ошибся залом».

ссылки

«Неделя в августе – 4»
Фото, Псковская область


Всем поклонникам пиксаровской «Истории игрушек» рекомендую найти и посмотреть короткометражное (22 мин.) продолжение 2013 года «Игрушечная  история страха» (Toy Story of Terror!). Радостный повод встретиться с любимыми героями и посмотреть очередную серию их приключений:0)


В избранное